УДК 316.334:796,01

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА И СПОРТИВНЫХ ПРАКТИК

Гонашвили Александр Сергеевич
Санкт-Петербургский государственный университет
Студент, факультета социологии

Аннотация
В данной работе автор рассматривается различные спортивные практики на рубеже XIX и XX веков с их особенностями и историческим контекстом. Автор пытается выделить основные составляющие феномена спорта и определить его соотношения с феноменом профессионального спорта.

Ключевые слова: досуг, игровой характер, профессиональный спорт, состязательность, социальные отношения, спорт, спортивные практики, спортивный характер, сфера услуг


ESSENTIAL FEATURES OF PROFESSIONAL SPORTS AND SPORTS PRACTICES

Gonashvili Aleksander Sergeyevich
St. Petersburg State University
Student, Economic Sociology Department

Abstract
In this article the author discusses various sports practices at the turn of XIX and XX centuries with their features and historical context. The author tries to highlight the main elements of the phenomenon of sport and to determine its correlation with the phenomenon of professional sports.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гонашвили А.С. Сущностные черты профессионального спорта и спортивных практик // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10823 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение

Современный спорт занимает одну из важных позиций в социальной жизни  нашего общества. Социальный окрас спорта и роль института спорта в последние десятилетия все больше возрастает и возрастает. Спорт начинает набирать роль социальной значимости в мире. Он становится универсальным институтом для социальной мобильности людей по всему миру. Но современный спорт не всегда был таким универсальным, его становление протекала постепенно со своими сложностями и противоречиями.

Под воздействием различных внешних факторов спорт принимал тот или иной окрас и под спортом понимали на первый взгляд совершенно противоположенные вещи. К примеру, как телесную или умственную активность. Генезис спорта имеет свои истоки еще с древних времен, но наибольшую активность в древности он приобретает в VI-V вв. до н.э., где уже тогда начинает подниматься вопрос о соотношении культуры телесности и культуры духа.

На протяжении долгого времени в спорте начинает постепенно выделяться базисные его элементы, а именно те элементы, которые прослеживаются на всех этапах спортивной деятельности. Суда относится три основных элемента спорта: досуг,  форма игры или игровой характер и состязательность, которые должны быть вписаны в контекст социальных отношений, без которых совокупность данных элементов не будет являться спортом. Основным базовым элементом определения спорта в обществе, является социальное отношение людей, которые идентифицирую ту или иную деятельность, как спортивную, но при этом недолжно быть внутреннего противоречия среди этих элементов.

Особое место в социуме сейчас занимает профессиональный спорт, который галопирующими темпами набирает свою значимость и начинает все больше расширять свои просторы по отношению к другим видам деятельности. Профессиональный спорт является частью спорта, который в процессе спортивного генезиса отделился от основного потока спортивного развития и связано это с коммерциализацией данного явления. И в процессе дальнейшего развития, вплоть до наших  дней профессиональный спорт все больше начинает отдаляться от изначального своего происхождения и все больше приобретать черты противоречий в соотношении с первичным спортом.

Генезис спорта

Издревле спорт является общественной формой проявления особых социальных отношений. Где в данных отношениях спортсмены на различных временных отрезках имели различные позитивные и негативные социальные привилегии. На протяжении долгого времени спорт претерпевал различные видоизменения по своей форме, начиная с Античного спорта и заканчивая современным спортом, появившимся в середине XIX веке в Англии. Последний был создан как средство рекреационной формы деятельности, так как на тот момент в Англии был бурный рост индустрии, на который затрачивалось большое количество труда выраженного в физических качествах человека, который нужно было как-то компенсировать. Такой спорт включал в себя исконно аристократические игры, а именно игры для джентльменов (езда на лошадях, фехтование и охоту) со временем, после  постепенного культивирования спортивной деятельности в спорт стали входить дворовые игры (футбол, хоккей, бокс и другие).

Современный спорт является преимущественно буржуазным, он появляется, как ответ на элитарный спорт аристократов и связан с появлением свободного от труда времени у представителей буржуазного слоя. Как пишут А. Г. Егоров и М. А. Захаров в книге «Фэер Плэй в современном спорте», «Истоки спорта лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досугового развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом» [12 с. 35].

Идеологом спортивной деятельности и создателем Олимпийских игр в конце XIX века был всем известный барон Пьер де Кубертен, который под спортом понимал физическую практику любительского характера, то есть нечто вроде «спортивного духа» или «рыцарства». Следуя этой логике можно подчеркнуть, что на начальных этапах формирования Олимпийских игр, статус участников был декларирован в рамках любителей и только после 20-х годов ХХ века, профессиональный спорт стал легитимироваться  и институционализироватся со стороны Международного Олимпийского Комитета и стали допускаться профессиональные спортсмены для участия в Олимпийских играх. Завершающую форму спорта как социального института со своей иерархией, принимает лишь в 20-е годы ХХ века.

Как отмечал Т.В. Веблен в свой работе «Теория праздного класса» [2], феномен спорта, в своей сущности, в виде того что мы понимаем под спортом может входить только, как институт со своими системами. Сами по себе физические и телесные практики не являются спортом, их делают социальные отношения, к примеру, «футбол имеет такое отношение к физической культуре, как бой быков отношение к сельскому хозяйству» [2], только социальный окрас может сделать футбол спортом, а бой быков сельским хозяйством. 

Сущность спорта

Но помимо социального окраса в своей сущности феномен спорта связан с наличием трех основных его составляющих: досуга, игрового характера и состязательности. Данная триада в своем синтезе демонстрирует нам феномен онтологии спорта, где на протяжении разного времени акцент на тот или иной его элемент из-за ряда причин, декларировался по-разному. К примеру, в Античном спорте вместо состязательности понимался мусический агон, который переводил форму состязательности в контекст всей социально-культурной жизни того времени.

Рассматривая в отдельности, составляющие спорта, можно отметить следующие: досуг – это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [10]. Данное определение показывает нам, что досуг в своем положении является формой позиционирующей себя как противоположность труда. Такое противоречие «работа-досуг» было заложено в Древней Греции еще Аристотелем, и такая позиция маркировалась, как одна из основных в марксистской школе, где был приоритет материального продукта, и его важность являлась определяющим для любого вида производственного труда. Следуя этой логики, труд является первичным по отношению к досугу. Если говорить о спорте в контексте марксистской школы, то можно отметить, что спорт не является трудом, так как он не носит материальный характер, и он не имеет определенного конечного продукта.

Другая позиция по отношению к труду является то, что труд носит исключительно общественную полезность, а всякая деятельность, не обладающая данной полезность – трудом являться не может. Получается что «Труд выступает обменной деятельностью между индивидом и обществом. Индивид «предоставляет» результат своего труда обществу, общество «оценивает» его активность как «труд» или «не труд», соответственно позиционируя индивида в социальной системе» [14, с.51]. Исходя из такой позиции определения труда, можно отметить, что спорт тоже будет являться трудом, так как спорту присуще общественная полезность и если деятельность спортсмена позиционируется, как активная и одобряется в обществе как труд, то в социальной системе этого общества спорт будет являться трудом.

Если говорить о второй составляющей спорта, а именно об игровом характере, то следует отметить, что «игра – это реализация и воспроизводство особой формы действительности, что позволяет переводить элемент реальности в контекст норм и правил игры …» [3, с. 393]. В современном спорте существует две позиции по отношению к игре: игра, нацеленная на процесс и игра, нацеленная на результат. Как отмечает Хейзинга  «Теперь, со все большим систематизированием и все более строгой дисциплиной игры, что-то в ее чисто игровом содержании совершенно утрачивается. Это проявляется в разделении на любителей и профессионалов» [13, с. 188]. Рассуждая в контексте понятия игры по Хейзингу, можно сказать, что любительская игра или любительский спорт не несет в себе смысловой особенности победы, в данном случае игра нацелена на игру или игра ради игры. Другой позицией спортивных практик является такая позиция, которую мы сейчас охарактеризовали бы как профессиональный спорт, где главной целью спортсменов является победа, а сам процесс уходит, как правило, на второй план.

И на конец, рассматривая последнею составляющею спорта, а именно состязательность, следует сказать, что состязательность – это биосоциальное явление, которое присуще человечеству с самых истоков человеческой жизни. «Принцип состязательности – это биосоциальный феномен, точнее биофеномен, который органически встроен в реальный социальный контекст. Это перманентное качество человеческих сообществ, которое лежит в основе таких явлений как игра, а затем и культура. Возникновение состязательности обусловлено субъективными и объективными причинами общественного развития» [8].

В современном спорте понятие состязательности тесно связано с понятием «агоном» – культом азарта, он является движущий силой любой формы социальной состязательности. Агоном была пронизана вся древнегреческая культура, которая включала в себя состязательность как сакральный элемент действительности. Греки состязались практически во всем: кто красивее одет, кто лучше поет и даже кто больше выпьет, и позднее заснёт.  «Александр отметил смерть Калана гимническим и мусическим агоном, наградой для самых стойких собутыльников, в результате чего 35 участников пиршества умерли сразу, а шестеро позже, включая и победителя в винопитии» [13, с. 82]. В наше время агон уже не носит сакрального характера, но его элементы проявляются в любой культуре на разных ее этапах.

Происхождение рекорда в спорте

В нынешнем спорте особое место уделяется спортивному рекорду, в отличие от первичного спорта в аристократическом обществе, где рекорд являлся вторичным. Рекорд пришел в спорт из Голландии, где под рекордом понималась запись в трактирах на доске с лучшими результатами спортсменов. Как пишет Хейзинга, «Рекорд в его нынешнем обиходном значении первоначально означал отметку, которую пришедший первым конькобежец – если не выходить из голландских понятий – оставлял на балке в трактире» [13, с. 190].

Английская аристократия под рекордом изначально понимала, только технический показатель в отличие от других стран, где рекорд был воспроизведен, как  достижение. Изначально аристократы видели в спорте только гедонистический окрас, и их основная задача была получение удовольствия от игры нежели, чем от её победы.

Аристократический кодекс включал в себя три основных элемента:     1)  Цель игры заключена в игре как таковой(The game is played as an end in itself); главное получать удовольствие от самого участия в ней. Отношения, которые признают победу любой ценой, полностью презираются;

2) Необходимо сохранять самоконтроль, контроль над чувствами и эмоциями независимо о того, выиграл ты, или проиграл; 

3) Идея Фэйр Плэй – это: равные шансы для всех, наряду с безоговорочным признанием правил игры; рыцарское поведение и “дружеская конкуренция” между соперниками [12, с. 36]. 

Зарождение демонстративного спорта  

 Изначально аристократический спорт подразделялся на две сферы включенности в процесс спортивной деятельности:

1) сферу самодеятельности в спорте – форму проявления физической и умственной активности, нацеленную на реализацию и развития своего потенциала (спорт для себя);

2) сфера ставок в спорте – форма вторичной включенности в спортивную сферу деятельности посредством ставок. Ставки делались на наёмных спортсменов. В большей степени ценилась не победа в ставке, а ценилась стремление к участию.

Постепенно происходит зарождение спорта как зрелища и его демонстративного проявления. На фоне демонстративности спортсменов и  спортивной зрелищности стали развиваться аристократические социальные институты спорта в виде закрытых спортивных клубов, в которые сложно было просто так попасть. Ответом на закрытую форму институционализации аристократического спорта стало появление массового спорта выраженного спортивными ассоциациями и различными общественными организация регламентируемые со стороны буржуазии, что дало импульс к уходу от прежних идеалов спортивного поведения в духе джентльменства. И после открытия для всех слоев общества доступа к спорту, в спорт стали внедрятся различные процессы, такие как политика, экономика. Спорт стал приобретать различные коннотации, для кого-то он стал средством мобильности своего социального статуса, а для кого-то, как например, для аристократов спорт стал формой демонстрации своего политической власти.

В процессе внедрения в спорт внешних процессов, стала все больше проявляться  коммодификация спортивной деятельности, то есть конвертация спорта в товарные отношения, которые повлекли за собой  в дальнейшем смену ценностей и ориентиров в структуре спорта, несущих за собой прагматичность в поведении спортсменов, которая сопутствовала становлению профессионального спорта.

«Постепенно намечалась тенденция изменения ценностей спорта: если на ранних этапах развития для него была характерна в значительной мере гедонистическая окраска, связанная с получением удовольствия непосредственно от самого участия в процессе (т.е. она имела определенную терминальную самоценность), то постепенно терминальные ценности спортивных занятий и связанного с ними отношения к телесности все более вытеснялись чисто инструментальными ориентациями, связанными с внешними для телесной практики целями: материального вознаграждения, социальной компенсации, достижения определенного социального престижа, коммерческого эффекта и т.д» [12, с. 36].

Как писал Хейзинга «Игровое сообщество различает тех, для кого игра уже не игра, и тех, кто, хотя и обнаруживает большие способности, занимает более низкий уровень по сравнению с настоящими игроками. Поведение профессионала – это уже не игровое поведение, непосредственности и беспечности в нем уже нет» [13, с. 188].

Профессиональный спорт

Профессиональный спорт в отличие от другого вида спортивной деятельности отличается тем, что он включает в себя спортивные практики не только в виде процесса, как это было в аристократическом спорте, но и важным фактором в спортивной деятельности становится прагматическая цель спортсмена, декларируемая усилиями тренеров, менеджеров и различными организациями или спонсорами.

В контексте профессионального спорта М. Синютин и Р. Карапетя в одной из своих работ грамотно отмечают следующие: «… мы сталкиваемся с  так называемой подставной праздностью, когда определенные социальные группы людей могут экономически позволить себе обеспечивать спортивные практики других категорий людей, причем в условиях капитализма строить на этом процесс извлечения прибыли. Такая область спорта получила наименование профессионального спорта, она связана с запредельными для человеческого организма нагрузками, воплощением самих спортивных практик в коммерческие шоу, с огромными денежными тратами, рассчитанными на скорые и баснословные деньги» [9, с. 131].

Профессиональный спорт, возник как оппозиция к закрытому аристократическому спорту. При этом профессиональный спорт является дихотомичным по отношению к аристократическому спорту и массовому спорту. Он является другой формой закрытой деятельности, обусловленной неравномерным разделением труда, а вследствие этого неравномерным досугом, что подчеркивает капиталистический характер профессионального спорта. Появления такой профессии как спортсмен стало формироваться относительно недавно. История появления профессионального спорта связана в основном со зрелищными, цирковыми видами деятельности (аттракционы, трюки, циркачество).

После того, когда аристократический спорт стал трансформироваться под воздействием буржуазии, и он стал доступным для всех социальных слоев в обществе. Начинается постепенная интеграция, как мы сейчас бы сказали профессиональных спортсменов в любительский спорт. Уже в 1871 году появляется один из первых профессиональных футбольных клубов. И на фоне профессионального футбольного клуба в этот же год был введен впервые институт судейства профессиональных поединков, которого до этого момента еще не существовала.

В этот период происходит зарождение Пьером де Кубертеном Олимпийского движения, в котором важное место уделяется любительскому спорту, а не профессиональному, но профессиональные спортсмены на этом не остановился. Так как участие на Олимпийских играх было очень почетным, различные профессиональные спортсмены искали пути для участия на Олимпийских играх. К примеру, «… на Олимпийских играх 1912 года, когда американец индийского происхождения Джим Торп, завоевал две золотые медали в пятиборье и десятиборье. И самое удивительное то, что его родная американская федерация настояла на его дисквалификации, мотивируя тем, что он являлся профессиональным бейсболистом, а на играх должны были выступать только любители» [4, с. 116.].  И уже к 1930 году профессиональный спорт окончательно интегрировался в систему Олимпийского движения и на Олимпийских играх стали в основном участвовать только профессиональные спортсмены.

Нынешний профессиональный спорт в существенной степени отличается от его исторических форм, так как он превратился в индустриальную отрасль шоу-бизнеса. Он несет в себе общественную ценность и является одним из важных элементов общественных интересов.

Профессиональный спорт как услуга

Если переводить профессиональный спорт в контекст сферы услуг, как считают сейчас его большинство исследователей [1, 2, 9, 11],  следует  отметить, что услуга – это не материальная форма экономических благ,  направленная на удовлетворения потребностей других лиц. Выделяя профессиональный спорт, как услугу следует подчеркнуть троякость его установок, так как профессиональный спорт в широком смысле слова должен удовлетворять потребность спортсменов, которые выбрали спорт как свою профессию, спортивных организаций (спортивных клубов, лиг, федераций и т.д.) и интересы зрителей.

Спортивный  аналитик Сергей Алтухов отмечает, что « Поставляемые профессиональным спортом зрелищно-массовые услуги имеют свои отличительные особенности, которые делают их уникальными по своим свойствам. Эта уникальность, подчас экс­клюзивность, позволяет зрелищно-массовым услугам профессио­нального спорта успешно конкурировать со всеми иными услугами аналогичного свойства и качества, представленными на рынках шоу-бизнеса, и создавать конкурентоспособные продукты для телевизионной аудитории, прежде всего» [1].

При таком рассмотрении профессионального спорта его базовой целью является только демонстрация зрелища для удовлетворения потребности зрителей (болельщиков). И для получения положительного эффекта со стороны болельщиков или спонсоров, нужно делать то, что им нравится, то чего они жаждут. На основе таких позиций  профессиональный спорт функционирует не так, как обычные профессии, он вводит в свой арсенал методы ведения дел далеко не этические: силовое воздействие на соперника, его нейтрализация и запугивание. Принципы честности и кодекс «Фэйр Плэй» в профессиональном спорте утрачивает свою значимость.

Этические нормы профессионального спорта

Немецким социологом и психологом Йоргом Каспаром Ротом была обнаружена такая закономерность «Чем менее прозрачны правила соревнования, чем слабее судьи, чем пристрастнее зрители и чем желаннее награда, тем бесцеремоннее ведется игра не по правилам» [6]. Такая позиция бесцеремонности  поведения со стороны спортсменов сейчас все чаще начинает навязываться со стороны спонсоров, болельщиков и даже от части тренеров. Такая позиция связана с коммерциализацией спортивных практик и перенос их из контекста взаимодействия социальных отношений в контекст экономических отношений.

Перенос отношений с форм сугубо социальных в социально-экономические, где для различных структур выступают различные экономические или идеологические факторы перспективности. Например, как для болельщиков победа их любимой команды, для спонсоров выполнения договоренностей со стороны профессиональных спортсменов, а для  профессиональных спортсменов важным является их доход, получаемый от своей профессии. И на фоне данных потребностей возникают различные ожидания результатов поведения того или иного спортсмена. Так как  наименьшим звеном в системе этих отношения является профессиональный спортсмен, так как он должен учитывать все внешние факторы, от которых зависит его получение максимума выгоды, надо максимально всем угодить.

Исходя из такой позиции, в профессиональном спорте начинает проявляться различные концепции нарушения правил игры с целью максимизации полезности. Примером такой концепции служит тактический фол в футболе или фол последний надежды в баскетболе. Суть данных нарушений заключается в подрыве атаки соперника, в которой тот имеет доминирующую позицию и большой шанс на гол в футболе или заброшенный мяч в баскетболе, с целью «стоп-крана».

Аналогичные практики максимизации полезности в профессиональном спорте несут в себе экономический характер, и они являются противоположностью основным принципам спортивной философии закрепленной Международным Олимпийским Комитетом в спортивной Хартии.

Вывод

  Резюмируя, хочется отметить, что современный спорт очень многогранен, он включает в себя принципы детерминизма и рассмотрения спорта с одной позиции его сущности в современном обществе будет не полноценным. Спорт можно рассматривать, как полноценный до той поры, пока в нем выполняются три основных его принципа (досуг, игровой характер, состязательность), но эти принципы еще должны подкрепляться социальными отношениями, которые бы интерпретировали вашу деятельность, как спортивную или как социально значимую как в случаи с профессиональным спортом. Если хоть один данный элемент не выполняется, то данная деятельность носит спортивный характер, но не является полноценным спортом. Как на пример состязательность на предприятии среди рабочих с целью получения прибыли будет иметь спортивные черты или спортивны характер, но при этом не являться спортом. Но если создать определенные условия, в которых данная деятельность могла бы проявить себя как спорт и подкрепить ее соответствующим социальным отношением, то тогда вполне будет уместно называть такую деятельность спортом.

Если говорить о профессиональном спорте, то он носит спортивный характер и максимально приближен к спорту. Профессиональный спорт диалектичен по отношению к определению спорта, так как спорт строится на досуговой деятельности, а в профессиональном спорте фактически досуг отсутствует, а на его место заменяется трудом. Но если рассматривать  труд с определенной позиции, как социально значима деятельность, то тогда профессиональный спорт вписывается в контекст спортивного определения, при условии, что труд заменяется на досуг, который положительно воспринимается обществом.

Поэтому говоря о современном спорте, надо четко понимать, что мы имеем виду: формальные нормы спорта или нормы спортивного характера. При рассмотрении практик и норм спортивного характера, где какой-то из элементов определяющий сущность спорта отсутствует, надо понимать, что помимо спортивных норм к данному роду деятельности могут принадлежать другие нормы (экономически, политически), и при синтезе такого рода деятельности могут возникать различные дилеммы в соотношении социальных ролей субъекта данной деятельности.


Библиографический список
  1. Алтухов С. Что мы называем профессиональным спортом?  [Электронный ресурс] URL: http://bmsi.ru/doc/4dfd2ef9-a06d-4f58-a71e-130f94fdc5d3 (дата обращения 05.04.2015)
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 368 с.
  3.  Гонашвили А.С. Моральные принципы спорта и нормы честной игры (Фэер Плэй) // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. СПб. 2014. – С. 392-397
  4.  Гонашвили А.С. Через толерантность в спорте к толерантности в обществе // Общественное мнение. Прова человека №3 (67). Ташкент. 2014 г. – С. 113-120
  5.  Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 312 с.
  6. Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры. // Журнал Неприкосновенный запас 2004.№2 (34). С. 88-94
  7. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие.–2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
  8. Мягкова С.Н. Эволюция принципа состязательности в античности и Западноевропейском средневековье / Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М., 1998. – Т. 5. – С. 96-104
  9. Синютин М.В., Карапетян Р.В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии. // Вестник СПбГУ, сер. 12, 2015, вып. 1, сс. 128-134
  10.  Социологический словарь [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/sociology/Dosug-1637.html (дата обращения 13.04.2015)
  11. Супиков В.Н. Спорт как сфера услуг [Электронный ресурс] URL: http://sportwiki.to/Спорт_как_сфера_услуг (дата обращения 05.04.2015)
  12.   Егоров А. Г., Захаров М. А. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие / А. Г. Егоров, М. А.   Захаров. – Смоленск, 2006. –186 с.
  13. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс – Традиция, 1997. – 416 с.
  14.  Экономическая социология: учебник / под. ред. Ю.В. Веселова. –Москва : РГ-Пресс,2013. –376 с.

 



Все статьи автора «94aleksandr»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: