УДК 378

СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИСТОРИЯ»: СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Евдокимов Артем Владимирович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
аспирант

Аннотация
Статья посвящена анализу стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «история». Рассматривается их структура, содержание и отмечаются перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: бакалавр, болонский процесс, высшее образование, история, магистр, специалист, стандарт, транспрофессионализм.


THE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE SPECIALITY "HISTORY": STRUCTURE AND PROSPECTS OF FURTHER DEVELOPMENT

Evdokimov Artem Vladimirovich
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
postgraduate student

Abstract
The article is devoted to analysis of the standards of higher education in the speciality "history". Considers their structure, contents and denotes the prospects of further development.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимов А.В. Стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «история»: структура и перспективы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10309 (дата обращения: 03.10.2017).

За последние двадцать лет сфера образования в Российской Федерации стала площадкой для проведения целого ряд экспериментов, суть которых сводится к отказу от прежней системы образования и ее изменение на западный манер (под лозунгом интеграции в мировую систему образования). В данной статье речь пойдет о стандартах высшего профессионального образования (далее – ВПО) для такого направления подготовки как «история». Будут рассмотрены несколько стандартов, начиная с 1995 года, показано их развитие и специфика, затронут вопрос об участии России в Болонском процессе, а также о его недостатках в процессе подготовки историков.

В общем плане система образования в России до начала 2000-х гг. была прямой наследницей советской системы, не претерпев за это время кардинальных изменений. Для направления подготовки «история» в 1995 году был введен стандарт, утвержденный заместителем Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым.

В нем сначала давалась общая характеристика специальности 020700 – История, которая была утверждена приказом Государственного  комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 N 180. «Нормативная  деятельность обучения по специальности при очной форме обучения» составляла 5 лет, а  «квалификация по специальности – историк» [1].

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, специалист историк, согласно стандарту,  мог выполнять следующие виды  профессиональной  деятельности: «1) научно-исследовательскую (работа в вузовских  лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах); 2)  культурно-просветительскую (работах в организациях  и  учреждениях культуры); 3) учебно-воспитательную (работа с средних и  средних  специальных учебных заведениях,  гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях); 4) экспертно-аналитическую  (работа  в  аналитических центрах общественных и государственных организаций); 5) организационно-управленческую  (работа  в органах управления, местного, регионального и республиканского самоуправления)» [1].

Как мы увидим, в последующих стандартах этот набор сфер профессиональной деятельности не только принципиально не изменился, но и даже расширился. Помимо того, специалист должен был быть подготовлен: «1) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой; 2) к самостоятельной деятельности по самообразованию» [1].

Далее следовал широкий набор характеристик по общим требованиям к образованности специалиста, требованиям к знаниям и умениям по циклам дисциплин (общих  гуманитарных  и  социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных и дисциплин специализации) [1].

Затем приводился индекс, наименования дисциплин и их основные дидактические единицы, а также количество часов на освоение учебного материала. При этом количество часов было строго определенным не для всех дисциплин, для некоторых указывалось, к примеру, «не менее 500 часов». Всего же по данному стандарту на освоение данной специальности отводилось 8262 часа. Помимо этого, был предусмотрен ряд практик (всего 29 часов): «1) Археологическая или этнологическая – 4 недели; 2) Архивная – 4 недели; 3) Музейная, музейно-экскурсионная  или научно-библиографическая – 4 недели; 4) Практики по профилю специальности – 5 недель; 5) Преддипломная практика – 12 недель (сейчас же для специалиста-историка она составляет лишь две недели). Государственная итоговая квалификационная аттестация проводилась за 4 недели» [1].

Значительным нововведением стало увеличение полномочий ВУЗов и факультетов. В частности, в упоминаемом стандарте это нашло отражение в разделе «Примечания». Вуз (факультет) имел право: «1) Изменять объем часов, отводимых на освоение  учебного материала: для  циклов  дисциплин – в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 10% без превышения  максимального объема   недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин. 2) Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих  математических  и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин» [1].

Кроме того, Вуз (факультет) имел право: «… 3) Осуществлять преподавание общих гуманитарных дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по  программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские  предпочтения преподавателей, которые обеспечили бы квалифицированное освещение   тематики дисциплин. 4) Устанавливать  необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы  общих  гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих  математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления» [1].

Согласно стандарту, «максимальный объем учебной нагрузки  студента,  включая все  виды  его  аудиторной и внеаудиторной учебной работы,  не должен превышать 54 часов в неделю.  Объем обязательных  аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю.  При этом в указанный  объем  не  входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по  факультативным  дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно было составлять 7-8 недель,  в том числе не менее 2 недель в зимний период» [1].

В стандарте также говорилось о том, что «факультативные  дисциплины  предусматриваются   учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентами. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. Государственная  итоговая  квалификационная  аттестация осуществляется  согласно п.5 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации “Высшее образование. Общие требования”. Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации специалиста  должны обеспечить  контроль выполнения  требований  к  уровню подготовки лиц,  завершивших обучение» [1].

Еще одной особенностью по сравнению с нынешним положением специалиста историка было то, что «лица,  выполнившие за  время  обучения  по  специальности 020700 -  “история” государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для  получения дополнительной квалификации – “Преподаватель”, введенные в действие Приказом Госкомвуза России от 30.03.95 г.  Т439 (приложение 1),  получают  дополнительную квалификацию,  добавляемую к основной, о чем в дипломе делалась соответствующая запись:  “Историк. Преподаватель”» [1].

Стандарт для специалиста по направлению подготовки «история», вышедший в 2000 году, по своей структуре во многом схож с предшествующим, однако в нем имеется ряд моментов, которые либо не были до этого обозначены, либо же обозначались в ином виде. К примеру, совершенно четко фиксируется, что «выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020700 – История, должен быть подготовлен: 1) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой; 2) к обучению в магистратуре и аспирантуре» [2].

Общее количество часов теоретического обучение увеличилось до 8774 часов, во многом за счет такого обязательного элемента как  «Военная подготовка и гражданская оборона» (400 часов). На архивную практику теперь отводилось три, а не четыре недели. Отдельно фиксировалось положение лиц, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Их срок обучения «увеличивался на один год относительно нормативного срока» [2].

Дальнейшие изменения в создании стандартов, в том числе и для подготовки историков,  в Российской Федерации были связаны с т.н. Болонским процессом. Как пишут Д.В. Николаев и Д.В. Суслова, «Болонский процесс, имеющий целью создание единого пространства высшего образования (ЕП ВО) в Европе, был инициирован в1999 г. представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к нему в2003 г., став уже 34‑й страной-участницей. Этот проект стал уникальным примером добровольного сближения образовательных систем разных стран благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе» [4, C. 6].

Однако, первый стандарт для подготовки бакалавров по направлению «история» был создан еще в 2000 году. Направление 520800 История было утверждено «приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686, а нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520800 История составил 4 года». В результате «бакалавр должен был быть подготовлен к продолжению образования: 1) в магистратуре по направлению 520800 История; 2) освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям: 020700 История, 020800 Историко-архивоведение, 052800 Музейное дело и охрана памятников, 021000 Музеология» [3].

Главное изменение в структуре стандарта состояло в том, что теперь, согласно пункту 3.3., «Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин наци­онально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбо­ру студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла» [3].

Во многом набор дисциплин еще напоминал стандарт специалиста, но надо отметить, что это был уже другой набор, характеризующийся возросшей дифференциацией в связи с увеличением возможности выбора и разграничением дисциплин на обязательные и дополнительные. Общее количество часов на теоретическое обучение сократилось до 8478 часов, а для военной подготовки оно даже увеличилось с 400 (по стандарту для специалиста) до 450 часов [3].

В 2009 году были приняты стандарты как для бакалавра, так и для магистра истории. Структура их была схожей, но имелись содержательные отличия. Cтандарт бакалавра был предназначен для направления подготовки 030600 История. И почти сразу бросаются в глаза новые термины, а также список их сокращений. Среди них необходимо выделить  такие «ОК – общекультурные компетенции» и «ПК – профессиональные компетенции» [6].

Определение понятия «компетентность» приводит В.М. Соколов: «Компетентность – это целостная, системная совокупность свойств человека, позволяющая ему целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую деятельность и разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной жизни» [5].

Далее он поясняет что такое компетенции и какими они бывают: «Общекультурные компетенции – это пять компетенций, определенных Советом Европы, а именно: 1) Политические и социальные компетенции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов; 2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий…» [5].

Кроме того, есть еще несколько компетенций: «… 3) Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, понимающее все возрастающее значение; 4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе; 5) Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Приведенные выше ключевые компетенции носят общечеловеческий, универсальный характер. Они не дифференцированы по профессиональным признакам» [5].

Также В.М. Соколов поясняет, что такое профессиональная компетентность: «…это целостная системная совокупность свойств (компетенций) человека, специалиста, профессионала, в частности, выпускника вуза позволяющая ему (в пределах освоенной образовательной программы): 1) целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую профессиональную деятельность; 2) адаптироваться к меняющимся условиям; 3) разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности; 4) успешно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием; 5) эффективно взаимодействовать с профессиональной группой, коллективом, следуя приверженности профессиональным идеалам, профессиональной этике, проявляя разумную, взвешенную чувствительность к мнению профессионального сообщества, которое и определяет степень компетентности конкретного своего члена» [5].

Сроки освоения ООП отныне стали определяться не в академических часах, а в зачётных единицах (одна зачётная единица равняется 36 академическим часам). Для бакалавра этот срок составил 240 единиц [6], а для магистра – 120 [7]. По двум этим стандартам предусмотрена возможность обучения на бакалавриате и в магистратуре по очно-заочной и заочной формам обучения, срок обучения по сравнению с дневной формой увеличивался для бакалавров на год, а для магистров – до 5 месяцев.

Из базового цикла дисциплин для бакалавров исчезли такие важные дисциплины как правоведение и социология, не говоря уже о военной подготовке. Правоведение как изучаемая дисциплина предполагается лишь для магистрантов. Хотя надо заметить, что по сравнению со специалистами во второй половине 1990-х – начале 2000-х, современные специалисты (лица, которые еще имеют возможность доучиться как специалисты) не имеют ни одной из вышеперечисленных дисциплин, что, на наш взгляд, негативно отражается на уровне их подготовки.

В плане применения полученных знаний сферы для историков остались все те же, кроме двух, которые фигурируют лишь в стандартах 2009 года: работа в СМИ и сфере туризма [6]. Наблюдается и значительно усилившаяся дифференциация в возможностях бакалавров и магистров в том плане, что бакалавры могут рассчитывать лишь на должности рядовых исполнителей, тогда как магистры должны занимать руководящие должности, «организовывать работы исполнителей» и т.д. [7]. В отличие от этого, раньше специалисты могли быть как исполнителями, так и руководителями, и в этом отношении они обладали большей универсальностью.

Стандарты для бакалавра и магистра истории содержат еще ряд содержательных особенностей, которых не было в предыдущих стандартах. Компетенции (как общекультурные, так и профессиональные) расписывались по сферам деятельности. ВУЗы получили право самостоятельно разрабатывать ООП для бакалавриата и магистратуры. У ВУЗов и обучающихся появился ряд прав и обязанностей. Прописывались конкретные требования к преподавательскому составу.

Появился и новый раздел «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры)». В нем вводились новые формы контроля, например промежуточная аттестация и др. Довольно любопытным представляется пункт 8.5., который гласит: «Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [6].

В связи с присоединением к Болонскому процессу, в России должна функционировать двухуровневая система ВПО – бакалавр-магистр. Однако на пути ее становления наблюдается ряд трудностей. Как отмечают Д.В.Николаев и Д.В. Суслова, « в 2007 году в российских вузах реализовывалось всего 18,8% бакалаврских и магистерских образовательных программ, на которых училось всего 7,8% студентов. Если доля двухуровневых образовательных программ хоть и незначительно, но стабильно растет, то в отношении численности студентов наблюдается парадоксальная динамика: в2007 г. доля учащихся по программам магистратуры оказалась меньше, чем в 2006 и2005 г. …К роме того, необходимо иметь в виду, что некоторые российские программы бакалавриата не являются самодостаточными, а представляют собой программы первых четырех курсов специалитета, после которых абсолютное большинство студентов учится еще год для получения диплома специалиста» [4, C. 9–10].

Как отмечают исследователи, «…в Федеральном Законе № 232 был закреплен переход на двухуровневую систему бакалавриат – магистратура по всем образовательным программам ВПО, а также ограничен с 1 сентября2009 г. прием на программы специалитета лишь теми специальностями, список которых будет утвержден соответствующим постановлением правительства РФ. Этот административный шаг несомненно ускорит процесс перехода на двухуровневую подготовку студентов. Вместе с тем возникает риск того, что этот переход окажется формальным, ведь недостаточно просто ввести две ступени высшего образования – необходимо изменить его содержание…» [4, C. 11].

Кроме того, Д.В. Николаев и Д.В. Суслова полагают, что «…если проанализировать ситуацию более тщательно, выясняется, что положение дел с доступностью далеко от совершенства. Согласно российскому законодательству, выпускник учреждения СПО имеет право на зачисление сразу на старшие курсы вуза по профильной специальности лишь на уровне бакалавриата. В случае выбора специалитета он вынужден учиться с 1‑го курса. Столь же тупиковая ситуация у выпускников специалитета, которые не имеют права претендовать на бюджетные места в магистратуре, поскольку их учеба в магистратуре квалифицируется как второе высшее образование…» [4, C. 11].

Исходя из проведенного анализа стандартов ВПО мы можем констатировать, что в подготовке историков наблюдается тенденция к ухудшению качества образования. Во многом это связано с разрывом единого срока обучения на две неравные части – бакалавриат и магистратуру. Усложняющийся мир, устройство общества и развитие технологий требует принципиально иного подхода к образованию и воспитанию подрастающего поколения, а также удлиняет сроки подготовки высококвалифицированных специалистов.

Главный минус Болонской системы состоит в том, что в высшем образовании формируется как бы два коридора, большинство идет и заканчивает бакалавриат, после чего многим из выпускников доступ к следующим ступеням образования оказывается если не закрыт, то значительно затруднен. Тогда как меньшинство в данной системе получает полноценное образование, заканчивает магистратуру и имеет возможность дальнейшего получения образования в аспирантуре и докторантуре, а также имеет право занимать руководящие должности в организациях.

Кроме того, замена знаний компетенциями направлена на формирование узких специалистов, которые оказываются полностью зависимы от рынка труда. Когда их специальность в силу разных причин оказывается ненужной, они вынуждены платить деньги и идти переучиваться, вместо того чтобы самим научиться и освоить новый вид деятельности.

На наш взгляд, в будущем узкая специализация уступит место такому понятию как транспрофессионализм. Будет востребован специалист широкого профиля, который в рамках некоторого набора специальностей сможет при необходимости одинаково хорошо и профессионально их менять, переходя от одной профессии к другой. Это можно сделать только в том случае, если человек получит фундаментальное, широкое, разностороннее образование. Причем различия между естественными и техническими специальностями с одной стороны, и социально-гуманитарными с другой сохранятся. Однако внутри этих областей специальностей дифференциация будет преодолена. Специальность «История» (как и философия) в этом отношении является той базой, на которой можно выстроить обучение специалиста широкого социально-гуманитарного профиля, что требует особого внимания к разработке новых стандартов ВПО, а также к его содержанию.


Библиографический список
  1. ГОС ВПО Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 020700 – История [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos_old/020700.htm (дата обращения: 10.03.2015).
  2. ГОС ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  020700 – ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ – ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&gr=0&st=all (дата обращения: 10.03.2015).
  3. ГОС ВПО Направление 520800 – история. Степень – бакалавр истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&gr=0&st=all (дата обращения: 11.03.2015).
  4. Николаев Д.В., Суслова Д.В. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. 2010. №1. С. 6–25.
  5. Соколов В.М. Материалы к  лекциям по дисциплине «Управление образовательными системами» [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/541788/ (дата обращения: 11.03.2015).
  6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История. Квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&st=all&qual=0 (дата обращения: 12.03.2015).
  7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История. Квалификация (степень) «магистр» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&st=all&qual=0 (дата обращения: 12.03.2015).


Все статьи автора «Евдокимов Артем Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: