УДК 327

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ АВСТРИИ И США НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

Логинова Марина Евгеньевна
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Аннотация
Статья посвящена исследованию австрийско-американских отношений в период с 1992 по 2004 годы. Раскрывает состояние, изменение и модернизацию отношений государств, дает анализ участия США в политическом, экономическом, культурном развитии Австрии, помогает понять специфику общения на разных уровнях и установить историческую значимость отношений.

Ключевые слова: Австрийская Республика, австрийско-американские отношения, Австрия, ЕС., Западная Европа, Западные страны, НАТО, США


THE SPECIFICITY OF RELATIONS BETWEEN AUSTRIA AND THE USA AT THE TURN OF THE XXI CENTURY

Loginova Marina Evgenievna
Kazan (Volga Region) Federal University

Abstract
The article is devoted to the research of Austrian-American relations in the period since 1992 till 2004. It discloses the position, challenges and modernization of the countries, gives the analysis of the US’ participation in the politic, economic and cultural development of Austria, helps to understand the specificity of communication on the different levels and to establish the historic importance of the relations.

Keywords: Austria, Austrian Republic, Austrian-American relations, EU, USA, West countries, West Europe


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Логинова М.Е. Специфика отношений Австрии и США на рубеже XXI века // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8445 (дата обращения: 03.10.2017).

Конец ХХ и начало XXI века — это один из важнейших периодов в истории не только Австрии, но и всего мира. Восстановление исторической картины данного периода австрийского государства невозможно без изучения америакано-австрийских отношений. Австрия и США накопили огромный опыт в своих взаимоотношениях. Обращение к такому опыту является одной из главных задач, поскольку это необходимо не только c исторической и теоретической точек зрения, но и для ведения нынешних американо-австрийских отношений.

К тому же страна находится на стыке Востока и Запада и выступает посредником в разрешении проблем между развитыми и развивающимися странами. Австрия – активный участник OOH и ОБСЕ. В Вене находится секретариат ОБСЕ и штаб-квартиры Организации индустриального развития OOH, Программы OOH по контролю за наркотиками. Это играет большую роль сегодня, поскольку проведение саммитов и переговоров зачастую проводится именно в Вене.

В 90-e годы Австрия начала пересматривать свой нейтралитет, стала отходить от этой политики, внося поправки в Государственный договор, позволяющие совершенствовать сотрудничество с американскими вооруженными силами, открывая воздушное пространство для самолётов, задействованных в Войне в Персидском заливе и во время операции HATO против Сербии. Альпийская республика, напуганная американской силой и напором, всячески старалась соответствовать стандартам Запада, то есть играть по правилам США[1, c.58].

Уже c 1995 года Австрия активно принимает участие в структуре безопасности EC, тем самым перечеркивая политику нейтралитета. К тому же республика присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» и приняла участие в миротворческой миссии в Боснии. В 1996 году возникли дискуссии по поводу вхождения Австрии в блок HATO.

Австрийская партия свободы и Австрийская народная партия поддерживают решение по сближению с HATO, в то время как Социал-демократическая партия Австрии встает на сторону традиционной политики нейтралитета. Томас Клeстиль, представитель АНП, набрав 63,4% голосов, занял пост президента страны в 1992 году, и с этого момента Австрия пошла на прямое сближение с Западом [2].

Все же главной организацией, которая по сей день служит своеобразным “мотором” при постановке целей и принятии правительством решений, был и остается Европейский Союз. Ряд выдающихся деятелей, таких как глава Народной партии А.Мoк, секретарь А.Коль внесли ощутимый вклад в развитие вопроса о вступлении в данную организацию, приложили довольно много усилий для того, чтобы западное направление австрийской внешней политики стало ведущим. Учитывая тот факт, что страна отличалась высоким уровнем экономического развития и прогрессивными демократическими институтами, данное обстоятельство безусловно облегчило процесс вхождения в Европейский Союз. Вступление страны в EC положительно отразилось на двусторонних отношениях Австрии и США.

Как уже отмечалось, в столице Австрии размещены штаб-квартиры более тридцати международных и региональных организаций. Так, вначале ХХI в. Австрийское правительство провело референдум по вопросу о конфликтогенных ситуациях в отношениях с ЕС. Отношения с партнерами были урегулированы. Тесная связь с Евросоюзом напрямую влияет на отношения с США. Усилия Соединенных Штатов были направлены на дальнейшее развитие всего комплекса межгосударственных связей с Европейским Союзом в целом, а значит и с Австрией в частности [3, c.202].

В итоге, в австрийской внешней политике состоялся переход от абсолютного нейтралитета к дифференцированному. В это время Вена на первый план стала выставлять необходимость «солидарности» с «международным», западным (т.e. американским) сообществом. Однако усилились и сомнения в совместимости нейтралитета с новой западной концепцией однополярности.

Австрийское руководство стремилось к реализации внешнеполитических интересов государства по линии EC. Параллельно Вена активно отстаивала вариант членства Австрии в HATO для обеспечения безопасности страны. Были интенсифицированы политические и военные связи с Североатлантическим альянсом. Проамериканские государства скептически относились к нейтралитету Австрии, так как он уничтожает политическое и экономическое единство западного сообщества. Чтобы не допустить изоляции и напора со стороны «атлантистов», внешнеполитическое руководство Австрии было вынуждено учитывать интересы ведущих стран Запада [4, c.142]. Но нейтралитет был сохранен. К тому же в начале 2000-х годов в руководящие круги Австрии начало возвращаться понимание, что нейтралитет является важным фактором международной и национальной безопасности. Поэтому она не состоит в НАТО, и пытается проводить такую внешнюю политику, в соответствии с принципами мира, решением проблем мирными средствами.

Исследование истории европейской политики Альпийской Республики дает возможность сделать вывод о том, что ее развитие происходило в тесной связи с экономическим взаимодействием с США.

Реализация реформ, направленных на рост конкурентоспособности экономики Австрии после вхождения в Евросоюз принесла ряд позитивных моментов для страны: дан толчок к формированию  национальной инновационной системы и ее интегрировании в общее европейское научное пространство, установлено свободное движение товаров, услуг и капиталов, оптимизирован баланс спроса и предложения, увеличена доля частного сектора после приватизации, повышен профессиональный уровень рабочих и производительность труда и благосостояния.

В результате предпринятых мер по либерализации экономики, интеграционных процессов в мировую торговлю (с EC и США) страна стала более привлекательной c инвестиционной точки зрения, что определило ее довольно устойчивое положение во время финансового кризиса [3, c.186]. Внешнеэкономическая деятельность Австрии решительно демонстрировала немалые возможности малой страны в условиях необходимости адаптирования народного хозяйства к требованиям либерализации всевозможных сегментов мирового рынка и согласованности интересов национальных производителей и потребителей с процессами региональной интеграции.

Экономические последствия участия государства в интеграционных процессах могут быть охарактеризованы введением евро, что способствовало исчезновению издержек и рисков для инвесторов, активной экспортной политикой стран Запада, которая способствовала развитию и прогрессированию австрийских банков [5, c.104]. В целом, данные процессы повысили мобильность капитала и доходность от финансовых вложений.

Также взаимодействие с ЕС и США открывает для экономики Австрийской Республики новые возможности и повышает спрос на экспортную продукцию. Некоторые положительные последствия принесло и распространение правил и норм единой внешнеторговой политики, так как в начале 2000х гг. повысилась прозрачность и стабильность условий сотрудничества с экономическими партнерами (так, например, увеличилось число частных предприятий США на рынке Австрии). Таким образом, Соединенные Штаты и страны Европы привлекательны для Австрии не столько как экспортные рынки, сколько как сфера создания совместных предприятий и вложения финансового капитала.

Отдельным направлением политики должно стать усиление сотрудничества с США в области технологий и инноваций. Рост доли НИОКР в экономике позволяет разрешить сразу несколько задач: дает возможность генерировать инвестиционные ресурсы и снижать риски, связанные с сохраняющимся довольно небольшим объемом внутреннего рынка, потому что высокотехнологичные отрасли в большинстве случаев ориентируются на внешний рынок, в частности, на ранки EC и США.

К 2001г. объем прямых иностранных инвестиций составил более 30 млрд. долл. Крупным зарубежным инвестором Австрии являются США, на долю которых приходится около 15% иностранных капиталовложений. Соответственно курс внешнеэкономических связей государства ложится преимущественно на страны Запада, включающие Евросоюз и Соединенные Штаты. Экспорт в 2004г. превысил 115 млрд. долл. в год; импорт в этом же году составил около 128 млрд долл.[6].

Экономическое сотрудничество Австрии и США растет устойчивыми темпами. Судя по уровню товарооборота и росту взаимных инвестиций, страны быстрыми темпами движутся к созданию полноценного партнерства. Увеличиваются количественные и качественные показатели американо-австрийских торгово-экономических отношений. Торговый оборот между государствами за 2002-2003гг. увеличился в 2,4 раза и продолжает расти [5, c.105]. Возможности роста объемов торговли кроются в активизации сотрудничества американских и австрийских фирм в инновационной сфере с использованием венчурного финансирования.

Таким образом, развитие происходило в тесной связи с решением проблем западной и мировой интеграции. Внешнюю политику австрийского государства продолжала определять стратегическая линия на экономическую и политическую интеграцию страны в западную систему. Правительство Австрии, хоть и заявляло o своей приверженности к политике  нейтралитета, однако допускало отступление и непоследовательность при соблюдении важнейших статей в законодательстве нейтрального государства. Внешнеэкономическая деятельность государства убедительно продемонстрировала огромные возможности небольшой страны в условиях необходимости адаптирования национальной экономики к требованиям либерализации разнообразных сегментов мирового рынка и согласованности интересов народных производителей и потребителей c процессами мировой интеграции.

Австрийское правительство под руководством Ф.Bpaницкого, В.Клима и затем В.Шюсселя уделяло серьезное внимание дальнейшему расширению экономических, политических и культурных связей с Америкой как на двусторонней, так и многосторонней основе, в частности, в рамках деятельности Европейской экономической комиссии OOH. Однако австрийскую внешнюю политику определяли две параллельно действующие тенденции. Во-первых, ориентация на внешнеполитические позиции Америки и Запада в вопросах мировой политики. Во-вторых, желание играть роль посредника между Вотоком и Западом. Тем не менее, Австрия имеет собственное мнение по целому ряду международных проблем и в целом содействует выработке сбалансированных подходов к «большому партнеру»[1, c.58].  Но США и сторонники однополярного мира прилагают усилия к симплификации политического пространства Запада и в мире в целом, в том числе за счет попыток дискредитации института нейтралитета.

Стоит отметить, что отношения между США и Австрией имеют стабильный характер. Взаимодействие в практических областях развивается положительно и создает благоприятные перспективы. Однако разнохарактерное влияние на экономику Австрию имеет очевидные сложности и выступает в качестве раздражающего элемента в исследовании влияния интеграционного компонента на экономическое развитие страны. Феномен экономической интеграции и связанные с ней вопросы социально-политического и правового характера продолжают оставаться довольно обсуждаемой темой. С другой стороны, расширение ЕС и интеграционная политика США повлияли на пересмотр этими странами взглядов на участие в ходе мировой торговли.

Австрийцы поддерживают отношения не только с бизнес-элитой, политическими деятелями, но и с культурными группами, студентами и туристами из Соединенных Штатов. Кроме того, правительство Австрии оказывает помощь в подготовке кадров и развитии научной деятельности.

Несмотря на то, что в последние годы отмечается рост расходов на НИОКР, экспортная доля высокотехнологичной продукции достаточно мала. Это связано с несовершенной системой высшего образования. Однако рост конкурентоспособности страны в основном зависит от таких причин, как обеспечение расширения технологий, мобильность рабочей силы и закрепление специализации государства на рынке наукоемких продуктов, свойственные в целом для мирового рынка и распространяющие свое влияние на народное хозяйство Австрии. Но попытки атлантистских кругов стандартизировать политическую и идеологическую составляющую негативно отражаются на политике нейтрального государства. Их «чрезмерная» самостоятельность и особое мнение в международных вопросах в прошлом неоднократно становились объектом критики западных СМИ. Однако в Альпийской Республике изо дня в день в СМИ велась пропаганда «идеологического единства» с Западом [7, c.361]. Так называемая «идеологическая борьба» уменьшилась с распадом СССР. А проводимая пропаганда Запада определила курс Австрии в культурной сфере. Таким образом, отношения между Штатами и Австрией в области культуры плодотворно складываются с начала 90х гг.: состоялся переход от  «идеологического контроля» к сотрудничеству.

Воздействие американской массовой культуры достаточно велико. В технологическом отношении она сохраняет абсолютное первенство в передовых областях науки, техники и культуры. Это служит гарантией для США в политическом влиянии и способствует перекачке умов в эту страну. И, естественно, Австрия относится к числу стран, население которых мигрирует в США для реализации «американской мечты» и заработка больших денег.

Неслучайно «утечку умов» называют процессом обратным передаче технологии. США практикует свои «специфические методы». Так, значительная часть студентов из альпийской республики обучается в университетах Америки. Примечательно, что в США сокращается доля американских и увеличивается доля иностранных студентов: около четверти общего числа иностранных студентов, ставших учеными, остаются жить в США или ожидают оформление на постоянное жительство [7, c.354]. Тем самым активизируется миграция квалифицированных кадров, включая перелив научных работников из Австрии в CШA. Такая тенденция широко распространилась в 80-x гг., но особенно усилилась в 90-е и последующие годы. Политическая реакция и нестабильность в Австрии усиливает эмиграцию специалистов.

Развитие научно-технической революции и особенно современных средств связи положило начало новому этапу в распространении культуры. Значительная доля доходов предприятий идет на научно-исследовательские разработки. И выживанию в конкурентной борьбе австрийским фирмам и предприятиям помогает опора на образование и науку. Стало нормой считать, что успех производства прямо связан c квалификацией персонала. Так возникло понимание необходимости постоянного или непрерывного образования.

Революционный скачок в развитии коммуникационных систем создал качественно новую ситуацию в мире. Благодаря практически неограниченным возможностям распространения информации одна страна, располагающая мощной технической базой, в состоянии превратиться в манипулятора мировым общественным мнением. Это представляло опасность прежде всего для стран co слаборазвитыми коммуникациями, в их число входила и Австрия. Они пропагандируют свой образ жизни, распространяют свою систему ценностей.

Таким образом, в гуманитарной области США и Австрия имеют широкую перспективу по осуществлению тесного сотрудничества в сфере международной безопасности, в ознакомлении народов c историей и культурой, во взаимном поиске новых форм сотрудничества.


Библиографический список
  1. Дорохин В.Д. Австрийский нейтралитет не вечен? // Международная жизнь. -М.: МИД РФ, 1998. -№3. С.57-61
  2. Bundespräsidentenwahl 1998// Österreichische Präsidentschaftskanzlei. URL: http://www.bundespraesident.at/index.php?id=198&no_cache=0&L=0 (дата обращения: 10.11.2014)
  3. Ватлин А.Ю. Австрия в XX веке. М.: Дрофа, 2006. -240с.
  4. Falkner G. The Europeanization of Austria. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-165p.
  5. Юданов Ю. Издержки австрийского “экономического чуда” // Мировая экономика и международные отношения. -М.: Полис, 2000 -№6. С.102-110
  6. Marterbauer M. Prognose für 2002 und 2003// WIFO-Presseinformationen. URL: http://www.wifo.ac.at/jart/prj3/wifo/resources/person_dokument/person_dokument.jart?publikationsid=20969&mime_type=text/html (дата обращения: 12.11.2014).
  7. Буторина О. Научно-техническая политика ЕС. В.: Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. -М.: УРСС, 2001. -472с.


Все статьи автора «Марина Логинова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: