ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Самохвалова Елена Владиславовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам профилактики наркомании в студенческой среде. Автором определены составляющие антинаркотической профилактики в вузе, проведен анализ практики проведения подобной работы в НИУ «БелГУ».

Ключевые слова: наркомания, профилактика., студенческая среда


ORGANIZATION OF WORK ON PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS

Samokhvalova Elena Vladislavovna
Belgorod State University
PHD in Sociology (2008), associate professor of the chair of social technologies

Abstract
This article is devoted to problems of drug abuse prevention among students. The author defines the components of drug addiction at the University, analyzes the practice of carrying out similar work in the BSU.

Keywords: drug abuse, prevention., student environment


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Самохвалова Е.В. Организация работы по профилактике наркомании в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8315 (дата обращения: 21.02.2024).

В условиях современной реальности наркотизация является не только правоохранительной, медицинской, психологической и моральной, но и крупнейшей социальной проблемой, затрагивающей практически все слои общества. Наркомания стала одной из основных причин ускоряющегося роста преступности и ряда других, представляющих опасность для социума, негативных явлений. Она наносит огромный и непоправимый ущерб здоровью наций и будущих поколений, является катализатором целого комплекса сложных психологических проблем, а также ставит под сомнение устоявшиеся ценности и нормы.

При этом проблема далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления, в силу того, что наркомания является очень сложным социальным феноменом. Так, социальные, психологические, экономические, геополитические факторы – не являются однозначно наркопровоцирующими, однако их комплексное воздействие порождает благоприятные условия для распространения этого негативного явления.

В последнее время наркоситуация в России осложняется новыми обстоятельствами – «омоложением» наркозависимых, расширением географии подростковой наркомании, а также появлением различного рода новых синтетических наркотиков. По мнению некоторых специалистов, наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодёжной субкультуры и даже компонентом общения в подростково-молодёжной среде. Таким образом, значительная часть молодых людей вовлечена в процесс наркотизации.

Наркотизация студенческой среды – это процесс, обуславливающий общую аморализацию и деградацию отдельно взятой личности, деформацию её целостности, ориентацию нравственных установок, а также интенсивный катализатор асоциального поведения [1, с. 10]. В основе данного социального явления лежат три понятия: наркомания, наркотик и наркотизм.

Наркомания – разновидность заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приёма. Сам термин «наркотик» представляет собой сильнодействующие, природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон и безболезненность, а иногда неадекватное поведение и галлюцинации, а также потерю сознания и смерть (в случае передозировки). В свою очередь, наркотизм является разновидностью аддиктивного поведения, суть которого заключается в злоупотреблении различными веществами, изменяющими психическую деятельность без формирования зависимости.

В свете всего вышесказанного все большое значение приобретает профилактика наркомании в студенческой среде – комплекс мероприятий, проводимый в высших образовательных учреждениях и направленный на предупреждение употребления наркотических веществ. В терминологии ВОЗ принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Главной задачей первичной профилактики является предупреждение употребления наркотических веществ. В методике этой профилактики существует три основных направления: административная воспитательная работа; санитарно-гигиеническое воспитание; общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Основной задачей вторичной профилактики выступает раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества. В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией [2, с. 14]. Следует согласиться с современными исследователями, что по отношению к студенческой среде, в первую очередь, целесообразно реализовывать первичную профилактику, которая может базироваться на следующих стратегиях:

информирование студентов о видах наркотических веществ, их пагубном воздействии на организм, психику, поведение человека, а также формирование мотивации и стимулирование различными способами (пропаганды здорового образа жизни и прочее) эффективного социально-психологического и физического развития;

формирование у студентов мотивации на социально-поддерживающее поведение;

развитие и поддержание протективных факторов здорового социально-эффективного поведения среди молодёжи;

развитие навыков разрешения проблем, связанных с принятием наркотических веществ (поиск социальной поддержки и так далее) в студенческой среде [3, с. 71].

В качестве субъекта профилактики, как правило, выступают кураторы, преподаватели, а также администраторы ВУЗа в сфере социально-воспитательной работы [4, с. 24]. Реализовывать профилактическую функцию могут и сами студенты через студенческое самоуправление, а также профсоюзные организации и различного рода общественные объединения. Безусловно, совместная деятельность вышеобозначенных субъектов позволяет организовывать и проводить профилактическую работу гораздо эффективнее.

Основными функциями профилактики наркомании в высших образовательных учреждениях являются следующие.

  1. Диагностика. Она играет роль определителя целей и задач профилактики. Профилактика внутри отдельно взятого университета имеет наиболее широкий круг задач, по сравнению с другими профилактическими практиками (внутри семьи, медицинской и так далее). Каждый субъект профилактики имеет границы своей профессиональной деятельности и свой методологический инструментарий, в зависимости от уровня компетентности и иных факторов. Так, например, методы диагностики наркомании отдельно взятого куратора будут отличаться от методов специализированных служб, направленных на борьбу с наркоманией внутри конкретного образовательного учреждения.
  2. Сбор и анализ информации. Речь идет не только об анализе информационного массива в отдельно взятых случаях, но и о прогнозировании ключевых тенденций развития проблемы. В высших образовательных учреждениях в качестве методов сбора и анализа информации чаще всего используются методы анкетирования, интервью, собеседования и так далее.
  3. Информирование выступает основным элементом профилактики, повышая информационную грамотность среди студентов. На наш взгляд, эта функция является одной из самых важных и помогает не только повысить уровень осведомлённости о вреде наркотиков среди студентов, но и предотвратить случаи увлечения наркотиками или их повторного употребления.
  4. Обучение помогает организовывать процесс формирования представлений о вредных последствиях употребления наркотических средств. Данная функция напрямую связана с предыдущей. В молодёжной среде чаще всего она реализована на специализированных семинарах, лекциях, а также в беседах со специалистами в данной сфере.
  5. Работа с комплексом социально-психологических проблем. С помощью различного рода психологических технологий оказывается содействие в решении социальных и психологических проблем как отдельно взятой личности студента, так и всего студенчества в целом. В высших образовательных учреждениях на это направлена работа телефонов доверия, различных «горячих линий», а также специализированных служб специалистов-психологов.
  6. Контроль. Данная функция является одним из важнейших условий реализации вышеуказанного перечня действий. Она помогает установить соответствие с заранее установленным планом и выявить отклонения для дальнейшего их устранения. В условиях отдельно взятого ВУЗа данную функцию реализуют вышеперечисленные субъекты профилактики (кураторы, профессорско-преподавательский состав и так далее) [5, с. 20].

В настоящей работе предпринята попытка анализа практики профилактики наркомании на примере Белгородского государственного национального исследовательского университета. В первую очередь для анализа использованы данные социологического опроса, который проводился в 2013 году Центром социальных технологий среди студентов НИУ «БелГУ» по методу квотной выборки. Общее количество респондентов составило 633 человека.

Следует отметить, что в подобных исследованиях большую трудность вызывает процедура корректного измерения явлений и процессов, касающихся вопросов наркотизации, что в свою очередь осложняет оценку эффективности мер профилактических мероприятий. На прямые вопросы о наркотическом опыте, как правило, честно отвечает не более трети обучающихся. Косвенные показатели более реально отражают ситуацию, так как в таком случае респонденты менее закрыты психологически, а, следовательно, отвечают более искренне.

Так на вопрос «Можете ли Вы допустить, что сами попробуете наркотики?» 82.78% опрошенных ответили отрицательно, 6.48% – согласились бы попробовать лёгкие наркотические средства, 2.69% – дали утвердительный ответ, 6% – затруднились с ответом. Однако, по всей видимости, полученные данные занижены, в силу того, что эти цифры входят в противоречие с общей тенденцией роста наркотизма, что найдёт подтверждение в дальнейших результатах исследования. Кроме того, как правило, респонденты, отвечая на подобные провокационные вопросы, стараются скрыть правду в силу различных обстоятельств (страх того, что окружающие узнают правду, боязнь общественного осуждения, наказания со стороны семьи и руководства университета и так далее). Результаты аналогичного опроса, проведённого в 2012 году, выявили, что 5.3 % респондентов считают употребление наркотиков допустимым, 87.34 % – недопустимым, 5.84% – затруднились с ответом. То есть, подавляющая масса студентов университета осознает недопустимость употребления наркотических средств, но при этом примерно каждый девятый обучающийся или считает возможным употребление наркотиков или колеблется с выражением своего мнения [6, с. 3].

Отношение к наркотикам обуславливается многими факторами: степенью серьёзности отношения к происходящему, уровнем информированности о вреде наркотических веществ и так далее. Результаты исследования показали, что: 74.09% респондентов считают употребление наркотиков и токсических веществ болезнью, 30.49% – вредной привычкой, 12.32% – уголовным преступлением, 9.64% – административным правонарушением, 19.27% % – антиобщественным поведением, 6.32 % – модой и образом жизни, 8.21% – развлечением, а 0.47% опрошенных испытали трудности с определением. Полученные данные свидетельствуют о том, что в студенческой среде проявляется повышенная толерантность к наркоманам и наркомании. Ведь если с медицинской точки зрения наркомания действительно является болезнью, то с социальной она выступает неким объективным явлением, тем, что может случиться с любым человеком. Однако отношение к наркомании, как к болезни, создаёт представление о том, что она преодолима. Этот факт позволяет не брать в расчёт в той или иной мере необратимые последствия (комплекс социальных, психологически, физиологических и иных факторов), которые будут иметь место в жизни человека даже в случае излечения от наркозависимости. Результаты аналогичного исследования, проведённого в 2012 году, показали: подавляющая часть опрошенных студентов рассматривает употребление наркотиков и иных психотропных веществ как болезнь (77.3%) и вредную привычку (50.1%). Около четверти опрошенных склонны рассматривать проблему наркомании с позиции угрозы обществу и национальной безопасности. Так, 28.6% – считают употребление наркотиков уголовным преступлением, а 24.1% – антиобщественным поведением [6, C.4]. Такая динамика свидетельствует о том, что тенденция положительного отношения к наркотикам среди молодёжи продолжает развиваться.

Таким образом, обучающиеся НИУ «БелГУ» несколько неадекватно оценивают всю опасность наркотиков, а уровень их информированности зачастую поверхностен и не затрагивает эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных сфер личности. Употребление наркотических и токсических средств среди молодёжи свидетельствует о терпимом отношении к данному социальному явлению. Наркомания не расценивается как нечто неправильное, опасное, а превращается в способ самореализации и имиджевую черту.

Проводимая профилактическая работа расценивается большинством студентов как недостаточно эффективная, кроме того, определённая часть студенческой молодёжи считает, что она на их факультете отсутствует профилактика наркомании. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что на факультете ведётся профилактика наркомании?» утвердительно ответили лишь 38.39% респондентов, тогда как 58.77% опрошенных дали отрицательный ответ. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно высоком качестве работы субъектов профилактики, а также об отсутствии интереса представителей студенческой среды к проводимым мероприятиям. Представленные результаты подтверждаются и ответами респондентов на вопрос о степени эффективности профилактической работы, проводимой в условиях факультетов, так 21.8% студентов оценили осуществляющуюся профилактику наркомании как эффективную, 34.57% – как недостаточно эффективную, 13.7% – как неэффективную, 15.23 – затруднились с ответом.

Для того чтобы определить причину сложившейся ситуации, проанализируем основные профилактические действия, которые реализуются в условиях студенческой среды НИУ «БелГУ». Условно методы профилактики, реализуемой в условиях данного высшего учреждения можно разделить на методы прямого и косвенного воздействия.

К профилактическим мероприятиям прямого воздействия можно отнести следующие:

1. Диагностика наркоситуации, а именно регулярное проведение различного рода социологических исследований, направленных на выявление случаев употребления наркотических средств среди студентов, отношения к наркотикам в молодёжной среде, а также для определения наркоситуации в ВУЗе в целом.

2. Осуществление различных профилактических программ на уровне отдельных факультетов и университета в целом. Каждый год в НИУ «БелГУ» проводится месячник борьбы против наркомании и СПИДа, который имеет массу задач и одну цель – убедить молодёжь не употреблять наркотики. В период проведения данного мероприятия на как уровне университета, так и на уровне отдельных факультетов проводится ряд акций, пикетов, конференций и иных профилактических мероприятий, в участии которых задействованы преподаватели, а, самое главное – студенты. В первую очередь сюда можно отнести различного рода благотворительные концерты. В качестве такого мероприятия можно привести в пример, например, благотворительный концерт, посвящённый борьбе со СПИДом и наркоманией, куда были приглашены не только учащиеся и сотрудники НИУ «БелГУ», но и представители Воронежской, Московской и Харьковской областей. Кроме того, антипропаганда наркотиков ведётся и на уровне отдельно взятых факультетов. Это проявляется и в регулярно сменяющихся экспозициях плакатов и стенгазет в коридорах учебных корпусов, и в постоянно проводящихся акциях.

2. Пропаганда вреда наркотиков со стороны объединённого профсоюзного комитета НИУ «БелГУ». Мы целенаправленно разделили субъектов профилактики на отдельные составляющие, потому как, на наш взгляд, акции, рассмотренные выше и проводимые руководством и инициативной группой студентов НИУ «БелГУ», отличаются от акций, проводимых Профкомом, своим масштабом. Хотя, безусловно, цель таких мероприятий одна – убедить студентов не употреблять наркотики. Отдельного внимания заслуживает ежегодно проводимая профсоюзом акция «Не пачкай жизнь – запачкай руки!», к участию в которой привлекается всё больше и больше как студентов, так и преподавателей. Смысл настоящего мероприятия заключается в том, что на белом полотне необходимо оставить отпечаток своей ладони, что означает негативное отношение к наркотикам и готовность борьбы с этим опасным социальным явлением.

3. Проведение различных антинаркотических программ самими студентами посредством акций. В качестве примеров мы бы хотели привести мероприятие, вызвавшее большой интерес среди представителей студенчества, а именно – конкурс видеороликов, направленных на борьбу с наркоманией, СПИДом и вредными привычками. Участие приняли огромное количество студентов, которые максимально точно отражали заявленную тематику. Кроме того, отдельного внимания заслуживают регулярно проводимые концерты КВН, которые интересны необычным и оригинальным способом подачи профилактического материала. Как уже подчёркивалось ранее, такое представление информации наиболее удачно, в силу того, что для проведения профилактической работы необходимо учитывать возрастную специфику объекта профилактики (в данном случае студентов) и его психологические, социальные и иные особенности.

4. Студенческие антинаркотические мероприятия, координируемые студенческим самоуправлением. Как говорилось ранее, профилактический эффект буде выше, если в реализации такой деятельности будут задействованы студенты. Более того, без участия студентов она будет просто бессмысленна.

5. Встречи со специалистами-наркологами, социальными работниками, походы в различные центры медико-психологической и социальной помощи и так далее. В этом направлении НИУ «БелГУ» осуществляет обширную деятельность. На уровне отдельных факультетов систематически проводятся лекции, посвященные медицинским и социальным проблемам, связанным с вирусом иммунодефицита человека.

6. Антипропаганда наркотиков со стороны преподавателей и кураторов. Мы уверены, что для борьбы с наркоманией необходимо объединить силы, как рассмотренных субъектов профилактики, так и кураторов, преподавателей. Кураторы и преподаватели данного высшего образовательного университета регулярно проводят профилактические беседы со студентами, направленные на предотвращение употребления студентами наркотиков, устраивают тематические кураторские часы и так далее.

7. Привлечение научной элиты университета для борьбы с наркоманией. В рамках месячника борьбы со СПИДом в НИУ «БелГУ» систематически проводятся различного рода научные конференции и круглые столы.

8. Антипропаганда наркотиков посредством различных стенгазет, публикаций во внутриуниверситетских газетах, буклетов, листовок и брошюр. В качестве примера можно привести регулярно проводящиеся книжные выставки-презентации «Наркотеррору – нет!» в библиотечном зале Социально-теологического факультета, публикации в университетской газете и многие другие способы подачи материала.

В качестве косвенного метода профилактического воздействия выступает пропаганда здорового образа жизни, а также различные способы проведения досуга. Как уже отмечалось, эти две составляющие являются необходимым элементом профилактической деятельности, потому как здоровый образ жизни априори исключает употребление наркотиков, а отсутствие свободного времени, как правило, является определённой гарантией и защитой от наркотиков, ведь студенту просто некогда думать о таких пагубных привычках. В НИУ «БелГУ» такая профилактическая работа ведётся в виде различного рода акций, спортивных мероприятий, наличия многочисленных кружков и секций самых разнообразных направлений (арт-студия «Вереск», студия современного танца «Данс Хаос», ректорский духовой оркестр, студенческий театр, балет «Мариденс», группа «31-й регион» и многие другие). Все эти организации созданы чтобы разнообразить студенческую жизнь и заполнить свободное время студенческой молодёжи Таким образом, необходимо отметить, что в НИУ «БелГУ» первичной профилактике наркомании уделяется большое внимание со стороны руководства, преподавателей, кураторов, многочисленных внутривузовских организаций, а так же, что немаловажно, самих студентов.

На первый взгляд может показаться, что такой комплексный подход должен обеспечить эффективную профилактику наркомании, однако, как показали результаты социологического исследования, пока проблема распространения наркомании в студенческой среде далека от своего решения. Напомним, результаты социологического опроса продемонстрировали следующую ситуацию: толерантное отношение к наркотикам и наркомании как социальному явлению, «нарконеустойчивость» относительно большой части студентов, изменение характера наркоситуации (тенденция к распространению синтетических наркотиков). По нашему мнению, повышение эффективности профилактической деятельности неразрывно связано с повышением качества принимаемых управленческих решений, а именно с их соответствием поставленным целям антинаркотической стратегии, проблемам, характеризующим наркоситуацию, а также ограниченному количеству располагаемых ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и других).


Библиографический список
  1. Мугаллимова Н.Н. Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности: дис. … канд. пед. наук. Набережные Челны, 2010.
  2. Войнов В.П. Управление процессами профилактики социальных девиаций среди учащейся молодежи: дис. … канд. социол. наук. Москва, 2009.
  3. Булычева Е.С. Противодействие наркомании и наркопреступности несовершеннолетнобразовательных учреждениях // Правовое государство: Теория и практика. 2011. № 22.
  4. Шерер Т.И. Психолого-педагогические условия профилактики употребления старшими подростками психоактивных веществ: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2011.
  5. Разживин О.А. Педагогическая технология подготовки будущих учителей к профилактике наркомании: дис. … канд. пед. наук. Елабуга, 2008.
  6. Проблемы наркомании и здорового образа жизни в НИУ «БелГУ» / Информационно-аналитический отчёт по итогам социологического исследования // Рук. коллектива В.П. Бабинцев. Белгород, 2012.


Все статьи автора «Самохвалова Елена Владиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: