ОТКАЗ ОТ ПОСЛЕДНЕЙ СТАВКИ УЧАСТНИКОВ АУКЦИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНТРАКТОВ

Хвалынский Дмитрий Сергеевич
Алтайский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме расторжения публичных контрактов по соглашению сторон. В 2014 г. было расторгнуто по соглашению сторон более 61 тыс. публичных контрактов, что привело к потере до 4,3 млрд. руб. В целях предупреждения злоупотреблений, повышения эффективности и результативности проведения публичных закупок в России автором предлагается ввести новый дополнительный инструмент в процедуру электронного аукциона – возможность платного отказа от последней ставки.

Ключевые слова: аукцион, заказчик, закупки, контракт, контрактная система, поставщик, тендер, торги


REJECTION OF THE LATEST AUCTION BID AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF PERFORMANCE OF PUBLIC CONTRACTS

Khvalynskiy Dmitry Sergeevich
Altai state University
candidate of economic Sciences, associate Professor of international Economics, mathematical methods and business Informatics

Abstract
This article is devoted to the problem of termination of public contracts by agreement of the parties. In 2014, was terminated by agreement of the parties more than 61 thousand public contracts, which resulted in the loss of up to 4.3 billion rubles. In order to prevent corruption, improve the efficiency and effectiveness of public procurement in Russia, the author proposes a new additional tool in the procedure of electronic auction – the possibility of paid rejection of the latest auction bid.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Хвалынский Д.С. Отказ от последней ставки участников аукциона как инструмент повышения качества выполнения публичных контрактов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/11282 (дата обращения: 22.02.2024).

Начиная с 2006 г., в российскую систему публичных закупок внедряются обратные английские аукционы. Впервые использование открытых аукционов на всех уровнях власти регламентировал Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Принятие Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон №44-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2014 г., перевело на  электронные площадки еще большее количество публичных закупок, т.к. в положениях закона существенно ограничены в пользу электронных аукционов случаи осуществления запросов котировок и закупок у единственного поставщика.

Основным отличием английского аукциона (модель, установленная законом №44-ФЗ в качестве обязательной для заказчиков) является возможность переторжки участников. После первой ставки, сделанной одним из участников, суть английского аукциона сводится к борьбе участников за «последнее слово», под которым подразумевается улучшение ставки, сделанной конкурентом, как правило, на минимально допустимый «шаг» аукциона [1]. В таких условиях действия каждого участника аукциона  становятся просто реакцией на действия других участников, и аукцион прекращается как только участники прекращают совершать ставки.

Для того, чтобы участники аукционов несли ответственность за сделанные ставки законом №44-ФЗ предусмотрена процедура обеспечения заявок. Согласно статьи 44 закона №44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта. В случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется.

Вместе с тем нередко возникают ситуацию, когда участники, «заигравшись» друг с другом, пересекают черту себестоимости поставки качественной продукции по контракту, что с учетом обязанности заключения контракта приводит впоследствии к нарушениям условий исполнения контракта, оказанию давления на заказчика в целях расторжения контракта по согласованию, без применения санкций к поставщику, либо к поставке заменителей, существенно уступающих заказанной продукции в характеристиках, которые не были предусмотрены заказчиком в контракте (побочные явления, токсичность,  общественная опасность и т.д.).

Следует отметить, что п.8 ст.95 закона №44-ФЗ разрешает расторжение контракта по соглашению сторон в любое время. Для этого сторонам в соответствии с гражданским законодательством требуется подписать документ, в котором устанавливаются их права и обязанности, связанные с прекращением правоотношений, в частности, касающихся уже исполненного по контракту и (или) уже произведенной оплаты. При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Более того, сам федеральный регулятор контрактной системы в лице Министерства экономического развития РФ в письме от 18 декабря 2014 г. N Д28И-2834 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ” указывает, что в случае, если контракт невозможно выполнить в установленные сроки, заказчик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку.

В результате, предоставление законодателем возможности расторжения контракта по соглашению сторон привела к массовым злоупотреблениям. Аффилированные с заказчиками компании теперь торгуются в аукционах до победы независимо от цены, а после заключения контракта последний расторгается по соглашению сторон без применения санкций к поставщику.

Согласно данным Росстата по результатам 2014 г. было расторгнуто по соглашению сторон 61 345 публичных контрактов, заключенных заказчиками по итогам проведения аукционов и запросов котировок, на общую сумму 85,6 млрд. руб. [2]. В случае незаключения данных контрактов на этапе проведения процедуры аукциона федеральный бюджет мог получить до 4,3 млрд. рублей в качестве невозвращенного обеспечения заявок.

В целях повышения эффективности и результативности проведения электронных аукционов в России нам представляется необходимым существенное ужесточение процедуры расторжения публичных контрактов по соглашению сторон, например, посредством введения требования о получении согласия на такое расторжение от контрольного органа и главного распорядителя средств бюджета.

Мы должны также принимать во внимание ситуацию когда поставщик, находясь в азарте конкурентной борьбы, действительно ненамеренно сделал последнюю ставку в аукционе, которая не позволяет ему выполнить контракт качественно без получения убытков для своего бизнеса. Для того, чтобы сократить количество заключаемых и впоследствии расторгаемых контрактов в таких случаях мы предлагаем ввести новый дополнительный инструмент в процедуру аукциона – платный отказ от последней сделанной ставки с дисконтированным по отношению к обеспечению заявок штрафом. Например, он может быть определен в размере 0,1% начальной (максимальной) цены контракта. Такой инструмент не будет подменять или дублировать механизм обеспечения заявок, т.к. будет применяться только к единственной последней ставке каждого участника. Если же участник допустил несколько убыточных ставок, то в случае отказа от заключения контракта с него будет взыскано обеспечение заявки в полном объеме (от 0,5% до 5%).

Результатом введения  платного отказа от последней ставки может стать сокращение контрактов, расторгаемых по соглашению сторон (до 61 тыс.), существенный рост качественно исполняемых контрактов (при отказе участника от «некачественной» ставки, контракт заключается с участником, сделавшем «качественную» ставку), а также получение федеральным бюджетом дополнительных доходов от платного отказа от «некачественных» ставок в размере 1-2 млрд. рублей (с учетом определения штрафа в размере 0,1% начальной (максимальной) цены контракта и возможности отказа от последней ставки в одном аукционе сразу нескольких участников).


Библиографический список
  1. Хвалынский Д.С. О некоторых решениях актуальных проблем публичных закупочных аукционов в России. Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 95-99.
  2. Показатели закупочной деятельности [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Государство, общественные организации. – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#


Все статьи автора «Хвалынский Дмитрий Сергеевич, к.э.н.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: