УДК 336.201

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ

Толкачёва Светлана Евгеньевна
ООО "Альфа-Банк"
Кредитный специалист

Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы, применяемые в налоговых системах федеративных государств, выделяются общие и особенные компоненты исследуемых налоговых систем. Подробно рассматривается перечень основных налоговых платежей в двух федеративных государствах: Канаде и Соединенных штатах Америки.

Ключевые слова: Канада, налоговая система, налогообложение, Соединенные штаты Америки, федеративные государства


FEATURES OF THE TAXATION OF FEDERAL STATES

Tolkacheva Svetlana Еvgenyevna
OOO "Alfa-Bank"
Credit Officer

Abstract
The article discusses the main approaches used in the tax systems of federal states, allocated general and specific components of the test-nalo govyh systems. Considered in detail a list of major tax payments in two federal states: Canada and the United States.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Толкачёва С.Е. Особенности налогообложения федеративных государств // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11120 (дата обращения: 23.09.2018).

Многие исследователи указывают, что при федеративном государственном устройстве система налогообложения непременно должна быть структурированной, в отличие от формирования таковой в унитарном государстве, в котором «политическая воля является централизованной»,  а самоуправляемые корпорации практически не обладают государственным суверенитетом. [1; 2]

В федеративном государстве выделяется  два уровня с истинным  государственным суверенитетом, а именно:

1) центральный;

2) региональный.

Рассмотрим налоговые системы федеративных государств на конкретном примере.

Особенности налоговой системы Соединенных Штатов Америки определены масштабами использования прямого налогообложения во всех его модификациях. Так, в стране одновременно  собираются  основные виды налогов по всем показателям  властных полномочий. К примеру, население платит три  подоходных налога, три налога на прибыль с корпораций, два поимущественных  налога.

Второй по важности налог в системе подоходного обложения в  Соединенных Штатах  Америки  — «налог на прибыль корпораций» (т.н. «corporation income tax»), который  претерпел ряд изменений после системы  налоговых реформ конца XX века. [8]

Базовым принципом налогообложения корпораций в Соединенных Штатах Америки выступает сбор налога с чистой прибыли в качестве  окончательного объекта налогообложения обложения. Основные  плательщики этого налога  – АО. Так, около 15% налога собирается  местными органами власти  и штатами, 85% налога собирается  на федеральном уровне.

Прежде всего, рассчитывается валовый доход компании. Он состоит из валовой выручки от реализации и суммы  внереализационных расходов  и доходов.

Далее из валового дохода вычитают:

1) заработную плату работников,

2) расходы на ремонт,

3) т.н. безнадежные долги,

4) рентные платежи,

5) местные и штатные налоги, которые уже уплачены,

6) амортизацию,

7) проценты за кредит,

8) расходы на рекламу,

9) взносы в пенсионные фонды,

10) убыток от стихийных бедствий,

11)  операционные убытки,

12) благотворительные взносы,

13) затраты на НИОКР,

14)  расходы на капитальный ремонт и проч.

В налоговом законодательстве подробного оговорены все расходы, могущие быть  включенными при определении корпорационного налога в издержки производства. Так, в индивидуальный перечень разрешено включать те затраты компании, которые связаны с ее производственно-коммерческой деятельностью на настоящий момент функционирования.

Ограничения в этом  случае незначительны и касаются, прежде всего,  запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.  Далее вычитают льготы, которые нацелены на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Наконец, последний этап связан с решением проблем «двойного налогообложения» той части прибыли, которая направлена на выплату дивидендов.

Далее опишем специфику налогообложения в еще  одном федеративном государстве Северной Америки – Канаде. Канадская система налогообложения в корне отличается от системы налогообложения других федеративных государств.  Она  имеет более высокий уровень децентрализации, а именно: при сильном влиянии федеральных органов власти канадские провинции имеют важное значение для развития стратегии национальной экономики.

В целом на провинции приходится около 60%   правительственных расходов Канады. Кроме того,  на них же возложены функции обеспечения сферы образования, а также социального страхования и  здравоохранения. [3] В целом же налоговая система Канады реализуется на трех основных уровнях – федеральном (более 50% государственных доходов); провинциальном (около 40%); местном (составляет практически 10%). Но следует отметить также, что динамика роли провинций значительно возросла в последние годы.

Базовую  часть доходов федерального бюджета Канады составляют:

1)  налог на товары и услуги,

2) акцизы,

3) подоходный налог с населения,

4) налог на корпорации,

5) таможенные пошлины,

6) взносы в фонды социального страхования.

Доходы провинций составляются из:

1) подоходного налога с населения,

2) налога на прибыли корпораций,

3) налога с продаж,

4) акцизов,

5) взносов в фонды социального страхования,

6) налогов на дарение,

7)  рентных платежей,

8) разного рода регистрационных и лицензионных сборов.

Базовая часть поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. При этом возможно наблюдать определённое сходство с российской налоговой системой, где роль налога на доходы физических лиц и НДС также традиционно высоки. [4]

Кроме того, в Канаде налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство. В целом налоговая система Канады основана на прямом налогообложении. Из косвенных же налогов наибольший вес имеют федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7%,  и местный налог с продаж.

Зачастую в провинциях эти два налога объединены в так называемой комбинированной ставке. Она составляет 15%. Заметим, что объединенный налог включается в розничную стоимость товаров. Однако, даже, невзирая  на широкие полномочия в сборе налогов, провинции имеют регулярную  поддержку федерального правительства.  Данная поддержка реализуется в виде трансфертов, составляющих около 28% всех их доходов.

Отметим также, что  указанные федеральные трансферты провинциям базируются  на трех имеющих разные цели и структуры, ключевых программах:

1 «Выравнивание»,

2 «Установленное финансирование программ»,

3 «План помощи».

Итак, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.

И в США, и в Канаде ведется регулярная работа в области совершенствования теории и практики федерализма и  гармонизации налоговых систем. Значительные усилия направлены на совершенствование налогового контроля в сфере электронного бизнеса. [5]

Однако  даже при общих закономерностях в каждой стран имеют место свои особенности,  которые учитываются при принятии решений по налогообложению.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Водопьянова В.А. Проблемы применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 109-114.
  2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9-16.
  3. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 622.
  4. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  5. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99.
  6. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.
  7. Липатова И.В. К вопросу о развитии налоговой США в условиях модернизации экономики / И.В. Липатова // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 30. – С. 48 – 53.
  8. Швецов Ю. Г. Бюджетно-налоговая система США: состояние кризиса / Ю.Г. Швецов // Финансовый бизнес. – 2012. – № 5. – С. 53-57.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Толкачёва Светлана Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация