УДК 94(47), 342.1, 342.2

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛА

Аржанова Ирина Олеговна
University of Southampton, U.K.
аспирантка

Аннотация
Социальное государство становится все большей и большей реальностью сегодняшнего дня. Само понятие было сформулировано исследователями недавно. Поэтому, очень важно остановится на принципах и подходах, что же в принципе следует считать «социальным государством», какие основные принципы и подходы его формирования, жизни, деятельности.

Ключевые слова: государство, история, казаки, культура, народ, общество, политика, право, Россия, США, традиции


SOCIAL STATE: THE PRINCIPES AND SPIRIT OF THE FUNCTIONAL

Arzhanova Irina Olegovna
University of Southampton, U.K.
Postgraduate

Abstract
The social state is becoming more and more a reality. Definition was formulated recently. It is important to stay on the principles and approaches to the definition of «welfare state».

Keywords: Cossacks, culture, government, history, law, people, politics, Russia, society, tradition, U.S.A.


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Аржанова И.О. Социальное государство: принципы и сущность функционала // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8273 (дата обращения: 26.05.2017).

Еще античные мыслители в своих учениях пытались выявить социальную сущность государства: Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели – блага всего полиса, вся деятельность идеального государства направлена на достижение счастливого существования, причем «не в отдельно взятой его части, <…>, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». В труде «Политика» Аристотель пишет: «…все общения стремятся…к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».  Идеи о необходимости социальных гарантий со стороны государства высказывались в философии Просвещения (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье[1, с.5], Ж.Ж.Руссо, теоретики утопического коммунизма А.Сен-Симон, Ф.Фурье, Р.Оуэн).

В 1850 г. в связи с необходимостью и возможностью активизации социальной деятельности государства, под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии, немецким государствоведом и экономистом Л.фон Шта(е)йном в науку было введено понятие «социальное государство», отражающее новое качество государства, которое «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».[1, с.5] Лишь такая модель государства способна гарантировать мир, порядок, демократию. Система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами. Проблемы предполагалось решить с помощью социальной мобильности (преодоление классовых различий) и комплекса мер социального характера. Зарождение данной концепции связано с трудами других немецких ученых XIX в.: А.Вагнера (концепция государственного и христианского социализма – превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия»[2, с.48]), Ф. Науманна (активное вмешательство государства в хозяйственные и социальные отношения стало существенным элементом раннего немецкого либерализма: задача государства не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы[2, с.48]), Ю.Оффнера. Характерная особенность трактовки социального государства немецкими учеными – увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики: сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. Развивалась теория социального государства и во Франции. Э. Дюркгейм обосновывал необходимость социальной солидарности при значительной роли государства в ее реализации. Л.Дюги в противоположность теоретикам либерализма считал, что государство должно обеспечить всем минимум образования, помочь найти работу, обязать всех работать, предоставить средства к существованию тем, кто не способен к труду. Государство рассматривал как систему социально полезных служб, а не как публичную власть, командующая обществом.[3, с.183-205]

Одновременное увеличение социальной деятельности государства в целом ряде стран доказывает, что социальное государство – закономерностью исторического развития стран, вступивших в индустриальный период развития и вставших на путь конституционализма, закономерный этап гуманизации общества. Государство должно не только воздерживаться от подавления свободы и творческого потенциала человека для самостоятельного обеспечения себе достойного уровня жизни, но и помогать ему в развитии этого потенциала, причем тем больше, чем человек в нем нуждается. При невозможности обеспечение человеком достойного существования себе и своей семье, именно государство должно позаботиться об обеспечении им такого существования.[1, с.6]

В межвоенный период разработка теории связана с Дж.М.Кейнса, доказавшего несостоятельность саморегулирующейся экономики, предлагая ряд мер по кредитованию, денежному обращению, повышению уровня спроса, т.е. платежеспособности населения, обеспечению занятости и иных форм социальной защищенности населения. Существенный вклад в развитие концепции внес У.Беверидж, заложивший основы социальной политики в Великобритании. Ядро «плана Бевериджа» – тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости; считал необходимым наделение государства полномочиями по регулированию социальных процессов на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращение массовой безработицы, равнодоступность бесплатной медицинской помощи и образования.

В США огромное приращение социальной активности государства явилось важнейшей частью «нового курса» (1933-1939), проводимого Президентом Ф.Д.Рузвельтом с целью вывода страны из Великой депрессии. Основной метод борьбы с кризисом – государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни с целью повышения жизненного уровня, восстановления покупательной способности американцев. «Американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства».[2, с.49] Конкретной цели по установлению подобной доктрины не имелось, меры противодействия кризису Рузвельт определял, опираясь на реальные потребности общества, а не теоретические постулаты.

В России идеи социального государства и социального сообщества по многим определяющим признакам были реализованы казачьими общинами. Об этом достаточно много пишется и говорится в последнее время.[4-9] Думается, что такая концепция вполне оправдана и имеет место на существование.

В послевоенный период идея социального государства оказалась привлекательной по нескольким причинам: данная идея удовлетворяла жажду социальной справедливости; большей частью населения положительно воспринимался образ социалистического государства, победившего фашизм; процесс восстановления разрушенных экономик требовали активного участия в этих процессах государства. Социальная деятельность государства превращается в объект политической ответственности государства перед народом. Конституции, принятые после Второй мировой войны, практически все так или иначе отражают социальную функцию государства. В некоторых из них она провозглашается как принцип государственной деятельности (Ирландия, Индия, Испания, Польша). В конституциях иных государств (Италия, Россия) социальная функция корреспондирует провозглашенные ими социальные права. Главная содержательная новелла социальной функции государства – деятельность государства по предоставлению социальных услуг: активное содействие занятости, осуществление социального патронажа, формирование жизненной среды для инвалидов, разработка и реализация программ поддержки и реабилитации для различных социально уязвимых категорий населения и регионов, внедрение разнообразных государственных социальных программ в сфере образования, здравоохранения, регулирования социально-трудовых отношений. Государство взялось компенсировать человеку невозможность достижения им определенных стандартов жизни, стало активно формировать условия приближения к ним.


Библиографический список
  1. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки? // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №20.
  2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология, 2000. – №2. – С.46-59.
  3. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства // Право и жизнь. – 2001. – №36. – С.183-205.
  4. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №4. – С.119-123.
  5. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – №8(26). – С.23-26.
  6. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – №3(17). – С.42-48.
  7. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №9. – С.141-146.
  8. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. – 2013. – №12(33). – С.37-41.
  9. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. – 2013. – №3-4. – С.59-80.


Все статьи автора «Аржанова Ирина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: