ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Вострикова Татьяна Викторовна1, Баженов Руслан Иванович2
1МБОУ СОШ с. Вознесенское, Хабаровский край, учитель ОРКСЭ
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В данной статье описывается методика преподавания темы «Россия – наша Родина» курса «Основы религиозных культур и светской этики». Приводится пример конспекта урока для учителя, презентации и рабочего листа для ученика, как вспомогательный материал для проведения урока. Методика подходит для использования в любом из шести модулей курса.

Ключевые слова: конспект, ОРКСЭ, рабочий лист, светская этика, урок


USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE COURSE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS"

Vostrikova Tatiana Viktorovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1school Voznesensky, Khabarovsk rajion, teacher ORKSE
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
This article describes methods of teaching the topic "Russia - our motherland" course "Basics of religious cultures and secular ethics." An example of the summary of lessons for teachers, presentations and worksheets for the student, as an auxiliary material for the lesson. Methods suitable for use in any of the six modules of the course.

Keywords: abstract, secular ethics lesson, worksheet


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вострикова Т.В., Баженов Р.И. Использование информационных технологий в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8561 (дата обращения: 25.02.2024).

До сих пор изучаемые дисциплины практически не затрагивали вечные, невероятно сложные и волнующие каждого вопросы: что такое человек? К чему он стремится? Что такое семейные ценности, добро и зло, честь и достоинство?

Первый шаг в освещении данных вопросов уже сделан – в общеобразовательных школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Учитывая возрастные особенности обучающихся, которым адресован курс, важно организовать обучение в занимательной и доступной форме.

Исходя из вышеизложенного считаем, чтобы сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета нужно донести содержание материала этому курсу до младших школьников в доступной и интересной форме.

Наиболее актуальным и востребованным модулем курса Основы религиозных культур и светской этики, по данным социологического опроса, является модуль «Основы светской этики» (рис.1).


Рисунок 1 – Предпочтение выбора модуля

Разработкой методической литературы к данному курсу занимались многие ученые, историки, религиоведы Студеникин М.Т.(), ШемшуринаА.И., Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Кураев А.В., Шемшурин А.А., Сахаров А.Н. [14,2,9,16,17,18]

Цель представленной работы заключается в изучении применения информационных технологий в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

При проведении исследования мы ставили следующие задачи:

  • Показать возможности использования информационных технологий в преподавании курса ОРКСЭ
  • Изучить методики применения информационных технологий на различных этапах урока.

Освещением вопросов использования информационных технологий на уроке занимались Захарова И.Г., Гершунский Б.С., Мануйлов В.Г., Полат Е.С.
[7,8,10,14]

При изучении вопроса использования информационных технологий, в нашей школе был проведён мониторинг учителей «Какие информационные технологии Вы используете на уроках?» (рис.2)


Рисунок 2 – Использование информационных технологий на уроках

Исследуя опыт других преподавателей курса ОРКСЭ можно с уверенностью сказать, что ни один урок не обходится без применения информационных технологий.

Как показывает практика, большинство учителей для проведения урока предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса, что позволяет эффективнее управлять учебным процессом.

Организовывая урок с применением информационных технологий, нужно учитывать следующее: уровень подготовленности класса, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, цель и тип урока, санитарно-гигиенические требования.

Рассмотрим использование информационных технологий на различных этапах урока на примере урока «Россия – наша Родина». Для урока потребуется презентация, рабочий лист (для каждого ученика), компьютер, мультимедийный проектор.

I. Проверка домашнего задания

– Домашнее задание мы проверим с помощью игры «Продолжи фразу».

1. Я буду изучать «Светскую этику», потому что…

2. Учебник по этому курсу поможет мне…

3. Для меня очень важным в жизни являются слова…, потому что …

Детям раздаются рабочие листы. После работы идёт обсуждение фраз. (Рабочий лист готовится к каждому уроку и собирается после урока. По истечении курса из листов сшивается тетрадь)

 

Рисунок 3 – Слайд №2

                      

                     Рисунок 4 – Рабочий лист

II.Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы.

  • На стр. 8 прочтите тему урока.

Учитель пишет на доске: «Россия – наша Родина!»

  • Как вы думаете, почему с этой темы мы начинаем изучение курса? Какие мысли у вас вызывает наша тема урока?
  • Изображение чего вы видите в начале параграфа? (Карта России.)

Рисунок 4. Слайд №3

  • Что изображено ещё на карте? (Символы)

Рисунок 5. Слайд №4

  • Кто знаком с этими символами?
  • Что означает каждый символ? Учитель заслушивает мнения детей, без обсуждения.
  • Возникли ли у вас какие-либо вопросы глядя на это изображение? (Что это за символы, что они обозначают, связаны ли они с нашей страной?)
  • Давайте поищем ответ в учебнике? Прочите текст и посмотрите, какой вопрос заинтересовал и удивил героев рассказа.

Текст на стр. 8–9

Комментированное чтение текста.

  • Дети каких национальностей проживают в одном доме? А какие национальности вы еще знаете?
  • стало ли понятно после прочтения текста, что обозначают символы, на рисунке в начале параграфа? Давайте запишем в рабочий лист название каждого символа

                             

Рисунок 6. Слайд №5                            Рисунок 7. Рабочий лист

  • Какие вопросы обсуждали ребята вечером во дворе? (Есть ли у них что-то общее)
  • Кроме дома, в котором они живут, что ещё у них? (Общая страна – Россия, в которой они живут)
  • Ребята, вы заметили то противоречие, которое возникло у них во время диалога? (Все мы разные, а живём в одной стране.)
  • Можно ли сформулировать из этого противоречия вопрос и какой? (Что объединяет разных граждан России?) Учитель открывает следующий слайд
  • Что объединяет всех граждан нашей страны – России? Давайте запишем вопрос в рабочий лист

 

 

Рисунок 8. Слайд №6


Рисунок 9. Рабочий лист

III. Решение проблемы, открытие новых знаний

  • Из разговора детей мы узнали, что соседи их по дому, ребята разных национальностей. А говорится ли о каких-нибудь отличиях у ребят разных национальностей? (отличие в религиозных традициях; национальной кухне, отношениях к старшим и женщинам, об отличиях в интересах и увлечениях.)
  • А есть ли у них что-нибудь общее? (Все они являются гражданами одной страны.) Задание в рабочих листах

                        

Рисунок 10. Слайд №7                Рисунок 11. Рабочий лист

Планирование работы.

  • Как вы думаете, что нам поможет ответить на главный вопрос урока? (Задания в учебнике, тексты, иллюстрации)
  • Давайте составим план работы.
  1. Прочесть тексты учебника,
  2. Прокомментировать их, используя свой жизненный опыт.
  3. Рассмотреть иллюстрации и проанализировать их.
  4. Ознакомиться с заданиями на с. 9–14 и выполнить их.


Рисунок 12. Слайд №8

Стр. 10 работа с таблицей

– На странице 10 представлена информация. В какой она форме? (Таблица)

  • Сформулируйте вопрос перед таблицей своими словами
  • А может ли быть у человека больше одного родного языка? (Да, если состоит из людей у которых разная национальность)
  • Кто-то нашёл в таблице своего народа? К какой языковой группе вы его отнесли?
  • Какие слова есть во всех языках мира и являются ли они общеупотребительными?

Рисунок 13. Слайд №9

У всех людей независимо от языка есть общие понятия, какие? (Во всех языках есть такие слова, как жизнь, добро, красота, свобода, правда, совесть, у всех
есть
представления о том, что такое общепринятые нормы и как нужно жить, не нарушая их. Задание в рабочих листах. Допиши слова того народа, который тебе особенно близок).

                       

Рисунок 14. Слайд №10                                 Рисунок 15. Рабочий лист

  • Посмотрите на иллюстрации стр. 9. Кто помнит эти сказки? О чём их сюжеты.
  • Прочтите задание к этим иллюстрациям. Есть ли что-то общее во всех этих сказках? (В сказках разных народов, говорится о том, что у всех людей есть главные духовные богатства, которые нельзя купить или продать: жизнь, доброта, счастье и т.д.)
  • Что нового вы узнали из таблицы?
  • Можно ли сделать уже какой-нибудь вывод? (У представителей разных народов может быть разная религия, традиции, они могут говорить на разных языках, но у всех людей есть общие понятия: совесть, свобода, красота, правда. Даже в сказках говорится про одни и те же достоинства и недостатки, пороки и добродетели несмотря на то, что это сказки разных народов)


Рисунок 16. Слайд №11

Работа с текстом «Что для нас всего дороже?»

– Прочитайте заголовок следующей части текста.

  • Что имел в виду автор, задавая этот вопрос в заголовке? Как вы думаете, что он считает самым дорогим для всех людей? О чём хочет сказать?
  • Прочитайте задания перед текстом и объясните своими словами, что нужно сделать.

Комментированное чтение текста.

  • Прочитайте текст, подчёркивая те слова, которые помогут ответить на главный вопрос урока (Проблемный вопрос записан в рабочих листах)
  • Какие слова вы выделили и почему?
  • Опираясь на текст, сформулируйте своими словами, что такое «ценности» и «идеалы», а потом сравните эти определения со словарём в конце учебника. (Духовные ценности – это то, что не покупается и не продается за деньги. Идеалы – это то, к чему должен стремиться человек.) Задание в рабочих листах (Запишите определение ценностей и идеалов)


Рисунок 17. Слайд №12

  • Всех нас объединяют ценности, то есть те общечеловеческие понятия и качества, которые понятны всем людям независимо от того, на каких языках они говорят. Эти общие понятия и качества помогают людям, говорящим на разных языках, договариваться и сотрудничать.
  • Можно ли сказать, что общечеловеческие ценности – это богатство?
  • Что же для нас дороже всего? Как можно ответить на вопрос в заголовке текста? (Наши общие для всех народов духовные ценности и идеалы.)
  • Вернёмся к главному вопросу нашего урока: Что объединяет разных граждан нашей страны?

Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» до чтения.

  • Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»? – Посмотрите на иллюстрацию к рассказу Виктора Драгунского. Может быть, она подскажет ответ на этот вопрос? (Для Мишки главным интересом была еда, а для Дениски совсем другое: дела, любимые книги, отношения с людьми. Значит, духовный мир человека – это что-то связанное с его внутренними потребностями, но не еда.)
  • А как можно сделать богатым свой духовный мир?
  • Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочитайте его.

IV. Выражение решения проблемы.

Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» после чтения.

  • Ребята, можно ли сделать богаче свой внутренний мир? Как именно? Приведите примеры.
    (Если человек может переступить через свой животный интерес, увидеть красоту вокруг себя, оценить радость от дружбы, взаимопомощи, честности. Это можно назвать высокими духовными ценностями человека. Это и подтверждает, что ты – человек. Это общее для всех людей. Людей, живущих в нашей стране, объединяют те общие ценности и идеалы, которые помогают наполнить жизнь духовным смыслом, возвыситься над «животными» интересами. Богатство духовного мира заключается в том, чтобы стремиться к справедливости, дружить, помогать друг другу, слушать музыку, читать, рисовать, изобретать…)
  • Так чем же богат духовный мир человека? Задание в рабочих листах

                            

Рисунок 18. Слайд №13                      Рисунок 19. Рабочий лист

  • Смогли ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Так что же нас всех объединяет?
  • Давайте сравним наше мнение с мнением авторов учебника. (Людей, живущих в нашей стране, объединяют те общие ценности и идеалы, которые помогают наполнить жизнь духовным смыслом, возвыситься над «животными» интересами).

Рисунок 20. Слайд №14

V. Применение новых знаний. Выполнение заданий по теме

Детям предлагается выполнить задания по теме урока на стр. 14.

Учителем зачитывается жизненная ситуация, которую он предлагает решить учащимся

Ситуация. Ты очень торопишься домой, где тебя ждут интересная книга, вкусный обед, увлекательная игра. Открывая дверь подъезда, ты видишь соседку, которая держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску, пытается выйти на улицу. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет нужна помощь постороннего человека.

  • Чтобы почувствовать себя настоящим человеком, как бы ты поступил в этой ситуации?

Обсуждение ситуации, мнения детей.

  • Кто вспомнит похожие жизненные ситуации?

Обсуждение ситуаций учащихся.

Рисунок 21. Слайд №15

VI. Домашнее задание.

Выберете какой-либо один из вариант. Вы можете его сделать самостоятельно или в группе.

  1. Найди пословицы у разных народов нашей родины о добре и зле, которые помогут доказать, что у людей разных национальностей общие духовные ценности и идеалы.
  2. Сделай книгу рецептов блюд разных национальностей.
  3. Сделай презентацию национальных костюмов ребят, которые учатся в твоём классе.


Рисунок 22. Слайд №16

Объединяя в себе много традиционных технологий, информационные компьютерные технологии помогают существенным образом оптимизировать процесс обучения. Он становится более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным. Компьютерная технология способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью и активизировать обучение. 


Библиографический список
  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Просвещение, 1980. 176 с.
  2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4, 5 класс, М.: Баласс, 2012. 80 с.
  3. Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  5. Гриценко М.С.. К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах. Ленинград-Москва: Вища-школа, 1973. 123 с.
  6. Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. 2006. №1,2,4,5.
  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2007.
  8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
  9. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010.
  10. Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint XP // Информатика в школе. 2004,2005. №12,1,2,3,4.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. . 4-е изд. М.: Владос, 2003. 688 с.
  12. Образовательная система “Школа 2100″ URL: http://school2100.com
  13. Основы религиозных культур и светской этики // ОРКСЭ URL: http://www.orkce.org/ob-orkce
  14. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 368 с.
  15. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: Русское слово, 2012.
  16. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 класс. М.: Русское слово, 2012.
  17. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 класс, М.: Дрофа, 2012. 176 с.
  18. Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: Просвещение, 2012.


Все статьи автора «Вострикова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: