Работа выполнена по проекту РГНФ «Алтайский традиционный костюм в исторической ретроспективе», № 14-11-04003 а(р).
Обработка и выделка кожи и шкур – одно из самых древних производств, известное человеку с эпохи палеолита. У народов Алтая на протяжении тысячелетий кожевенное производство было тесным образом связано с условиями ведения хозяйства, в основе которого лежало скотоводство и животноводство. Несмотря на открытие ткачества и изобретение ткацкого станка кожаная и меховая одежда на Алтае оставались широко употребляемой до этнографического времени. До начала XX века местное население продолжало использовать хозяйственно-бытовые предметы из кожи и меха. Это объясняется технологическими и эксплуатационными свойствами материала (прочность, долговечность, низкая теплопроводность, влагоустойчивость и пр.), достаточным его количеством (продукты скотоводства, животноводства и охоты) и, вероятно, менее длительной и кропотливой технологией обработки и производства изделий (по сравнению с производством тканого полотна). В данной статье кожевенное производство и скорняжное дело рассматривается под условным названием «кожевенное производство», т.к. в древности они, скорее всего, не существовали отдельно друг от друга.
Археологические и этнографические материалы демонстрируют высокое мастерство ремесленников Алтая. Яркие образцы кожевенного производства древнего населения сохранились в курганах с мерзлотой пазырыкской культуры. Среди многочисленных находок образцов одежды, конского снаряжения и предметов быта в «царских» курганах [1, 2, 3, 4, 5] и в погребениях рядовых пазырыкцев [6, 7, 8, 9] оказалось немало кожаных и меховых изделий. В памятниках других исторических периодов, не содержащих мерзлоту, сохранность кожаных изделий не полная. Чаще всего встречаются фрагменты одежды, обуви, конского снаряжения, сумок и бытового инвентаря.
При исследовании кожевенного производства стоит опираться на две категории археологических находок – сами изделия из кожи и меха и инструментарий.
В состав инструментария кожевенника входили различные металлические лезвийные режуще-скоблящие орудия для разрезания, срезания, скобления и других операций. Костяные и металлические колюще-проворачивающие инструменты – шилья (бронзовые в скифское время, железные в гунно-сарматское время) и проколки. Наиболее предпочтительным материалом для инструментов была кость. Орудия делали из рёбер, тазовых костей, лопаток, челюстей животных. В литературе они именуются тупиками, стругами, гладилами, скребками, чесалами и пр. Использовались также каменные и керамические лощила и скребки. Необходимыми при работе со шкурами и кожей являлись приспособления для их растяжки и тиснения (колья или гвозди, молот, рабочая поверхность, матрицы, прессы и пр.) [10, 11]. Для сглаживания торца кожи применяли так называемые гладилки (затирки и пр.). В работе кожевенника любой специализации необходимы молотки/киянки/дубинки. Они используются для пробивания отверстий в коже, заколачивания (прилегания) припусков швов, нанесения тиснения и т.д.
Археологические памятники Алтая небогаты кожевенными инструментами, очевидно в силу того, что данное производство было домашним ремеслом и не предполагало наличия специализированного инструментария. Немногочисленные кожевенные инструменты можно встретить среди материалов поселений. Например, на территории городища Нижний Чепош-3 обнаружено керамическое лощило предназначенное, вероятно, для обработки небольших шкурок [12, рис. 14 – 5]. На поселении Майма-I найдена серия костяных инструментов – стругов и тупиков (НМРА, инв. №№ 11693, 12020). В погребениях чаще встречаются универсальные инструменты – ножи, шилья и пр., использовавшиеся в различных видах деятельности. Предположительно массивный молоток из отреза рога марала, найденный во Втором Пазырыкском кургане, мог употребляться для обработки кож [5, с. 243].
Что касается технологии обработки кож, то её принцип, очевидно, не различался в древности и этнографическое время. В этнографической литературе достаточно подробно отражён тот факт, что технология обработки кожи у всех алтае-саянских народов была практически одинаковой. Многие элементы технологии обработки кожи, появившиеся ещё в древности, просуществовали у алтайцев вплоть до начала XX века. Например, копчение кожи перестали применять лишь в 70-х гг. XX в. так же, как и использование сухожильных и волосяных ниток. Именно поэтому реконструкция древнего кожевенного производства возможна при сопоставлении археологических и этнографических данных.
Говорить о выборе сырья для кожевенного производства носителями пазырыкской культуры мы можем, основываясь на изучении непосредственно самих кожаных изделий. Пазырыкцы для изготовления хозяйственно-бытовых товаров, одежды и пр. использовали шкуры как домашних животных (овчина и пр.), так и диких (соболь, горностай, леопард и пр.) [5, 13]. Судить о разновидностях и способе добычи сырья населения Алтая гунно-сарматского времени можно пока лишь только по косвенным признакам. Среди остеологического материала поселений гунно-сарматского времени количество фрагментов костей диких животных (косуля, кулан, марал, кабан, барсук, лиса, сурок, заяц, суслик, медведь, птицы, сибирский горный козел, лось), имеют значительно меньшую долю по сравнению с количеством фрагментов костей домашних животных (крупный и мелкий рогатый скот, свинья, лошадь) [14, с. 166; 15; 16; 17, с. 53; 18, с. 101; 19, табл. 1; 20; 21; 22]. В кожевенном производстве, очевидно, использовались главным образом продукты скотоводческой и животноводческой деятельности. Обращаясь к алтайским этнографическим материалам, мы находим свидетельства использования в кожевенном производстве различных частей шкур и внутренних органов домашних животных. Так, например, для производства посуды использовали кожу, снятую с бедра лошади, с ноги коровы, с вымени коровы-нетели, а также мошонку для изготовления мелких сосудов и пр. [23; 24, с. 186].
Таким образом, кожевенное производство населения Алтая в древности входило в систему домашних ремёсел и включало в себя обработку и производство кожаных и меховых изделий. Инструментарий включал универсальные орудия и орудия, изготовленные из подручных материалов. В качестве сырья использовались продукты животноводства и охоты. Судя по пазырыкским материалам, древнее население Алтая искусно выделывало различные сорта кож, использовало разнообразные техники при производстве кожаных и меховых изделий.
Библиографический список
- Радлов В.В. Сибирские древности // Материалы по археологии России. СПб.: Изд. Императорской археологической комиссии, 1894. Т. 1. Вып. 3. № 15. С. 119-121.
- Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Государственный Эрмитаж, 1950. 92 с.
- Руденко С.И. Культура Алтая времени сооружения пазырыкских курганов // КСИИМК. 1949. Вып. 26. С. 97-109.
- Руденко С.И. Горно-Алтайские находки и скифы. М.-Л.: АН СССР, 1952. 256 с.
- Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: АН СССР, 1953. 402 с.
- Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука, 1987. 300 с.
- Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука, 1991. 190 с.
- Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука, 1992. 220 с.
- Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Новиков А.В., Богданов Е.С., Слюсаренко И.Ю., Черемисин Д.В. Археологические памятники плоскогорья Укок (Горный Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2004. 256 с.
- Бродов В. Скорняжное дело. М.: Воскресенье, 1995. 426 с.
- Пылицына М. Краткая энциклопедия скорняка. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2000. 480 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.dshinin.ru (дата обращения: 09.10.2014).
- Соенов В.И., Трифанова С.В., Константинов Н.А., Штанакова Е.А., Соенов Д.В. Направления хозяйственной деятельности населения городищ Нижний Чепош-3 и 4 (Горный Алтай) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 2 (22). С. 100-103.
- Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. 332 с.
- Киреев С.М. Поселение Майма I в предгорьях Алтая // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1986. С. 165-191.
- Киреев С.М. Поселение Черемшанка // Охрана и исследование археологических памятников Алтая: тезисы докладов к конференции. Барнаул: БГПУ, 1991. С. 84-88.
- Киреев С.М., Кудрявцев П.И., Полосина Я.Ю. К вопросу о хозяйстве населения предгорий Северного Алтая в эпоху поздней бронзы и раннего железа (по материалам Майминского археологического комплекса) // Сведения по археологии и истории Алтая. Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1993. С. 6-8.
- Киреев С.М., Ларин О.В. Разведки на поселении Усть-Куба // Древности Алтая. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2004. № 12. С. 53-58.
- Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. Новосибирск, 1994. Ч. 1. 262 с.
- Васильев С.К., Гребнев И.Е. Фауна млекопитающих голоцена Денисовой пещеры // Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. – Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. – Ч. I. – С. 167-180.
- Онищенко С.С. Анализ остеологических материалов памятников Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 // Соенов В.И., Трифанова С.В., Константинов Н.А., Штанакова Е.А., Соенов Д.В. Чепошские городища. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2011. С. 89-102.
- Онищенко С.С., Соенов В.И. Особенности зооархеологических комплексов городищ Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 и их предварительная интерпретация // Известия Алтайского государственного университета. Серия история, политология. Барнаул: АлтГУ, 2011. №4/1. С. 166-171.
- Константинов Н.А. Роль охоты в мясном потреблении населения Алтая в первой половине I тыс. н.э. // Межкультурный диалог на Евразийском пространстве. Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. № 6(18). С. 96-104.
- Тощакова Е.М. К вопросу о кожаных сосудах у южных алтайцев // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974. С. 314-318.
- Тощакова Е.М. Кожаная и деревянная посуда и техника её изготовления у южных алтайцев // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 182-197.