ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Протасов Антон Владиславович
Алтайский государственный университет

Аннотация
Данная статья анализирует публичную дипломатию как обязательную составляющую положи-тельного имиджа государства. Отдельно подчеркивается важность неправительственных организаций, которые могут эффективно обеспечивать коммуникацию между гражданскими обществами разных стран. Также, автор уделяет внимание применению публичной дипломатии во внешней политики России.

Ключевые слова: «мягкая» сила, внешняя политика, имидж государства, НКО, публичная дипломатия


PUBLIC DIPLOMACY AND NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Protasov Anton Vladislavovich
Altai State University

Abstract
This article analyzes public diplomacy as a mandatory component of the positive image of the state. Also, it emphasizes the importance of non-governmental organizations that can provide an effective communication between civil society properties around the world. Also, the author focuses on the use of public diplomacy in the Russian foreign policy.

Keywords: NGOs, public diplomacy, soft power


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Протасов А.В. Публичная дипломатия и неправительственные организации: проблемы и перспективы // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7164 (дата обращения: 26.02.2024).

Необходимость построения благоприятного международного имиджа государства является одной из наиболее актуальных и важных задач. Имидж страны представляет собой важнейший капитал, способствующий укреплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспечению его безопасности, защите и продвижению национальных интересов. Позитивный имидж страны – это важный инструмент, который открывает ей доступ в сообщество цивилизованных демократических государств, международное бизнес-сообщество. Особую роль в создании благоприятного имиджа за рубежом занимает направление, связанное использованием технологий публичной дипломатии.

Публичная (общественная) дипломатия (или в английской литературе «Public Diplomacy») – это комплекс мер, направленных на оказание влияния на политику иностранного государства путем влияния на установки  и взгляды иностранных граждан, который осуществляется неправительственными структурами.  Публичная дипломатия также направлена на создание благоприятного образа страны за рубежом, на повышение ее репутации, на лучшее понимание действий государства среди мирового сообщества [1, с. 157].

Костырев А.Г.  считает, что коммуникация является «основной формой деятельности по линии общественной дипломатии», которую также следует понимать, в том числе и как «процесс взаимной интерпретации сообщений с целью понять их смысл». По его мнению, только общество с устойчивыми демократическими институтами способно эффективно обеспечивать коммуникацию «в ее культурно-ценностном смысле». Костырев А.Г. подчеркивает важность наличия развитой сети  неправительственных организаций в стране, которые могут быть взять на себя т.н. функцию «второго дыхания» и быть проводниками общественной дипломатии, укрепляя взаимоотношения между гражданскими обществами разных государств [2, с. 144-145].

Невозможно не согласиться с утверждением, что современное демократическое общество трудно себе представить без развитой сети неправительственных организаций, которые выполняют ряд важных функций, среди которых – налаживание горизонтальных связей между различными структурами гражданского общества. Неправительственные организации или так называемый «третий сектор» являются добровольными организациями, представляющими собой сеть поставщиков общественных благ населению. На взгляд автора, неправительственные организации также являются очень эффективным средством осуществления общественной дипломатии.

Известный американский политолог, профессор Гарвардского университета Дж. Най считает, что «третьим измерение публичной дипломатии является развитие долгосрочных отношений с ключевыми лицами в течение многих лет путем предоставления стипендий, обменов, тренингов, семинаров, конференций, а также доступа к каналам СМИ» [3, с. 109]. В этих сферах лучше всего и успешнее всего могут работать и уже работают неправительственные организации. Ярким примером, на взгляд автора, может служить деятельность таких организаций как Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), Freedom Hause, Transparency International и т.д.

Ни у кого не вызывает сомнений, что роль общественных отношений в публичной дипломатии должна идти дальше, чем пропаганда и реклама. Неправительственные организации, как уже было сказано выше, играют очень важную роль в налаживании горизонтальных связей между различными структурами гражданского общества. Чем сильнее эти связи, тем сильнее сами неправительственные организации. Среди преимуществ использования неправительственных организаций в публичной дипломатии можно также отметить тот факт, что они очень хорошо знают местные особенности и проблемы. Можно смело говорить о том, что неправительственные организации могут распространять свое влияние на разных уровнях, начиная с низового уровня (т.н. «grassroots level»). Работая в разных сферах, таких как образование, культура, спорт и т.д. неправительственные организации могут быть успешными проводниками влияния страны за рубежом, своеобразными «агентами мягкой силы».

Мы можем наблюдать, что в России «мягкой силе» и публичной (общественной) дипломатии уделяется все большее внимание. Так, к примеру, в Концепции внешней политики Российской Федерации «мягкая сила» признается «неотъемлемой составляющей современной международной политики», а также указывается и определяется как  «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [4]. В 2008 году был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. Горчакова, главная миссия которого заключается «в поощрении развития сферы публичной дипломатии, а также в содействии формированию благоприятного для России общественного, политического и делового климата за рубежом» [5]. На встрече министра иностранных дел Лаврова С.В. с представителями российских неправительственных организаций, взаимодействующих с МИД по международной тематике, было указано, что «вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс, оказание содействия широкому участию неправительственных организаций внешнеполитической направленности в деятельности различных международных экспертно-политологических форумов и диалогов является закономерным процессом» [6].

Среди проблем неправительственных организаций, работающих в России, можно отметить такие как недостаточность источников внутреннего финансирования неправительственных организаций, поэтому многие неправительственные организации вынуждены искать финансирование для своей деятельности, участвуя в грантовых программах иностранных организаций. Также руководители неправительственных организаций, с которыми автор лично разговаривал, указывают на несовершенство налогового законодательства, в котором отсутствует эффективная система налоговых вычетов. Вызывает определенные вопросы и эффективность принятого в 2012 г. закона о т.н. «иностранных агентах». На сегодняшний день только одна организация является зарегистрированной в качестве иностранного агента, а репутационные издержки для российских властей за рубежом оказались довольно значительными. Кроме того, «пропаганда» на федеральных СМИ о финансировании ряда российских неправительственных организаций с целью организации массовых беспорядков, «подрыва» российского суверенитета также, на взгляд автора, негативно сказалась на репутации неправительственных организаций в глазах населения России.

Таким образом, неправительственные организации играют важную роль в сфере публичной дипломатии, выполняя функцию «второго дыхания» и выстраивая горизонтальную сеть взаимодействия между структурами гражданских обществ различных государств.


Библиографический список
  1. Zatepilina O. Non-state ambassadors: NGOs’ contribution to America’s public diplomacy // Place Branding and Public Diplomacy. – №5. – 2009. URL: http://www.palgrave-journals.com/pb/journal/v5/n2/pdf/pb200827a.pdf (дата обращения: 01.05.2014).
  2. Костырев А.Г. «Разумная сила», общественная дипломатия и социальные сети как факторы международной политики // Полис: политические исследования.- № 2. – Москва: Институт сравнительной политологии, 2013.
  3. Nye  J.S. Soft Power: The Means to Succeed in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 01.05.2014).
  5. Фонд  поддержки публичной дипломатии им. Горчакова. URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/ (дата обращения: 29.04.2014).
  6. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских неправительственных организаций, взаимодействующих с МИД по международной тематике. 2013, 4 марта. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ADA5A1B7975B8B3C44257B240057FD58 (дата обращения: 29.04.2014).


Все статьи автора «Протасов Антон Владиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: