РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Черниковская Марина Витальевна1, Бучацкая Дарья Алекcандровна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Менеджмент"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка 4-го курса, направление "Менеджмент"

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей и основных факторов развития студенческого потенциала в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено внутривузовским факторам развития студенческого потенциала и их роли в повышении конкурентоспособности молодых специалистов. Изучены факторы внешней среды и личностных качеств студента.

Ключевые слова: высшее учебное заведение., потенциал, студенческий, студенчество


DEVELOPMENT OF STUDENT POTENTIAL IN HIGHER EDUCATION

Chernikovskaya Marina Vitalievna1, Buceatchi Daria Alekchandrovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, PhD, assistant professor of "Management"
2Penza State University of Architecture and Construction, student of the 4th year, the direction of "Management"

Abstract
This article deals with the features and the main factors of development of student potential in higher education. Particular attention is paid Intrahigh factors of development of student potential and their role in enhancing the competitiveness of young professionals. Studied environmental factors and personal qualities of the student.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Черниковская М.В., Бучацкая Д.А. Развитие студенческого потенциала в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8608 (дата обращения: 21.02.2024).

Богатство современного высшего учебного заведения определяется студенческим потенциалом. С этой точки зрения вуз обладает мощным потенциалом, определяющим уровень развития студенчества. Система высшего образования, основанная на строго научном подходе к содержанию и организации обучения, превратилась сегодня в одну из крупнейших сфер деятельности, которая играет важную роль в экономическом, политическом и культурном развитии общества. Исследования в области эффективности управления образованием, в том числе высшим, методах его оценки в настоящее время особенно актуальны.

В этой связи проблема формирования и развития студенческого потенциала особо актуальна, однако при целенаправленных усилиях государства, руководства вуза и студента может быть успешно решена. Важно отметить, что для обеспечения молодым людям высокого уровня потенциала на выходе из вуза необходимо формировать и развивать у себя качества, способствующие его повышению. Современное общество требует такого специалиста, который способен к принятию нестандартных решений, к постоянному самообучению и самосовершенствованию, к умению гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле.

В свою очередь, проблема развития студенческого потенциала – приоритетная стратегическая задача высшего учебного заведения, и ее решение должно быть соответствующим образом обеспечено, поскольку уровень развития студенческого потенциала определяет степень развития не только конкретного студента, но и отдельного региона и страны в целом.

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике.

Категория “потенциал” относится к числу общенаучных понятий, значимых в управлении. Применительно к студенческой среде под потенциалом часто понимают творческую активность студентов, креативность, одаренность.

Рыночные условия профессиональной деятельности, в которых происходит окончательное становление студенческой молодежи, диктуют свои требования к подготовке кадров. Постоянные трансформации экономических процессов, условий труда определяют в качестве важнейшего компонента профессиональной компетентности наличие личностного потенциала у специалистов.

В  таких условиях образовалась жесткая конкуренция на рынке труда. И только наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные и предприимчивые, и, как следствие, конкурентоспособные  молодые специалисты будут иметь конкурентные преимущества при получении высокооплачиваемой работы. Важно отметить, что от эффективности созданной системы развития студенческого потенциала зависит качество работ молодых специалистов, результативность экономических процессов, обеспечивающих российской экономике высокие показатели, а также способность конкурировать на мировой арене.

Предпринимаемые вузами, работодателями, органами власти мероприятия по развитию системы управления студенческого потенциала носят бессистемный характер. Не отрегулированы механизмы целенаправленного управления развитием студенческого потенциала и в системе вузовской подготовки кадров.

Назрела необходимость формирования новой модели подготовки студентов к практической трудовой деятельности – для обеспечения конкурентоориентированности студентов в период обучения в вузе необходимо формировать и развивать у них качества, способствующие развитию студенческого потенциала.

Главные стимулы деятельности и основные факторы, определяющие развитие потенциала студенческой молодёжи необходимо искать как во внешнем окружении студента, так и в его личностных характеристиках. В ходе исследования были выявлены  ряд факторы, оказывающих влияние на развитие студенческого потенциала, которые условно можно разделить на три  группы.

В  первую группу вошли внутривузовские факторы, которые определяются непосредственным взаимодействием студента со всеми компонентами образовательной среды высшего учебного заведения. Их влияние на развитие студенческого потенциала определяется через построение взаимоотношений в студенческой среде, с преподавателями в учебном процессе и с куратором вне его, а также через взаимодействие с управленческим аппаратом вуза, системой мотивации в созданных условиях обучения.

Каждый день студента вуза  состоит из  общении с большим количеством людей. Общение является важнейшей частью учебного процесса, да и всей жизни в целом. Через общение мы узнаем нужды людей, показываем себя, представляем свои результаты, воздействуем, убеждаем. Студенческий коллектив – неотъемлемая часть внутривузовских  коммуникаций, целью которой является содействие  подготовке каждого его члена к предстоящей деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.

Студенческий коллектив отличается следующими особенностями:

-    основным видом деятельности;

-    однородностью состава по возрасту и образованию;

-    стабильностью состава;

-    строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;

-    сравнительно высокой степенью самоуправления (староста группы, профорг и т. д.);

-    единством цели — стремление членов коллектива получить образование.

Проблемы студента во взаимоотношениях в студенческой среде определяют сплоченность студенческих групп,  делают невозможным возникновение дружеской атмосферы в ней, отражаются на результативности учебной деятельности студента и оказывают влияние на способность студента к развитию личнстного потенциала в разных направлениях [1] .

Большое влияние на развитие студенческого потенциала и возникновение желания к проявлению способностей оказывают его взаимоотношения с преподавателями. Сам по себе преподаватель является организатором творческой деятельности студентов. От его личных качеств, от уровня развития его творческой активности зависит развитие творческого потенциала студентов. Профессия педагога – творческая профессия. Современный преподаватель должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию, обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи, принимать решения и отвечать за них, уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке, должен уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым [2].

Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне. В вузе это, как правило, ректор и его администрация в виде проректоров и ректората. Руководство вуза обеспечивает единство цели организации и направления его деятельности и несёт полноту ответственности за его развитие. Постоянное улучшение деятельности высшего учебного заведения, в целом следует рассматривать как необходимое условие его развития, следовательно, как его неизменную цель, в рамках чего руководством вуза оказывается всевозможное воздействие на студентов.

Роль куратора студенческой группы  в  развитии потенциала заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий.

Определенное влияние на развитие студенческого потенциала оказывают и студенческие профсоюзные организации. Взаимодействуя с профсоюзной организацией, студент учится сотрудничать с другими представителями студенческой организации  в   достижении общих целей, приобретает ряд организационных навыков, развивает способности вырабатывать решения и участвовать в их реализации.

Студенческое самоуправление является неотъемлемым элементом для раскрытия потенциала студенческой молодёжи. Процесс студенческого самоуправления, как целенаправленная деятельность студентов, расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе, им же реализуется. Также это одна из форм воспитательной работы вуза, направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Примером может служить Институт студенческих лидеров Института экономики и менеджмента ПГУАС, созданный с целью практического бизнес-образование студентов, формирования у студентов навыков реальной деятельности, необходимых для трудоустройства сразу же после окончания высшего учебного заведения.

Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация участия студента в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.

Побуждение к участию в общественной, научной, спортивной жизни вуза -  одна  из  важнейших  задач  образовательно-воспитательного  процесса,  в  котором  особую  роль  играет  высшая  школа.  Важнейшая  социальная  функция  университета  как  образовательного  учреждения  заключается  в  создании  условий  для  развития  социальной  активности  студента,  реализации  его  возможностей,  профессионального  становления,  позволяющих  ему  содействовать  научно-техническому  и  социальному  прогрессу  общества.

Повышение качества творческого развития студентов во многом определяется умением преподавателя включать в учебный процесс новые технологии для решения творческих задач.

В образовательном учреждении должны быть созданы все надлежащие материально-технические условия, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом и более, которые также будут способствовать стремлению студента к раскрытию своего потенциала.

Вторую группу составили факторы внешней среды, которые не связаны с учебной деятельностью и процессами, протекающими в стенах вуза, но оказывают непосредственно влияние на студента  и определяют его поведение за его пределами. Это близкое окружение студента, а именно родители, друзья, знакомые, средства массовой информации, научно – технический прогресс, участие в вневузовских конкурсах, вневузовская учебная деятельность (семинары, курсы), профессиональная деятельность, соответствие требованиям рынка труда, экономическая, социальная, политическая ситуация в стране, налаживание деловых связей.

Третью группа факторов представлена личностными качествами студентов вуза, которые формируются под воздействием двух первых групп факторов, и под влиянием которых возможно формирование новых качеств личности. Третью группу составили такие качества, как проявление инициативы, успеваемость, способность к саморазвитию, самообучению, умение работать в коллективе, умение заинтересовать, мотивировать себя, умение выступать публично, участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, участие в общественной жизни вуза, умение организовать студенческий коллектив, стремление к лидерству.

Выявленные факторы развития студенческого потенциала, такие как внутривузовские факторы, факторы внешней среды, личностные качества, позволяют сделать вывод о том, что не все факторы находятся под контролем вуза. Поэтому,  главным направлением деятельности организации должен являться поиск действенных способов побуждения студентов к максимальной использованию своих физических, интеллектуальных  и  творческих  возможностей.  Это  направление  должно  пронизывать всю систему управления вуза, найти отражение в каждом его элементе.

Разработка новых концепций долгосрочного развития образовательных учреждений имеет для идущих в стране преобразований огромное практическое значение. Конечно, развитие студенческого потенциала в российских образовательных учреждениях – вопрос будущего. Но беспрецедентный динамизм современной эпохи требует от организаций образовательного типа выбора новых ориентиров стратегического развития. Любое российское образовательное учреждение, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому студенту и преподавателю возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности.


Библиографический список
  1. Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. –С.494.
  2. Гринкруг Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития. – Пенза: Академия Естествознания. – 2012. – С. 45-46
  3. Шестернина О.И. Эффективность применения технологий проблемно – деятельностного обучения во внутри вузовском образовательном процессе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3998 (дата обращения: 02.12.2014).
  4. Черниковская М.В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения, диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011
  5. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска// Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 399-402.


Все статьи автора «Черниковская Марина Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: