ПРОГРЕСС В ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ И НРАВСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ НАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

Пелых Виктор Григорьевич1, Ушакова Светлана Валерьевна2
1Херсонский государственный аграрный университет, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
2Херсонский государственный аграрный университет, аспирант

Аннотация
Связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна. На данном этапе развития генная инженерия направленно воздействует на природу, во многом решая проблемы человечества. Но при этом налицо конфликт между научно-техническим прогрессом и существующими нормами нравственности. Так, любой технический и технологический прорыв может привести к необратимым изменениям как положительным, так и отрицательным. Основной задачей остается определение границ вмешательства человека в природу.

Ключевые слова: генная инженерия, глобальная экологическая проблема, клонирование, научно-технический прогресс, нормы нравственности, стволовые клетки, этические проблемы


THE PROGRESS IN GENETIC ENGINEERING AND THE ETHICAL LIMITS OF DIRECTED HUMAN`S IMPACT ON NATURE

Pelyh Viktor Hrihorovich1, Ushakova Svetlana Valerievna2
1Kherson State Agricultural University, Doctor of Agricultural Sciences, professor
2Kherson State Agricultural University, post-graduate student

Abstract
Connection between philosophy and human, his needs and interests is constant. At this stage of development genetic engineering influences directed the nature, largely solving the problems of humanity. But there is a conflict between the scientific and technical progress and the existing norms of morality. So any technical and technological breakthrough could lead to irreversible changes both positive and negative. The main task is still to determine the boundaries of human intervention in nature.

Keywords: cloning, ethical problems, genetic engineering, global environmental problem, morality norms, scientific-technical progress, stem cells


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Пелых В.Г., Ушакова С.В. Прогресс в генной инженерии и нравственные границы направленного воздействия человека на природу // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/6037 (дата обращения: 25.02.2024).

Зародившись в VII-VI в. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, философия стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Представителям разных профессий философия нужна для более лучшей ориентации не только в сфере своей специальности, но и необходима для понимания всей полноты и сложности жизни. Так, во-первых, в поле внимания попадают философские вопросы различных наук. Но кроме эрудиции, которая помогает решать какие-либо логические и практические профессиональные задачи, каждому из нас необходимо умение понимать какова суть происходящего в мире, необходимо видеть тенденции общего развития. Действительно, важно осознавать смысл собственной жизни: зачем мы делаем то или иное, к чему стремимся, что это даст окружающим, не приведут ли эти действия нас самих к краху и последующему разочарованию [1, с.7-8].

Рассматривая роль философского учения в обществе, стоитзаметить, что роль, как таковая, исторически меняется, а ее «вечные проблемы» в течении  времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но в домашинный период оно имело один смысл и иной – в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР это отношение приобрело характер глобальной экологической проблемы.

Сегодня важное значение приобретают философские исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, общество и природа, решение именно человеческих, гуманитарных проблем связанных  с проблемами судеб цивилизации, а также с разрешением целого комплекса глобальных проблем [2, с.16].

И субъектом и объектом философского познания является человек. Какими бы  вопросами ни занималась философия, ее всегда пронизывает реальная жизнь и устремленность к решению актуальных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна [3]. Учение о человеке в Средние века непосредственно опиралось на Священное Писание. Человек – творение Бога, причем «по своему образу и подобию». Он поставлен над всеми «тварями земными» и является царем природы, венцом творения. Но известен и другой исходный тезис, вытекающий из учений античных философов (Платон, Аристотель), в которых человек воспринимался как «разумное животное» [4].

Но почему, изучив и  в какой-то степени покорив природу, разобравшись в основных законах развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма [5]?

В конце двадцатом веке приобрели актуальность когда-то предостерегающие слова Франсуа Рабле. Он говорил, что наука без совести погубит душу. В начале XVI века начались первые предвещания расцвета современной экспериментальной науки. В то время только Леонардо да Винчи смог предугадать, каким коренным образом  наука и техника войдут в человеческую жизнь и насколько эти величайшие достижения повлекут за собой реальные и мнимые опасности для человечества. Сегодня конфликт между совестью и наукой проявился достаточно четко. Как пример, можно рассмотреть вопросы применения ядерной энергии и молекулярной генетики [6, с. 4-5].

На данном этапе развития генной инженерия становится самостоятельной силой направленного воздействия на природу и человека. Генетика открывает  путь к грандиозным перспективам, таким как повышение действенности медицины (например получение гормональных препаратов либо  ферментов, моноклональных антител, пересадка органов и тканей, лечение с помощью стволовых клеток и т.д.), производство белка, охрана окружающей среды (обеззараживание с помощью микроорганизмов промышленных отходов и пр.) [7, с. 4]. При этом остаются актуальными и проблемы использования генетически модифицированных сортов сельскохозяйственных культур, применение микробиологических методов защиты растений, реализации современных агробиотехнологий производство генно-модифицированных продуктов и многие другие. Речь идет о необходимости этической экспертизы конкретных биотехнологий и использования полученных с их помощью организмов и продуктов. Нам необходимо определить границу вмешательства человека в природу. История техногенных катастроф последних лет показывает, что, оценивая любое техническое новшество (как в ядерной энергетике, так и в генной инженерии), следует, прежде всего, заботиться о его безопасности для человечества и окружающей среды [8, с.20-21].

Более того, уже назрел конфликт между научно-техническим прогрессом и существующими нормами нравственности. Именно в связи с этим  Сарагоса писал: «Никогда еще конфликт между наукой и совестью, техникой и этикой не достигал таких масштабов, не превращался в угрозу всему миру. Молекулярная генетика и ядерная энергия – два из бесчисленного множества примеров – могут по воле людей, и творить чудеса, и нести опустошения. Все зависит от того, как использовать знания» [7, с.3-7].

Действительно, наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, любой технический и технологический прорыв может привести к коренным, необратимым изменениям как положительным, так и отрицательным. Например, двойственное мнение в обществе вызывает и клеточная терапия, а именно использование в медицине эмбриональных стволовых клеток [9, с.11-17].

В США и Германии работы в сфере изучения эмбриональных клеток сейчас «заморожены», несмотря на то, что они предвещают грандиозный прорыв в  медицинской и биологической отраслях, но, тем не менее, они продолжаются во многих развитых странах, в Англии, Японии, Австралии. Основной причиной запрещения научных исследований является этическая, так как фетальная ткань от медицинских абортов и материалы, остающиеся от искусственного оплодотворения – это основные источники эмбриональных клеток. Представители церкви и религиозных общин, которые выступают за запрещение абортов, оказывают огромное давление на правительство, тем самым, призывая вместе с абортами запретить и исследования, связанные с эмбриональными стволовыми клетками.

В ответ на такие действия, 80 лауреатов нобелевской премии подписали письмо президенту США Дж. Бушу о необходимости продолжения научных работ с эмбриональными стволовыми клетками. В письме утверждается, что достижения в этой области принесут пользу человечеству, которая несоизмерима с моральностью на пути продвижения к истине даже, несмотря на религиозные и этические проблемы.  Кто из них прав – покажет время.

Подобное касается и факта клонирования овцы Долли 23 февр 1997г в Шотландии под руководством Яна Вилмута, на который реакция церкви была однозначной. Так Мартин Робра, секретарь Всемирного церковного Совета, заявил о необходимости введения моратория на генетические исследования. С резким осуждением экспериментов по клонированию выступил глава римско-католической церкви Иоанн Павел II  [10].

В процессе исторического развития, мы убедились,  что знание – это сила, а наука открывает человеку источники могущества и власти над природой. Известно, что последствия НТР бывают серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, осознавая свою социальную ответственность, каждый ученый должен стремиться к предвиденью возможных нежелательных эффектов, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь именно ученый способен предвидеть какие-либо изменения в своей отрасли лучше других, благодаря своим профессиональным знаниям. К тому же, социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он должен максимально широко оповещать общественность о возможных негативных эффектах, о том, как их можно избежать или минимизировать. Лишь те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все вышеизложенное показывает, какова роль сотрудников научной сферы в современном мире. Так как сегодня необходимо направлять этот прогресс на благо человека и общества [1, c. 570-572].

Влияние человека на свое будущее и своих детей идет издавна и постепенно нарастает. Последствие этого — растущая зависимость всего человечества от искусственно созданного мира техники и цивилизации.

Должны ли мы в ходе этого процесса «опомниться», «свернуть» с выбранного человеком пути, на заре его истории и признать, что именно сегодня подошли к границам, которые, возможно, нельзя пересекать?


Библиографический список
  1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.
  2. Введение в курс философии: Учебное пособие. Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. – Уфа: УГАТУ, 1996. 408 с.
  3. http://philosophy.ru/edu/ref/soc/filhum.html
  4. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М.: АСТ: Астрель, 2005. 414с.
  5. http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/problema_cheloveka_v_filosofii/index.html
  6. Поликрапов В.С., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия: Философские размышления.  Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991.  120 с.
  7. Поликарпова В.А. Генная инженерия и проблемы человека: надежды и угрозы. СПб.- Ростов-на-Дону – Таганрог. 1999.
  8. Белоконева, О. Праматерь всех клеток. Наука и жизнь.  №10, 2001. С. 18–21.
  9. Кундієв  Ю., Дембновецький О., Чащин М.,  Рудий Р. Біоетика – новий ступінь інтеграції природничих і гуманітарних наук. Вісник Національної Академії Наук України. 11/2002.  С.11-17
  10. http://nazachot.ru/referat/biology/765-problema-klonirovaniya-zhivotnyx-i-cheloveka.html


Все статьи автора «Ушакова Светлана Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: