УДК 902/904

КОЖЕВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОГО И ГУННО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ

Трифанова Сынару Вениаминовна1, Константинова Евгения Александровна2
1Горно-Алтайский государственный университет, кандидат исторических наук. Руководитель отдела исторических наук Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов
2Горно-Алтайский государственный университет, кандидат исторических наук. Научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов

Аннотация
В статье приводится результат изучения кожевенного производства населения Алтая скифского и гунно-сарматского времени. В ходе исследования рассмотрены изделия из кожи и меха и инструментарий, обнаруженный в археологических памятниках. Археологические материалы демонстрируют, что древнее население Алтая искусно выделывало различные сорта кож, использовало разнообразные техники при производстве кожаных и меховых изделий.

Ключевые слова: Алтай, археология, гунно-сарматское время., кожевенное производство, пазырыкская культура


LEATHER PRODUCTION OF ALTAY POPULATION IN SCYTHIAN AND HUN-SARMATIAN TIME

Trifanova Synaru Veniaminovna1, Konstantinova Evgenya Alexandrovna2
1Gorno-Altaisk State University, PhD in Historical science. Head of Department of History in Scientific Research Center of History and Culture of the Turkic people
2Gorno-Altaisk State University, PhD in Historical science. Research fellow of in Scientific Research Center of History and Culture of the Turkic people

Abstract
In the article presents the results of the study the leather production of Altay population in Scythian and Hun-Sarmatian epochs. The study examined the leather and fur products and leather-working tools found in archaeological sites. The archaeological materials show that the ancient population of the Altai knew how to highly skillful and carefully handle various types of skin. And they used a variety of techniques to the manufacture of leather and fur products.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Трифанова С.В., Константинова Е.А. Кожевенное производство населения Алтая скифского и гунно-сарматского времени // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8402 (дата обращения: 27.05.2017).

Работа выполнена по проекту РГНФ «Алтайский традиционный костюм в исторической ретроспективе», № 14-11-04003 а(р).

Обработка и выделка кожи и шкур – одно из самых древних производств, известное человеку с эпохи палеолита. У народов Алтая на протяжении тысячелетий кожевенное производство было тесным образом связано с условиями ведения хозяйства, в основе которого лежало скотоводство и животноводство. Несмотря на открытие ткачества и изобретение ткацкого станка кожаная и меховая одежда на Алтае оставались широко употребляемой до этнографического времени. До начала XX века местное население продолжало использовать хозяйственно-бытовые предметы из кожи и меха. Это объясняется технологическими и эксплуатационными свойствами материала (прочность, долговечность, низкая теплопроводность, влагоустойчивость и пр.), достаточным его количеством (продукты скотоводства, животноводства и охоты) и, вероятно, менее длительной и кропотливой технологией обработки и производства изделий (по сравнению с производством тканого полотна). В данной статье кожевенное производство и скорняжное дело рассматривается под условным названием «кожевенное производство», т.к. в древности они, скорее всего, не существовали отдельно друг от друга.

Археологические и этнографические материалы демонстрируют высокое мастерство ремесленников Алтая. Яркие образцы кожевенного производства древнего населения сохранились в курганах с мерзлотой пазырыкской культуры. Среди многочисленных находок образцов одежды, конского снаряжения и предметов быта в «царских» курганах [1, 2, 3, 4, 5] и в погребениях рядовых пазырыкцев [6, 7, 8, 9] оказалось немало кожаных и меховых изделий. В памятниках других исторических периодов, не содержащих мерзлоту, сохранность кожаных изделий не полная. Чаще всего встречаются фрагменты одежды, обуви, конского снаряжения, сумок и бытового инвентаря.

При исследовании кожевенного производства стоит опираться на две категории археологических находок – сами изделия из кожи и меха и инструментарий.

В состав инструментария кожевенника входили различные металлические лезвийные режуще-скоблящие орудия для разрезания, срезания, скобления и других операций. Костяные и металлические колюще-проворачивающие инструменты – шилья (бронзовые в скифское время, железные в гунно-сарматское время) и проколки. Наиболее предпочтительным материалом для инструментов была кость. Орудия делали из рёбер, тазовых костей, лопаток, челюстей животных. В литературе они именуются тупиками, стругами, гладилами, скребками, чесалами и пр. Использовались также каменные и керамические лощила и скребки. Необходимыми при работе со шкурами и кожей являлись приспособления для их растяжки и тиснения (колья или гвозди, молот, рабочая поверхность, матрицы, прессы и пр.) [10, 11]. Для сглаживания торца кожи применяли так называемые гладилки (затирки и пр.). В работе кожевенника любой специализации необходимы молотки/киянки/дубинки. Они используются для пробивания отверстий в коже, заколачивания (прилегания) припусков швов, нанесения тиснения и т.д.

Археологические памятники Алтая небогаты кожевенными инструментами, очевидно в силу того, что данное производство было домашним ремеслом и не предполагало наличия специализированного инструментария. Немногочисленные кожевенные инструменты можно встретить среди материалов поселений. Например, на территории городища Нижний Чепош-3 обнаружено керамическое лощило предназначенное, вероятно, для обработки небольших шкурок [12, рис. 14 – 5]. На поселении Майма-I найдена серия костяных инструментов – стругов и тупиков (НМРА, инв. №№ 11693, 12020). В погребениях чаще встречаются универсальные инструменты – ножи, шилья и пр., использовавшиеся в различных видах деятельности. Предположительно массивный молоток из отреза рога марала, найденный во Втором Пазырыкском кургане, мог употребляться для обработки кож [5, с. 243].

Что касается технологии обработки кож, то её принцип, очевидно, не различался в древности и этнографическое время. В этнографической литературе достаточно подробно отражён тот факт, что технология обработки кожи у всех алтае-саянских народов была практически одинаковой. Многие элементы технологии обработки кожи, появившиеся ещё в древности, просуществовали у алтайцев вплоть до начала XX века. Например, копчение кожи перестали применять лишь в 70-х гг. XX в. так же, как и использование сухожильных и волосяных ниток. Именно поэтому реконструкция древнего кожевенного производства возможна при сопоставлении археологических и этнографических данных.

Говорить о выборе сырья для кожевенного производства носителями пазырыкской культуры мы можем, основываясь на изучении непосредственно самих кожаных изделий. Пазырыкцы для изготовления хозяйственно-бытовых товаров, одежды и пр. использовали шкуры как домашних животных (овчина и пр.), так и диких (соболь, горностай, леопард и пр.) [5, 13]. Судить о разновидностях и способе добычи сырья населения Алтая гунно-сарматского времени можно пока лишь только по косвенным признакам. Среди остеологического материала поселений гунно-сарматского времени количество фрагментов костей диких животных (косуля, кулан, марал, кабан, барсук, лиса, сурок, заяц, суслик, медведь, птицы, сибирский горный козел, лось), имеют значительно меньшую долю по сравнению с количеством фрагментов костей домашних животных (крупный и мелкий рогатый скот, свинья, лошадь) [14, с. 166; 15; 16; 17, с. 53; 18, с. 101; 19, табл. 1; 20; 21; 22]. В кожевенном производстве, очевидно, использовались главным образом продукты скотоводческой и животноводческой деятельности. Обращаясь к алтайским этнографическим материалам, мы находим свидетельства использования в кожевенном производстве различных частей шкур и внутренних органов домашних животных. Так, например, для производства посуды использовали кожу, снятую с бедра лошади, с ноги коровы, с вымени коровы-нетели, а также мошонку для изготовления мелких сосудов и пр. [23; 24, с. 186].

Таким образом, кожевенное производство населения Алтая в древности входило в систему домашних ремёсел и включало в себя обработку и производство кожаных и меховых изделий. Инструментарий включал универсальные орудия и орудия, изготовленные из подручных материалов. В качестве сырья использовались продукты животноводства и охоты. Судя по пазырыкским материалам, древнее население Алтая искусно выделывало различные сорта кож, использовало разнообразные техники при производстве кожаных и меховых изделий.


Библиографический список
  1.  Радлов В.В. Сибирские древности // Материалы по археологии России. СПб.: Изд. Императорской археологической комиссии, 1894. Т. 1. Вып. 3. № 15. С. 119-121.
  2. Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Государственный Эрмитаж, 1950. 92 с.
  3. Руденко С.И. Культура Алтая времени сооружения пазырыкских курганов // КСИИМК. 1949. Вып. 26. С. 97-109.
  4. Руденко С.И. Горно-Алтайские находки и скифы. М.-Л.: АН СССР, 1952. 256 с.
  5. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: АН СССР, 1953. 402 с.
  6. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука, 1987. 300 с.
  7. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука, 1991. 190 с.
  8. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука, 1992. 220 с.
  9. Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Новиков А.В., Богданов Е.С., Слюсаренко И.Ю., Черемисин Д.В. Археологические памятники плоскогорья Укок (Горный Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2004. 256 с.
  10. Бродов В. Скорняжное дело. М.: Воскресенье, 1995. 426 с.
  11. Пылицына М. Краткая энциклопедия скорняка. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2000. 480 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.dshinin.ru (дата обращения: 09.10.2014).
  12. Соенов В.И., Трифанова С.В., Константинов Н.А., Штанакова Е.А., Соенов Д.В. Направления хозяйственной деятельности населения городищ Нижний Чепош-3 и 4 (Горный Алтай) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 2 (22). С. 100-103.
  13. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. 332 с.
  14. Киреев С.М. Поселение Майма I в предгорьях Алтая // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1986. С. 165-191.
  15. Киреев С.М. Поселение Черемшанка // Охрана и исследование археологических памятников Алтая: тезисы докладов к конференции. Барнаул: БГПУ, 1991. С. 84-88.
  16. Киреев С.М., Кудрявцев П.И., Полосина Я.Ю. К вопросу о хозяйстве населения предгорий Северного Алтая в эпоху поздней бронзы и раннего железа (по материалам Майминского археологического комплекса) // Сведения по археологии и истории Алтая. Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1993. С. 6-8.
  17. Киреев С.М., Ларин О.В. Разведки на поселении Усть-Куба // Древности Алтая. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2004. № 12. С. 53-58.
  18. Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. Новосибирск, 1994. Ч. 1. 262 с.
  19. Васильев С.К., Гребнев И.Е. Фауна млекопитающих голоцена Денисовой пещеры // Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. – Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. – Ч. I. – С. 167-180.
  20. Онищенко С.С. Анализ остеологических материалов памятников Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 // Соенов В.И., Трифанова С.В., Константинов Н.А., Штанакова Е.А., Соенов Д.В. Чепошские городища. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2011. С. 89-102.
  21. Онищенко С.С., Соенов В.И. Особенности зооархеологических комплексов городищ Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 и их предварительная интерпретация // Известия Алтайского государственного университета. Серия история, политология. Барнаул: АлтГУ, 2011. №4/1. С. 166-171.
  22. Константинов Н.А. Роль охоты в мясном потреблении населения Алтая в первой половине I тыс. н.э. // Межкультурный диалог на Евразийском пространстве. Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. № 6(18). С. 96-104.
  23. Тощакова Е.М. К вопросу о кожаных сосудах у южных алтайцев // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974. С. 314-318.
  24. Тощакова Е.М. Кожаная и деревянная посуда и техника её изготовления у южных алтайцев // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 182-197.


Все статьи автора «Synaru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: