УДК 821.161.1

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ И СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО РОМАНА А. И Б. СТРУГАЦКИХ «ОТЯГОЩЁННЫЕ ЗЛОМ, ИЛИ СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ»

Новикова Евгения Владимировна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В статье анализируется, как система персонажей обеспечивает сюжетно-композиционное единство романа. Кроме того, разработано композиционное соотношение и деление персонажей на центральных и сгруппированных вокруг них второстепенных, находящихся в отношениях сопоставления и/или противопоставления. Сложные связи между персонажами пронизывают композиционную структуру произведения и выражают, в конечном счете, авторскую идею «трёх Христов», их понимание истории и человечества.

Ключевые слова: идея «трёх Христов», композиция, монтаж, связь, система персонажей, соотношение, структура, сюжет


THE SYSTEM OF CHARACTERS AND PLOT-COMPOSITIONAL UNITY OF THE NOVEL A. AND B. STRUGATSKY "BURDENED BY EVIL, OR FORTY YEARS LATER"

Novikova Evgenija Vladimirovna
North-Caucasus Federal University

Abstract
The article examines how the system provides the characters plot-compositional unity of the novel. In addition, a composition ratio and division on the central characters, grouped around them minor, being in a relationship of comparison and / or contrast. Complex relationships between the characters permeate the compositional structure of the work and express, in the end, the author's idea of the "three of Christ", their understanding of history and humanity.

Keywords: characters, communication, composition, installation, plot, structure, the idea of "three of Christ"., value


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Е.В. Система персонажей и сюжетно-композиционное единство романа А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9054 (дата обращения: 27.05.2017).

«Система персонажей раскрывает содержание произведений, но – сама она являет одну из сторон их композиции» [1, с. 161] .

«Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности [2, с. 127]. Композиция в широком смысле является структурой, «скелетом» художественного произведения, соединяющим отдельные части в завершённое целое.  Ещё одна её функция – «самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл» [2, с. 128].

При исследовании системы персонажей как одной из сторон композиции анализируются взаимные связи и отношения между ними, которые являются проекцией авторского взгляда на мир.

Роман А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом» – последнее и самое сложное в структурном отношении произведение. Мы разделяем точку зрения И. В. Нероновой, считающей, что такой композиционный приём, как монтаж, используемый авторами, является одним из факторов, создающих сложность произведения.

«Монтаж используется и … как активно проявляющая себя в произведении композиция, при которой внутренние, эмоционально-смысловые связи между персонажами, событиями, эпизодами оказываются более важными, чем их внешние, причинно-временные сцепления. … Такого рода монтаж позволяет художнику осваивать непосредственно не наблюдаемые, сущностные взаимосвязи явлений, углублённо постигать мир в его  многокачественности, противоречивости и единстве» [Неронова, с. 5].

Эпизоды различных сюжетных линий связаны по смыслу, но они не расположены по порядку,  – наоборот, «разбросаны» по тексту романа. Читателю кажется, что он что-то понял, уловил – и вдруг эпизод прерывается на середине предложения, предметом повествования становятся события другой сюжетной линии. Меняется характер читательской рефлексии, он как бы попадает в пределы текста, глубже исследует проблематику произведения, стараясь в ней разобраться на фоне, казалось бы, разрозненных и хаотически расположенных эпизодов, связанных ассоциативными связями.

Для характеристики системы персонажей в рамках композиции романа следует определить, какую роль играют те или иные персонажи, как они соотносятся, какие авторские интенции при этом выражаются.  В современном литературоведении существует много подходов к такому анализу. В основном выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей, рассматривают их функции. Такое деление кажется простым и обоснованным, но «на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу» [2, с. 135]. Это связано с тем, что не всегда параметры и роль персонажа совпадают: часто второстепенное лицо, которому отводится немного места в пространстве текста, несёт на себе большую смысловую нагрузку, часто чуть ли не равную значению главных персонажей. В связи с этим мы считаем возможным разработать  такое композиционное соотношение и деление персонажей, которое, на наш взгляд, удачно отражает авторский замысел и сюжетно-тематический аспект произведения.

В каждой сюжетной линии в соответствии с авторской идеей мы можем выделить центрального, главного героя и сгруппированных вокруг него и связанных с ним теми или иными отношениями второстепенных персонажей.

Первая сюжетная линия – «Дневник» Игоря Мытарина. Центральным является Г.А. Носов, Учитель Ташлинского лицея, современный Иешуа Га-Ноцри. Он объединяет вокруг себя фигуры своих учеников («апостолов»): Игоря, Аскольда, Михея, Зойки и др. Их разговоры, ситуации, воспоминания так или иначе связаны с Г.А. Аскольд – предатель, оставивший Учителя и враждебно противостоящий ему в вопросе, связанном с фловерами (в отличие от других учеников, которые хотя и не разделяют позицию Г.А., но всё же остаются с ним). С Аскольдом связаны и одни из ключевых строк романа: «Это надо понимать так, – сказал он (Г.А. прим. авт.),  – что в истории было много случаев, когда ученики предавали своего учителя. Но что-то я не припомню случая, чтобы учитель предал своих учеников» [4, с. 254].

Кроме того, Г.А. противостоит и представителям различных административных учреждений: мэру, Ревекке Самойловне (снова библейское имя!), майору Кроманову. Кроме того, отдельный круг оппозиционеров представляют те, кто напечатал в городских газетах статьи, прямо или косвенно затрагивающие мнение Учителя:

- «Городские известия»: В. Кривошапкин, заведующий отделом трудовых ресурсов;

- «Университетский вестник»: профессор Н. Микава, проректор;

- «Ташлинский агропром», где кипели нешуточные страсти и царил мрак;

- «Кооператор», где авторы «предостерегают сограждан от экстремизма»;

- «Молодёжные новости»;

- «Ташлинская правда»: Плюхин К.П., декан социологического факультета и сам Г.А.

Наконец, последними, отказавшими Учителю в своей поддержке, оказываются некто «Первый и с ним ещё какой-то деятель в элегантнейшем костюме и фотохромных очках».

Вторая сюжетная линия – «Рукопись «ОЗ», принадлежащая Сергею Корнеевичу Манохину, астроному, доктору физматнаук.
Центральной фигурой данного пласта повествования является Демиург – изменившийся до неузнаваемости Иисус Христос, пришедший на Землю и увидевший, что здесь ничего не меняется, людям по-прежнему неизвестен смысл из существования («как будто это тайна какая-то за меснадцатью замками!..»), часто встречаются пьяные  (один даже к Демиургу «явился навеселе»). И Ильмаринен понимает, что с  них надо было когда-то начинать, «но не хватило бы никакого времени», чтобы исправить их пороки, а теперь уже поздно [4, с. 21-22]. С ним связан Иоанн-Агасфер, он сопровождает Демиурга, знакомит его с современными нравами и в то же время занимается деятельностью, которая совершенно не интересует Ильмаринена: он «ловец душ». Демиургу требуются помощники: сначала один – С.К. Манохин (автор рукописи, внимательно наблюдающий и анализирующий все события), затем появляются ещё несколько: Колпаков Пётр Петрович, Парасюхин Марк Маркович, Матвей Матвеевич Гершкович (неслучайно имена их такие же, как и у апостолов). Противостоит Демиургу всё человечество в целом, хирурги и костоправы, среди которых нет терапевта, истинного Человека. В лице майора государственной безопасности Михаила Ивановича Смирнова показано мнение всех людей в целом относительно Второго пришествия. Сначала он воспринимает это как жульничество, махинации. Затем понимает, что это действительно настоящий Иисус Христос, и между ними происходит такой диалог:
«Демиург сказал:
- Есть у вас ещё вопросы?
- Нет, – сказал Миша. – Благодарю вас.
<…>
- Тогда я задам вам вопрос, – сказал Демиург. – Всего один. Чего вы хотите?
- Сейчас я хочу только одного, – криво улыбаясь, проговорил Миша. – Чтобы вас не стало. И никогда бы не было. Чтобы я сейчас благополучно проснулся. Проснулся, а вас нет и не было.
- Воистину, странный ответ, – сказал Демиург. – Не ожидал от вас… Впрочем, я вовсе не имел в виду вас персонально.
- Ах, вы имели в виду… Знаете, всё, чего мы хотим, изложено в Программе Партии. Прочтите, там всё написано» [4, с. 135-136].
Демиург в лице майора увидел ответ всего человечества: он не нужен людям в «эпоху могущественных организаций», они живут по своим законам, давно забыли о Том, который когда-то искупил их грехи. И лишь один человек – Г.А. Носов – считает главным принципом жизни и воспитания милосердие. Это тот самый терапевт, которого искал Демиург, отдающий себя в жертву людям за свои справедливые и человечные идеи.
Наконец, вставной сюжет романа: некоторые события Евангелия в авторской переработке.

Центральной фигурой здесь выступает Рабби, вокруг которого объединяются апостолы – ученики, в том числе и Иоанн-Агасфер, о жизни которого мы узнаём много интересных подробностей, не освещённых в Библии.

Иуда оказывается не предателем, а лишь исполнителем поручения Учителя, который хотел с креста проповедовать народу, надеясь, что здесь Его наконец-то услышат. Ему, как и во второй сюжетной линии, противопоставлено всё человечество, не желающее внимать тому, что Он скажет, жить по Его учению.

Таким образом, авторская идея «трёх Христов» пронизывает композиционную структуру произведения, организует соотношение центральных и второстепенных персонажей, сложные связи между ними. Рабби, Демиург, Г.А. Носов пересекаются со своими учениками-апостолами, но в отдельных моментах всё же расходятся  с ними, становясь одинокими в онтологическом смысле: один против всего человечества. Лишь спустя многие годы люди осознают, кого они отвергли, не оценили, не поняли. Временная ось романа ведёт от Иисуса Христа во вставном сюжете к Нему же, но постаревшему, изменившемуся в нечеловеческих испытаниях, представленному в образе Демиурга во второй сюжетной линии, и, наконец, приводит к современному Иешуа Га-Ноцри, милосердному и справедливому Учителю Г.А. Носову, появляющемуся в первом повествовательном пласте. «Три Христа» не похожи в полном смысле слова, однако их объединяет общность морально-этической позиции и схожесть судьбы.

Таким образом, авторская идея пронизывает композиционную структуру произведения, организует соотношение центральных и второстепенных персонажей, сложные связи между ними. Рабби, Демиург и Г.А. Носов одиноки в онтологическом смысле: они изначально связаны с учениками, но в отдельных моментах всё же расходятся с ними. Временная ось романа ведёт от Иисуса Христа во вставном сюжете к Нему же, но изменившемуся до неузнаваемости в нечеловеческих испытаниях, представленному в образе Демиурга во второй сюжетной линии, и в итоге приводит к современному Иешуа Га-Ноцри, милосердному, справедливому Учителю Г.А. Носову – герою первого повествовательного пласта. «Три Христа» похожи не полностью, однако их объединяет общая морально-этическая позиция и схожая судьба.

Система персонажей романа как сюжетно-композиционный момент в конечном счёте даёт возможность отразить авторское мировоззрение.


Библиографический список
  1. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 1976. – 422 с.
  2. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б. Есин. – 10-е изд. М.: Флинта : Наука, 2010. – 248 с.
  3. Неронова И. Художественный мир произведения как функция монтажного конструирования в повествовании А. и Б. Стругацких (повесть «Отягощённые злом»). Тверь: Крот, 2007. – 44 с.
  4. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 299 с.


Все статьи автора «Кан Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: