На современном этапе развития российского общества одной из приоритетных задач политики государства выступает укрепление здоровья населения, которое связано с формированием у россиян установок на здоровый образ жизни. Сведения о снижении уровня здоровья детей приведены в письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.1999 г., где указано, что здоровыми являются лишь 5 – 25% школьников. В 1998 г. Минздравом России были признаны здоровыми в начальной школе 11 – 12% детей, в основной группе здоровья находилось 8%, в средней – 5%, при этом 79% детей имели пограничное нарушение психического здоровья [1]. Учитывая данные показатели, мы можем сделать вывод о том, что современные студенты являются теми младшими школьниками, о которых сказано выше, следовательно, они нуждаются в организации здорового образа жизни для поддержания нормального функционирования.
Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения связано, прежде всего с ухудшением экологической ситуации в стране и мире, с социально-экономическими условиями жизни населения, с вредными привычками, малоподвижным образом жизни, алкоголизацией и наркотизацией населения, распространением хромосомных болезней и т. д. Существенное влияние на самочувствие студентов оказывает увеличение учебной нагрузки, изменение распорядка дня, смена социального окружения и образа жизни в целом, что может привести к раздражительности, снижению двигательной активности и умственной деятельности студентов. Важным условием поддержания физического развития обучающихся является их активность в рамках образовательного процесса, которая зачастую связана с занятиями физической культурой.
Физическая культура – это сфера деятельности человека, направленная на укрепление здоровья, развитие двигательной активности, увеличение знаний и умений в области физического воспитания; она может быть представлена в виде массовой, адаптивной физической культуры, физической рекреации и спорта. Массовая физическая культура направлена на деятельность людей в рамках физического воспитания, носящая характер общего физического развития и укрепления здоровья в целом, которая в рамках вуза представлена общими занятиями по дисциплине «Физическая культура». В контексте профессионального образования существует адаптивная физическая культура, где подобран комплекс упражнений для лиц с отклонениями в развитии, стимулирующий двигательную активность, работу определённых систем; развивающий координацию, физические навыки для жизнеобеспечения и совершенствования организма. Физическая реакреация представляет собой активные формы отдыха и развлечений, игры с использование физических упражнений, направленные на восстановление умственной работоспособности. В образовательном учреждении подобная форма физического воспитания может осуществляться в рамках институтского, факультетского «Дня здоровья», который может включать в себя соревнования между факультетами, академическими группами по уровню их физической подготовленности. Спортом же является организованная деятельность людей, включающая определённые правила, состязательный компонент, физическую или интеллектуальную активность, в вузе это может быть представлено в различных секциях, где студенты имеют возможность проявить свои физические возможности на соревнованиях разного уровня.
Выстраивая занятие по физической культуре в системе высшего профессионального образования, следует учитывать возрастные и анатомо-физиологические особенности студенчество. Дисциплина «Физическая культура» способствует не только повышению уровня физической подготовленности студентов, но и формированию у них установок на здоровый образ жизни, системы поведения человека, направленного на профилактику и укрепление здоровья. Здоровье людей обусловлено их активностью, соблюдением правил гигиены, правильного питания, знанием теоретических основ физического воспитания, психоэмоциональным состоянием. Здоровый образ способствует поддержанию в тонусе различных структур организма, увеличению продолжительности жизни населения.
В рамках нашего исследования был проведен опрос, в котором принимали участие 80 человек (15 юношей и 65 девушек), студенты Арзамасского филиала ННГУ, цель которого заключалась в изучении отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом
По результатам исследования было выявлено, что отношение к дисциплине «Физическая культура» носит положительный характер у 62,5% студентов, так как смена деятельности позитивно сказывается на умственной активности, учащимся нравятся спортивные игры; отрицательный характер – у 10%, что обусловлено их слабой физической подготовкой; нейтральный характер – 27,5%, они считают, что физические упражнения не влияют на их состояние. Среди опрашиваемых удовлетворены своей физической формой 58%, их устраивает собственное телосложение и физические данные; не удовлетворены –34%, считают себя «полными» и «неуклюжими»; а для 8 % учащихся их физическая форма не имеет значения. Среди причин посещения занятий по «Физической культуре», первостепенной является обязательность данной формы занятий в вузе для 51% занимающихся; совершенствование тела и необходимость в движении важно для 34% студентов, они в большей степени заинтересованы в соблюдении здорового образа жизни; для 15% важным условием занятия физической культурой является получение положительных эмоций. Выяснилось, что среди студентов занимаются физическими упражнениями и спортом вне вуза 58%, они посещают различные секции и фитнес – клубы; не занимаются – 42%, считают, что им достаточно занятий по физкультуре в вузе. Побуждают студентов к занятиям физической культурой одногруппники в 12%, что связано с обсуждением внешнего облика друг друга и модных тенденций; семья – в 5% случаев, зачастую родители подают личный пример детям; спортсмены и «звезды» – 7%, студенты стремятся соответствовать кумира в их внешнем облике, внутренний интерес к физическим упражнениям присутствует у 75% учащихся, они придерживаются мнения, что человек всегда должен самосовершенствоваться и всего добиваться самостоятельно.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию установок на здоровый образ жизни у студентов, установлению положительного отношения к занятиям физической культуре, повышению активности учащихся, что является основанием для становления успешного будущего страны.
Библиографический список
- Письмо Министерства образования РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (22.02.99. №220/11- 12). – А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. – М.: Медицина. – 1998. – 192 с.