УДК 1:3

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА

Шешукова Ольга Игоревна1, Антонов Алексей Борисович2
1Пермская Государственная Фармацевтическая Академия Министерства Здравоохранения Российской Федерации, студентка 2 курса 26 группы
2Пермская Государственная Фармацевтическая Академия Министерства Здравоохранения Российской Федерации, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
Самоутверждение является человеческой психологической потребностью. Об этом писали многие известные психоаналитики, а говорил об этом, наверное, каждый. Это феномен, характерный как для личности, так и для общества, которое можно представить самостоятельной единицей.

Ключевые слова: государство, личность, общество, патриотизм, политика, Самоутверждение, СССР


SELF-ASSERTION AS A METHOD PERSONAL FULFILLMENT , SOCIETY AND STATE

Sheshukova Olga Igorevna1, Antonov Alexei Borisovich2
1Perm State Pharmaceutical Academy, 2nd year student group 26
2Perm State Pharmaceutical Academy, Senior Lecturer, Department of Humanities and sotsiaono economic disciplines

Abstract
Self-affirmation is a human psychological need. Wrote about this many famous psychoanalysts, and talked about it, probably everyone. This phenomenon, which is characteristic for the individual and for society, which can be represented by an independent unit.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Шешукова О.И., Антонов А.Б. Самоутверждение как способ самореализации личности, общества, государства // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9227 (дата обращения: 28.09.2017).

“Самоутверждение – утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой. Это сложный психологический феномен, в котором можно выделить следующие компоненты:

  1. социально-психологический процесс, т. е. процесс активного взаимодействия человека со своим окружением, в ходе которого происходит его самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности партнеров;
  2. потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха);
  3. жизненные стратегии и тактики: возможны конструктивный, доминирующий, компенсаторный, защитный и другие аспекты избираемых тактик во взаимодействии и принятии решений;
  4. наличие тесной связи с Я-концепцией человека, самооценкой, самоотношением, силой Я.

Социализирующая функция самоутверждения состоит в стремлении человека к признанию, самореализации, достижению ролевой и личностной определенности, освобождению от зависимости. Для этого необходим определенный личностный потенциал, достаточный уровень развития волевых качеств, осознание собственной ценности, сформированное стремление к успеху и высоким достижениям, осознание целей и ценностей собственного бытия. Цели самоутверждения можно разделить на конструктивные и компенсаторные. Согласно Н. Е. Харламенковой, существуют 3 стратегии самоутверждения:

  1. конструктивное самоутверждение (позитивное поведение, направленное на самореализацию);
  2. доминирующе-агрессивная стратегия (действия за счет других и с выраженной враждебностью и стремлению подавить других);
  3. самоподавление (отказ от самоутверждения и самовыражения), неуверенная стратегия.” [1]

Ещё классики, такие как Салтыков-Щедрин, Гоголь, Бродский, говорили, что на протяжении веков проблемы в нашей стране статичны. Мало того, что они никак не разрешаются, так продолжают жить и ещё крепче укореняются в жизни государства. Одной из таких проблем, которая, кстати, не привязана к России территориально, а характерна и для других государств, является поднятие уровня патриотизма граждан за счёт уменьшения уровня значимости других государств и преувеличение собственных достоинств. Проводя параллель с вышесказанным, следует подчеркнуть,  что у  многих современных государств, и у  нашего  в том числе, существует потребность в самореализации за счёт других. Эта психологическая особенность  прослеживается у людей, и выходя за рамки отдельной личности, проецируется на общество в целом. Особенно самоутверждение по доминирующе-агрессивной стратегии   имеет место быть в наиболее сложных ситуациях. Например, экономический кризис, холодная война,  боевые действия или другая критическая ситуация. В данным момент в СМИ различных стран идёт “бойня”, и каждая страна стремится выставить себя в лучшем свете. Поэтому данное исследование актуально именно сейчас, когда политическая ситуация в мире весьма нестабильна.

Многие люди стараются закрывать глаза на свои “минусы” и акцентировать внимание на своих положительных качествах, а так же на отрицательных качествах остальных людей. В отношении стран всё аналогично. Рассмотрим пример с культурно-  нравственными особенностями государства.

Некоторое время шла активная пропаганда мнения о неблагоприятном влиянии стран Запада на молодёжь Российской Федерации. Говорилось о том, что жестокость и безнравственность – характерные черты западной культуры или же культур ближнего Востока, а в России испокон веков царили догмы христианства, и русский народ отличался послушанием религиозным правилам, закону и традициям.  Но в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя, и эта ситуация – не исключение.

В Государственном архиве Пермского края за досоветский период было найдено порядка 120 дел о насилии и растлении. И это только в Царской России, несмотря на то, что во многих источниках говорится о том, что русские люди на преступления такого рода были не способны. Ниже приведены примеры таких дел:

1) Фонд №177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции /г. Пермь/» 1795 г.

Опись №3

Дело №265 «Дело о растлении дьяконом Алексеем Белозеровым четырехлетней Агафьи дочери священника Данила Попова»

2) Фонд №177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции /г. Пермь/» 1789 г.

Опись №3

Дело №254 «Дело крестьянина Афанасия Сысалина, обвиняемого в растлении Евдокии Гордеевой, и мужеловстве с малолетним Григорием Сысалиным»

3) Фонд №177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции /г. Пермь/» 1797 г.

Опись №3

Дело №405 «Дело крестьян Василия Плотникова и др., обвиняемых в попытке увоза дочери государственного крестьянина Семена Банного Мавры в замужество и смерти ее.»

У всех этих дел есть нечто общее:

1) Преступления были совершены жителями сёл и деревень, а вовсе не крупных городов. Поэтому, влияние иноземных культур на преступников представить довольно трудно. К тому же, распространённое мнение о том, что исконно русский народ со всеми его традициями, обрядами, эндемическими особенностями проживал именно в деревнях, наводит на мысль о том, что преступления такого рода – распространённое и привычное явление.

2) Преступники не могли сказать, что мотивировало их на совершение данных преступлений.

3)  Их жертвы – несовершеннолетние дети знакомых и коллег подсудимых.

4) Преступники либо неженаты, либо несчастливы в браке, о чём свидетельствуют материалы допросов.

5) Подсудимые и осуждённые не раскаиваются, а наоборот, хотели бы повторить данные преступления.

Прежде чем говорить о том,  что эти преступления не носят национального характера и не являются характерными для какой-либо страны,  нужно разобраться в причинах совершения преступлений подобного рода.  Более логичным и подходящим объяснением для меня оказалась теория Эриха Фромма.

“Человек наделён разумом; он – жизнь, осознающая себя; он осознаёт себя, других людей, своё прошлое и возможности, которые таит будущее.  Это осознание себя как отдельного существа, осознание краткости своей жизни, того, что он рождён независимо от своей воли и независимо от своей вол умрёт, того, что он умрёт прежде тех, кого любит, или они умрут прежде него, осознание своего одиночества и отчуждённости, своей беспомощности перед силами природы и общества – всё это делает его отдельное, изолированное существование невыносимым заточением.  Человек лишился бы рассудка, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы и дотянуться до других людей, как-то соединиться с ними и с внешним миром. Чувство отчуждённости порождает тревогу; оно и является источником всех тревог. быть отчуждённым – значит не иметь никакой возможности использовать свои человеческие силы. Быть отдельным от всех означает быть беспомощным, неспособным активно контактировать с миром – предметами и людьми; это значит, что мир может подмять меня, лишённого способности сопротивляться. Таким образом, отчуждённость порождает острую тревогу. Кроме того, она вызывает стыд и чувство вины.  Глубочайшая потребность, таким образом, это потребность преодолеть свою отчуждённость и выбраться из тюрьмы одиночества.”[2, стр. 22]

Проблема эта одинакова как для египтянина, римского прокуратора, средневекового монаха, японского рыбака, так и для рабочего на заводе, современного менеджера или художника. А если проблема одна и та же, то и решения у неё одинаковы вне зависимости от времени.

Существует множество путей достижения этой цели, один из которых -  оргиастические ритуалы и сексуальные соития.  Так как подобные действия совершаются сообща, то возникает ощущение слияния, что делает решение ещё более эффективным. По-видимому, после участия в оргиастическом ритуале человек может на какое-то время приглушить дискомфорт от ощущения своей изолированности. Напряжение, вызываемое тревогой, понемногу возвращается, но затем снова разряжается благодаря повторению ритуала.

“Пока оргиастические ритуалы являются  обычной практикой в племени, они  не вызывают беспокойства или чувства вины. Такие действия правильны и даже добродетельны, потому что разделяются всеми, их одобряют и даже требуют целители и жрецы; поэтому нет причины чувствовать вину или стыд. Дело обстоит совсем иначе, если такое же решение избирает представитель другой культуры, где это не принято. В отличие от тех, кто участвует в социально одобренных ритуалах, такие индивиды страдают от чувства вины и раскаяния.  Пытаясь избежать изоляции с помощью алкоголя и наркотиков, они ещё острее чувствуют свою обособленность по завершении оргиастического переживания и начинают употреблять эти вещества с большей частотой и интенсивностью. Использование сексуально-оргиастического решения в некотором роде более естественная и нормальная форма преодоления отчуждения, частично решающая проблему изоляции. Это становится отчаянной попыткой избежать тревоги, порождаемой отчуждённостью и приводящей ко все возрастающему чувству изоляции, поскольку половой акт без любви не может устранить пропасть между людьми.

Все формы оргиастического единения имеют три характеристики: они отличаются силой и даже жестокостью; они целиком подчиняют себе рассудок и тело; они  преходящи и периодичны.”  [2, стр. 27]

Все эти три характеристики присутствуют в описании преступлений подсудимых. Более того, все жертвы были несовершеннолетними, они не могли за себя постоять, были абсолютно беспомощными.

Таким образом, насилие – это результат одиночества, недостатка любви и излишней обособленности индивидов.

Очевидно, что преступления такого рода не имеют национальности, разделения по уровню культуры, расовой принадлежности или возрасту. Нельзя говорить о том, что в менталитете представителей той или иной нации заложена бОльшая предрасположенность к совершению преступлений. Можно лишь сказать, что  сама эта  предрасположенность есть у представителей каждой нации, разница только в каждом отдельно взятом индивиде.

Так же, существовали случаи, когда правительство одних стран рассказывала своим гражданам о том, что в соседних с ними государствах низкий уровень жизни или нравственно бедные граждане. Подобная ситуация сейчас освещается в СМИ. Ярким примером так же является скандальная в своё время история Саманты Смит.

“Саманта Рид Смит – американская школьница из штата Мэн, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала только что ставшему председателем Президиума Верховного Совета и генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропову в самый разгар холодной войны.

А началось всё осенью 1982 года. К тому времени за океаном СССР расценивали не иначе как «империю зла». Саманта как-то увидела на обложке журнала «Time Magazine» президента США Рейгана и нового советского руководителя Андропова в качестве человека года. В одной из статей того журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью, и что под его руководством Советский Союз является как никогда угрожающим безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?». Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала.

Письмо Саманты:

“Уважаемый мистер Андропов! Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Россией и Соединенными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевать. Искренне Ваша, Саманта Смит. ”

Письмо Саманты было опубликовано в газете «Правда». Саманта была счастлива, когда узнала об этом, но ответа на своё письмо к тому моменту она ещё не получила. Тогда она написала письмо советскому послу в США, спрашивая: собирается ли Андропов ответить ей.

26 апреля 1983 Саманту неожиданно вызвали в кабинет директора школы, который испуганно сказал: «Иди домой. Тебе пришло письмо. От мистера Андропова». Юрий Владимирович писал, что СССР ни с кем воевать не собирается. Советские люди хотят мира, а чтобы Саманта в этом убедилась сама, то пусть летом приезжает в СССР и убедится в этом лично. «Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы – в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все – за мир и дружбу между народами», – этими словами закончил свое письмо генсек.” [4]

Таким образом, если самовыражение на государственном уровне соответствует характеристикам, предложенным психоаналитиками для личностей, можно сказать, что поведенческие особенности общества можно сравнивать с поведенческими особенностями отдельных индивидов. И самоутверждение является характерной чертой не только каждого человека, но и групп людей. И это не только характерная черта, но и потребность, характерная для масс и индивидов. Самоутверждение – феномен, характерный как для личности, так и для общества, которое можно представить самостоятельной единицей.


Библиографический список
  1. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000;
  2. Эрих Фромм “Искусство любить”
  3. Материалы Пермского Государственного Архива
  4. http://www.liveinternet.ru/


Все статьи автора «Шешукова Ольга Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: