УДК 342.57

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Чернова Эльвира Рамилевна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Аннотация
Данная статья посвящена анализу современного состояния института территориального общественного самоуправления, являющегося наиболее популярной формой непосредственной демократии. Рассмотрены основные проблемы, связанные с финансированием, разобщенностью интересов и эффективностью деятельности территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: демократия, институт территориального общественного самоуправления, территориальное общественное самоуправление


CURRENT STATE OF INSTITUTE OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AND MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Chernova Elvira Ramilevna
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Associate Professor of Theory and History of State and Law

Abstract
This article is devoted to the analysis of a current state of institute of the territorial public self-government which is the most popular form of direct democracy. The main problems connected with financing, dissociation of interests and efficiency of activity of territorial public self-government are considered.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Современное состояние института территориального общественного самоуправления и основные проблемы развития // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8497 (дата обращения: 26.05.2017).

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим государством, что находит выражение, прежде всего, в закреплении народовластии. Статья 3 Конституции РФ закрепляет формы волеизъявления народа, устанавливая, что народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления

У форм непосредственной демократии есть несколько назначений. Во-первых, это способ обеспечить легитимацию власти, во-вторых, потенциальная возможность расширения масштаба применения форм прямой демократии, вовлечение граждан в политический процесс, стимулирование их активности, повышение доверия к органам государственной власти.

Территориально общественное самоуправление (далее ТОС) называют формой самоорганизации граждан на добровольной основе по месту их жительства, для того чтобы самостоятельно решать вопросы местного значения. В настоящее время можно сказать, что ТОС является синонимом процесса самоорганизации.

В ст. 27 ФЗ от 6 октября2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано определение ТОС, которое определяется как самоорганизация граждан по месту их жительства на определенной части территории поселения, для того чтобы самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы, касающиеся вопросов местного значения [1].

Исходя из этого нормативно закрепленного определения, ТОС называют неотъемлемой частью гражданского общества. Данная организация приставляет собой совокупность частных и групповых интересов, неформальных и формальных связей членов местного сообщества.

Как у каждого института, у территориального общественного самоуправления существуют определенные характеристики, отличающие его от  других понятий.

1. Согласно п. 1 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ТОС – это форма участия граждан определенного муниципального образования в осуществлении местного самоуправления на основе самоорганизации населения по месту их жительства. Но в тоже время это институциональная форма организации местного самоуправления. Данное противоречие отражает дуализм всей системы местного самоуправления.

2. ТОС осуществляется только на конкретной территории муниципального образования. В соответствии с п. 3 ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ это могут быть территории микрорайонов, улиц, дворов. То есть органы ТОС должны находиться в непосредственной близости к местному сообществу данной территории.

3. Самоуправление должно осуществляться самостоятельно и под свою ответственность, как сказано в п. 2 ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ. Но в тоже время на практике возможно искажение данного правила. ТОС может попадать в зависимое положение от органов местного самоуправления. Самым распространенным способом может быть оказание финансового влияния на ТОС.

4. ТОС ограничен рамками вопросов местного значения. В этом он схож с местными органами муниципального образования. Но в тоже время существует и главное отличие. ТОС осуществляет только собственные инициативы населения, а органы местного самоуправления реализуют задачи государственного управления.

5. Согласно п. 4 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ТОС может осуществляться населением непосредственно с помощью участия в собраниях (схода), конференциях, проведения различных опросов, а также использование иных форм непосредственной демократии [2, с.18].

Институт территориального общественного самоуправления имеет ряд определенных признаков:

1. Открытость ТОС для внутренних и внешних воздействий, участие в договорных отношениях, в различного рода межмуниципальном и внутримуниципальном сотрудничестве.

2. Наличие сложной системы различных элементов: органы ТОС, собрания и конференции граждан, правовые акты, касающиеся вопросов деятельности и полномочий ТОС.

3. Наличие добровольного волеизъявления при образовании ТОС [2, с.20].

Территория территориального общественного самоуправления может быть различной. Согласно закону ее границы определяются представительным органом местного самоуправления. Данной территорией может быть согласно п. 3 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, который не является поселением и иные территории [1].

Для эффективной деятельности ТОС необходимо наличие у его органов финансовых ресурсов. Они могут состоять из: добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц; имущества, передаваемого ТОСу в управление; доходов от собственной деятельности; средств муниципального бюджета, которые передаются ТОС, чтобы его органы могли осуществить конкретные отдельные муниципальные полномочия на основании заключенного договора между ТОС и местными органами [1].

Также четко определяется какое имущество может находится в собственности у органов территориального общественного самоуправления:

1. Средства, полученные из законных источников;

2. Кооперированные средства юридических и физических лиц;

3. Детские спортивные, дворовые площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, вновь созданные производственные помещения, оборудование, инвентарь и иное имущество.

Данный перечень является открытым.

Существующие основные проблемы ТОС связаны с финансированием и разобщенностью интересов.

Так, ТОС могут попасть под финансовую зависимость от органов муниципального образования, так как без определенной суммы денежных средств невозможно выполнение конкретных проектов и инициатив [3, с.85].

Если существует одно направление в деятельности ТОС, то это может стать главной причиной столкновения внутри данной организации. Наличие партнерских отношений предполагает наличие совпадения целей всех субъектов ТОС. Главным фактором, ухудшающим работу органов ТОС, замедляющих и иногда и останавливающим всю деятельность, будет являться рассогласованность интересов участников ТОС [3, с.86].

Неустойчивый, временный, случайный характер контактов между главными ключевыми субъектами ТОС будет замедлять деятельность организации, активности местного населения. И тогда может возникнуть необходимость вмешательства в деятельность ТОС органов местного самоуправления, что уже будет нарушать конституционные права граждан.

Эффективная работа территориального общественного самоуправления возможно только лишь при наличии необходимого уровня коммуникации между участниками ТОС, информационного обмена, совпадение целей и методов деятельности [4, с.16].

Система территориального общественного самоуправления состоит из собрания (конференции) граждан микрорайонов, жилых комплексов, улиц, кварталов, домов и других территорий. Данный орган будет высшим руководящим органом [5, с.412].

Также существует орган управления ТОС – постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления. Он является выборным и подчиняется и подотчетен собранию (конференции).

Таким образом, система ТОС представляет собой:

1. Высший руководящий орган – собрание (конференция) граждан;

2. Выборный постоянно действующий орган управления ТОС.

Возможно изменение данной структуры, а именно выбор не органа, а уполномоченных лиц ТОС, которые будут единолично исполнять определенные функции.

Для того чтобы образовать ТОС жители конкретной территории должны провести собрание или конференцию. На ней утверждается устав будущего территориального общественного самоуправления и избираются органы или выборные лица. Главным ограничением участия в ТОС, собрании или конференции является возраст – только достигшие 16-летнего возраста [1].

Устав ТОСа содержит информацию в соответствии с п. 9 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»: о территории, на которой он будет действовать; цели и задачи; форма его деятельности; основные направления деятельности; порядок формирования, права и обязанности органов ТОС; полномочия органов ТОС; порядок принятия решения; вопросы, касаемые имущества, финансовых средств; порядок прекращения работы ТОС.

В первое время существования ТОС в соответствие с ФЗ № 131 поступали предложения создать специальный отдельный закон, который бы регулировал территориальное общественное самоуправление. На настоящий момент такое предложение считается неактуальным, так как его база деятельности на федеральном уровне уже разработана [1].

В данный момент возникают предложения об изменении некоторых положений на региональном уровне. Это вопрос об упрощении процесса регистрации ТОС в качестве юридических лиц. По мнению некоторых ученых таков порядок слишком сложен для граждан. Данный вопрос является дискуссионным, так как сторонники упрощения процедура говорят о создании новой организационно-правовой формы – территориальное общественное самоуправление. В данном случаи остается непонятным вопрос о месте подобной организации, ее соотношении с органами местного самоуправления и порядок е финансирования [3, с.87].

Также еще одним дискуссионным вопросом является наделение ТОС некоторыми полномочиями – выдачей справок.

В местностях с индивидуальной жилой застройкой является распространенной практикой выдачи справок с места жительства, бытовых характеристик, заверение подписей жителей на документах, связанных с регистрационным и миграционным учетом органами ТОС.

И хотя сейчас нет ни одного акта, который бы закреплял за органами ТОСа право выдачи подобных справок, на практике документы и справки, которые выдаются уличными и квартальными комитетами, принимаются судами в качестве письменных доказательств [3, с.88].

Таким образом, можно сказать, что в некоторых местностях сложился правовой обычай, закрепивший выдачу справок и иных документов органами ТОС и признание их официальными, имеющими силу доказательств.

Эффективность деятельности ТОС зависит и от методов взаимодействия органов ТОС между собой, а также с внешней средой. К последней можно отнести:

1. администрация муниципального образования;

2. общественные объединения;

3. предприятия малого и среднего бизнеса микрорайона;

4. средства массовой информации;

5. правоохранительные органы;

6. местное сообщество.

В литературе выделяют два основных подхода к вопросу о взаимодействии органов ТОС и муниципальной властью: административный и коалиционный [6, с. 24].

При использовании  административного подхода необходимо включение руководителей органов ТОС в состав коллегии администрации муниципального образования, участие представителей органов ТОС в заседаниях представительного органа муниципального образования, коллегии администрации, совещаниях у главы администрации. Причем представителям органов ТОС предоставляется право совещательного голоса по вопросам, касающимся непосредственно их территории.

Данный подход хотя и приводит к коммуникации, тесному сотрудничеству ТОС и местных органов, но с другой стороны, приводит к вмешательству органов муниципального образования в деятельность ТОС.

Коалиционный подход взаимоотношений органов ТОС с иными субъектами возможно использовать только при развитом гражданском обществе. Он подразумевает создание ассоциаций ТОС, распределение работы и финансирования между ними самостоятельно.

В России преобладает административный метод взаимодействия ТОС с другими субъектами. Поэтому были выработаны определенные способы взаимодействия органов ТОС и органов муниципального образования:

1. информационная поддержка;

2. координация совместной деятельности;

3. правовое сопровождение деятельности ТОС;

4. проведение совместных мероприятий, конференций. Семинаров;

5. совместно проводимая методическая работа по разработке программ, планов мероприятий, а также некоторые другие способы взаимодействия. Их перечень является открытым [7, с. 32].

Таки образом, основными проблемами развития системы ТОС являются:

1. вопросы разграничения полномочий федерального и регионального уровня по поводу права на правовое регулирование территориального общественного самоуправления;

2. взаимодействия органов местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления, которое выражается во вмешательстве в избрание и работу ТОС со стороны местных властей;

3. отказ в поддержке ТОС со стороны местного самоуправления, нехватка финансовой базы при работе ТОС.

4. иждивенческая позиция, связанная с нежелание населения проявлять инициативу и создавать территориальное общественное самоуправление, нежелание реализовывать свое право на участие политической жизни страны, своего муниципального образования;

5. простое незнание населения, как и каким образом можно осуществлять непосредственно право на сметное самоуправление;

6. несовершенство механизмов правового регулирования участия граждан в решении вопросов местного значения и осуществлении деятельности по общественному контролю.

На основании изложенного можно сделать вывод, что институт ТОС не может быть признан властным институтом, но в тоже время обладает определенным объемом полномочий, поэтому многие юристы называют его публично-властным институтом.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции от 14.10.2014 г. № 317-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября2003 г. № 40. ст. 3822.
  2. Безвиконная Е.В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. –2011 г. – № 1. – С.17-20.
  3. Разворотнева С.В. Самоуправление – декларация или возможность? // Местное право. –2013 г. – № 4-5. – С.79-91.
  4. Черкасов К.В. Некоторые вопросы государственного территориального управления современной России // Государственная власть и местное самоуправление. –2012 г. – № 8. – С. 14-18.
  5. Васильев В.И. Муниципальное право России. М.: Юстицинформ.2012 г. – 680 c.
  6. Холопов В.А. Общественное самоуправление как ресурс модернизации системы местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. –2013 г. – № 8. – С. 22-26.
  7. Савенков С.И. На пути к возрождению самоуправления в России // Местное самоуправление Нижегородской области. –1996 г. – № 3. – С. 31-36.


Все статьи автора «Чернова Эльвира Рамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: