ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпушин Евгений Сергеевич
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
кандидат экономических наук, соискатель докторантуры

Аннотация
В статье анализируются трудности региональной авиации Российской Федерации, такие как сложность подготовки и привлечения квалифицированных пилотов, условия конкурентной борьбы с другими видами транспорта, сложность получения прибыли авиакомпаниями в областях с низкой численностью населения. Предлагается обоснованное решение об отказе массовой практики использования региональной авиации в районах, где это не повлечет к транспортной изоляции населения.

Ключевые слова: безопасность полета, заработная плата, квалификация, клиент, пилот, подготовка, региональная авиация, фактор, целесообразность.


EXPEDIENCY OF EDUCATION OF PILOTS FOR REGIONAL AIRCRAFT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Karpushin Yevgeniy Sergeevich
St.-Petersburg state university of space instrument making
PhD in Economics, Competitor of doctoral studies

Abstract
In the article difficulties of regional aircraft of the Russian Federation, such as complexity of preparation and attraction of the qualified pilots, conditions of competitive struggle against other types of transport, complexity of reception of profit by airlines in areas with a low population are analyzed. The proved decision on refusal of mass practice of use of regional aircraft in areas where it will not entail to transport isolation of the population is offered.

Keywords: client, education, expediency., factor, qualification, regional aircraft, safety of flight, wages


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Карпушин Е.С. Целесообразность подготовки пилотов для региональной авиации в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7162 (дата обращения: 26.02.2024).

Последние неудачи в области обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации, обнаружившиеся факты массовой подделки летных документов, низкая квалификация пилотов самолетов региональной авиации, обусловленная процессом их ускоренной переподготовки и отсутствием необходимого базового образования в области пилотирования, заставляют исследователей и специалистов приступить к анализу сложившейся ситуации и методов ее решения. В данной проблемной ситуации есть несколько факторов, которые предопределяют ее решение [1, 2, 3, 4].

Первый фактор представляет собой спрос на услуги региональной авиации, который складывается из численности потенциальных клиентов, их платежеспособности и наличия замещающих (конкурирующих) отраслей транспорта [5, с. 24]. Поскольку речь идет именно о региональной авиации в такой стране как Россия, которая не относится к числу густонаселенных стран, то напрашивается очевидный вывод об отсутствии на определенной территории большого количества клиентов даже для самолетов небольшой вместительности, которые и обслуживают регионы Российской Федерации [6, с. 39]. Уровень доходов в регионах за исключением районов Крайнего Севера существенно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге [7, с. 84]. Особенно велика эта разница при анализе уровня доходов на Северном Кавказе. Таким образом, недостаточная численность населения наряду с его низкой платежеспособностью формирует ситуацию, которую авиационные специалисты озвучивают как “перевозка воздуха”, имея в виду большое количество свободных мест на борту среднестатистического регионального самолета [8, с. 97]. Что касается наличия других видов транспорта в регионах, то стоит отметить, что железнодорожный транспорт неплохо развит практически на всей территории России за исключением труднодоступных регионов, до которых можно добраться либо только на вертолете, либо речным или морским путем. Следовательно, отказ от региональной авиации не повлечет за собой изоляции регионов от большей части территории Российской Федерации.

Второй фактор отражает сложность подготовки пилотов по сравнению со специалистами, управляющими другими видами транспорта, например, машинистами поездов [9, с. 47]. При сравнении сроков подготовки и переподготовки данных специалистов, обусловленных сложностью управления различными видами транспорта, становится очевидным явное превосходство железнодорожного транспорта над авиацией [10, с. 155]. Подготовить квалифицированного пилота значительно дороже и сложнее, поскольку пилот обязан обладать уникальными профессиональными навыками, заключающимися в умении действовать в сложной обстановке с жестким лимитом времени, обладать обширными знаниями в области авиационной техники, систем управления ею, метеорологии, психологии для грамотного взаимодействия с командиром корабля или вторым пилотом [11, с. 8].

Третий фактор оценивает финансовые возможности региональных авиакомпаний по привлечению и переподготовке квалифицированных пилотов [12, с. 57]. Главным аргументом в такой ситуации является размер заработной платы пилотов, который хотя и превышает средний размер зарплаты по данному региону, но не настолько высок при сопоставлении с требуемой от данных пилотов квалификацией [13, с. 20]. Стоит также отметить, что в средствах массовой информации совершается достаточно распространенная ошибка учета статистических данных о зарплатах, приводящая к обобщению всей генеральной совокупности статистических данных [14, с. 56], что приводит к преувеличению размера зарплаты пилотов, в которых озвучивается доход только командиров воздушных судов иностранного производства с большой вместимостью пассажиров. В региональной же авиации зарплата второго пилота небольшого отечественного самолета существенно ниже 100 тысяч рублей (для сравнения зарплата командира Ил-96 составляет 100 тысяч рублей, а командира “Боинга” уже 300 тысяч рублей) [2, с. 86].

Подводя итоги, можно прийти к выводу о целесообразности существования региональной гражданской авиации только в тех регионах Российской Федерации, в которых этот транспорт является единственно возможным либо в целом, либо для решения определенных частных задач. В остальных же регионах Российской Федерации целесообразно вовсе от нее отказаться, особенно в тех областях, где наблюдается наименьшая загрузка самолетов, обусловленная главным образом малой численностью населения.


Библиографический список
  1. Смуров М.Ю., Костылев А.Г. Система подготовки пилотов гражданской авиации в Российской Федерации // Наука и транспорт. Гражданская авиация. СПб.: Издательство СПбГУ ГА, 2013, №3. – с. 51-55.
  2. Козлов А.С. Человеческий фактор и система обеспечения безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА. М.: Издательство МГТУ ГА, 2012, №182. – с. 84-88.
  3. Карпушин Е.С. Методология обработки информации в искусственном интеллекте. Статистические цензы как элемент формирования системы поддержки принятия решений. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 148 с.
  4. Сироткин А.В., Бархатов Н.И. Модель системы автоматизированного управления информационным обслуживанием // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет» №4, 2013. – с. 20.
  5. Карпушин Е.С. Аналитический анализ рыночной системы //  Современные аспекты экономики. СПб.: «Современные аспекты экономики», 2004, №16. – с. 23-27.
  6. Седов В.В. Экономическая теория: Часть 1. Введение в экономическую теорию. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2002. – 115 с.
  7. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 214 с.
  8. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – с. 97.
  9. Карпушин Е.С. Взаимосвязь качества труда и профессионализма сотрудников // Управление персоналом. М.: «Деловые коммуникации», 2008, №12. – с. 47-48.
  10. Цапенко И.В., Миронова Д.Д. Человеческий капитал и инновационные факторы его развития// Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2012, №2. – с. 153-163.
  11. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  12. Кустова Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 200 с.
  13. Карпушин Е.С. Особенности понятия качества труда //  Современные аспекты экономики. СПб.: «Современные аспекты экономики», 2004, №16. – с. 20-22.
  14. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2011, №9-10. – с. 56-60.


Все статьи автора «Карпушин Евгений Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: