ЕДИНАЯ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению единой регионально-отраслевой системы непрерывного образования. В качестве ведущих тенденций, характеризующих современный этап высшего образования, выделяются регионализация образования и интеграция региональных образовательных систем. Анализируется образовательная деятельность Университетского учебного комплекса как интегрированного образовательного учреждения.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная мотивация, профессиональная направленность, регионально-отраслевая система, Университетский учебный комплекс


UNIFORM REGIONAL AND BRANCH SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to consideration of uniform regional and branch system of continuous education. As the leading tendencies characterizing the present stage of the higher education, regionalization of education and integration of regional educational systems are allocated. Educational activity of the University educational complex as integrated educational institution is analyzed.

Keywords: continuous education, professional motivation, professional orientation, regional and branch system, University educational complex


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Единая регионально-отраслевая система непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7095 (дата обращения: 26.02.2024).

Современная высшая техническая школа, развиваясь в русле новой нормативной основы, нацелена на обновление теории и методологии подготовки будущего специалиста. Среди множества тенденций, характеризующих современный этап высшего образования, следует выделить две основные: регионализация образования и интеграция региональных образовательных систем. Регионализация преследует своей целью наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной доктрины [1]. Формирование региона как единого образовательного и социокультурного комплекса требует от каждой территориальной единицы проведение политики, претворяющей в жизнь механизм интеграции образовательных систем как внутри самого региона, так и адекватное вхождение в единое образовательное пространство Российской Федерации. Важным этапом на пути реализации инновационных принципов регионализации и интеграции образования стало создание Университетских учебных комплексов [2], интегрирующих в себе учреждения дошкольного, общего и профессионального образования.

Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, обеспечивающей преемственность в передаче знаний и формирующей мотивацию будущей профессиональной деятельности. Модернизация образовательных программ разного уровня нацелено не только на изменение содержания образования для того, чтобы дать обучающимся более современный учебный материал, но и на реальную возможность практического использования получаемых знаний в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Поэтапные (дошкольное, общее и профессиональное), целенаправленные и интегрированные действия по формированию профессиональной направленности в Университетском учебном комплексе способствуют формированию как мотивации обучения в высшем учебном заведении, так и мотивации будущей профессиональной деятельности специалиста. Система обучения в Университетском учебном комплексе можно представить в виде алгоритма (пошагового выполнения действия для достижения цели – для получения выбранной специальности). В рамках Университетского учебного комплекса осуществляется интеграция образовательного, воспитательного, социокультурного, интеллектуального и управленческого компонентов в двух направлениях: «горизонтальная интеграция» – между образовательными учреждениями одного уровня, «вертикальная интеграция» – между однопрофильными образовательными учреждениями разного уровня.

Примером интегрированного образовательного учреждения Пензенского региона является Ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, основной целью которой является объединение научного, интеллектуального и материально-технического потенциала образовательных, информационных и других организаций для создания единой регионально-отраслевой системы непрерывного образования, повышения качества подготовки специалиста.

Функционирование Ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется с учетом психолого-педагогического. психолого-дидактического, психолого-социального и собственного психологического аспектов становления и деятельности регионального образовательного комплекса. Внедрение в жизнь данных принципов способствует достижению ряда целей:

1) на начальном этапе обучения в Университетском учебном комплексе – формирование первоначальной профессиональной направленности будущих специалистов;

2) на дальнейших этапах обучения в Университетском учебном комплексе – укрепление профессиональной мотивации будущего специалиста, уточнение профессиональной специализации;

3) формирование основных профессионально необходимых качеств и свойств личности специалиста;

4) овладение основами профессиональных знаний, умений и навыков;

5) обучение без психологического дискомфорта, снятие психологических барьеров при переходе с одной ступени обучения на другую;

6) воспитание культуры умственного труда;

7) укрепление межпредметных связей и раннее развитие художественных способностей;

8) разумное сочетание интеграции и дифференциации содержания образования;

9) обеспечение адаптации выпускника высшего учебного заведения у экономическим, политическим и социальным запросам общества;

10) непрерывное развитие личности на основе демократизации, интеграции, гуманизации образования;

11) обеспечение мобильности образование, повышение статуса высшего образования в политическом, экономическом, социальном, культурном развитии общества.

Существенную роль в формировании образовательного комплекса технического вуза играют не только объективные социально-педагогические факторы, но и субъективные. Нельзя переоценить влияние преподавательского состава и администрации образовательного комплекса на формирование профессиональной мотивации будущего специалиста, обучающегося в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс».

Функция воспитателя в дошкольном учреждении, учителя в школе, педагога в учреждении профессионального образования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» отличается от функции педагога в традиционном учебном заведении, где преобладает консервативный стиль обучения и управления сотрудниками в отличие от современного демократического стиля руководства и обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс». Отсутствие планового расчета контингента обучающихся профессиональных учебных заведений в традиционной системе образования создает дополнительные проблемы при трудоустройстве выпускников. Тесная, последовательная совместная работа представителей администрации учебных заведений разных ступеней, входящих в состав учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, решает проблему трудоустройства путем перспективного планирования контингента обучающихся на каждом уровне обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс». В системе непрерывной практической подготовки студентов ПГУАС особую роль играют работодатели. Трудоустройство  выпускников вуза по ряду специальностей осуществляется на основе прямых контактов между учебным заведением и заказчиком, то есть по принципу рынка труда.

Руководство Ассоциации «Университетский учебный комплекс» разрабатывает и внедряет проекты, позволяющие реализовывать комплекс сквозных (непрерывных) вариативных образовательных программ, в результате которых осуществляется тесное сотрудничество преподавателей и руководства всех учебных заведений, входящих в УУК.

Таким образом, на всех этапах обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» школьник и студент находится в непрерывном взаимодействии с преподавателем, человеком, имеющим высокий авторитет, теоретические знания и практические навыки деятельности. Обучающийся становится не пассивным наблюдателем процесса образования, а его действенным участником. Примером этому является активное участие студентов в структурах студенческого самоуправления.


Библиографический список
  1. Бармин, Н.Ю. Регионализация образовательной системы [Текст] / Н.Ю. Бармин, В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова // Педагогика. – 1999. – №2. – С. 15.
  2. Захаров, Ю.А. Университетские комплексы как перспективная форма интеграции различных типов и видов образовательных учреждений [Текст] / Ю.А. Захаров, Т.М. Чурекова // Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования / Моск. гос. ун-т печати. – М., 2003. – С. 30-37.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: