В научных исследованиях первое появление компьютерной этики фиксируется в 40 –е годы ХХ века. Ученые полагают, что впервые этические проблемы информации начинает исследовать Н.Винер. Вместе со своими коллегами он полагал создание электронных компьютеров приведет к непредвиденным социальным и этическим последствиям [1].Уже в 70-е гг. ХХ века В.Манер приходит к выводу, что повсеместное применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности социума, особенно в профессиональной деятельности, вынуждают изучать этические аспекты взаимодействия человека с компьютером[2]. Д.Джонсон в учебном пособие «Компьютерная этика» раскрывает основные проблемы информационной этики[3]. По-утверждению исследовательницы происходит процесс переосмысления старых этических проблем в новой информационной реальности.
Философ Дж.Мур был первым, кто осмысленно выделил основные проблемы информационной этики, которые выдвинул в форме: «компьютерных невидимостей» : «невидимый обман», «невидимые ценности программы», «невидимый комплекс вычислений»[4].Большинство современных философов полагает, что информационная и компьютерная этика синонимичные категории. Согласимся с этим утверждением, и в последующем будем придерживаться данной точки зрения.
Поэтому под компьютерной этикой будем понимать «разработку новых норм этического поведения в условиях всеобщей компьютеризации и информатизации общества и изменение в новых условиях прежних этических максим, ценностных характеристик, ранее созданных профессиональных этических кодексов традиционных человекоцентричных профессий (этика врача, учителя, журналиста и т. д.), определение того, что неморального принес с собой в мир компьютер»[5,c.336]. Следовательно, информационная этика занимается исследованием и проведением социальной и этической экспертизы воздействия информационных технологий на все сферы жизнедеятельности человека. По утверждению, Лучано Флориди «Информационная этика: о философских основаниях компьютерной этики» [6] , информационная этика – учение об оценке любой информации с нравственной и моральной точки зрения. Тогда возникает вопрос, чтобы что-то оценивать, надо опираться на какие-то ценности. Для Флориди такими ценностями для информационной этики являются: 1)модальные (логичность и осуществляемость); 2)гуманитарные (доверие, безопасность, конфеденциальность, приватность, честность и т.д.); 3)иллюстрирующие (систематичность, возможность использования, доступность и недоступность и т.д); 4)конструктивистские(нравственность, избыточность, нормативность).В частности, к этическим проблемам компютерной этики относятся: этическая ответственность в профессиональной деятельности специалистов в области информационных технологий и компьютерной безопасности; защита интеллектуальной собственности;защита частной жизни, компьютерные преступления [7].
Одной из актуальнейших проблем, на наш взгляд, является проблема компьютерных преступлений. «Проблема выражена не в физической безопасности оборудования (защита от кражи, пожара, наводнения и т.д.), а скорее в «логической безопасности», которую Е. Спаффорд делит на пять аспектов: секретность и конфиденциальность, надежный сервер, целостность, непротиворечивость данных, контролируемый подход к ресурсам» [8,c. 130].
Одной из важнейших проблем в этой сфере является борьба с хакерами. С ростом деструктивной активности хакеров в информационной среде, практически перед всеми государствами возрастает необходимости обеспечения безопасности в сети. Возникает вопрос: «Какими мотивами руководствуются хакеры, взламывая программное обеспечение информационных систем? Во-первых, стремление к признанию, во-вторых, активное агрессивное действие, в –третьих, хакерский поступок должен быть нелегальным, согласно их этики, в-четвертых, самореализация через познавательные действия, в-пятых, действие на публику.Из вышеизложенного тезиса получается, что профессионалы, связанные с производством информационных технологий и информационной безопасности, способны породить из специалиста, хакера. В связи с этим в пределах этих профессиональных сообществ создаются этические кодексы.Особенность этических кодексов заключается в том, что они регламентируют членам одной профессии получить привилегии в обмен на принятие конкретных социальных обязанностей.
Перечислим основные этические принципы компьютерной этики: «1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям; 2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей; 3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования; 4) не использовать компьютер для воровства; 5) не использовать компьютер для распространения ложной информации; 6) не использовать ворованное программное обеспечение; 7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность; 8)не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации; 9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете; 10)использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям»[9,c.94].
С появлением Интернета как глобальной сети, грид – технологий общество становиться обществом программ. «Молодые люди описывают свои мобильные телефоны как вид протеза, как будто они физически сливаются с телом. Мобильные телефоны позволяют им быть «настоящими» социальными существами. Без них они «теряются», будучи в полной зависимости от подобных систем» [10,c 332]. «…когда люди забывают свои мобильные, они «теряются», становятся временными инвалидами — физически, потому что лишены «естественной» возможности говорить с отсутствующими другими, и социально, потому что отсоединены со своей сетью» [10,c 335].
Библиографический список
- Wiener N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine. – New York: Technology Press, 1948. – 360 p.
- Maner W. Starter Kit in Computer Ethics. Hyde Park. – NY.: Helvetia Press and the National Information and Resource Center for Teaching Philosophy, 1980. – 80 p.
- Johnson D. Computer Ethics. Third Edition Upper Saddle River. – NY.: Prentice-Hall, 2001. -240 p.
- Moor J. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy. – 1985. – N 16 (4). – P. 266-275.
- Капто А. Компьютерная этика.// Безопасность Евроазии. -№ 2–2004.-Апрель–июнь .-c.331-354).
- Floridi L. Information Ethics: On the Philosophical Foundations of Computer Ethics. 2009. -URL:http://www.philosophyofinformati@on.net/publications/pdf/ieotfce.pdf (дата обращения: 24.09.2009)
- Bynum T. The Foundation of Computer Ethics.// Computers and Society, 2000. 30(2): P. 6-13).
- Манжуева О. М. Актуальные темы компьютерной этики.// ВестникЗабГУ.- № 01 (104) 2014.-С. 129-134).
- Dedyulina M.A. The Computer Ethics Dilemma/Proceedings of the XXII World Congress of PhilosophyVolume 48, 2008 Philosophy of Technology. -87-95р.
- Урри Дж.Мобильности. -М.: Праксис, 2012.-576 с.