КАК УСКОРИТЬ СВОЮ КАРЬЕРУ: ИНСТРУМЕНТЫ ЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРОДВИЖЕНИЮ В ВУЗЕ

Сазыкина Ольга Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук

Аннотация
В статье представлены результаты исследований профессионального продвижения преподавателей в вузе. Выявлено, что 53% преподавателей не планировали заниматься научно-педагогической деятельностью в период обучения в вузе; 55% опрошенных преподавателей не имеют плана развития своей научно-педагогической карьеры; при этом одним из основных инструментов продвижения по службе преподаватели считают «возможность быть на заметке у начальства» и лишь только потом наличие профессиональных компетенций. Обосновывается необходимость активных действий со стороны самого преподавателя по управлению своей научно-педагогической карьерой. Предложены практические советы преподавателю по управлению личным профессиональным продвижением в вузе.

Ключевые слова: высшее учебное заведение., личная деятельность, научно-педагогическая карьера, преподаватель, профессиональное продвижение


HOW TO ACCELERATE THE CAREER: INSTRUMENTS OF PERSONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF PROFESSIONAL ADVANCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Sazykina Olga Anatolyevna
Penza state university of architecture and construction
Associate professor "Management", Candidate of Economic Sciences

Abstract
Results of researches of professional advance of teachers in higher education institution are presented in article. It is revealed that 53% of teachers didn't plan to be engaged in scientific and pedagogical activity during training in higher education institution; 55% of the interrogated teachers have no development plan of the scientific and pedagogical career; thus teachers consider as one of the main instruments of promotion "opportunity to be on a note at the administration" and only then existence of professional competences. Need of active actions from the teacher of management of the scientific and pedagogical career locates. A practical advice is offered the teacher of management of personal professional advance in higher education institution.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сазыкина О.А. Как ускорить свою карьеру: инструменты личной деятельности преподавателей по профессиональному продвижению в вузе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/9518 (дата обращения: 24.02.2024).

Перед каждым человеком стоит выбор своей профессиональной карьеры. Кто-то решает не «покорять» карьерную лестницу и работает в свое удовольствие, другие же любыми способами стараются продвинуться в должности. Для того, чтобы этот процесс был управляемым, необходимо планировать свою деятельность, ставить четкие цели и контролировать их достижение.

Карьера человека не выстраивается в одночасье. Она имеет свои этапы (выбор, рождение, развитие, угасание) и тесно связана с возрастом и циклами профессиональной деятельности человека. Стремление сделать карьеру является неотъемлемым желанием большинства людей, ориентированных на реализацию своего личностного потенциала. Поэтому каждому человеку важно осознавать свои карьерные ориентации и адекватно понимать, чего же он на самом деле хочет и может достичь в жизни.

Этапы профессионального продвижения в вузе

На производственных предприятиях специалисты могут продвигаться как вертикально, так и горизонтально по карьерной лестнице, которая может включать большое количество разных этапов (должностей). В высшем учебном заведении научно-педагогическая карьера преподавателя включает достаточно небольшое количество ступеней: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Параллельно с научно-педагогической карьерой преподаватель высшей школы может думать и об управленческой деятельности. Наиболее часть управленческая карьера в вузе начинается с заместителя заведующего кафедрой или заместителя декана факультета.

Особенности планирования карьеры в условиях высшей школы зависят от должностного статуса, профиля образования, стажа работы. На карьеру работников кафедры в большинстве случаев влияют личные качества и способности.

Итак, первая ступень карьеры преподавателей на кафедре – это должность ассистента. Эту должность зачастую занимают аспиранты. Следующая ступень – это должность старшего преподавателя кафедры. На нее, обычно, назначают ассистента, который уже закончил аспирантуру и защитил диссертационную работу. Далее в случае активной научно-педагогической деятельности преподаватель может занять должность доцента, а затем получить ученое звание доцента. Статистические данные говорят о том, что на начало 2012/2013 учебного года из 312,8 тыс. человек профессорско-преподавательского состава государственных вузов 139,1 тыс.чел. или 44,5% преподавателей занимают должность доцента [19, с. 298], в то время как имеют ученое звание доцента 106,6 тыс.чел. или 34,1% [17, с. 199].

Следующая ступень в карьерном пути преподавателя в вузе – это профессор. Если ранее занять эту должность, не имея ученой степени доктора наук, было вполне возможно. То последние изменения в Положении о присвоении ученых званий [6] отменили возможность получить ученое звание профессора при отсутствии ученой степени доктора наук. Статистические данные показывают, что удельный вес преподавателей, занимающих должность профессор, в государственных вузах составляет 12,1% [19, с. 298], при этом имеют ученое звание профессора 10,3% [17, с. 199].

Важной ступенью карьеры преподавателя кафедры является зачисление в резерв на должность заведующего кафедрой. И, наконец, высшая ступень карьеры сотрудника кафедры – должность заведующего кафедрой. Эту должность, как правило, занимает хорошо подготовленный преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

Чтобы движение по карьерному пути было достаточно интенсивным, необходимо планировать этапы развития научно-педагогической карьеры, искать резервы и пути ее интенсификации, использование которых позволит [1, 15, 16]:

– сократить путь к управленческим должностям в вузе;

– сократить временной интервал для получения ученой степени и звания;

– приобрести опыт управления в вузе, основанный на современных технологиях;

– более эффективно подходить к вопросам организации личного труда и рабочего времени;

– более результативно заниматься личной научной деятельностью и т.д.

Каждый из этапов карьерного пути позволяет приобретать необходимые навыки, управленческий опыт, повышать уровень профессионального мастерства и т.д. И несомненно важную роль в развитии научно-педагогической карьеры играет сам преподаватель. Его личная заинтересованность и активные действия будут способствовать профессиональному продвижению по карьерной лестнице в высшем учебном заведении.

Мониторинг особенностей профессионального продвижения в вузе

С целью изучения особенностей профессионального продвижения научно-педагогических кадров вузов проведено специальное исследование [18]. Объектом исследования выступили преподаватели вузов России. В частности, опрошены преподаватели вузов Пензы, Волгограда, Саратова, Стерлитамака, Воронежа, Самары, Казани. Выборочная совокупность составила 140 человек, которые обладают следующими характеристиками:

- должностной состав: 6 ассистентов (4,3%), 4 преподавателя (2,9%), 22 старших преподавателя (15,7%), 76 доцентов  (54,3%), 32 профессора (22,8%);

- средний возраст опрошенных преподавателей – 38,4 года;

- средний общий стаж работы – 15,3 года;

- средний стаж работы на управленческих должностях – 8,7 года;

- средний научно-педагогический стаж – 13,8 года.

Больше половины респондентов (53%) не планировали во время обучения в вузе в дальнейшем заниматься научно-педагогической деятельностью (рис. 1).

Рис. 1. Планирование заниматься научно-педагогической деятельностью
во время обучения в вузе

Только 45% опрошенных преподавателей имеют личный план развития своей научно-педагогической карьеры. 55% преподавателей не имеют плана развития карьеры, так как считают, что жизнь изменчива и такой план просто трудно составить, а тем более невозможно потом его реализовать.

Положительным моментом является то, что 61% опрошенных преподавателей работа полностью удовлетворяет, 34% принимают работу как должное, а 5% с трудом досиживают до конца рабочего дня (рис. 2).

Рис. 2. Удовлетворенность респондентов преподавательской работой

Среди факторов, способствующих продвижению по карьерной лестнице, преподаватели отметили следующее моменты. На первое, по важности, место респонденты поставили такой фактор, как «возможность быть на заметке у начальства», на втором месте – «знакомство с нужными людьми». К сожалению, «наличие профессиональных компетенций, знаний и хорошие результаты работы» опрошенные преподаватели поставили только на 3 место (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, способствующие продвижению по карьерной лестнице

Факторы, способствующие продвижению по карьерной лестнице

Ранги

А)Возможность быть на заметке у начальства

1

Б)Знакомство с нужными людьми

2

В)Хорошие результаты работы

3

Г)Профессиональная компетентность, знания

3

Д)Умение брать на себя инициативу, ответственность

4

Е)Высокая интенсивность труда

5

Среди мотивов, которые заставили преподавателей выбрать научно-педагогическую деятельность, были отмечены: возможность самореализации, общественная полезность работы, возможность творчески подходить к работе, стабильность рабочего места, предоставление социальных гарантий на работе и возможность иметь дополнительную оплачиваемую работу на основном месте работы, полезные связи, знакомства (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее значимые мотивы, которые заставили преподавателей выбрать научно-педагогическую деятельность

Наиболее значимые мотивы, которые заставили преподавателей выбрать научно-педагогическую деятельность

Ранги

Возможность самореализации

1

Общественная полезность работы

2

Возможность творчески подходить к работе

3

Стабильность рабочего места

4

Возможность работать автономно

5

Ответственная работа

6

Предоставление социальных гарантий

7

Возможность иметь дополнительную оплачиваемую работу на основном месте работы

7

Полезные связи, знакомства

8

 

Любопытно будет проанализировать выбор мотивов осуществления научно-педагогической деятельности по гендерному признаку (рис. 3). Для женщин возможность самореализации на работе важнее, чем у мужчин, также для женщин важно наличие творческого похода к работе.

Рис. 3. Мотивы научно-педагогической деятельности преподавателей
в зависимости от пола

В зависимости от возраста человека мотивы трудовой деятельности меняются. Это можно увидеть на рис. 4.

Из рисунка видно, что в возрасте от 20 до 30 лет в наиболее большей степени воздействуют такие мотивы как стабильность рабочего места (29% опрошенных преподавателей), возможность самореализации (45%). Для 45% опрошенных важен творческий подход в работе, именно в это время повышается самооценка преподавателя. Наличие полезных связей и знакомств важно для 31% респондентов. В таком возрасте важен мотив стабильности на работе, поскольку спрос на работников без опыта работы на рынке труда невелик.

В возрасте 31-40 лет преподаватель начинает приобретать профессиональную компетентность и опыт, поэтому ему важна возможность самореализации (50%). В этот возрастной период для преподавателей важны такие мотивы как стабильность рабочего места и творческий подход (по 45%), полезные связи и знакомства 34%. В меньшей степени преподавателей волнуют такие мотивы как возможность подработки, социальные гарантии и возможность работать самостоятельно.

Возраст 41-55 лет – ответственный период в карьере преподавателя, в течение которого наиболее вероятны достижения успеха в карьере. Для преподавателей важнейшую роль играет самореализация (44%) и ответственность (41%). Весовым мотивом является стабильность на работе, люди задумываются о приближающейся пенсии.

В возрасте 56 лет и выше человек подводит итоги своей деятельности, готовиться завершить карьеру. Именно в этом возрастном периоде потребность в самореализации становится для человека наиболее приоритетной (так отметили 65% опрошенных). Для 26% опрошенных значим творческий подход. В этом возрасте человек задумывается о возможности поиска новых источников дохода в старости (возможность подработки важна для 26%), усиливается мотив общественной полезности.

В процессе анализа было выявлено и то, в какой степени для преподавателей важны связи и полезные знакомства в зависимости от возраста.31% респондентов отметили этот мотив в возрасте 20-30 лет, 34% – в возрасте 31-40 лет, 33% – в возрасте 41-55 лет. Для преподавателей, которые подготавливаются на пенсию, связи не имеют значения. Полезные связи более значимы в возрасте до 55 лет, когда они могут ими воспользоваться.

Рис. 4. Возрастные особенности мотивов осуществления
научно-педагогической деятельности

По результатам анализа следует сделать следующие выводы:

-53%преподавателей не планировали заниматься научно-педагогической деятельностью;

-55% опрошенных преподавателей не имеют план развития своей научно-педагогической карьеры;

-61% респондентов полностью удовлетворены своей работой;

-одним из основных способов продвижения по службе преподаватели считают «Возможность быть на заметке у начальства», и лишь только потом профессиональная компетенция;

-59% преподавателям в большей степени значима возможность самореализации в трудовой деятельности.

Практические советы по управлению профессиональным продвижением

Современный рынок труда, в том числе в системе высшего профессионального образования, характеризуется жесткими условиями функционирования, где присутствует напряженная конкурентная борьба между желающими за наиболее «выгодное» рабочее место. В таких условиях достижение карьерных амбиций невозможно без своевременно разработанного стратегического плана жизнедеятельности, что особо значимо на первоначальном этапе применения своих профессиональных способностей.

Целесообразно применять такие инструменты, которые бы позволили сделать анализ внутреннего потенциала преподавателя и внешних характеристик реализации трудовых способностей и четко разработать стратегический план действий по достижению карьерных целей. Это может быть реализовано посредством использования ключевых принципов маркетинга, что позволяет привести к достижению собственных интересов и отчетливо составить план действий по достижению карьерных целей.

Для определения конкретных целей при планировании карьеры посредством маркетинговых инструментов подробно анализируются внутренние и внешние составляющие: сильные и слабые стороны индивида в профессиональном плане, а именно:

  1. Сильные и слабые стороны, которыми обладает человек.
  2. Конкурентная среда и ключевые факторы успеха.
  3. «Внешняя среда»: возможности и угрозы, существующие на рынке труда.
  4. «Целевая аудитория».

Применительно к сфере управления карьерой в системе высшего профессионального образования можно выделить следующие ключевые факторы успеха:

- диплом престижного университета;

- многолетний опыт работы в какой-либо сфере;

- опыт эффективных коммуникаций, а также свободное владение несколькими иностранными языками;

- профессиональное управление различными программными продуктами;

- эффективная работа в команде и лидерские навыки;

- успешная работа в условиях стрессовых ситуаций и т.п.

Для того, чтобы сам преподаватель мог успешно планировать и управлять своей научно-педагогической и управленческой карьерой, ему необходимо выполнять следующие мероприятия (составлены на основе [7, 8, 10, 13, 14, 16]):

  1. Поступая в аспирантуру и становясь ассистентом кафедры, выпускник высшего учебного заведения должен чётко ставить  и формулировать свои цели на конкретные периоды жизни.
  2. Преподавателю необходимо уметь реально оценивать и сопоставлять свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним вуз и его работа.
  3. Необходимо определять пути и методы достижения целей, проявлять при этом максимум упорства и трудолюбия.
  4. Преподаватель должен уметь составлять личный план развития научно-педагогической карьеры.
  5. Нужно планировать личное и рабочее время, и хорошим помощником в этом является еженедельник преподавателя.
  6. Преподаватель вуза должен доказывать свою значимость и полезность в иерархической структуре вуза.
  7. Необходимо с удовольствием выполнять свою работу, а не принимать как должное.
  8. Иметь желание продвигаться по служебной лестнице, заниматься научной деятельностью, стремиться сохранить свой статус в коллективе.
  9. Преподаватель должен знать фундаментальные основы, основные достижения, проблемы и тенденции развития собственной предметной области, основы современных подходов к моделированию педагогической деятельности, правовых вопросов функционирования системы образования, т.е. развивать свои профессиональные компетенции.
  10. Нужно знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе, т.е. преподаватель должен знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в вузе, а также условия, которые он должен для этого выполнить.
  11. Нужно постоянно совершенствоваться, повышать свой уровень знаний, использовать современные научные достижения при осуществлении учебного процесса.
  12. Преподаватель должен владеть методами организации самостоятельной и коллективной научно-исследовательской работы, навыками самостоятельной методической проработки предметного материала, методами и приёмами составления различных заданий, тестов по учбному материалу, методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального творческого мышления и развития творческих способностей у студентов.
  13. Стремиться повышать квалификацию не только в стенах вуза, но и на семинарах, ФПК (ИПК), стажировки в вузах России и зарубежья, на производстве, расширяя свой кругозор и повышая образовательный и культурный уровень.

К сожалению, результаты исследований показали, что только 12% респондентов уверены, что отдел кадров высшего учебного заведения, в котором они работают, занимается планированием карьеры преподавателей. В то время, как действия со стороны высшего учебного заведения могли бы быть совсем не лишними. И, как минимум, руководство вуза в целях оказания содействия развитию научно-педагогической карьеры преподавателей, может:

–своевременно отмечать и поощрять успехи преподавателей,

–улучшать условия труда,

–обеспечивать системную подготовку преподавателей высшей школы ещё в период их обучения в магистратуре и аспирантуре.

–разрабатывать чёткие руководящие документы, в которых были бы изложены критерии оценки профессиональных компетенций преподавателей.

–перейти от периодического повышения квалификации преподавателей вуза к их непрерывному образованию через создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы.

–усилить роль отдела кадров вуза в планировании и управлении карьерой преподавателей, учитывая карьерные ориентации каждого сотрудника.

В целом, повышенное внимание руководство вуза к профессиональному продвижению преподавателей позволит высшим учебным заведениям решать практические задачи по формированию и развитию профессиональных управленческих и научно-педагогических кадров за счет улучшения их качественного состава, что будет способствовать повышению конкурентоспособности вузов в современных условиях рыночной экономики.


Библиографический список
  1. Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – №2. – С. 96-101.
  2. Легостаева В.И., Мудрова Е.Б. Привлечение и закрепление в вузе молодых научно-педагогических кадров на основе современных технологий адаптации // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – №2. – С. 33 – 37.
  3. Маралова Е.А. Методологическое развитие высшего и дополнительного профессионального образования педагогов // Перспективы науки и образования. – 2013. – №5. –С. 73-80.
  4. Могилевкин Е. А., Богдан Н.Н. Ступени динамичной карьеры // Справочник по управлению персоналом. – 2004. – №11. – С. 47.
  5. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Стат.сб. – М.: ЦИСН, 2012.
  6. Положение о присвоении ученых званий (утв. постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139)
  7. Резник С.Д. Организационное поведение. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  8. Резник С.Д. Персональный менеджмент. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  9. Резник С.Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы. // Вестник Московского университета. Серия 20 Педагогическое образование. – 2011. – №2.
  10. Резник С.Д. Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение. // Вестник высшей школы. – 2010. – №6.
  11. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социологические исследования. – 2003. – №6. – С. 106
  12. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики. Монография / Под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГАСА, 2003.
  13. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности.- М.: ИНФРА-М, 2009.
  14. Резник С.Д., Игошина И.А., Резник В.С. Управление личной карьерой. Учебное пособие. – М.: Логос, 2005.
  15. Резник С.Д., Макарова С.Н., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Подготовка и переподготовка управленческих кадров высших учебных заведений: Монография / Под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 135 с.
  16. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2013. №3. С. 46-52.
  17. Российский статистический ежегодник. 2014. Стат.сб. / Росстат. – М., 2014. – 693 с.
  18. Сазыкина О.А. Преподаватели российских вузов: проблемы и пути оптимизации научно-педагогической карьеры // Перспективы науки и образования. – 2014. – №1. – С. 126-133.
  19. Труд и занятость в России. 2013. Стат.сб. / Росстат. – М., 2013. – 661 с.


Все статьи автора «Сазыкина Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: