УДК 159.923.2

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Шипитько О.Ю.1, Чеснокова А.В.2
1Южный федеральный университет, канд. психол. наук, преподаватель кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики
2Южный федеральный университет, студентка 5 курса, кафедры психологии управления и юридической психологии, Академии психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается феномен профессиональной самореализации сквозь призму различных аспектов удовлетворенности трудовой деятельностью молодых руководителей. Уделяется внимание отечественным исследованиям и разработкам в рамках акмеологического подхода. Предложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня выраженности профессиональной самореализации молодых руководителей с различными аспектами удовлетворенности трудом. Сделаны основные выводы и освещены возможности практического применения полученных результатов.

Ключевые слова: деятельность, профессиональная самореализация, руководитель, стремление к саморазвитию, удовлетворенность трудом


TO THE QUESTION TO YOUNG LEADERS PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Shipitko O.Y.1, Chesnokova A.V.2
1Southern Federal University, candidate of Psychological sciences, lecture of department of psychology management and legal psychology, Academy of Psychology and Pedagogy
2Southern Federal University, 5th year student, department of psychology management and legal psychology, Academy of Psychology and Pedagogy

Abstract
This paper examines the phenomenon of professional self-realization through the prism of various aspects of satisfaction with the employment of young leaders. Attention is paid to domestic research and development within the akmeological approach. The results of empirical research relationship of the level of expression of young leaders professional self-realization with different aspects of job satisfaction are offered. The main findings and highlights of practical application of the results are made.

Keywords: activities, head, labor satisfaction, professional self-realization, the desire for self-satisfaction


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шипитько О.Ю., Чеснокова А.В. К вопросу о профессиональной самореализации молодых руководителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9574 (дата обращения: 24.09.2018).

На сегодняшний день, экономическое бизнес сообщество в большей степени ориентировано на сферу оказания услуг разного рода, поэтому эффективность организации связана, прежде всего, с деятельностью руководителей и менеджеров высшего звена. Молодые руководители – это особая категория сотрудников в компании, так как они попадают в специфическую возрастную категорию до 35 лет, которая характеризуется тем, что личность находится на стадии социального самоопределения и стремления к достижению вершины профессионального саморазвития. При этом в современных научно-психологических трудах отмечается, что психологическая готовность молодежи к управленческой деятельности существенно зависит от динамики социально-экономических факторов: состояния рынка труда, идеологически поддерживаемой престижности и масштабности профессии, информированности субъектов о продуктивности соответствующей деятельности и других факторов [1, с. 12]. В ряде других работ, все чаще используется такое понятие, как реализация личностных возможностей и индивидуального потенциала в профессиональной деятельности [2]. Важно понимать, что использование методов и технологий, принятых в акмеологии и психологии, позволяет достичь наибольших результатов при изучении профессионального стремления человека, способствующего его профессиональной компетентности и развитию. Отражение этой идеи находит свое подтверждение в исследованиях акмеологической направленности личностиТ.В. Зобниной, которая утверждает, что акмеология, понимаемая как наука о профессионализме, дополняет психологию созданием акмеограммы применительно к разным видам трудовой деятельности, описанием критериев профессионализма в них, выделением уровней их продуктивности и предложением «ключа» к достижению акме [3, с. 2].

Проблемасамореализации личности носит междисциплинарный характер. Например, в психофизиологических исследованиях Н.Е. Водопьяновой рассматриваются анатомо-физиологические особенности человека, которые влияют на саморазвитие в конкретной сфере деятельности, с учетом особенностей нервной системы и темперамента личности [4, с. 299]. В социально-психологических работах обсуждается роль институтов социализации, способствующих или препятствующих самореализации личности, что в свою очередь напрямую влияет на производственную эффективность организации (в различных сферах деятельности) [5]. В психологии управления и организационной психологии рассматриваются вопросы мотивации и удовлетворенности трудом человека, изучается проблема совладающего поведения в трудных профессиональных ситуациях в связи с уровнем выраженности самореализации личности в профессиональной деятельности [6]. Таким образом, профессиональная самореализация является важной составляющей развития личности взрослого человека на разных этапах жизни и затрагивает практически все аспекты его существования. В основе этого феномена лежат представления человека о самом себе и мире в целом. Именно эти представления можно считать ключевой детерминантой профессионального пути личности. В последние годы в отечественной психологической науке проведены исследования, позволившие получить представление о различных личностно-психологических аспектах феномена самореализации как процесса (Г.Ю. Фоменко, Э.В. Галажинский, A.A.Деркач, С.И. Кудинов). Например, Г.Ю. Фоменко рассматривая проблему профессионального самоопределения личности применительно к видам трудовой деятельности, которые осуществляются в условиях повышенной экстремальности (силовые структуры) показывает, что важен субъектный стандарт валюации, который указывает на тот факт, что человек воспринимает себя как источник своих поступков, его собственные цели являются предметом интенций, а окружающий мир – это шанс для реализации своих возможностей [7]. Другой аспект изучаемого феномена раскрыт в работах Л.Р. Правдиной и О.С. Васильевой, где профессиональная самореализация является результатом «психологически здорового» рабочего места, которое предполагает не только использование способностей человека для достижения цели, но и раскрывает новые возможности реализации потенциала, а также способствует высокому уровню удовлетворенности работой и благополучию в целом [8]. Итак, мы видим, что внимание отечественных психологов в изучении вопросов профессиональной самореализации личности сосредоточено на исследовании с одной стороны внутреннего потенциала человека, с учетом его физиологических особенностей, профессиональных способностей и ценностных ориентаций, а с другой стороны внимание исследователей привлекают экономические и политические факторы, способствующие развитию личности в деятельности, многообразие и специфика профессий, особенности межличностного взаимодействия в референтной группе и организации в целом. Кроме того, на наш взгляд, развитие личности в деятельности напрямую связано с удовлетворенностью трудом, что стимулирует дальнейшую трудовую активность молодого профессионала.

Анализируя проблему удовлетворенности профессиональным видом деятельности в связи с феноменом самореализации, следует помнить, что удовлетворенность трудом является неким эмоционально окрашенным оценочным представлением субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [9]. В целом удовлетворенность деятельностью является интегральной характеристикой, которая содержит в себе определенные убеждения человека по отношению к разнообразным аспектам труда. Итак, если человек удовлетворен деятельностью и имеет возможности реализации собственного потенциала, то это, несомненно, будет отражаться не только на его производительности, но и на внешнем облике. В этой связи, Д.В. Погонцева и Д.Д. Узлова подчеркивают тот факт, что внешний облик — это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встроенной в социокультурный контекст [10, с. 35]. К другим установкам человека по отношению к труду принято относить его суждение о своей профессии, интерес к работе, уровень притязаний в деятельности, взаимоотношения с коллегами, потенциал профессионального развития и карьерного роста, условия производственной деятельности и т.д. Следовательно, механизм удовлетворенности трудом не просто оказывает влияние на уровень профессиональной самореализации в деятельности, но и определяет стремление личности к вершине развития — акме. Итак, в связи с несомненной теоретической и практической актуальностью поставленной проблемы, интерес представляет психологический анализ феномена самореализации личности с точки зрения акмеологического подхода, а также проведение эмпирического исследования, цель которого состоит в изучении взаимосвязи между самореализацией в деятельности и удовлетворенностью трудом в целом.

В качестве гипотезы исследованиянами было выдвинуто предположение о том, что уровень выраженности профессиональной самореализации молодых руководителей взаимосвязан с парциальной удовлетворенностью трудом.

В исследовании приняли участие 60 молодых руководителей в возрасте от 25 до 35 лет, которые являются специалистами в сфере недвижимости. Респонденты в основном имеют высшее образование – 90% и неоконченное высшее – 10%. Все испытуемые занимают руководящие должности и имеют в подчинении группу менеджеров среднего звена. Большая часть рабочего времени руководителей такого ранга проходит во взаимодействии с подчиненными. Представители данного управленческого аппарата вносят существенный вклад в решение проблем организации, который определяется характером работы, руководимого ими подразделения. Данная деятельность характеризуется оперативностью, что связано с частыми переходами от одной задачи к другой. В основном (70% респондентов) имеют образование по специальности «Менеджмент», что дает возможность заниматься финансово-экономической, аналитической, предпринимательской и другими видами деятельности; 17,5% руководителей имеют высшее техническое образование, и 12,5 % респондентов имеют юридическое образование.

Для решения поставленной в исследовании задачи применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, а именно – анализ научных источников, отражающих состояние изученности поставленной в исследовании проблемы. В качестве эмпирического метода использовалось тестирование: опросник самоактуализирующейся личности (САМОАЛ), модифицированный А. В. Лазукиным и методика «Интегральная удовлетворенность трудом» В.А. Розановой. Надежность полученных данных обеспечивалась достаточным объемом эмпирической выборки, тщательным анализом данных, а также использованием коэффициента корреляции Пирсона, предназначенного для выявления связи между переменными.

Анализ первичных данных показал, что молодые руководители с высоким уровнем самореализации автономны, независимы и свободны, однако это не означает отчуждения и одиночества. Молодые руководители характеризуются отсутствием социальных стереотипов и способностью к адекватному самовыражению в общении. Для них актуально аутентичное взаимодействие с окружающими и способность к самораскрытию. Респонденты с высоким уровнем самореализации ориентированы на личностное общение и не склонны к профессиональным манипуляциям. Согласно результатам, полученным с помощью методики «Интегральная удовлетворенность трудом» высокий уровень удовлетворенности трудом продемонстрировали 42,5 % молодых руководителей. В свою очередь, 42,5% респондентов обладают низким уровнем удовлетворенности трудом (группа респондентов имеет средний уровень профессиональной самореализации). При этом нельзя утверждать, что более высокий уровень удовлетворенности автоматически повышает уровень профессиональной самореализации личности. Следует отметить, что высокий уровень удовлетворенности деятельностью для некоторых категорий работников может сопровождаться низким уровнем производительности, то есть работник, довольный рабочим местом может, не стремится улучшить результаты труда. Другие 15% руководителей имеют средний уровень удовлетворенности трудом. Рассматривая связь между удовлетворенностью трудом в организации и стремление к профессиональному развитию, следует обратить внимание на негативные последствия неудовлетворенности трудом.Это проявляется в том, что, чем меньше работник удовлетворен содержанием выполняемой работы, тем слабее его эмоциональные связи с компанией в которой он работает. Это может выражаться в снижении уровня трудовой и исполнительской дисциплины.

На следующем этапе эмпирического исследования нами были выделены наиболее значимые положительные корреляционные связи с помощью применения r-критерия Пирсона. В первую очередь к ним относится положительная высокозначимая корреляционная связь между параметрами «Высокий заработок» и «Взгляд на природу человека» (r= 0,4). Связь говорит о том, что для молодых руководителей возможность высокого заработка основывается на доверии к окружающему миру и в убеждении силы человеческих возможностей. Условием высокого дохода для молодых руководителей является наличие искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к коллегам, честность и непредвзятость. Показатели такой составляющей профессионального развития, как «Взгляд на природу человека» имеют высокозначимую корреляционную связь и с общей интегральной удовлетворенностью трудом (r = 0,3). Поэтому, можно говорить о том, что у молодых руководителей удовлетворенность трудом зависит от качества межличностных отношений с коллегами.

Затем, нами была выявлена положительная значимая корреляционная связь между параметрами «Интерес к работе» и «Аутосимпатия» (r = 0,3). Следовательно, адекватная самооценка и хорошо осознаваемая позитивная профессиональная «Я-концепция», служат источником интереса к работе на руководящих должностях в сфере недвижимости. Наибольшее количество положительно значимых корреляционных связей отмечается между параметрами «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» и такими составляющими профессиональной самореализации молодых руководителей как «Ориентация во времени» (r = 0,3), «Ценности» (r = 0,3), «Автономность» (r = 0,4), спонтанность (r = 0,3), «Самопонимание» (r = 0,3), «Контактность» (r = 0,3) и «Гибкость в общении» (r = 0,5). Таким образом, для молодых руководителей положительные, конструктивные взаимоотношения с руководством являются благоприятной зоной для профессионального развития, а также служат мотивацией к достижению главной цели организации. Результаты исследования показывают, что такие характеристики самореализации как «Автономность», «Самопонимание» и «Гибкость в общении» имеют высокозначимую корреляционную связь с «Общей удовлетворенностью трудом» (r = 0,7). Это свидетельствует о том, что свобода действий в процессе принятия профессиональных решений способствует самореализации личности и формирует понимание будущего, что в свою очередь позволяет выстраивать конструктивное межличностное взаимодействие с обществом и референтной группой. По другим показателям в группе значимых взаимосвязей обнаружить не удалось.

Проведенный нами теоретический и эмпирический анализ проблемы профессиональной самореализации молодых руководителей позволяет сделать вывод о том, что феномен самореализации тесно связан как с интегральной удовлетворенностью трудом, так и с отдельными ее составляющими. Удовлетворенность деятельностью связана, прежде всего, с межличностными отношениями в организации, которые играют важную роль в управленческом аппарате компании. Для молодых руководителей возможность высокого заработка основывается на доверии к сотрудникам и стремлении расширить их возможности. Условием высокого дохода, учитывая специфику деятельности, является наличие искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к коллегам, честность, непредвзятость и доброжелательность.

Результаты исследования могут быть полезны профессиональным психологам, специалистам в области ведения переговоров, педагогам, социологам, рекрутерам, и, конечно, молодым руководителям организаций при обучении, развитии и мотивации менеджеров среднего звена во всех сферах предпринимательской деятельности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Джанерьян С.Т., Солдатова И.А. Психологическая готовность студентов — выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. №2. С. 12-17.
  2. Бодалев А.А., Деркач А.А. О вкладе Б.Г. Ананьева в становлении акмеологии // Акмеология. 2003. №1. С. 48-55.
  3. Зобнина Т.В. Акмеологические аспекты в преподавании педагогической психологии // Психологическая наука и образование http://www.psyedu.ru. 2010. №1. С. 1-8.
  4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Спб., 2009.
  5. Сидоренков А.В., Уьянова Н.Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность группового субъекта // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. №4. С.74
  6. Шипитько О.Ю. Особенности совладающего поведения и личностные характеристики менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной самореализации / дис. канд. психол. н.: 19.00.13 / ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2013. – 205 с.
  7. Фоменко Г.Ю., Куашева Е.Р. Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. С. 269-275.
  8. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Ценностно-смысловые аспекты профессионального здоровья // Инженерный вестник Дона. 2014. Т.30. №2. С. 81.
  9. Мельник Л.П. Удовлетворенность трудом в личностно-профессиональном развитии педагога // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №43. С. 228-229.
  10. Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // Education Sciences and Psychology. 2013. №2 (24). С. 35-38.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Olesya_Shipitko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация