РОЛЬ МУСУЛЬМАН ТЮМЕНИ И ТОБОЛЬСКА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Статья раскрывает влияние духовенства и общества мусульман-прогрессистов на развитие начального образования татар в Тюмени и Тобольске начала ХХ века. Автор акцентирует внимание на взаимодействии мусульман с органами городского самоуправления по вопросу об открытии школ. Раскрывает трудности, связанные с разработкой устава общества мусульман, так как дирекция народных училищ Тобольской губернии пыталась оказать воздействие на формулировки документа, раскрывающие особенности деятельности общества применительно к открытию школ.

Ключевые слова: вероучение, духовенство, Ислам, мусульмане, начальное образование, общественное объединение, татарские школы, училища


THE ROLE OF MUSLIMS TYUMEN AND TOBOLSK IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev
Сandidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article reveals the influence of the clergy and the society of Muslim progressives on the development of primary education Tatars in Tyumenand Tobolsk beginning of the twentieth century. The author focuses on the interaction of Muslims with the local government on the issue of opening the schools. Reveals the difficulties associated with the development of the Charter of the Muslims, as the Directorate of public schools in the Tobolsk province was trying to influence the formulation of the document, revealing the peculiarities of the activity of the company in relation to the opening of schools.

Keywords: clergy, creed, Islam, Muslims, primary education, public Association, Tatar schools, the College


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Роль мусульман Тюмени и Тобольска в развитии образования в начале ХХ века // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6702 (дата обращения: 02.03.2024).

Мусульманское духовенство и общественные объединения татар стремились играть значимую роль в развитии начального образования представителей своего вероисповедания, проживающих в Тобольской губернии. Представители духовенства проявляли инициативу по организации татарских школ. Автор в ряде работ ранее рассматривал роль мусульман в развитии начального образования в Западной Сибири [1, с. 156-157; 2, с. 114-117].

Согласно постановлению Тюменской городской думы с 15 августа1913 г. было открыто инородческое училище для мальчиков-мусульман. К 1 сентября в училище поступило 50 мальчиков – детей городских татар. Ходатайство об открытии училища возбудил городской мулла от имени своих прихожан, подписи которых имелись на ходатайстве. Данное ходатайство было внесено в городскую Управу инспектором 4 района Тобольской губернии 9 января 1913 года. Училище было открыто в составе школьной сети. При этом город принимал на себя, при обычной субсидии от казны, содержание учителей в размере жалованья 360 руб. и законоучителю 60 руб. в год. Квартиру для училища до постройки собственного здания, магометанское общество было обязано выделить за свой счет. Училище было открыто на основании Правил о начальных училищах для инородцев, утвержденных министром народного просвещения 14 июня1913 г. на основании высочайшего повеления 5 июня 1913 года. Существование русско-татарской школы в Тюмени было вызвано проживанием в этом городе значительного количества татар, занимающихся торговлей и поэтому нуждающихся в знании русского языка [3, л. 55-55об., 57].

Перед Первой мировой войной в Тюменском уезде происходит активизация деятельности мусульман по формированию общественного объединения, желающего заниматься развитием образования. Учредители мусульманского благотворительного и просветительного общества юрт Янбаевских Бухарской волости Тюменского уезда, ходатайствовали перед МВД об утверждении проекта устава общества. Проект устава общества был отправлен 19 декабря1913 г. в Министерство народного просвещения (далее – МНП) на заключение попечителя Западно-Сибирского учебного округа (далее – ЗСУО) Л.И. Лаврентьева. Последний отправил документ директору народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревскому. Общество ставило одной из своих задач заведывание существующими в районе его действий мектебе и медресе, открытие ремесленных и иных школ с классами русского языка. В соответствии с целями § 4 проекта устава обществу предоставлялось право приобретать в собственность помещения и обстановку для школ, снабжать их учебными пособиями и прочими принадлежностями, приглашать учителей и заботиться о приличном содержании школ и их преподавателей [4, л. 19-19об.].

Маляревский считал, что § 3 устава должен был выглядеть следующим образом: «Общество имеет право возбуждать ходатайства об открытии в Янбаевских юртах в установленном порядке школ: мусульманских вероисповедных общеобразовательных и специальных для детей обоего пола, а так же оказывать материальное содействие как существующим, так и вновь открываемым в этом селении школам разных наименований» [4, л. 21] . Пункт «в» ст. 4. проекта устава было необходимо изложить так: «Избирать кандидатов для представления на утверждение в законном порядке, на должность мугалимов (учителей) мусульманских школ» [4, л. 21об.].

Согласно проекта общество ставило своей главной задачей распространение и улучшение школьного образования, создание и упорядочение внешкольного образования и заботы о хозяйственных нуждах мечети (§ 2), а так как с мечетями были неразрывно соединены мектебе и медресе, то следовало полагать, что хозяйственные заботы и о них. Сообразно с такими целями, обществу по проекту предоставлялось право открывать новые школы, улучшать постановку преподавания в существующих, а также организовывать по праздникам курсы обучения грамоте для взрослых, устраивать лекции по предметам общеобразовательного характера [4, л. 29об.].

Таким образом, проектируемое мусульманское общество оставляло за собой руководство всей учебно-воспитательной частью как учащейся молодежи, так и взрослых, устраняя правительство от всякого участия в образовании и воспитании мусульманских племен. Такое положение вещей противоречило правилам о мерах к образованию населяющих России инородцев, высочайше утвержденным 26 марта1870 г. относительно татар-магометан, и правилам 14 июня1913 г., а также распоряжениям МНП от 30 июня1892 г. и от 9 января 1899 года. По мнению учебного начальства, такая деятельность являлась «крайне» вредной в государственном отношении, а потому не могла быть допущена [4, л. 29об.-30].

Согласно устава общество собиралось действовать г. Тюмени и его окрестностях. Для достижения своей цели, общество планировало издавать педагогические и научно-популярные журналы и газеты, учебники, книги и брошюры по различным отраслям знания как оригинальные, так и переводные, согласно действующим законов о печати. Общество состояло из ограниченного числа членов обоего пола без различия вероисповедания, за исключением учащихся в низших и средних учебных заведениях, а также состоящих на действительной службе нижних воинских чинов и юнкеров и лиц, ограниченных в правах по суду. Учащиеся вузов допускались в члены лишь на основаниях особо определяемых в уставах данных учебных заведений [4, л. 31].

Члены общества делились на: а) почетных членов, в которые избирались общим собранием лица оказавшие обществу особые сообразно с целью его услуги, или вносившие в кассу общества единовременно не менее 150 руб., или ежегодно не менее 50 руб. в течение трех лет; б) действительных членов, избираемых общим собранием из лиц по своим знаниям и дарованию способных непосредственно своей работой осуществлять цель общества; в) членов соревнователей, содействующих косвенно целям общества, например, распространением его изданий, привлечением новых членов, средств. Последние две категории членов обязывались делать ежегодно взносы по 5 руб. или единовременно не менее 100 рублей. Члены Общества, не уплатившие в течение года денежных взносов или не проявившие в течение двух лет никакой деятельности, лишались права голоса на общих собраниях [4, л. 31-31об.].

Средства общества составляли: а) единовременные и ежегодные членские взносы; б) пожертвования деньгами и предметами, как членов, так и посторонних лиц; в) доходы с капиталов, предприятий общества; г) сборы с устраиваемых обществом, с надлежащего каждый раз разрешения и с соблюдением правил, установленных на данный предмет действующими нормативными актами, спектаклей, концертов, публичных чтений, базаров, танцевальных вечеров; д) сбор по подписным листам и книжкам, выдаваемым для этого членам Общества, допускаемый, однако, без особого разрешения лишь под непременным условием отсутствия всякой публичности [4, л. 31об.].

Духовенство пыталось ввести преподавание мусульманского вероучения в светских школах Тобольска. Попечитель ЗСУО в июне1914 г. сопроводил директору Тобольской мужской гимназии письмо муллы соборной мечети Тобольска в МНП от 20 апреля того же года о разрешении преподавать детям татар ислам. В связи с этим были запрошены сведения о количестве обучающихся в гимназии мусульман, их национальности и заключение по данному вопросу. Директор гимназии признал преподавание магометанского вероучения для учащихся школы желательным в том случае, если учащихся было больше. Детей мусульман насчитывалось три казаха – братья Темировы. Для них содержать преподавателя за счет казны представлялось «непроизводительным». Вопрос решался при согласии мусульман Тобольска содержать учителя за свой счет [4, л. 111, 113, 115-115об.].

Одновременно имам Бекшенев поднимался вопрос о преподавании в приходских училищах Тобольска ислама учащимся-мусульманам. В августе1914 г. Маляревский доложил в Томск о том, что в Тобольском мужском высшем начальном училище (далее – ВНУ) обучалось 4 мусульманина. При этом в последние годы полный курс учения учащиеся не оканчивали. Обычно обучались в двух классах, а потом выбывали из училища по желанию родителей. В Покровском приходском училище насчитывалось 5 мусульман, в Тырковском училище 35, родители которых проживали в Иртышатских, Комаровских, Исеневских юртах. Исходя из незначительного количества мусульман в двух школах, Маляревский считал, что отсутствовала надобность вводить для них преподавание ислама. Тырковское приходское училище размещалось в неудобном помещении, что мешало преподаванию ислама при отсутствии свободной комнаты. Чиновник не видел надобности преподавать ислам, так как мусульмане поступали в школы по окончании мектебе, где преподавался данный предмет. Мусульмане потом отдавали своих детей в школы МНП «исключительно» для изучения русского языка [5, л. 116-116об.].

Чиновники МНП требовали уточнений. Попечитель ЗСУО 20 августа1914 г. сообщил имаму Тобольской мечети, что магометанского языка, на котором планировалось преподавать вероучение, не имеется. Были распространены татарский, турецкий, персидский, арабский, сартский. Требовалось пояснить, на каком языке предполагалось обучение [3, л. 117-117об.]. МНП затребовало уточненные данные о количестве учащихся-мусульман. Осенью1914 г. в мужском ВНУ обучалось по 2 татарина и бухарца, в Покровском – 7 татар, в Тырковском училище – 26 татар и 9 бухарцев. Казахи отсутствовали. В результате попечитель ЗСУО, доложил в МНП, что в двух училищах можно было доверить преподавание Бекшеневу, за исключением бухарцев, которых следовало обучать вероучению на родном языке без вознаграждения от казны [5, л. 119, 120об.].

В начале ХХ в. представители духовенства и общественных объединений мусульман Тобольской губернии выступали с инициативой об открытии школ, стремились содействовать развитию народного образования, отстаивая интересы татарского населения в вопросах обучения детей исламу. При этом чиновники МНП настороженно относились к усилиям мусульман по организации образования среди татар, выполняя охранительные функции.


Библиографический список
  1. Сулимов В. С. Деятельность мусульман-прогрессистов Томска по развитию образования в начале ХХ века // Сулеймановские чтения: материалы и доклады Всерос. науч.-практич. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. С. 159-161.
  2. Сулимов В. С. Частные мусульманские школы Томска в период Первой мировой войны // Исторические процессы Азиатской России: проблемы формирования социокультурного пространства на территории Западной Сибири и Зауралья в XVII-XX вв. Тобольск, 2013. С. 114-117.
  3. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2508.
  4. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3021.
  5. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1547.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: