УДК 658.512.23

ВЛИЯНИЕ РЕЗИНОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА СПОРТИВНОЙ ОБУВИ (КОНЕЦ IX- НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ)

Могаддаси Мохаммадхоссейн Хассан
Московский государственный университет дизайна и технологии
Соискатель института дизайна

Аннотация
Данная статья посвящается показать значение промышленного прогресса как технологический фактор, связанный со дизайн-проектированием спортивной обувью. В дополнение к этому назначению в исследовании рассматриваются с исторической точки зрения вопросы о развитии резиновой промышленности в конце IX- начале ХХ веков и ее влияние на формирование современного облика спортивной обувью. Проведенное исследование позволяет утверждать, что развитие технологических процессов, трансформирeт не только облик, характер и способ проектирования изделий, а также глобально повышает качество повседневной жизни.

Ключевые слова: дизайн, история, материальная культура, резина, спортивная обувь, технология


INFLUENCE OF RUBBER INDUSTRY ON SHAPING THE CONTEMPORARY IMAGE OF SPORTS SHOE (THE END OF 19TH -EARLY 20TH CENTURIES)

Moghaddasi Mohammadhossein Hassan
Moscow State University of Design and Technology
PhD student at The Institute of Design

Abstract
This article is devoted to show the importance of industrial progress as a technical factor, connected to design of sports shoe. For this purpose, from the historical point of view, in the research are consider the problems around the development of rubber industry at the end of 19th- early 20th centuries and its influence on shaping the modern image of sports shoe. The conducted research allows claiming that the development of technological processes transforms not only image, character and the ways of product design, but also enhances the quality of everyday life globally.

Keywords: design, history, material culture, sport shoes, technology, tires


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Могаддаси М.Х. Влияние резиновой промышленности на формирование современного облика спортивной обуви (конец IX- начале ХХ веков) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9631 (дата обращения: 26.09.2018).

В конце XIX века вместе с возможностью вулканизации резины, ростом числа спортивных болельщиков более продвинутая часть северо-американского общества открыла дверь для нового типа обуви который радикально изменил общепринятый способ «гулять», «чувствовать» и «заниматься спортом». Признание обуви для тенниса в качестве элемента костюма для повседневной носки стало подарком для производителей, стимулировавших развитиенеформальных стилей в одежде как способа увеличения потребления резины. Реклама способствовала развитию взаимосвязей между молодёжью, досугом и спортивной одеждой, переосмыслению назначения спортивной обуви из парусины на резиновой подошве в качестве модной летней одежды, которую мог носить любой человек. В рекламных буклетах отмечалось, что носить резиновые подошвы каждый день приемлемо с общественной точки зрения и с точки зрения моды, также в них раскрывались достоинства резины по сравнению с традиционными материалами для подошв.
Перед Первой мировой войной резиновая промышленность развивалась быстрыми темпами благодаря подъёму автомобильной промышленности, опиравшейся на пневматические резиновые шины и благодаря изменениям методов производства резины. В XIX веке был найден неиссякаемый источник латекса – бразильская гевея (каучуконос), произраставший только на небольшом участке джунглей в Бразилии. Как следствие, большая часть мировых поставок резины осуществлялась на основе природного сырья и находилась под контролем бразильских торговцев резиной. Низкое качество экспортных поставок объяснялось условиями сбора сырья, ритмичночть поставок также была непредсказуемой. Английская экономикаостро нуждалась в прорезиненных компонентах для промышленного оборудования. Это привело к тому, что в 1860-е годы правительство Великобритании намеренно стремилось обеспечить надежные, устойчивые поставки данного сырья. Климент Маркхэм (ClementsMarkham), чиновник британского правительства, служивший в Индии, пытался применить те же принципы к резине, что и в случае с пересадкой охотниками-собирателями хинного дерева – источника хинина (первое эффективное средство от малярии) с Анд на возделанные плантации Индии. В 1876 году он организовал сбор нескольких тысяч порций семян в Бразилии и вывез их контрабандным путём в Королевские ботанические сады Кью, в которых их прорастили, а затем всходы отправили на Цейлон и в Сингапур на разведение. Несмотря на трудности, его план удался. Экспортированные растения использовали в качестве основы для плантаций сначала на Цейлоне, а затем на Борнео и в Малайзии. Резину/каучук непрерывно получали из Азии в 1880-1890-е годы, а в1899 г. сырьё впервые было вывезено с Цейлона [1, c. 129-41, 2, c. 81-107].
Автомобильная промышленность, достигнув полного развития, способствовала разработке плантационного каучука/резины [3, c. 44-86, 4]. Подъём производства личных автомобилей в начале ХХ века обусловил массовый спрос на резиновые шины и другие автокомплектующие. Он стимулировал развитие таких компаний, как B.F. Goodrich, Firestone, Goodyear и Dunlop. Все они направляли денежные потоки в научные разработки для того, чтобы совершенствовать собственную продукцию. Вильям Гир (WilliamGeer), возглавлявший научную работу в компании «B.F. Goodrich», писал, что «химик, физик и инженер привнесли реальные знания в изготовление резины». В.Гирупоминал о том, что «каждая из крупных компаний по производству резины организовывала лаборатории, в которых высококлассные химики изучали новые материалы и знакомились с рабочими характеристиками каждого материала в резиновой смеси» [5, c. 65]. С применением науки и технологии резиновая промышленность начала быстро развиваться, и вскоре стало возможным производство резиновых изделий в ассортименте для различных целей.
Изменения в резиновой промышленности серьёзным образом воздействовали на обувную промышленность, использовавшуюрезиновую подошву. Количество сырья, получаемого на каучуковых плантациях, превышало спрос на шины, поэтому компании-производители резины пытались использовать продукцию резиновой промышленности в новых производствах, стимулируя таким образом потребительский спрос [1, c. 155-59, 5, c. 29-30]. Компании B.F. «Goodrich, Goodyear, Dunlop» и другие стали заниматься производством обуви. Несколько американских производителей шин переключилось на рентабельное производство обуви. Появилось сообщение о том, что несколько компаний в США производят обувь, большая часть из них – это компании–производители резины [6]. В конце XIXвека специалисты усовершенствовали технологии массового изготовления, перенесённые в обувную промышленность, и стали широко применять принципы конвейерного производства и организации рабочего времени по принципу Генри Форда.
Достижения в технологии, расширение познаний в области производства и свойств резины, а также вхождение компаний-производителей резины в обувной бизнес не только расширили ассортимент, но и изменили дизайн обуви для тенниса. В XIX веке резину вулканизировали на протяжении нескольких часов в высокотемпературных воздушных сушильных печах. На заводах таких компаний, как «H.E.Randall», теннисную обувь изготавливали, вырезая подошвы из листов вулканизированной резины, которые затем приклеивали или сшивали с кожаным или парусиновым верхом, процесс обрезания и сшивания был традиционным. Несмотря на внедрение производственного оборудования, изготовление обуви оставалось относительно сложным процессом, который включал несколько операций. В отличие от этого, компании-производители резины облюбовали упрощенную, парусиновую обувь, которая легко изготавливалась, при этом цикл производства ограничивался несколькими этапами. Внедрение парообработки и отвердения под давлением (процессы, впервые применённые для производства шин) предоставило возможность для производства обуви, у которой резиновые и парусиновые детали скрепляли вместе спомощью вулканизации, исключая таким образом необходимость пришивания подошвы по месту. Такую технологию изготовления обуви для тенниса в 1920 году применяла компания «Hood Rubber Company», дочерняя компания «B.F. Goodrich». Процесс твердения с помощью парообработки и под давлением полностью соответствовал процессу производства автомобильных шин, что, как было заявлено, «обеспечивало свойства повышенной износостойкости и эластичность». Углубление знаний в области различных соединений и внедрение органических и неорганических катализаторов позволило производить виды резины со светлым окрасом и увеличило ассортимент материалов для обувной промышленности. Производители могли выбирать из двух или трёх дюжин присадок и изготавливать обувь и подошвы различных тонов [7].
К 1930 году на смену тяжёлым, вычурным, кожаным и хлопчатобумажным моделям конца XIXвека пришла мягкая, упрощенная парусиновая обувь, которая повторяла функциональные возможности модернистской архитектуры. Наиболее популярная расцветка обуви для тенниса – белая, иногда с цветной оторочкой из бейки. Баскетбольная обувь поставлялась в чёрном или желтовато-коричневом цвете до тех пор, пока компания «Converse Rubber Shoe» не представила белую обувь «исключительно для олимпийской команды США 1936 года» (см. рис.1) [8, c. 150].
Почти у всей обуви на резиновой подошве, предназначенной для спорта, а также большей части повседневной обуви, подошву присоединяли в процессе вулканизации. Обувь, изготавливаемая способом, характерным для XIX века, когда подошву приклеивали и пришивали по месту, не исчезла, но её, вероятнее всего, стали использовать как повседневную. Рост интереса к спорту обусловил потребность в соответствующей обуви. Масовое участие в соревнованиях сформировало потребность в продукции, которую можно было бы сортировать и различать по доходам населения, важности соревнований и играм, в которых они участвовали. С начале прошлего века покупателям был предложен большой выбор спортивной обуви, и разнообразие продукции увеличивалось по мере распространения популярности спорта и наращивания мощностей резиновой промышленности. Продукцию из вулканизированной резины связали с процессами, которые трансформировали обычную жизнь благодаря достижениям полного развития технологий в викторианскую эпоху. Резину наравне с электричеством, радио, автомобилем, фотографией, кино и аэропланом можно было классифицировать как символ века машин.

Приложение

Рис.1. Реклама спортивной обувь с высоким берцем со шнуровкой до носка, модель “дерби” (для скачек), производитель: компания «Converse Rubber Company», 1930 г.

Реклама спортивной обувь с высоким берцем со шнуровкой до носка, модель “дерби” (для скачек), производитель: компания «Converse Rubber Company», 1930 г.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Hobhouse, H., Seeds of wealth : four plants that made men rich, 1st Shoemaker & Hoard ed., Washington, DC: Shoemaker & Hoard,  2004.
  2. Loadman, J., Tears of the tree : the story of rubber-a modern marvel, Oxford: Oxford University Press, 2005.
  3.  Setright, L.J.K., Drive on! : a social history of the motor car, London: Granta., 2003.
  4. Moser, K., World War I and the Creation of Desire for Automobiles in Germany, in Getting and spending : European and American consumer societies in the twentieth century, S. Strasser, C. McGovern, and M. Judt, Editors, Cambridge University Press: Cambridge. p. 195-222, 1998.
  5. Blackford, M.G. and K.A. Kerr, BFGoodrich : tradition and transformation, 1870-1995. Historical perspectives on business enterprise series, Columbus: Ohio State University Press., 1996.
  6. Phillips, C.F., The Competitive Potential of Synthetic Rubber, Land Economics,. 36(4): p. 322-332 ,1960.
  7.  Somerville, A. and J. Ball, Some New Laboratory Work on Rubber, Rubber Chemistry and Technology,. 2(2): p. 197-208, 1929.
  8. Aamidor, A., Chuck Taylor, Converse all star : the true story of the man behind the most famous athletic shoe in history., Bloomington: Indiana University Press., 2006.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Mohammadhossein»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация