УДК 316.4+378.14

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Дронова Елена Николаевна
Алтайский государственный университет

Аннотация
В работе представлены результаты исследования значимости для студентов форм организации учебного процесса. Приведены примеры упражнений для проведения практических занятий как наиболее востребованной формы аудиторных занятий будущими субъектами системы профилактики.

Ключевые слова: интерактивный метод, профессиональное образование, система профилактики, упражнение


INTERACTIVE METHODS IN VOCATIONAL EDUCATION OF SUBJECTS THE SYSTEM OF PREVENTION

Dronova Elena Nikolaevna
Altai State University

Abstract
The article presents the results of a study of significance for students forms of organization of the educational process. The author shows the importance practical training in professional education of for future specialists prevention system. Provides examples of exercises for practical training.

Keywords: exercise, interactive method, prevention system, professional education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. Интерактивные методы в профессиональном образовании субъектов системы профилактики // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/5877 (дата обращения: 01.04.2019).

В условиях модернизации образования большое внимание в профессиональном образовании уделяется технологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, в котором ведущее место должно занимать интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Именно интерактивное взаимодействие обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих субъектов трудовых правоотношений.

В профессиональном образовании субъектов профилактики (специалистов по социальной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов и др.) при изучении профильных дисциплин реализация интерактивных методов обучения позволяет, кроме того, в студенческой среде решать задачи пропаганды здорового образа жизни, активизировать личностную позицию обучающихся для переоценки смысла и ценностей жизни, выработки стратегии своего поведения в процессе социального и профессионального самоопределения.

Решаемость данных задач подтверждают результаты проведенного нами исследования среди студентов, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика», а также направления «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа». Всего в исследовании с 2007 по 2013 гг. приняли участие 420 чел. Проведенные полуструктурированные интервью по завершении изучения учебных дисциплин («Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности», «Методика и технология работы социального педагога», «Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения», «Содержание и методика социально-педагогической деятельности», «Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения», «Организация социальной работы с семьей с зависимостями», «Технологии социальной работы с детьми девиантного и делинквентного поведения») показали следующее:

а) Лекция как форма организации учебного процесса вызывает наименьший познавательный интерес у обучающихся, в рейтинге форм организации деятельности студентов она занимает последнее место. Большинство респондентов (более 85 %) считают, что, так как в век информационных технологий доступны различные источники информации, то просвещение, чтение лекций, трансляция знаний все больше теряет свою ценность. На первый план выходит обратная связь между преподавателем и студентами как субъектами педагогического процесса.

б) На третьем месте по значимости для обучающихся – дистанционные формы обучения, которые «предоставляют возможность не посещать аудиторные занятия, а работать по индивидуальному графику, совмещая работу с обучением» (более 60%), а также помогают пройти курс в интенсивном темпе – «выбрал предмет, изучил, сдал все предлагаемые задания, прошел текущую аттестацию без учета расписания занятий, такое погружение мобилизует, дает системное знание» (около 40%). При этом трудности возникают в силу «отсутствия диалога с одногруппниками, так как задания носят индивидуальных характер» (30%), «недостаточного владения программным обеспечением» (25%), а, кроме того, респонденты минусы видят в «нехватке живого общения» и «вреде компьютера для здоровья человека».

в) Семинарское занятие в классическом варианте (работа по заранее заданным вопросам и их обсуждение) занимает второе место в рейтинге форм организации учебного процесса, так как «семинар заранее ограничен регламентом и литературой для подготовки», «мнение студентов по тому или иному вопросу уходит на второй план, они опять, по сути, пересказывают то, что написано на страницах учебников, учебных пособий и в других источниках», «семинар рассматривается как одно из слагаемых получения «автомата» по предмету, поэтому на первый план выходит внешняя мотивация, а не внутренняя». Так полагают около 70% опрошенных.

г) Первое место в рейтинге значимости форм организации учебного процесса занимает практическое занятие, на котором «проигрываются ситуации из профессиональной деятельности» или «поиск ответов на поставленные вопросы осуществляется в диалоге и полилоге» (более 90%). При такой форме работы «не возникает барьеров общения», «готовность к занятию по литературе является не единственным требованием, ценен также собственный опыт обучающихся», «практически все члены группы активны», «группа становится единым целым», «под влиянием профессиональной информации происходит переосмысление не только профессиональных ориентиров, но главное, себя, своего поведения».

Предлагаем упражнения для интерактивного взаимодействия, которые будут полезны для решения педагогических задач.

Упражнение 1. Презентация «Правовые меры профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

Упражнение проводится с целью диагностики знаний участников о мерах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Ход проведения

1. Вступительное слово ведущего о значимости норм права в решении вопросов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

2. Инструкция участников упражнения: «В данном упражнении необходимо на основе знания норм права, регулирующих вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, провести их дифференциацию по видам профилактики, заполнив следующую таблицу:

Правовые меры

Виды профилактики

Первичная

профилактика

Вторичная

профилактика

Третичная

профилактика

Международный уровень

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Упражнение выполняется индивидуально в течение 40 минут. Далее мы обсуждаем результаты его выполнения».

3. Самостоятельная работа – работа с таблицей.

4. Презентация результатов работы: все таблицы участников крепятся на доску для ознакомления (10 минут).

5. Коллективное обсуждение: какие меры профилактики девиантного поведения несовершеннолетних повторялись чаще всего, почему; в каком виде профилактики правовые меры были представлены в большей степени, почему; какие меры профилактики характерны для всех уровней нормативно-правового обеспечения превентивной деятельности; какие меры профилактики закрепили бы вы в законодательстве, почему и др.?

6. Рефлексия.

Упражнение 2. Эстафета «Мобильная школа: плюсы и минусы»

Упражнение направлено на анализ формы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних во Франции – «мобильная школа» [1]. В упражнении последовательно в малых группах обсуждаются предложенные вопросы, а затем принимается  групповое решение.

Технология проведения

1. Ведущий обозначает тему дискуссии «Мобильная школа: плюсы и минусы» и обозначает ее цель – провести анализ и дать оценку результативности деятельности «мобильной школы» как формы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

2. Формирование малых группы по 3-5 чел. Выдача каждой малой группе листа бумаги с вопросом и определение времени на его обсуждение.

Рекомендуемые вопросы для малых групп:

1) насколько целесообразна организация «мобильной школы» для интегрированных групп только с учетом возраста от 13 до 17 лет и без учета пола, вида девиации, проблемы социализации;

2) какое влияние оказывает путешествие несовершеннолетних в «мобильной школе» на освоение основной образовательной программы;

3) насколько правомерно и допустимо наказание несовершеннолетних в период пребывания в «мобильной школе»;

4) чем необходимо заниматься несовершеннолетним в «мобильной школе» в большей степени;

5) какими профессионально-личностными качествами и компетенциями должны обладать специалисты, работающие с несовершеннолетними в «мобильной школе»?

3. Работа в малых группах (от 5-10 мин.). Фиксация ответов группы на листе бумаге с вопросом.

4. Передача «по часовой стрелке» листа с вопросом и ответом другой группе для обсуждения и фиксации своего мнения. Число передач соответствует числу вопросов. Работа в малых группах продолжается пока каждая не обсудит предлагаемые вопросы и не получит лист со своим первоначальным вопросом.

5. Систематизация в малых группах ответов на первоначально поставленный вопрос, их анализ (10-15 мин.).

6. Презентация результатов работы малых группы (до 5 мин.) с определением «плюсов» и «минусов», «ресурсов» и «антиресурсов» в рамках тематики вопроса.

7. Анализ и самоанализ работы малых групп (достижения, трудности).

8. Рефлексия.

Упражнение 3. Шкала мнений

Упражнение направлено на обучение участников аргументации своего мнения по дискуссионному вопросу.

Технология проведения

1. Ведущий рисует на доске шкалу мнений «Да-Нет».

Да ———————————————————————————————————— Нет

2. Ведущий объясняет правила участия в упражнении: «После того как будет озвучен вопрос для обсуждения задача участников – определить свою позицию по данному вопросу на шкале – рисунке «звездочкой» (т.е. определить степень своего согласия с категоричными ответами «да» и «нет»), далее надо объяснить, почему вы придерживаетесь такой точки зрения. При этом каждый может привести только один аргумент. После того, как выскажется каждый можно поменять свою позицию, если аргументы других участников вас убедили».

3. Формулировка вопроса для обсуждения. Примеры вопросов: «Согласны ли вы с легализацией легких наркотиков в Нидерландах?», «Согласны ли вы с постановкой на учет у психиатра подростков с суицидальными попытками?», «Согласны ли вы с развитием системы ювенальной юстиции в России?», «Согласны ли вы с внедрением в школы служб примирения?», «Согласны ли вы, что труд – самый эффективный способ социальной реабилитации несовершеннолетних девиантного поведения» и др.

4. Осмысление своих ответов участниками, самостоятельная работа над аргументом (до 5 мин.).

5. Работа со шкалой мнений. Каждый участник подходит к доске, отмечает на шкале свою позицию и озвучивает аргумент.

6. Коллективное обсуждение приведенных аргументов. Выяснение того, кто поменял позицию при озвучивании всех аргументов и коллективном обсуждении.

7. Анализ результатов обсуждения (все участники выходят и встают у ответа соответвующего их мнению). Определение количественного соотношения сторонников «Да» и «Нет». Сравнение полученного распределения с общественным мнением.

8. Рефлексия.

Упражнение 4. Беседа «Право выбора»

Упражнение направлено на создание ситуации осознания своего права выбора в контексте обсуждения последствие никотиновой зависимости.

Технология проведения

1. Вступительное слово ведущего о сущности права и свободе его реализации. Обращение к понятиям: «право – мера возможного поведения», «обязанность – мера должного поведения», их обсуждение.

2. Приглашение к размышлению и обсуждению притчи «Польза курения».

Молодой джигит пришёл просить совета у мудреца.

Молодой джигит: Я учусь курить. Как Вы думаете, полезно ли это?

Мудрец: Курение полезно по трём причинам. Во-первых, тот, кто курит, никогда не стареет.

Молодой джигит: Почему?

Мудрец: Потому что тот, кто курит, не успевает состариться. Он умирает совсем молодым. Во-вторых, в его дом никогда не заберутся воры…

Молодой джигит: Почему?

Мудрец: Потому что тот, кто курит, всю ночь ворочается в постели и громко кашляет. Воры слышат кашель хозяина и обходят его дом стороной. Но это ещё не всё! Того, кто курит, никогда не укусит собака…

Молодой джигит: Почему?

Мудрец: Потому что курящий человек рано становится калекой и ходит, опираясь на палку. А палки, сынок, самая злая собака испугается!

Старик хитро улыбнулся, а молодой человек задумался.

Мудрец: Делай вывод – курить или не курить! Это твое право!?

3. Коллективное обсуждение: о чем эта притча; о каком праве молодого джигита идет речь в притче; чем ограничена реализация права джигита; как бы вы воспользовались данным правом в этой ситуации выбора; чему учит эта притча; можно ли провести данное упражнение среди несовершеннолетних, с какой целью?

4. Рефлексия.

Как показывает практика, каждое упражнение должно заканчиваться рефлексивным анализам, обращенным к личности каждого участника. В процессе рефлексии каждому предлагается поделиться в группе своим состоянием, своими переживаниями. Для рефлексии можно использовать следующие вопросы: что вы чувствовали и о чем думали, когда выполняли упражнение; что вы наблюдали в процессе проведения упражнения; что было трудным для вас в упражнении; что вы взяли для себя из этого упражнения; какие выводы вы сделали?

Перспективы реализации интерактивного взаимодействия мы видим в разработке и проведении упражнений самими обучающимися для вовлечения их в будущей профессиональной деятельности в методическое сопровождение специалистов системы профилактики.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Дронова, Е.Н. «Мобильная школа» как форма социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения Франции / Е.Н. Дронова, Ю.А. Сапегина // Современные научные исследования. – 2012. -№4 (апрель) – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/04/11013/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация