УДК 316.346.32-053.6

СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Иванов Михаил Сергеевич1, Харченко Евгений Васильевич2
1Кемеровский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий
2Кемеровский государственный университет, магистрант направления «Социальная работа»

Аннотация
Приводится обзор основных подходов к понятию «самореализация» в философской, социологической и психологической традиции. Аргументируется значимость содействия самореализации молодежи в контексте государственной молодежной политики. Рассматриваются направления и технологии реализации молодежной политики в этой сфере на федеральном и региональном уровнях, анализируются показатели ее результативности.

Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, организация работы с молодежью, самореализация


THE PROMOTION OF SELF-REALIZATION AS A PRIORITY AREA OF WORK WITH YOUNG

Ivanov Mikhail Sergeevich1, Kharchenko Evgeny Vasilievich2
1Kemerovo State University, candidate of psychological sciences, associate professor social psychology and psychosocial technologies department
2Kemerovo State University, master of Social work

Abstract
An overview of the main approaches to the concept of «self-realization» in the philosophical, sociological and psychological traditions provides. The rationale behind the importance of promoting self-realization of young people in the context of the state youth policy. Discusses trends and technologies for the realization of youth policy in this area at the Federal and regional levels, analysis of the performance of its effectiveness.

Keywords: organization of work with youth, self-realization, youth, youth policy


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Иванов М.С., Харченко Е.В. Содействие самореализации как приоритетное направление работы с молодежью // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8906 (дата обращения: 26.05.2017).

Самореализация традиционно понимается как процесс раскрытия человеком своих потенциальных возможностей в ходе жизни. В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский совершенно справедливо указывают, что самореализация, в широком смысле, есть делание потенциального реальным, переход возможности в действительность [1]. Проблема эффективного развития и полноценной реализации человеческих возможностей с давних времен интересует мыслителей разных научных направлений. Природа человека такова, что мы никогда не можем с полной уверенностью сказать о себе, что достигли всего, что могли, сделали все, что могли, полностью реализовали свои возможности. Человек всегда в душе верит в свою необычность и большой запас потенциальных возможностей, верит в то, что может сделать нечто большее, чем уже сделано. Еще в первобытные времена древний человек занимался наскальной живописью, совершенствуя свое мастерство, и это уже не было простым удовлетворением потребностей – это было стремлением к самореализации, как функцией человеческой личности, однозначным образом отделившей человека от представителей животного мира.

Развитие представлений о самореализации в философии характеризуется тенденцией к глобализации этого понятия, распространению его на все общество. В ходе самореализации отдельного человека самореализуется и общество, стремление к истинной самореализации уравновешивает общественные интересы и создает гармонию. Любая сфера жизни и деятельности общества, с одной стороны, функционально ориентирована на удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, с другой – создает условия для развития и совершенствования человека, реализации потенциальных возможностей. И в целом, исторический смысл общественного развития, смены поколений и эпох, состоит, вероятно, в реализации общечеловеческого потенциала, предельного уровня развития, доступного каждому этапу развития человечества, за тем, чтобы воплотить этот уровень реализации в новое качество – более высокий уровень развития, который послужит потенциалом реализации на первых этапах жизни следующего поколения.

Психологическая наука подходит к проблеме самореализации с точки зрения проявления психического в этом процессе. Представления о самореализации формировались в психологии постепенно, параллельно с нарастанием интереса к этому явлению. Ранние психологические теории (бихевиоризм, психоанализ) отводили личности пассивную позицию в отношении самореализации, считалось, что человек не стремится к развитию и осуществлению своих потенций, это происходит само собой в процессе жизни. Понятие самореализации в этих теориях используется в значении адаптации, которая и становится возможной в результате реализации человеком своих возможностей и способностей. Жизнь понимается как борьба за выживание, посредством адаптации, а реализация человеком своих возможностей и способностей происходит параллельно адаптации.

С развитием психологии ученые заинтересовались проблемой мотивации достижения. Стало понятно, что человек – это активный субъект, стремящийся к достижению высокого жизненного результата. Возник целый ряд теорий роста, развития и достижения. Яркими представителями являются Г. Мюррей с теорией потребностей, Д. Мак-Клелланд, изучавший мотивацию достижения. При этом недостаток этих теорий в подходе к вопросу самореализации состоит в приписывании необходимости развития индивида внешним, внесубъектным и внеличностным факторам. Следуя логике авторов данных теорий, стремление к самореализации должно уменьшаться по мере нарастания успешности адаптации индивида к среде. Даже согласно теории мотивации достижений, которая традиционно ставится в один ряд с теориями самореализации, стремление к самоосуществлению у человека угасает при достижении поставленной цели. На самом деле с достижением высокого уровня адаптации к среде потребность в самореализации, наоборот, только усиливается. Это подтверждает подлинно субъектный, личностный и сознательный характер самореализации человека.

Такое понимание самореализации и психологии человека вообще характерно для современного этапа развития науки. Гуманистическая психология, отечественная психология деятельности и другие современные психологические теории рассматривают самореализацию как самостоятельное и сложное психическое явление, несводимое к адаптации и являющееся функцией сознания и личности.

Значительные результаты в изучении самореализации были получены А. Маслоу, которого считают автором термина «самоактуализация», созвучного самореализации. Маслоу доказал наличие у людей потребности в самоактуализации, которая отчетливо отличается от потребности в достижении, описанной более ранними психологами. Самоактуализация проявляется в стремлении не просто достичь некоторого результата, а найти в себе и раскрыть, реализовать имеющиеся способности, возможности, данные природой и жизненным опытом. Другой психолог гуманистического направления, К. Роджерс, считал тенденцию к самоактуализации изначально присущей любому живому организму. Самореализация, по Роджерсу – неотъемлемая часть любой жизни. Жизнь – и есть самореализация, т.е. максимальное раскрытие и использование своих возможностей, реализация своего потенциала. Другой жизни, согласно Роджерсу, не существует, жизнь без стремления к полному самовыражению обречена, в том числе и на вымирание в ходе естественного отбора. Только те организмы, которые максимально раскрывали и использовали свои возможности в ходе жизни – выжили и эволюционировали в человека, передав и ему врожденное стремление к самовыражению.

Педагогические исследования самореализации, как отмечает в своем обзоре М.Г. Квитков, представлены в основном работами, фокусирующимися на близких к самореализации понятиях, таких как «профессиональное и личностное самоопределение», «самовоспитание», «самоутверждение», «всесторонне развитая личность», «творческая личность» [2]. Обращение педагогики к проблемам самореализации совершенно справедливо и обусловлено тем, что проблема самореализации наиболее актуальна для молодых людей, часто выступающих субъектами педагогического процесса.

Молодежь является предметом научного анализа многих социально-гуманитарных наук: термин «молодежь» входит в категориальный аппарат и имеет свою специфику рассмотрения в социологии, психологии, педагогике, демографии, политике, праве, истории, ювенологии. При этом проблема самореализации для отечественной социологии молодежи является относительно малоразработанной темой. Имеющиеся работы отражают частные аспекты данной проблемы, связанные с изучением социокультурных ориентаций молодежи. Молодежь выступает наиболее динамичной, восприимчивой к внешним воздействиям социальной группой, которая легче других возрастных и социально-демографических групп адаптируется к качественно новым обстоятельствам, и, соответственно, является авангардом процесса трансформации жизнедеятельности россиян. В ситуации интенсификации межкультурных коммуникаций молодежь усваивает новые культурные образцы и стереотипы поведения, а также новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений [3].

Ю.М. Пасовец отмечает, что изучение самореализации как сущностной характеристики социального и личностного развития молодежи составляет одну из важных задач отечественной социологии. Специфика и трудность изучения проблемы самореализации молодежи определяется возрастанием опосредования социальной реализации молодого человека социокультурными факторами. Автор в своих исследованиях показывает, что в качестве важнейших мотивационно-смысловых механизмов самореализации современной молодежи выступают ценности интересной работы, материальной обеспеченности, крепкой семьи и уверенности в собственных силах. Значимыми формами самореализации молодежи являются такие формы, как достижение социального статуса, накопление финансовых, материальных ценностей, приобщение к информации, непрерывный поиск, что отражает динамику становления нового мировоззрения российского общества и подтверждает относительную стабилизацию ценностных ориентаций молодежи. При этом сохраняют свою привлекательность для молодого поколения россиян традиционные формы: самореализация посредством личностного роста и духовного развития и в процессе творчества. Современная молодежь переосмысливает значение творчества для самореализации личности. Если для предыдущих поколений молодежи творческая самореализация понималась как самоцель, то современная молодежь понимает творчество как универсальное и продуктивное средство реализации других ценностей.

Изучение ряда культурных установок выявило стремление и готовность молодежи быть субъектом самореализации: продуктивно использовать предоставленные обществом возможности для самореализации, преодолевать возникающие препятствия на пути самоосуществления, активно развивать свой личностный потенциал. В целом у современной молодежи преобладает направленность на самоизменение в процессе самореализации, что обусловлено высокой значимостью ценности индивидуальности для этой социально-возрастной категории. Негативной тенденцией личностного развития молодежи выступает отсутствие идеалов самореализации у большей части молодых людей. Данный факт свидетельствует о доминировании механизма отчуждения во внешнем плане, что нарушает оптимальное соотношение механизмов идентификации и отчуждения в процессе самореализации личности.

Реализация личностных ценностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, основными сферами которой выступают образовательно-профессиональная деятельность, социально-политическая деятельность, сфера семейно-бытовых отношений и досуг. Иерархичность ценностей-целей личности, сосредоточенных в каждой из сфер жизнедеятельности, обусловливает неравнозначность этих сфер для самореализации личности. Наиболее значимыми сферами самореализации молодежи являются семейно-бытовая и образовательно-профессиональная сферы, связанные с жизненно важными потребностями человека. Эти сферы являются как продуктивными, так и «проблемными» для самореализации молодых людей.

Анализ основных показателей результативности самореализации молодежи в этих сферах показал, что ряд особенностей самоутверждения (низкий материальный доход, низкий социально-профессиональный статус и другие характеристики) является следствием начала жизненного пути личности, детерминированного внутренними и внешними факторами. Однако были обнаружены противоречия самореализации молодежи, имеющие социокультурную природу: противоречие между коммерциализацией всех сфер жизнедеятельности, в том числе духовной сферы, и низким уровнем материальной обеспеченности молодежи; противоречие между высоким уровнем социально необходимого и низким уровнем производственно необходимого образования; противоречие между ростом образовательно-профессионального потенциала молодежи и безработицей; противоречие между индивидуальными возможностями и их социальной невостребованностью. В условиях современной России разрешение данных противоречий оказывается труднодостижимой задачей для молодежи, требующей значительных психических и личностных затрат. В данном контексте выявленные противоречия самореализации приобретают характер социальных проблем молодежи.

В связи с этим самореализация личности как жизненная тенденция молодежи может оказаться и нереализованной. Поэтому необходимо исследовать не только оптимальные, творческие, но и неоптимальные, пассивные, дефицитные формы и способы самореализации личности, выявлять социальные и личностные причины социальной нереализованности молодежи. Соответственно актуальная задача современной гуманитарной науки – указать на проблемы самореализации молодежи, чтобы выработать эффективные пути их преодоления на уровне государственной молодежной политики и социально-экономической политики в целом.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации обозначает основной целью молодежной политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России» [4]. Иными словами, самореализация молодежи утверждается главной целью государственной молодежной политики. Одновременно в Стратегии говорится, что «Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны». Совершенно справедливо то, что собственно самореализация молодежи не считается результатом, а результатом считается то, к чему приводит эффективная самореализация – улучшение положения молодежи и увеличение ее вклада в развитие страны.

Применяемые сегодня в нашей стране конкретные практические средства и технологии содействия самореализации молодежи реализуются, в основном, по инициативе и при поддержке государства и закреплены в Стратегии государственной молодежной политики. Согласно Стратегии, приоритетными направлениями и целями молодежной политики являются: вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие у нее навыков самостоятельности, информирование молодежи об имеющихся возможностях личностного и общественного развития, укрепление уверенности молодых людей в своих силах и своем будущем; стимулирование активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, социально-политической, творческой и спортивной сферах, расширение возможностей самопроявления и получения заслуженного признания; вовлечение в социальную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе вследствие ограниченности физических возможностей (инвалидности), культурных барьеров, социальной дезадаптации, стигматизации и т.д.

На основных принципах Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации реализуются и соответствующие региональные модели, в частности  – модель молодежной политики Кемеровской области, разработанная с учетом региональной специфики молодежных проблем, социальной характеристики образа жизни и поведения молодежи [5]. Основной целью данной региональной модели является развитие и реализация потенциала молодежи. Принципиальной ее особенностью является то, что осуществление приоритетных направлений молодежной политики в Кемеровской области направлено на создание условий для самореализации молодого человека. Названные цели молодежной политики определяются направленностью на социальное, культурное, духовное и физическое развитие молодежи, на ее благополучие. Молодежь в данном случае является не только целевой группой, объектом молодежной политики, но и сама активно включается в процесс ее реализации, выступая и в качестве субъекта. Практическая реализация данной модели осуществлялась в рамках региональной целевой Программы «Молодежь Кузбасса». Приоритетными в Программе являются такие направления, работа по которым обеспечивает создание условий для успешной социализации, ценностного развития и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Основными направлениями молодежной политики и конкретными технологиями их реализации в описываемой региональной модели являются:  повышение социально-экономической активности и улучшение материального положения молодежи; поддержка молодой семьи и обеспечение жильем молодых семей; информирование молодежи об основных направлениях молодежной политики; развитие созидательной и общественно-политической активности молодежи; патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.

Вопрос о результатах реализации молодежной политики, направленной на улучшение самореализации молодежи касается сложной проблемы определения критериев самореализации и их измерения [6;7]. Очевидно, что уровень самореализации отдельного человека имеет как объективные показатели (реальные результаты, которых человек добился в жизни), так и субъективное ощущение своей самореализации (насколько человек удовлетворен своей самореализацией). Важно и то, и другое. Например, нередки случаи, когда человек объективно мало чего добился в жизни, но для него самого – это большие достижения, и он более чем удовлетворен ими. И наоборот – человек достиг объективно многого, большего, чем достигает большинство, но он не удовлетворен, потому что его уровень притязаний изначально был высоким. Соответственно, на психологическом уровне удовлетворенность самореализацией будет определяться ее субъективным личностным смыслом [8].

На социальном уровне результативность молодежной политики может оцениваться по степени удовлетворенности молодежи деятельностью общественных и властных структур, занимающихся ее реализацией.  Как свидетельствует исследование С.А. Пфетцера, А.А. Зеленина и М.С. Яницкого, большинство молодежи Кемеровской области считают, что органы по делам молодежи приносят пользу, способствуя решению молодежных проблем. Однако число молодых людей считающих их деятельность бесполезной или даже вредной постепенно увеличивается, что может говорить о растущей неудовлетворенности молодежи организацией ее жизни «сверху» [9]. По мнению авторов, одной из причин такого положения может являться сомнение в том, что деятельность государственных институтов направлена на решение проблем, актуальных для самой молодежи, представление о том, что они заняты «не тем». Молодые люди испытывают сегодня возрастающую потребность в интеллектуальном и ценностном развитии, что свидетельствует о желательности для молодежи смены приоритетов в сфере молодежной политики в сторону удовлетворения возросших нематериальных потребностей. Все это выводит задачу содействия ценностному развитию и самореализации молодежи в число наиболее актуальных направлений современной молодежной политики.

Анализ современной молодежной политики свидетельствует, что акценты в ее реализации смещаются на содействие самореализации, что соответствует инновационным подходам к работе с молодежью и роли государства в этом процессе. Традиционная роль государства в отношении молодежи (прямая материальная поддержка) уступает место более продуманному и эффективному использованию средств. Помочь молодой семье купить квартиру, предоставив субсидию, не означает оказать содействие самореализации, это улучшение качества жизни. После такой помощи самореализация молодых людей может даже замедлиться: незачем что-то делать, если квартира уже есть. Другое дело – вовлечение в волонтерское движение, помощь в организации собственного бизнеса, тренинг лидерских качеств, т.е. то, что требует приложения и собственных усилий со стороны молодого человека, но и дает возможность в будущем самостоятельно достичь намного большего, чем решение жилищной проблемы. Именно такой должна быть  роль государства – помочь человеку достичь самому того, чего он хочет, создать условия. Пусть даже создание условий обойдется дороже, чем прямое материальное стимулирование. Но при наличии условий молодежь будет достигать большего, многократно эффективнее действую на благо себя, своих семей, государства и общества.


Библиографический список
  1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд – Томск: Издательство Томского университета, 1999.
  2. Квитков М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2000.
  3. Пасовец Ю.М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа: дисс. … канд. социол. наук.м – Курск, 2006.
  4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р.
  5. Зеленин А.А. Региональная модель государственной молодежной политики и практика ее реализации – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.
  6. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения  // Философия образования (г. Новосибирск). № 3 (11), 2004.
  7. Иванов М.С., Яницкий М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал (г. Томск). № 25, 2007.
  8. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2004.
  9. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014.


Все статьи автора «Харченко Евгений Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: