УДК 316.662

CОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ

Крамаренко Надежда Юрьевна
Курский государственный университет
соискатель кафедры социологии и политологии

Аннотация
В работе изучается связь между застенчивостью подростков и их социометрическим статусом в группе сверстников. Мы предположили, что связь между застенчивостью и социометрическим статусом подростка в группе сверстников существует, а в частности, если ребёнок является застенчивым, то его социометрический статус будет низким и наоборот.

Ключевые слова: застенчивость, исследования, подросток, сверстники, связь, Социометрия, статус


SOCIOMETRIC STATUS OF THE TEENAGER IN THE PEER GROUP AND ITS RELATIONSHIP WITH SHYNESS

Kramarenko Nadezhda Yurievna
Kursk State University
applicant of the Department of sociology and political science

Abstract
The paper deals with the relationship between shyness adolescents and their sociometric status in the peer group. We hypothesized that the relationship between shyness and sociometric status of the teenager in the peer group exists, and in particular, if the child is shy, it sociometric status will be low and Vice versa.

Keywords: communication, peers, research, shyness, Sociometry, teen


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Крамаренко Н.Ю. Cоциометрический статус подростка в группе сверстников и его связь с застенчивостью // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9170 (дата обращения: 29.09.2017).

Как показывают исследования, почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек. Как правило, застенчивые подростки часто избегают контакта с другими людьми, так как постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей, часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели у мальчиков. Так, например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подвержены больше девочки, чем мальчики [1]. Вероятно, потребность быть популярным среди сверстников и высоко оцениваться по параметру физической (сексуальной) привлекательности более жестко запрограммирована у девочек-подростков, чем у мальчиков.

Проблема подросткового возраста находится под пристальным вниманием многих исследователей, что касается их статуса в группе [2, 3], особенностей поведения в интернет-сети [4, 5], проблемных подростков [6-11] однако крайне мало обнаружено исследований, посвященных изучению застенчивости, а в частности связи застенчивости и их социометрического статуса в группе.

Целью исследования является изучение связи между застенчивостью подростка и его социометрическим статусом в группе сверстников.

Объект исследования – застенчивость и социометрический статус подростка в группе сверстников.

Предмет исследования – связь застенчивости подростка и его социометрического статуса в группе сверстников.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании связи между застенчивостью и социометрическим статусом подростка в группе сверстников: если ребёнок является застенчивым, то его социометрический статус будет низким.

Методы и методики исследования:

  1. Стенфордский опросник застенчивости  Ф. Зимбардо
  2. Социометрия Морено
  3. Методы математической статистики: коэффициент корреляции r-Спирмена.

Контингент: 55 подростков общеобразовательной школы №7 г. Курска (21 мальчик и 34 девочки).

Описание методов и методик.

1. Опросник застенчивости Стэнфордский Ф. Зимбардо. Предназначен для самоанализа выраженности застенчивости, ее причин и проявлений. Опросник состоит из 44 утверждений, которые разбиты на 3 крупных блока. Каждый блок имеет свои субблоки. Первый блок – собственно «застенчивость». Сюда входят утверждения с 1 по 10. Первыми тремя утверждениями выявляется, была ли когда-нибудь застенчивость у респондента. Если выясняется, что застенчивости никогда не было, то опрос прекращается. Второй блок – причины застенчивости, восприятие застенчивости и типы людей, вызывающие застенчивость. В этот блок входят утверждения с 11 по 36. Третий блок – реакции субъекта на застенчивость. Сюда входят утверждения с 37 по 44. Так как в каждом блоке свои собственные варианты выборов, то унифицированной шкалы обработки нет. Каждый блок обрабатывается отдельно, и вычисляются соответствующие баллы.

2. Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено [12].

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Он вычисляется по формуле:

1 – 6*Σd²/(n-1)*n*(n+1),

где d – разность рангов, n – число пар признаков [13].

Полученные по методикам результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Общие показатели по методикам: «Социометрия» и «Стенфордский опросник застенчивости».

Застенчивость (Стенфордский опросник)

Социометрический статус (Социометрия)

Застенчивый

Не застенчивый

“Звёзды”

“Наиболее принимаемые”

“Наименее принимаемые”

“Аутсайдеры”

1

+

1

2

+

3

3

+

3

4

+

0

5

+

1

6

+

1

7

+

0

8

+

2

9

+

3

10

+

2

11

+

0

12

+

0

13

+

2

14

+

0

15

+

4

16

+

4

17

+

2

18

+

5

19

+

4

20

+

3

21

+

0

22

+

4

23

+

1

24

+

2

25

+

1

26

+

1

27

+

2

28

+

0

29

+

0

30

+

3

31

+

5

32

+

1

33

+

2

34

+

2

35

+

8

36

+

4

37

+

2

38

+

1

39

+

2

40

+

2

41

+

3

42

+

0

43

+

3

44

+

1

45

+

4

46

+

5

47

+

2

48

+

2

49

+

3

50

+

1

51

+

1

52

+

4

53

+

1

54

+

2

55

+

2

Статистическая обработка результатов исследования.

Для вычисления связи между показателями Стенфордского опросника застенчивости и количеством выборов (соответствующего социометрического статуса) испытуемых использовался коэффициент корреляции r-Спирмена.

Для нахождения коэффициента корреляции r-Спирмена применялась компьютерная программа, специально предназначенная для обработки статистических данных IBM SPSS Statistics 19.

На начальном этапе данные были специально подготовлены. Баллы по методике по Стенфордскому опроснику застенчивости кодировались следующим образом: 1 – застенчивый; 0 – незастенчивый. Социометрический статус так: 0 – «аутсайдеры», 1,2 – «наименее принимаемые», 3,4 – «наиболее принимаемые», 5 и выше – «звезды».

Результат выполнения программы по нахождению коэффициента корреляции r-Спирмена  приведен в таблице 1.

Таблица 1

Корреляции

Застенчивость

Статус

r-Спирмена

Застенчивость

1,000

-,345**

.

,010

55

55

Статус

-,345**

1,000

,010

.

55

55

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

Таким образом, коэффициент корреляции r = – 0,345. Он статистически значим точно на уровне p = 0,01, что говорит о высокой степени тесноты связи. Результаты полученной связи представлены на рисунке 1.

 

Рис.1. Связь показателей застенчивости и социометрического статуса между подростками

Другими словами, чем более высокий социометрический статус в группе сверстников имеют подростки, тем менее он застенчив. Или наоборот, если ребёнок является застенчивым, то его социометрический статус будет низким.

Таким образом, гипотеза исследования о существовании связи между застенчивостью и социометрическим статусом подростка в группе сверстников: если ребёнок является застенчивым, то его социометрический статус будет низким, была подтверждена.

В заключение хотелось бы отметить, что для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в его воспитании. Главным образом, условий целенаправленного формирования навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.


Библиографический список
  1. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
  2. Тодорова М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 94-98.
  3. Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 100-105.
  4. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 230-236.
  5. Мустафаев С.М. Особенности невербальной экспрессии подростков с интернет-зависимым поведением // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 237-242.
  6. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
  7. Клименко В.В. Психологические характеристики как вариант интегрального подхода к проблеме коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 36-53.
  8. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Исследование креативности в структуре когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде // Перспективы науки и образования. 2014. № 4 (10). С. 115-126.
  9. Остапенко Г.С. Развитие когнитивной сферы в онтогенезе подростка // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 168-170.
  10. Реутова Н.В. Взаимосвязь уровня агрессивности и поведенческих стратегий у подростков с умственной отсталостью // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 124-128.
  11. Кочетова А.П. Социализация подростков в условиях интернатного учреждения // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 56-58.
  12. Социометрия – Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия (дата обращения: 9.01.2015).
  13. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие. Воронеж.: ВГПУ, 2010. 76 с.


Все статьи автора «orimar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: