Сегодня Российская система высшего образования переживает сложный период трансформации, касающийся самых глубинных процессов, механизмов, ценностей и приоритетов данной системы. Изменения затрагиваю не только спектр и содержание учебных курсов и образовательных услуг, но и методики их преподавания. Изменяются требования к личности педагога, который сам должен находиться в постоянном профессиональном и личностном развитии.
В информационный век цифровых технологий авторитетен лишь тот педагог, который наравне со своими учениками владеет IT – технологиями, в интерактивной форме может практически мгновенно продемонстрировать полезность и практическую направленность того или иного блока знаний. Любая информация, становится востребованной, а значит, имеет больше шансов быть усвоенной учащимся лишь в том случае, если он видит в ней полезность и понимает, как ею можно воспользоваться, т.е. весь учебный процесс должен содержать в себе элементы прагматичности. Данный факт предопределяет необходимость детального анализа и пересмотра методов, способов и, конечно же, технологий организации образовательного процесса. И если на уровне школы вопрос методики преподавания отдельных дисциплин имеет более детальную и основательную проработку, в высшей школе приоритетное большинство ученых курсов читается на основе интуитивного подбора преподавателями методик и технологий преподавания. И здесь нет их вины, поскольку, во-первых, никто не учил их быть преподавателем высшей школы, в лучшем случае были пройдены краткосрочные курсы повышения квалификации. Во-вторых, спектр преподаваемых кафедрами дисциплин, имеет тенденцию к постоянному изменению, что является следствием введения новых государственных стандартов, открытия новых направлений подготовки, изменяющихся требований рынка труда.
Все эти обстоятельства требуют новых исследований в области методики преподавания учебных дисциплин, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Основной целью должна стать максимальная эффективность использования как педагогического, так и студенческого потенциала.
Как было сказано ранее, при исследовании образовательных технологий главный акцент делается на школьное образование. Среди отечественных исследователей следует особого выделить: Эльконина Д.Б. – виднейшего советского психолога, автора всемирно известной периодизации возрастного развития, Давыдова В.В. – академика, автора теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения, которая отличается от других концепций развивающего обучения своей направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся; Шевченко Н.И. – автора многих публикаций и книги «Технология обучения истории в старшей школе»; Кларина М.В. – автора книги «Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения». В настоящее время интерес к образовательной технологии вырос, и привлёк множество высококвалифицированных исследователей. В их числе: Вербицкий А.А., Кушнир А.М., Монахов В.М., Назарова Т.С., Селевко Г.К., Сериков В.И., Сластёнин В.А., Третьяков П.И., Фирсов В.В., Шамова Т.И., Юдин В.В., Якиманская И.С. и др. Особо следует отметить попытки построения системной теории образовательной технологии, предпринятые Назаровой Т.С., Селевко Г.К., Юдиным В.В. и разработки технологий личностно ориентированного обучения Вазиной К.Д.,. Серикова В.И. и Якиманской И.С.
Наличие столь очевидной проблемы предопределило необходимость в проведении специального исследования, целью которого стало развитие образовательной системы современного вуза через повышение эффективности и расширение спектра предоставляемых вузом услуг и реализуемых образовательных технологий. Предметом данного исследования являлись образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшем учебном заведении. Для достижения указанной цели были определены ряд задач, в том числе и анализ практики использования различных образовательных технологий в процессе обучения студентов, результаты которого освещаются в данной статье.
В исследовании принимали участие 100 преподавателей государственных вузов г. Пензы, преподающих студентам, обучающимся по управленческим и экономическим направлениям подготовки. В том числе 24 преподавателя Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), 36 преподавателей Пензенского государственного университета (ПГУ), по 20 преподавателей из Пензенского государственного технологического университета (ПГТУ) и Пензенской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА). Из них должность профессора кафедры занимают 11 человек, доцента – 70 человек, 9 человек – это старшие преподаватели, а 10 человек являются ассистентами. Звание кандидата наук имеют 69 человек, доктора наук – 10 человек. В целях получения достоверной, объективной информации был выбран наиболее распространенный и простой метод опроса – анкетирование.
Цель любого образовательного процесса – способствовать удовлетворению образовательных запросов каждого студента в соответствии с его индивидуальными способностями, и создавать условия для самореализации, саморазвития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.
Анализ практики использования в образовательном процессе различных образовательных технологий вполне логично начинать с исследования сущности той базы, на которую опиралась вузовская педагогика последнее столетие, а именно с технологий, ставших уже традиционными. Обобщив результаты анализа, можно сделать следующие выводы:
- в каждом вузе по-разному оценивают эффективность методов обучения, однако в среднем 48% опрошенных считают, что вполне эффективны лекции, семинары, 42% преподавателей отдают предпочтение, информационным методам обучения, 40% респондентов считают важным элементом образовательного процесса самостоятельную деятельность студентов и 23% преподавателей приветствуют тестовые методы;
- среди игровых технологий, используемых преподаватели при обучении студентов экономических и управленческих направлений подготовки, приоритеты были определены следующим образом: 32% отдали предпочтение деловым играм, позволяющим обучить совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества, 23% предпочитают имитационные игры, способствующие пониманию сути некоторых экономических и управленческих процессов, предоставляющие возможность оценить свои способности к работе в команде и проявлению аналитических, лидерских и других деловых качеств, 23% преподавателей активно используют ролевые игры, в которых участники действуют в рамках выбранных ими ролей, 22% опрошенных применяют операционные игры, позволяющие моделировать соответствующий рабочий процесс и помогающие отрабатывать выполнение конкретных специфических операций;
- активно используется метод проектов, который позволяет вовлекать студента в процесс решения сложных проблем. Большинство преподавателей (88%) в своей деятельности используют исследовательским проектам, поскольку это преимущественно курсовые работы и научные исследования, 25% опрошенных используют информационные проекты, предполагающие сбор информации об объекте с целью анализа для широкой аудитории. 23% опрошенных применяют также методы творческих проектов, которые имеют своей целью подготовку презентации, фильма, и 14% преподавателей выбирают практико-ориентированный метод, поскольку считают, что метод проектов должен быть нацелен сугубо на интересы заказчика;
- довольно распространённым в педагогической практике является метод обучения в сотрудничестве, который позволяет проводить совместное расследование. В процессе реализации данного метода обучающиеся коллективно конструируют и продуцируют новые знания, т.е. развивают своё продуктивное мышление;
- преподаватели вузов достаточно массово используют информационные технологии. В частности электронной почтой пользуются 72% из опрошенных. Это удобно, например, при анализе исследовательских проектов или при организации работы по индивидуальному заданию. Компьютерной техникой пользуются 88% опрошенных преподавателей, проектором – 81%, интернет ресурсами – 98% и электронными учебниками – 54%, что указывает на высокий уровень владения преподавательским сообществом IT технологиями.
Результаты анализа указывает на то, что традиционные методы обучения являются классическими и применяются достаточно обширно. Однако применение традиционных образовательных технологий обучения не обходится без дополнений – инновационной составляющей. «Цифровое поколение», как называют сегодня современную молодежь, активно осваивает все новые и новые технологии, делая процесс обучения для себя более легким, эффективным и качественным.
Переход на многоуровневую систему подготовки, ориентация на «обучение через всю жизнь» требует широкого внедрения в учебный процесс образовательных технологий обучения, направленных на повышение его эффективности. Реализация компетентностного подхода, предполагающего высокий уровень практической ориентации содержания вузовского обучения, предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Анализ применение активных образовательных технологий как условия реализации компетентностного подхода в высшей школе показал следующее:
- 70% опрошенных преподавателей применяют на аудиторных занятиях активные методы обучения, к которым были отнесены: активные лекции и семинары, тематические дискуссии, презентации, олимпиады, деловые игры, игровые занятия на машинных моделях, ситуационные методы и групповые тренинги (рис. 1). Активные методы обучения способствуют повышению коммуникативной компетентности личности, адаптации студентов к процессу обучения и всему тому, что их окружает в мире; позволяют получить студентом реальный опыт по выявлению и анализу сложных проблем; оживляют повседневность учебного процесса, усиливают интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышают степень усвоения материала;
Рисунок 1. Активные методы обучения, используемые на занятиях при обучении студентов экономических направлений
- наиболее эффективными, по мнению преподавателей, являются ситуационный метод и игровые занятия на машинных моделях, поскольку они способствуют выработке у студентов умения анализировать и принимать управленческие решения, делают процесс обучения интересным и продуктивным (табл. 1);
- среди информационно-инновационных технологий обучения, к которым относятся: кейс-стадии, веб-квесты, метод Портфолио, дистанционное обучение наиболее эффективным методом было признано дистанционное обучение, поскольку оно позволяет пройти курсы по интересующей его проблеме «не выходя из дома, экономит время и деньги. Также актуальным является Веб-квест. Данную технологию нужно развивать и внедрять в учебный процесс, так как она способствует развитию профессиональных качеств, творческого мышления студентов, формирует навык по разработке и принятию управленческих решений.
Таблица 1. Оценка эффективности применения активных методов обучения
Степень эффективности |
Активные лекции и семинары | Тематические дискуссии | Презентация | Олимпиада | Деловая игра | Игровые занятия на машинных моделях | Ситуационные методы | Групповой тренинг |
1 – не эффективно |
2% |
2% |
||||||
2 – низкая эффективность |
0% |
6% |
2% |
6% |
2% |
4% |
4% |
4% |
3 – средний уровень эффективности |
14% |
18% |
16% |
14% |
14% |
14% |
2% |
6% |
4 – эффективно |
22% |
24% |
24% |
14% |
32% |
20% |
26% |
34% |
5 – очень эффективно |
18% |
12% |
24% |
4% |
21% |
2% |
50% |
6% |
В настоящее время информация с одной стороны становится стратегическим ресурсом развития общества, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в высшей школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностному, при котором студент становится активным субъектом учебного процесса. Анализ инновационных образовательных технологий, используемых на аудиторных занятиях в высшем профессиональном образовании, показал следующее:
- преимущественное большинство (74%) считают, что наиболее оптимальным вариантом будет являться рациональное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения;
- к инновационным методам обучения в первую очередь были отнесены: электронные учебники, игровые машины, симуляторы, интернет-задачи, кейс-технологии, обучение инновационным курсам, интерактивные методы. В частности, в своей профессиональной деятельности 34% опрошенных преподавателей используют возможности компьютерных инновационных технологий (например дистанционное образование), 21% преподавателей пользуются интерактивными имитаторами реальных ситуаций, 32% опрошенных активно используют метод портфолио и компьютерные инновационные технологии применяют 32% опрошенных;
- для диагностирования уровня сформированности компетенций студентов преподаватели используют Интернет-ресурсы: сайт i-exem (40% опрошенных), MOODLE (36% опрошенных преподавателей), «Прометей» (2% опрошенных) и тесты УМО (4% опрошенных преподавателей). Только 18% из опрошенных преподавателей не пользуются Интернет-ресурсами для диагностирования уровня развития компетенций студентов.
- в своей работе при обучении студентов экономических и управленческих направлений подготовки преподаватели Пензенских высших учебных заведений хотели бы более активно применять такие технологии, как: симуляторы, кейс-стадии менеджерского уровня, виртуальные семинары и конференции, видео-кейсы.
Таким образом, проведенный показал, что, несмотря на верность большинства педагогов высшей школы традиционным образовательным технологиям, которые показывали свою эффективность в методической базе вузовского обучения в 20 веке, реалии 21 века настойчиво указывают на необходимость обновления технологической составляющей образовательного процесса с учетом современных достижений и инноваций в области компьютерных и информационных технологий.
Библиографический список
- Olga I. Shesternina Esperienza e prospettive di competenza professionale degli studenti a causa l’uso della tecnologie problem-based formazione // Italian Science Review. 2014. № 6 (15). PP. 87-90.
- Резник С., Шестернина О. Декан вуза в условиях рыночной экономики [Текст] // Предпринимательство. – 2007. - № 3. – С. 151-154.
- Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования – повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина; под общ. ред. С.Д. Резника. – М. : ИНФРА-М, 2009.
- Резник С.Д., Черниковская М.В., Камбург В.Г. Управление развитием организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения[Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2012. - № 2. – С. 127-136.
- Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска [Текст] // Проблемы современной экономики. 2013. - № 3 (47). – С. 399-402.
- Шестернина О.И. Эффективность применения технологий проблемно – деятельностного обучения во внутри вузовском образовательном процессе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3998
- Шестернина О.И. Развитие системы управления факультетом высшего учебного заведения [Текст]: автореф. дис. …. канд. экон. наук / О.И. Шестернина. – Пенза: ПГУАС, 2007.
- Шестернина О.И., Антипова Н.Н. Трансформация образовательных технологий при переходе на компетентностный подход [Текст] // Актуальные проблемы управления в социальных и экономических системах: принятие решений, управление персоналом и социально-культурное развитие в социальных и экономических системахматериалы Всероссийской студенческой экономической научно-практической конференции / под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 344с. – С. 246-249.
- Шестернина О.И., Чистякова М.И. Современные образовательные технологии: теория и практика [Текст] // Актуальные проблемы управления в социальных и экономических системах: пути повышения конкурентных преимуществ: материалы Всероссийской студенческой экономической научно-практической конференции / под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2014.-380 с. – С. 203-206.