ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА ДИНАСТИЙНОГО ЦИКЛА НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В КИТАЕ

Гальченко Евгений Александрович1, Григорьев Владимир Владимирович1, Ларионов Александр Витальевич1
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В настоящий момент Китай продолжает сталкиваться с рядом проблем, обусловленных незавершенностью перехода национальной экономики на модель внутреннего потребления. Китай попал в ловушку, так как демографическая политика ведет к новым кризисным явлениям. В силу колоссального влияния Китая на мировой порядок необходимо следить за его развитием, ведь локальные кризисы могут привести к глобальным кризисам.

Ключевые слова: демографическая политика, демография, династийный цикл, Китай, кризис, население, продовольственная проблема, старение населения


THE IMPACT OF DYNASTIC CYCLE ON THE DEMOGRAPHIC SITUATION IN CHINA

Evgeniy Alexandrovich Galchenko1, Vladimir Vladimirovich Grigoriev1, Alexander VitalyevichLarionov1
1National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
China continues to face a number of problems arising from the incomplete transition of the national economy to the domestic consumption pattern. China fell into a new trap, as the demographic policy generates crises conditions. Due to tremendous impact of China on the world order, we should follow its development process because local crises may lead to a global crisis.

Рубрика: Демография

Библиографическая ссылка на статью:
Гальченко Е.А., Григорьев В.В., Ларионов А.В. Влияние механизма династийного цикла на демографическую ситуацию в Китае // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/6118 (дата обращения: 03.03.2024).

Введение
Влияние Китая на мировую экономику бесспорно: страна является второй по объему ВВП экономикой мира после США, китайские товары пользуются спросом по всему миру, что ставит Китай на одно из ведущих мест в мировой торговле. Понимание возможных вариантов развития Китая, знание основных социально-экономических и демографических тенденций в данном государстве необходимы для построения успешной политики развития других стран.

Вся история Китая, начиная с династии Ся (3-2 вв. до н.э.) характеризуется бурными подъемами и спадами – имеет циклический характер [1, с. 126], а сам процесс развития страны в научных кругах был назван династийным циклом. Необходимо отметить, что смена циклов неразрывно связано с демографическими показателями [2, с. 145-151]; так, именно переизбыток населения, которое из-за своей многочисленности не могло найти средств существования, вел к социальным недовольствам, революциям, повышению смертности и переходу на начальный этап династийного цикла. Следовательно, в настоящий момент необходимо исследовать прогнозы численности населения Китая, а также проанализировать эффективность демографической политики китайских властей.

В мировом научном сообществе существует много точек зрения, разногласий и дискуссий о сущности династийных циклов в Китае. К примеру, есть авторы, которые вообще отрицают «династийную динамику». Тем не менее, сторонников теории циклического развития значительно больше, о чем свидетельствует огромное количество научных работ и исследований, посвященных династийным циклам в мире и в Китае в частности. Авторы данной статьи придерживаются второго подхода и считают, что династийные циклы являются одним из ключевых факторов развития Китая.

Демографические показатели Китая
Китай на протяжении многих веков остается страной с наиболее многочисленным населением, которое составляет пятую часть населения Земли. По данным Комиссии по народонаселению и развитию ООН, численность населения Китая (на основе переписи) в 2010 году составляла 1,347 млрд. чел. Второй по численности населения страной, которая к 2040 году обойдет Китай, является Индия (население Индии составит 1,520 млрд., в то время как население Китая составит 1,450 млрд. чел.) [3].

Снижение темпов прироста численности населения в 50-е годы было связано с голодом, который возник в период “Большого скачка”. Так в период 1958-1961 гг. умерло более 30 миллионов человек. Однако уже к концу 1960 года проблема снижения рождаемости и необходимость контролировать численность населения, которую напрямую увязывали с необходимостью экономического развития, переросла в появление лозунга «Позже, дольше, меньше», что означало более позднее вступление в брак, более длительный интервал между рождением детей, меньшее количество детей. А в 1979 году была провозглашена политика: “Одна семья – один ребенок”.

Рубеж в 1 млрд. чел. населения был пройден в Китае в промежутке между 1980 и 1985 г. Однако демографическая политика Китая дала свои результаты уже в 2000 году – с тех пор можно наблюдать снижение темпов роста численности населения. Также наблюдается ускоренное старение населения страны. К примеру, в 1970 году медианное значение среднего возраста жителей Китая составляло 20 лет, а к 2050 году оно составит 45 лет.

Необходимо отметить, что статистику по населению Китая нельзя считать абсолютно достоверной, так как и учет текущих демографических событий, и перепись проводить достаточно сложно. В силу огромных штрафов жители деревень прячут своих детей, что заставляет задуматься о точности официальных источников, хотя бы по той причине, что примерно половина населения Китая все еще живет в сельской местности; доля городского населения в 2011 году составила 50,6% [3]. Падение рождаемости в Китае сопровождалось снижением смертности населения, что было вызвано развитием системы здравоохранения и массовой иммунизацией детей, но проблемы в данной сфере решены лишь частично.

Если посмотреть на основную причину социального взрыва, то она достаточно часто заключалась в резком, бесконтрольном увеличении численности населения, что сочеталось с проблемами структуры потребления продуктов питания. Даже китайская экономика не могла прокормить огромное количество жителей страны, а это вело к голоду, недовольству, переворотам, что естественным образом сокращало численность населения. Основные условия династийного цикла являются скорее индикаторами той или иной фазы, но не самой причиной их наступления.

Династийный цикл в современном Китае
В 1840-х годах в рамках тренда децентрализации на переломном этапе цикла в стране появился иностранный капитал, который перевёл систему в качественно новое состояние. Традиционно Китай выходил из кризиса, возвращаясь к преобладанию госсектора, централизованной экономике и т.д. Но из-за присутствия нового элемента сворачивание системы частной собственности и рыночных отношений, как это происходило при переходе от фазы катастрофы к фазе подъема, оказалось невозможным. С иностранным капиталом в страну приходили элементы модернизации, возникали очаги промышленности, заимствовались технологии, создавались рабочие места. Китай начал воспринимать стандарты западной жизни, что сказалось на дальнейшем развитии событий в Китае, в том числе, стандартах потребления, политике рождаемости и др.

В 1970-х годах правительство Китая осознавало угрозу перенаселения страны, в связи с чем, стала проводиться демографическая политика “Одна семья – один ребенок”. Данная политика, действительно, привела к стабилизации численности населения на отметке 1,3 млрд. чел., но встает вполне закономерный вопрос об оценке эффективности проводимой политики.

На первый взгляд может показаться, что основная угроза, связанная с резким увеличением численности населения решена, но это не совсем так. Китай остается одной из самых населенных стран мира, что порождает ряд проблем, таких как низкий уровень образования населения, отсутствие равных условий доступа к медицинским и социальным услугам и т.д. [4, с. 64]. В долгосрочном периоде все это может привести к глубоким кризисам в обществе. Более того, сюда же можно отнести вопрос, связанный с классическим циклом, а именно – проблему структуры потребления. В настоящий момент происходит увеличение темпов роста дохода среди населения Китая, особенно в городах. По данным Комиссии по народонаселению и развитию ООН, рост уровня доходов в городе в 2008 г. составил 8,4%, в то время как на селе – 8%, в 2009 г. в городе 9,8%, на селе – 8,5%. В 2010 г. рост уровня доходов все-таки превысил рост доходов в городе (10,9% относительно 7,8%), однако разрыв оставался большим. Именно дифференциация доходов может привести к росту недовольства более бедного населения. Увеличение доходов неминуемо ведет к изменению структуры потребления, которое выражается в улучшении качества пищи, к росту потребления продуктов. Данное замечание пока верно только в отношении городского населения, чьи доходы растут быстрее, а доступность товаров выше по сравнению с сельскими жителями.

Тем не менее, демографическая политика китайских властей представляется эффективной только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде она, наоборот, усилит накал в обществе – приведет к гендерному дисбалансу, а также к старению населения. Также будет постоянно увеличиваться нагрузка на трудоспособное население по причине нехватки рабочих рук. Традиционно в Китае в семьях предпочтение отдавали мальчикам, поэтому, когда был введен закон “Одна семья – один ребенок”, в семьях стали рождаться преимущественно мальчики. В настоящее время соотношение младенцев составляет 120:100 в пользу мальчиков [5, с.104].

Заключение
В рамках данного исследования были изучены основные тенденции в области демографической ситуации в Китае. Также в работе было рассмотрено влияние династийного цикла на современный Китай, хотя сейчас факторы цикла несколько изменились. В частности, в конце 20 века была провозглашена политика открытости китайской экономики, что позволило насытить рынок продовольственными товарами из-за рубежа, а также перестать ограничиваться внутренним спросом. Проблема резкого увеличения населения уже не является такой актуальной, как 30 лет назад, так как правительством были приняты меры по сдерживанию роста численности населения. Однако данную политику нельзя считать успешной, так как по неофициальным данным численность населения все равно увеличивается ежегодно примерно на 10 млн. человек за счет неконтролируемой рождаемости в сельской местности.

Более того, политику “одного ребенка” можно считать успешной только в краткосрочном периоде, т.к. она привела к резкому старению населения, а также к существенному гендерному дисбалансу. В перспективе это может вылиться в глубокий социальный кризис и волнения, а как результат – выражение недоверия власти, что автоматически может означать переход к первой фазе династийного цикла.

Встает вполне закономерный вопрос о возможности такого варианта развития событий. Даже если предположить, что два отклоняющихся нетрадиционных фактора не приведут к волнениям, то тот факт, что численность населения Китая продолжает расти, говорит о том, что династийный цикл вполне возможен. Можно предположить, что его наступление затягивает открытость китайской экономики, т.е. возможность закупать продукты питания у других стран. Но по соседству с Китаем располагаются такие густонаселенные страны, как Индия, поэтому рано или поздно встанет вопрос о дефиците продовольствия. Вполне очевидно, что будет достигнута точка, когда китайцам просто не хватит ресурсов для того, чтобы прокормить свое население. Возникает вопрос – возможен ли возврат к первой фазе цикла? Грамотная политика правительства Китая может задержать процесс, но данный вариант развития событий возможен.

Фактически, Китай попал в некоторую демографическую ловушку, из которой нет выхода, так как политика по сокращению численности населения ведет к новым кризисным явлениям, которые невозможно игнорировать.


Библиографический список
  1. Васильев Л.С. История Востока. 6-е изд. Т.1. Юрайт. М., 2013. 722 c.
  2. Баженова Е.С. 1300000000. Население Китая: стратегия развития и демографической политики. М.: ИД «ФОРУМ». 2010.
  3. Официальный сайт Комиссии по народонаселению и развитию ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ecosoc/about/population_commission.shtml. (дата обращения: 15.02.2014).
  4. Мозиас П.М. Идеология экономических реформ в Китае: основные этапы революции // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 11.
  5. Владимиров П.П. Особый район Китая, М.: Издательство Агентства печати «Новости», 1973.
  6. Коротаев А.В., Халтурина Д.А., Божевольнов Ю.В. Законы истории: Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. ЛКИ, 2010.
  7. Пантин В. И., Лапкин В. В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития. — Дубна: Феникс, 2006.
  8. Чэнь Юхуа. Чжунго шэнъюй чжэнцэ тяочжэн яньцзю // Жэнькоу яньцзю. – Пекин, 1999. – №6. – С.21-27 (на кит. яз.).
  9. Демоскоп Weekly. Электронное издание Института демографии НИУ ВШЭ. Режим доступа: http://demoscope.ru. (дата обращения: 15.02.2014).
  10. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Режим доступа: http://www.fao.org. (дата обращения: 15.02.2014).
  11. Chu C.Y.C., Lee R.D. Famine, Revolt, and the Dynastic Cycle: Population Dynamics in Historic China. Journal of Population Economics, Vol. 7, No. 4. 1994. Pp. 351-378.
  12. Yang L.S. Toward a study of dynastic configurations in Chinese history. Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 17, No. 3/4. 1954. Pp. 329-345.
  13. Zhang D. D., Jim C. Y., Lin G. C.S., Qing He Y., Wang J. J., Lee H. F. Climatic change, wars and dynastic cycles in China over the last millenium. University of Hong Kong; Chinese Academy of Science, Gansu. Climatic Change, No. 76. 2006. Pp. 459–477.


Все статьи автора «EGalchenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: