УДК 378.1

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Резник Галина Александровна1, Курдова Малика Агамурадовна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», заведующая кафедрой "Маркетинг и экономическая теория", доктор экономических наук, профессор
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», ассистент, аспирант кафедры "Маркетинг и экономическая теория"

Аннотация
В современных условиях каждое учебное заведение нацелено на поддержание устойчивости на рынке образовательных услуг. Долгосрочное устойчивое развитие вузов во многом зависит от качества образовательных услуг. В статье представлены результаты исследования уровня теоретических и практических знаний, предоставляемых высшим учебным заведением, наиболее значимых компетенций современного специалиста. Предложены рекомендации, направленные на повышение качества образовательных услуг и подготовки специалистов экономического направления Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Ключевые слова: качество образовательных услуг, компетенции современного специалиста, устойчивое развитее вузов


THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS THE FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

Reznik Galina Aleksandrovna1, Kurdova Malika Agamuradovna2
1Penza state University of architecture and construction, head of the Department "Marketing and economic theory", doctor of economic Sciences, Professor
2Penza state University of architecture and construction, assistant Professor, graduate student, chair of Marketing and economic theory"

Abstract
In modern conditions of each institution aimed at maintaining stability in the market of educational services. Long-term sustainable development of universities is largely dependent on the quality of educational services. The article presents the results of a study of the level of theoretical and practical knowledge provided by the institution of higher education, the most important competencies of a modern specialist. Proposed recommendations aimed at improving the quality of educational services and training economic direction of the Penza state University of architecture and construction.

Keywords: competence of the modern specialist, quality of educational services, sustainable development of universities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Резник Г.А., Курдова М.А. Качество образовательных услуг как фактор устойчивого развития ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8748 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для вузов, особенно государственных, экономические условия функционирования. Эти условия характеризуются федерализацией части университетов, реализацией Россией программы Болонского процесса, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, переходом на систему стандартов третьего поколения, а также существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы [2].

В этих условиях каждое учебное заведение нацелено на поддержание устойчивости на рынке образовательных услуг. Превращение  высшего  учебного  заведения  в  устойчивую  саморазвивающуюся  систему  является  на сегодняшний день  главной  целью  в  сфере  университетского управления. В современных условиях вуз должен устойчиво и динамично развиваться и развивать все составляющие научно-образовательного потенциала: необходимо совершенствовать его инфраструктуру, образовательную и научную деятельность; необходимо расширять материально-техническую, учебно-лабораторную и социально-бытовую базу и т.д [3].

Однако, в связи с ужесточением конкуренции, долгосрочное устойчивое развитие вузов во многом  зависит  от качества образовательных услуг.

Существует много подходов к определению качества образовательных услуг. Некоторые ученые рассматривают качество с точки зрения текущего образовательного процесса, другие – результата образовательной деятельности вуза, способствующего формированию компетенций специалистов и отражающего уровень сформированности общетеоретических знаний, практических навыков, активность и творческую деятельность студентов. В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов по абсолютному большинству направлений на первое место выходит компетентностный подход, согласно которому качество образовательных услуг определяется как набор компетенций, которыми должны обладать специалисты, т.е. навыки и умения, которые приобрел студент и степень его готовности к профессиональной деятельности [4].

Для анализа качества образовательных услуг был проведен опрос студентов экономических специальностей высших учебных заведений г. Пензы, который помог выявить уровень теоретических и практических знаний, предоставляемых высшим учебным заведением, наиболее значимые компетенции современного специалиста.

Проводимые ранее исследования показали, что руководители предприятий стали уделять больше внимания теоретической подготовке студентов. Около 70% опрошенных студентов отметили, что современный теоретический материал предоставляется в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, Пензенском государственном технологическом университете, Пензенском государственном университете. По мнению респондентов на лекционных занятиях предоставляются современные теоретические знания, материал постоянно обновляется.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на качество образовательных услуг, являются практические навыки студентов. В ходе исследования было выявлено, что большинство Пензенских вузов предоставляют практические навыки, которые в дальнейшем можно применять на практике. С этим утверждением согласны 62% респондентов. Такого же мнения придерживаются студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Из этого следует сделать вывод, что уровень практической подготовки специалистов является достаточно высоким.

На уровень практических навыков влияют инновационные формы проведения занятий, которые проводятся в виде тренингов, деловых игр и т.д. 41% опрошенных студентов отметили, что в их вузе практические занятия проводятся именно в такой форме, что позволяет студентам получать практические навыки, закреплять и углублять знания для будущей профессиональной деятельности.

Для повышения качества образовательных услуг в ПГУАС была введена балльно-модульная рейтинговая система оценки знаний студентов, которая позволяет учесть в окончательной оценке результаты промежуточного и итогового контроля знаний и работу студента в течение года. Рейтинговая система играет стимулирующую роль в повышении качества образовательных услуг и учитывает активность и творческие способности студента. В результате исследования было выявлено, что оценка знаний на основе рейтинговой системы осуществляется в некоторых государственных вузах и негосударственных вузах. Первым на региональном уровне перешел Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. 47% респондентов считают, что рейтинговая система оценки знаний повышает качество образовательных услуг. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства такой вариант выбрали 80% опрошенных студентов, в Пензенской государственной сельскохозяйственной академии – 77%.

Как было отмечено, среди наиболее важных факторов, влияющих на качество образовательных услуг, на первое место выходит уровень сформированных компетенций. Для эффективной работы знаний по специальности недостаточно, современный специалист должен обладать определенным набором профессиональных компетенций. Более 26% руководителей, принявших участие в исследовании, заинтересованы в специалистах, которые хорошо владеют практическими навыками, обладают современной теоретической подготовкой (13,3%). По мнению 20% опрошенных руководителей, выпускники должны знать современное программное обеспечение и уметь применять его на практике. 20% респондентов желают получить специалистов, способных самостоятельно принимать решения, имеющих смежные знания и навыки (33%). Руководителями были отмечены также такие компетенции как владение коммуникативными навыками (согласны 6,7% респондентов), владение иностранным языком (13% опрошенных руководителей), дисциплина и ответственность (13% респондентов), обучаемость (13% участников опроса). Анализируя результаты ответов на вопрос о том, какие компетенции современного специалиста формирует вуз, необходимо отметить, что, по мнению 42,69% респондентов, учебное заведение формирует в первую очередь необходимые знания по специальности, также коммуникативные навыки (по мнению 27,05% опрошенных студентов) и аналитическое мышление (с данным вариантом ответа согласны 22,22% респондентов). Студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства приобретают также такие компетенции как лидерские качества (5,16%), организаторские способности (3,57%), ораторское искусство (2,38%), владение иностранным языком (1,98%) и быстрая реакция на изменение ситуации (1,19%).

На основе результатов исследования разработаны рекомендации, направленные на повышение качества образовательных услуг и подготовки специалистов экономического направления Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

1. Для повышения уровня теоретических знаний, необходимо поддерживать достигнутый уровень и повышать, используя инновационные методы проведения лекционных занятий в виде проблемного, диалогического изложения, метода развития творческих способностей (мозгового штурма). Это развивает у  студентов экономическое мышление на анализ ситуации, правильное формулирование выводов и грамотное выражение мыслей.

2. Формирование профессиональных компетенций можно осуществлять, используя принцип «сквозных модулей». Он предполагает выделение в образовательной программе 4–5 модулей, работающих на одну из обобщенных целей подготовки специалиста в целом. «Сквозной» характер модулей проявляется в объединении дисциплин, изучаемых на разных курсах и в разных семестрах, и позволяет одновременно формировать разные компетенции.

Одним из возможных способов формирования компетенций специалистов является метод обучения действием. Студенты работают над реальными задачами с различными базами информации для выбора и принятия различных решений, учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения. При этом внимание также уделяется развитию моральных качеств студента (профессиональной этики, уважения к себе и другим, терпимости и социальной ответственности).

Для развития коммуникативных навыков, которые являются одной из важнейших компетенцией современного специалиста, необходимо создавать диалоговые ситуации, которые позволяют участникам занятия приобретать умение четко формулировать и излагать свои мысли.

Для работодателя важную роль играет степень владения потенциальным сотрудником новыми информационными технологиями в профессиональной деятельности. Поэтому вуз должен не только быть осведомлен о программных продуктах, которые используют работодатели, но и обучать работе с такими продуктами. И в этом смысле партнерство вуза и предприятия в виде производственных практик, совместных семинаров становится наиболее приемлемым способом формирования у студентов навыков по работе с современным программным обеспечением. В данном случае будут удовлетворены потребности работодателей (подготовка квалифицированных специалистов) и студентов (получение профессиональных навыков) как потребителей.

3. Практические занятия предлагается проводить в виде деловых игр с участием студентов, аспирантов, выпускников вуза, руководителей. Следует использовать семинары-дискуссии, анализ конкретных производственных ситуаций, разного рода тренинги, спецкурсы, спецсеминары, применять «полевые занятия»; устанавливать тесные связи с крупными предприятиями; налаживать широкие договорные отношения для проведения студентами исследовательских работ на конкретном предприятии. Важным фактором, повышающим качество образовательных услуг, является реализация учебно-профессиональной деятельности, выполнение студентами научно-исследовательских работ.

4. С целью совершенствования методов оценки знаний студентов, предлагается использовать тесты достижений, которые позволяют диагностировать степень владения студентом конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией.

5. Для подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля требуется разработка и предоставление дополнительных программ обучения (бухгалтерские курсы, курсы по изучению правовой системы «Гарант», курсы практического маркетинга и др.) [1].

6. Необходимо систематически проводить мониторинг по изучению мнений руководителей фирм о качестве предоставляемых в вузе услуг и требований к компетенциям специалистов.

Таким образом, подготовка студентов в условиях рыночной экономики требует четкого и всестороннего исследования факторов, влияющих на уровень качества образовательных услуг. Инновационные методы обучения способствуют его повышению, а именно достижению высокого уровня теоретической и практической подготовки студентов, формированию ключевых компетенций современного специалиста, позволяют студенту почувствовать особенности своей будущей профессии, взять на себя инициативу и ответственность, учиться отстаивать свою точку зрения, способствуют развитию навыков делового общения. Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить качество образовательных услуг, повысить конкурентоспособность вуза на региональном рынке образовательных услуг и увеличить численность студентов, желающих получить высшее образование в данном вузе.


Библиографический список
  1. Мартыненко О.О, Черная И. П.     Подготовка специалистов XXI века: партнерство вузов и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования // журнал «Качество. Инновации. Образование», 2007 г. – № 5 – С. 2-8
  2. Резник Г.А., Курдова М.А. Особенности современного университетского образования в условиях глобализации // журнал «Экономика предпринимательства». – 2013 г. – №12. – Ч.2
  3. Резник Г.А., Курдова М.А. Обеспечение устойчивого развития вуза  в условиях модернизации системы образования России // Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономической устойчивости региона». – Пенза: РИО ПГСХА, 2013г.
  4. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен //  научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука», 2009 г. – №1 – С. 4


Все статьи автора «Курдова Малика Агамурадовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: