Вооруженные Силы России исторически сложились как многонациональные, в которых главным принципом взаимоотношений в воинских коллективах является толерантность (терпимость) к военнослужащим других национальностей.
В Вооруженных Силах Российской Федерации основное большинство (63%) военнослужащих по национальности – русские. Другие национальности (всего 6%) представлены белорусами, немцами, чувашами, удмуртами, марийцами, якутами, хакасами, ингушами, кабардинцами, осетинами, калмыками, представителями народностей Дагестана, азербайджанцами, армянами, грузинами, казахами и греками, т. е. национальный состав России полностью отражается на ее армии [1].
В связи с этим, национальный вопрос все более актуализируется в повседневной жизнедеятельности Вооруженных Сил.
По-прежнему актуальным в воспитательной работе с военнослужащими остается сплочение воинских коллективов и формирование здоровой нравственной атмосферы, поощрение коллективизма, взаимопомощи и войскового товарищества в межличностных отношениях военнослужащих.
Как свидетельствуют результаты социологического опроса, около половины (48%) военнослужащих подтверждают, что влияние мероприятий воспитательной работы на разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций в воинских коллективах эффективно, так как удается разрешить и предотвратить большинство конфликтов между военнослужащими разных национальностей, а более половины (68%) военнослужащих осуждают межнациональные конфликты [1].
Стоит отметить, что сплоченность воинского коллектива непосредственно связана с принципом состязательности. Статья 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС РФ) возлагает на командира (начальника) обязанность принимать меры по сплочению воинского коллектива, а также организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением).
Таким образом, УВС ВС РФ определяет состязание и сплоченность среди военнослужащих как важные взаимосвязанные принципы, влияющие на боевую готовность и боеспособность воинской части и подразделения. Статья 39 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, давая определение такому виду поощрения как, награждение грамотой, ценным подарком или деньгами, указывает при этом, что грамотой награждаются как отдельные военнослужащие, так и весь личный состав воинской части (подразделения), как правило, в конце периода обучения (учебного года), при увольнении с военной службы, а также при подведении итогов соревнования (состязания). А, например, в целях дальнейшего стимулирования и поощрения роста спортивных достижений спортсменов Вооруженных Силах Российской Федерации приказом министра обороны Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 175 учреждены спортивные нагрудные знаки, вручение которых производится военнослужащим по окончании состязаний.
Соревнование (состязание) в психологической науке считается достаточно сильным стимулирующим фактором, имеет значительный мотивационный потенциал [2]. Сущность состязательности весьма точно выразил профессор К.С. Вельский, понимавший под ней особый вид управленческого «давления», такого государственного воздействия, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества [3].
В этой связи, в процессе состязания распространенным правовым стимулом является поощрение, как эффективный способ признания по его итогам заслуг военнослужащего (воинского коллектива) и соответственно, являющееся эффективным средством воздействия. Данный способ можно рассматривать как совокупность правовых норм влияющих на сплоченность среди военнослужащих в многонациональных воинских коллективах, закрепляющий такие качества как товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка и др., что создает морально-психологический климат и, в конечном итоге обеспечивает воинскую дисциплину, повышает боевую способность войск (сил) и в целом боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Библиографический список
- Состояние межличностных отношений в воинских коллективах Вооруженных Сил Российской Федерации URL: http: // www. http :// stat.ens.mil.ru/science/ sociological _center/army_in_numbers/more.htm?id=10400033@cmsArticle (дата обращения: 14.01.2015).
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. М., 2002.
- Вельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления). М., 1988.