ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Зинцова Анастасия Сергеевна
Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
Данная статья посвящена раскрытию потенциала физической культуры прямо и опосредованно влияющей на формирование социально-активной личности школьника. Она охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь, создает ей психический комфорт. Проведенное исследование позволяет утверждать, что именно деятельностный, аксиологический и личностный компонент физической культуры обеспечивают всестороннее развитие школьника.

Ключевые слова: социализация, социально-активная личность, физическая активность школьника., физическая культура


PHYSICAL CULTURE AS THE METHOD OF FORMATION SOCIALLY - THE ACTIVE PERSONALITY OF SCHOOLBOY

Zintsova Anastasiya Sergeevna
Muromskiy institute (branch) “Vladimir state university im Alexander Grigorevicha and Nikolai Grigorevicha Stoletov”

Abstract
This article is dedicated to the disclosure of the potential of physical culture the directly and defined by example influencing formation socially-active personality of schoolboy. It covers such properties, qualities, orientations of personality, which make possible for it to be developed in the accordion with the culture of society, to reach the accordion of knowledge and creative action, feelings and contact, physical and spiritual, to resolve contradictions between nature and production, labor and rest, physical and spiritual. Reaching by the personality of this accordion ensures with it social stability, productive inclusion into the life, it creates by it mental comfort. The conducted investigation makes it possible to assert that the precisely activity, axiological and personal component of physical culture they ensure the comprehensive development of schoolboy.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зинцова А.С. Физическая культура как способ формирования социально - активной личности школьника // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6511 (дата обращения: 22.02.2024).

Физическая культура является сложным социальным явлением, которое выполняет конструктивные функции общества в области воспитания, морали и этики. Физические упражнения способствуют формированию у детей дисциплины, чувства ответственности и вырабатывают настойчивость в достижении целей.

Физическая культура помогает индивиду жить в гармонии с обществом, быть творческим и эрудированным, разрешать противоречия между трудом и отдыхом, производством и природой, духовным и физическим. Тем самым индивид становится социально-психологически устойчивой личностью, продуктивно включенной в жизнь и труд, с адаптивным поведением в разнообразных условиях жизнедеятельности. Человек интегрирует аспекты саморегуляции, самоотношения, самопознания, на этой основе формируется Я-концепция.

Постановка проблемы. Ориентация физкультурного образования личности на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учитывая индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Учет данных компонентов в формировании  мотивационной сферы социальных отношений  и активного поведения в процессе обучения в школе.

Философы, социологи, психологи и педагоги всегда были прямо или косвенно заинтересованы в процессе формирования социальной активности личности. В трудах П.П. Блонского, А. Дистервега, Э. Дюркгейма,А.В. Луначарского,Я.А. Коменского,  А.В. Мудрика,К.Д. Ушинского, В.Н. Шульгина отражаются философские и психолого-педагогические идеи формирования социальной активности личности.

Теоретические основы формирования социальной активности индивидов,участвующих ввоспитательно-образовательном процессе рассмотрены в диссертационных работах Д.Д. Вишневского, М.Б. Рамазанова, Л.Н. Фарафоновой и др.

Н.Н. Визитей, Р. Мартенс, Н. А. Пономарев,  В.И. Столяров в своих общесоциологических теориях раскрыли проблемы отношения учащихся к занятиям физической культуры.

Основой нашей работы является триединство: отношение учащихся к физической культуре – физическая активность – социальная активность личности.

Формирование активной личности, ее способность адаптироваться в меняющихся условиях социума, не уходить от проблем, а уметь их решать – основные положения в системе образовательной деятельности.

Основные позиции в определении социальной значимости физической культуры:

Информационное и техническое развитие современного мира требует от человеческого организма высоких функциональных возможностей: памяти, внимания, оперативного мышления, работоспособности, быстрой реакции, психологической устойчивости. Занятие физической культуры помогает индивиду справляться с требованиями социального устройства, так как физическая культура – средство полноценного отдыха, регулирует различные функции организма, оказывает влияние на профилактику его заболеваний.

Физическая культура в России функционирует на крайне низком уровне в сферах жизнедеятельности человека и для большинства из них не является ценностью. Таким образом у людей нет прочности в здоровье, эмоциональной удовлетворенности, психической устойчивости, что позволило бы ему быть социально стойким и активным.В связи с этим необходимо повысить роль личностных характеристик индивидов, участвующих в процессе освоения двигательного действия. Это позволит подойти к формированию физической культуры у человека с учетом понимания его сущности, социокультурного и социокультурного единства.

Проанализировав теоретиче­ские подходы к  проблеме развития социальной активности в психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод, что развитие социальной активности  личности – это целостный психобиологический, социальный и педагогический процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционирова­нию в ней, активного освоения окружаю­щего пространства с целью жизненного, социального само­развития личности.

Для школьников, процесс формирования физической культуры необходимо осуществлять в игровой форме, где особое внимание необходимо уделять предоставлению доступных знаний  по физической культуре и акцентуации детей на самовоспитание, а также тренировки социальных качеств личности. Именно данный процесс «знание-умение-владение» раскрывает индивидуальные особенности, взаимоотношения в социуме.  Выделение роли самовоспитания по физической культуре личности, то есть достижение самого высокого уровня творческого преобразования имеющихся знаний способствует:

¾  повышению работоспособности, охране здоровья;

¾  гармоничному развитию всех физических качеств. Особенно социальных потенциалов:  выносливости, преодоления неуверенности, страха, усталости, болевых ощущений, стимуляция моральных качеств;

¾  возможности управлять своими действиями в разнообразных условиях.

Следовательно, качества социально-активной личности школьника формируются и получают свое развитие через физическую культуру, представленную: в целостном физическом воспитании, (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорте (их совершенствованием), физической рекреации (поддержании), двигательной реабилитации (восстановлении). Каждый компонент будет определять мировоззренческую специфику, обладать сочетанием интеллектуального, социально-психологического и двигательного содержания.

Физическая культура как социально – педагогическая категория рассматривается, как теоретическое обоснование всестороннего развития человеческих способностей необходимо обратить особое внимание на содержательные образования самореализации (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение и т.п.), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей (материальных и духовных) физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую духовную деятельность.

Педагогическая значимость физического воспитания состоит не только в приобретении занимающимися новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного мотивационно-потребностного отношения к физической культуре, но и выражаться  в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию (т.е. к самореализации, самодеятельности), к формированию широкого круга потребностей, так как именно они порождают личность, следовательно, и культуру социума.

Ведущая роль в формировании такого человека должна отводиться качественной стороне физкультурной деятельности, где необходимо единение идеальной (духовной) и практической (двигательной) сторон, связанных с одухотворением телесности. Это требует от педагога (передающего ученикам ценности физической культуры) создания особой «духовной субстанции» – образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где и происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, индивидуальностью.

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные – связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков и т.п., и духовно-удовлетворяемые (в познавательном), ценностно-ориентационные (в проектировочном), коммуникативные, эстетические. Основная задача физической культуры как процесса социализации личности школьника состоит в том, чтобы развивать человека через удовлетворение личных потребностей занимающихся и прогресс их физического самосовершенствования. В связи с этим автор обращает внимание на то, что физическая культура личности рассматривается на базе приоритета ее духовной стороны, как триединства ее компонентов:

-аксиологического, (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее элементы);

- образовательного, (связанного повышением уровня ее знаний, умений и навыков);

-потребностного, (отражающего состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы).

Понятие физической культуры ученые В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышев базируют на следующем содержании: «активное воздействие не только на физические способности человека, но, прежде всего, на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни» [3].

Таким образом, раскрываются следующие подходы: биоантропогенный, психофизический, социально-педагогический. Они реализуют функцию интеграции через занятия физической культурой представляется как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Физическая культура является эффективным средством повышения социальной мобильности для школьников. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс вознаграждение.

Следовательно, физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека [3]. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

Занятия физическими упражнениями обеспечивают повышение умственной работоспособности, более полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов, имеет немалый социально-экономический эффект, тем самым формируется социально-психологическая стабильность человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности».


Библиографический список
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1998. -223 с.
  2. Лях В. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы. – Просвещение. М., 2007. – 412 с.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. – 312 с.


Все статьи автора «Анастасия»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: