УДК 304

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Ласточкина Мария Александровна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
Изучаются ценностные ориентации современной молодежи региона Результаты демонстрируют, что первое место среди терминальных ценностей занимают здоровье, второе – семья, третье – материальная обеспеченность. Главной инструментальной ценностью считается образованность, в числе превалирующих ответов молодежи находятся также честность и ответственность.

Ключевые слова: здоровье, материальная обеспеченность, нравственные ценности, ответственность, Семья, современная молодежь, ценностные ориентации, честность


MORAL VALUES OF MODERN YOUTH (REGIONAL RESEARCH)

Lastochkina Maria Alexandrovna
Institute of social and economic development of territories of the Russian Academy of Sciences

Abstract
The goal of investigation is to study the system of values of modern youth in the region. Results of the survey show that the first place among terminal values takes health, the second is family and the third belongs to material security. The main instrumental value is education; among the prevailing replies of young people are honesty and responsibility as well.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ласточкина М.А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7535 (дата обращения: 31.03.2019).

Молодежь всегда являлась важным звеном и фактором человеческого, трудового, демографического, репродуктивного потенциала страны. При этом не только уровень их образования, профессиональной подготовки определяет их место в обществе, весьма существенную роль несут их ценностные ориентации. В условиях динамичности и разносторонности современной жизни, важно определить ценности, которыми руководствуется молодежь. Жизненные установки, обусловливающие их поведение и повседневные представления о настоящем и будущем [1]. Весьма значим для социологического исследования ценностного мира нынешней молодежи становится анализ жизненных планов и установок, учет целого ряда обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни. При этом подрастающее поколение проходит свое становление в очень непростых условиях смены многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений [2].

Целью исследования являлось изучение ценностных ориентаций современной молодежи региона. Для достижения ее были поставлены следующие задачи: определить состав, иерархию наиболее значимых терминальных и инструментальных ценностей современной молодежи; интересы и жизненные приоритеты молодого поколения; каналы их социализации в обществе.

Анализом ценностных ориентаций, проблем и особенностей социализации молодежи занимались многие российские ученые (Л.А. Вербицкая, С.Н. Иконникова, А.М. Караев, В.Т. Лисовский, В.Т. Пуляев, Е.С. Топилина, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.)

В данной статье представлены результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Положение молодежи Вологодской области», информационной базой послужили данные социологического опроса молодежи (от 14 до 30 лет) Вологодской области. Анкетирование было проведено в 2012 г. Институтом социально-экономического развития территорий РАН. В выборке участвовали все муниципальные образования области: 2 крупных города Вологда и Череповец, а также 26 районов. Объем выборочной совокупности составил 2923 человека. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры молодежи области (ошибка выборки не превышала 3%).

Анализируя терминальные ценности молодежи Вологодской области отметим, что первое место по области и г. Вологде занимает здоровье, второе – семья, третье – материальная обеспеченность. У череповчан на первом месте – семья, а на втором – здоровье. Последние места в списке занимают активная жизнь и творчество (табл. 1)

Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос «Какие терминальные ценности для Вас наиболее значимы?», в %

Варианты ответов

Вологда

Череповец

Районы

Область

Здоровье

49,9

32,3

62,3

57,0

Семья

43,8

37,0

58,9

54,3

Материальная обеспеченность

25,2

10,2

40,2

34,6

Любовь

28,1

11,0

39,1

34,2

Уверенность в себе

27,0

4,7

36,5

31,3

Друзья

21,2

6,0

32,4

27,7

Работа

20,6

5,5

31,4

26,8

Свобода

17,4

6,0

30,1

25,5

Активная жизнь

17,4

2,9

28,2

23,7

Творчество

10,7

3,4

18,2

15,4

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Образованность считается главной инструментальной ценностью как среди молодежи районов, так и крупных городов Вологодской области (табл. 2). Нравственные потребности (честность и ответственность) также в числе превалирующих ответов молодежи. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах и занятиях в свободное время.

Таблица 2 – Распределение ответов на вопрос «Какие инструментальные ценности для Вас наиболее значимы?», в %

Варианты ответов

Вологда

Череповец

Районы

Область

Образованность

34,5

26,0

48,8

44,2

Честность

33,9

24,2

45,7

41,6

Ответственность

30,1

8,6

39,7

34,6

Жизнерадостность

24,1

9,9

33,2

29,1

Независимость

23,2

7,6

33,1

28,7

Исполнительность

19,7

5,7

32,0

27,2

Твердая воля

21,4

9,9

26,7

23,9

Эффективность в делах

20,9

9,6

26,3

23,5

Предприимчивость

15,7

8,6

23,7

20,8

Рационализм

15,7

5,2

19,2

17,0

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Череповецкая молодежь более остальных ориентирована на высокий заработок, не обращая внимания при этом на вредное производство и неблагоприятные климатические условия (33%). В г. Вологде таких молодых людей меньше на 5%, а в районах – на 7%. Основная масса молодого населения области (62%) ориентирована на то, чтобы иметь средний и даже низкий заработок, но при этом иметь собственное жилье и работать на безопасном производстве. Подобный факт свидетельствует о существовании такой проблемы среди большинства молодых людей, как отсутствие собственного жилья и потребность в социальной стабильности. Подростки в возрасте 14-17 лет чаще (разница 17%), чем молодежь в возрасте 18-29 лет предпочитают иметь высокие доходы, но жить в неблагоприятных климатических условиях и работать на вредном производстве. Значительно меньшая доля среди них, тех кто желает иметь средний и даже низкий заработок, но иметь собственное жилье и работать на безопасном производстве (разница 14%). Аналогичная ситуация наблюдается при анализе предпочтений молодежи по доходным группам: чем выше доход, тем больше понимания того, что деньги не самое главное в жизни, а важнее социальные гарантии и стабильность.

Наиболее контрастные различия при ответе на вопрос «В какой области находятся Ваши главные интересы?» выявлены при разделении респондентов по возрасту. Почти каждый второй молодой человек в возрасте 18-29 лет связывает свои основные интересы с семьей и домом, каждый шестой – с работой, а каждый десятый – с обеспечением приличного заработка, а также с учебой, образованием, повышением квалификации. У подростков 14-17 лет иерархия другая: на первом месте – учеба (36%), на втором – семья (24%), на третьем – приличный заработок (9%). Подобные различия вполне закономерны в силу потребностей и возможностей, возникающих по мере взросления человека и вхождения его в общественную жизнь. Большая доля женщин, в отличие от мужчин, видит свои главные интересы в семье и доме (47% и 35% соответственно). Учеба актуальна для каждой пятой девушки и для каждого 6-7 юноши (табл. 3). Интересы мужчин нацелены больше на работу и обеспечение приличного заработка – 33%, среди женщин таких почти в 2 раза меньше – 18%. По доходным группам также есть значимые отличия: чем более обеспечен человек, тем больше его интересы связаны с источниками достижения дохода. Соответственно снижается интерес к семье и дому с 50% – у наименее обеспеченной молодежи до 42% – у наиболее обеспеченной молодежи. При разделении молодежи по уровню образования выяснилось, что получение специального высшего образования естественным образом снижает интерес к учебе и повышает интерес к семье и дому (с 34% до 46-50%).

Таблица 3 – Распределение наиболее популярных ответов на вопрос «В какой области находятся Ваши главные интересы?», разрез половозрастной, по доходным группам, в %

Варианты ответов

Пол

Возраст

Доходные группы

Муж.

Жен.

14 – 17 лет

18 – 29

лет

20% наименее обеспеч.

60% средне-обеспечен.

20% наиболее обеспеч.

Мои главные интересы связаны, прежде всего, с моей работой

17,4

10,8

7,3

15,9

10,7

14,6

19,1

Мои главные интересы в семье и доме

34,5

46,8

23,8

46,4

50,4

49,6

41,7

Главные интересы в области учебы, образования, повышения квалификации

15,1

19,7

36,4

11,8

16,8

12,2

8,7

Главное дело – обеспечить приличный заработок

16,2

6,8

8,5

11,9

8,7

10,0

16,8

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Изменение социокультурных традиций – процесс продолжительный, во многом зависящий от преобладающих в обществе ценностных ориентиров. Ценности образуют ядро мировоззрения индивида. Исследование показало, что ценностное пространство молодежи Вологодской области определено общительностью, свободой и независимостью. Значимость работы больше ценится городской молодежью, при этом 55% респондентов ответили, что только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы быть основным делом жизни; в сельской местности таких ответов меньше – 44%. Жители г. Вологды более склонны к инициативности, жертвенности, порядку, чем жители г. Череповца и районов.

Достижение успехов в жизни современные молодые люди в большинстве своем связывают с наличием хороших связей с нужными людьми. При этом в городах Вологде и Череповце их доля выше, чем в сельской местности на 10-12% (табл. 4). Каждый третий молодой человек Вологодской области жизненный успех связывает с умением хорошо работать, профессионализмом и высшим образованием; каждый четвертый – с наличием высокооплачиваемой работой и влиятельных родственников, каждый шестой – с удачей и наличием хорошей (востребованной) специальности.

Таблица 4 –  Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, за счет чего люди чаще всего добиваются успехов в жизни?», в % (допускалось не более трех вариантов ответа)

Варианты ответов

Вологда

Череповец

Районы

Область

Наличия хороших связей с нужными людьми

55,1

53,4

43,1

45,8

Умения хорошо работать

33,9

31,8

33,3

33,2

Профессионализма в своем деле

33,3

26,8

31,9

31,4

Наличия высшего образования

26,7

21,9

32,4

30,4

Наличия высокооплачиваемой работы

31,0

25,3

26,4

26,8

Наличия влиятельных родителей, родственников

29,0

33,9

21,7

24,1

Удачи (хорошо быть человеком, которому везет)

15,1

18,0

16,3

16,4

Наличия хорошей специальности

19,1

12,8

15,0

15,2

Удачной женитьбы (замужества)

15,4

14,3

12,0

12,7

Другое

2,0

0,5

1,1

1,1

Затрудняюсь ответить

2,3

2,6

10,2

8,3

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Проведение досуга является важным фактором социализации молодежи. Здесь очень хорошо прослеживается «мода» современного молодого поколения на компьютеризацию и интернетизацию – более половины респондентов проводят свободное время «зависая» в сети Интернет. Смотрят телевизор 40%, занимаются хозяйственными делами 37% опрошенных. Увлечение (хобби) имеет каждый третий молодой человек крупного города, на селе – только каждый четвертый. Очень мала доля занимающихся физической культурой и спортом – так проводит время только каждый шестой.

Распространенным явлением стали молодежные субкультуры, которые представляют собой полифункциональное явление, отвечающее потребности в социальной и культурной идентичности молодого человека в некое социокультурное сообщество [3]. Как показали данные опроса, 12% молодых людей Вологодской области косвенно участвовали в субкультурных движениях, а 5% принимали непосредственное участие в них. Девушки реже юношей учувствуют в субкультурных движениях: никогда не участвовали – 86% девушек и 81% – юношей. Разделения молодежи на возрастные группы показало, что все больше представителей молодого поколения прямо или косвенно участвует в нетрадиционных формах поведения. Доля подростков, не принимающих участия в субкультурных движениях, составляет 77%, что на 7% меньше, чем среди молодых людей в возрасте 18-29 лет.

Каждый четвертый респондент, отметивший свое участие в субкультурном движении, оказался футбольным фанатом (табл. 5). В районах области доля таких больше чем в городах почти на 10%. Вологда лидирует по числу рокеров и металлистов (12%); Череповец – реперов (19%), панков (17%), эмо (14%). Участие в субкультурном движении выражается в основном в следовании субкультурной моде: одежда – 72%, аксессуары – 32%, изменение прически – 17%, окраски волос – 14%, украшения – 13%. Следование субкультурным практикам: ритуалам – 13%, правилам – 6%.

Таблица 5 – Распределение ответов на вопрос «Если Вы участвовали в субкультурном движении, то укажите в каком», в % от тех, кто когда-либо участвовал в субкультурном движении прямо или косвенно

Субкультурное движение

Вологда

Череповец

Районы

Область

Спортивные (футбольные) фанаты

16,0

13,1

24,3

20,5

Рэперы

11,1

18,7

15,9

15,7

Панки

8,6

16,8

8,4

10,3

Рокеры

12,3

8,4

9,4

9,7

Эмо

6,2

14,0

3,9

6,4

Готы

3,7

3,7

6,1

5,2

Металлисты

12,3

3,7

3,9

5,2

Анимэ

3,7

1,9

4,2

3,6

Байкеры

7,4

0,9

2,9

3,2

Скинхеды

0,0

3,7

2,9

2,6

Хиппи

2,5

1,9

1,9

2,0

Ска

0,0

3,7

2,3

2,2

Растаманы

0,0

0,0

2,9

1,8

Хипстеры

3,7

0,9

0,6

1,2

Сатанисты

1,2

0,9

0,6

0,8

Райдеры

1,2

0,0

0,6

0,6

Антифа

0,0

1,9

0,0

0,4

ЛГБТ

0,0

1,9

0,0

0,4

Ролевики

0,0

0,0

0,3

0,2

Оккупай

0,0

0,0

0,0

0,0

Другое

1,2

1,9

1,9

1,8

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

В разной степени религиозными считают себя 58% молодых людей Вологодской области. Не религиозны 28% молодежи. То есть, можно заключить, что религиозность современной молодежи находится на низком уровне, молодежь не привлекают идеалы церкви.

Резюмируя вышесказанное отметим, что первое место среди терминальных ценностей молодежи занимают здоровье, на втором находиться семья, на третьем – материальная обеспеченность. Главной инструментальной ценностью считается образованность, в числе превалирующих ответов молодежи находятся также честность и ответственность. Девушки, в отличие от юношей, связывают свои главные интересы с семьей и домом. Интересы юношей нацелены больше на работу и обеспечение приличного заработка. Основная масса молодых людей области ориентирована на то, чтобы иметь средний и даже низкий заработок, но при этом иметь собственное жилье и работать на безопасном производстве. Кроме того, чем состоятельнее молодежь, тем больше понимания того, что деньги не самое главное в жизни, а важнее социальные гарантии и стабильность. Особую тревогу вызывает большая доля молодежи прямо или косвенно участвующих в субкультурных движениях. Данная тенденция играет отрицательную роль для нравственного здоровья молодых людей, при этом ослабляются и решаться механизмы культурной преемственности.

Статья выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-18-03120

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) //. Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» 2000. № 1. С. 40–44.
  2. Ласточкина М.А. Социальная защищенность населения России: обзор исследований последних лет // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 2. С 171–179.
  3. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991–2003 гг. М.: Дашков и К. 2004.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ласточкина Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация