УДК 347.92

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ

Селезнева Светлана Валерьевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме адаптации беженцев. В настоящее время создана эффективная и целостная система социальной и правовой защиты беженцев, которая помогает справиться с жизненной трудностью и обустроиться на новом месте.

Ключевые слова: беженцы


SOCIO-PEDAGOGICAL FRAMEWORK FOR THE ADAPTATION OF REFUGEES

Selezneva Svetlana Valerievna
Murom Institute (branch) of Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Vladimir state University named after Alexander G. and Nicholas G. Stretovych"

Abstract
This article is devoted to the problem of adaptation of refugees. Currently, effective and integrated system of social and legal protection of refugees, which helps to cope with life's difficulties and to settle in a new place.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Селезнева С.В. Социально-педагогические основы обеспечения адаптации беженцев // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8224 (дата обращения: 05.10.2017).

В условиях интенсивной политической ситуации в мире, проблема беженцев является одной из самых актуальных. Несмотря на то, что существуют специализированные центры психолого-педагогической помощи беженцам, многие из них остаются один на один со всеми своими проблемами в чужой стране. Получается так, что каждый вынужден сам приспосабливаться к изменившимся условиям и учиться жить в новой среде, которая далеко не всегда приветлива.

Все беженцы, независимо от их национальности, возраста, половой принадлежности и вероисповедания испытывают огромное психологическое потрясение. Основания вынужденного переселения могут быть различными, но зачастую это трудные условия: военные действия, вооружённые конфликты, национальные гонения, природные катаклизмы. Все вышеперечисленные ситуации уже сами по себе являются травматичными, а если еще к ним добавить момент переезда в другую национально-культурную среду, то здесь мы получим целый комплекс из социальной дезадаптации, психо-эмоционального напряжения и сильного стресса.

Наличие языкового барьера, «культурный шок» и существенные различия в бытовой повседневной жизни вынуждают беженцев пополнять все свои внутренние силы и резервы. А если еще брать в учет то, что многие беженцы оказываются в изоляции от родных, друзей и близких, то становится явным тот факт, что необходимые силы и резервы быстро истощаются. Здесь возникает чувство оторванности и ощущение одиночества, ненужности.

В России в настоящее время создана эффективная и целостная система социальной и правовой защиты вынужденных переселенцев. В соответствии с ней сегодня государство принимает различные меры по созданию благоустроенной жизни для беженцев после того, как их статус считается признанным. Все эти меры направлены, в первую очередь, на предоставление жилья, возможности трудоустройства, социальных гарантий и т.д. У многих иностранцев возникают сложности с самостоятельным поиском жилья, поэтому они размещаются в пунктах временного поселения лиц, которые ищут убежище.

Социальным педагогам и социальным работникам при работе с беженцами необходимо, в первую очередь, установить факторы и критерии их социальной адаптации в новом для них обществе.

При изучении факторов и критериев социальной адаптации беженцев акцент делается больше на оценке ценностных устремлений, жизненных ориентаций, на установлении динамики поведения на рынке труда, на выявлении их социальных предпочтений и средств самозащиты.

Как показывает практика, адаптация к новой социальной среде, новому окружению – очень болезненный и сложный для беженцев период общего процесса адаптации в новом месте, который может «затянуться» или даже вовсе не произойти по многим причинам: из-за непривычных природно-климатических условий; из-за существенных отличий от местного населения – в религии, менталитете, традициях и обычаях, а также по психологическим причинам.

Социальная работа в этом случае должна быть единой, равнодоступной, многофункциональной. Формы социальной работы призваны способствовать нейтрализации подобного рода неблагоприятных факторов, которые снижают уровень социальной адаптации беженцев.

Весь комплекс методов, используемых социальными работниками и социальными педагогами в своей работе, можно разделить на теоретические и практические.

Теоретические методы социальной работы с беженцами – это, в основном, общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и другие методы), которые зачастую используются социальными работниками и педагогами в практической деятельности в неявном виде, но имеющие прямое отношение к принятию конкретных решений в определенных обстоятельствах, к поиску практических действий, адекватных этим обстоятельствам.

К практическим методам социальной работы с беженцами следует отнести совокупность специфических процедур, технологий и способов деятельности, благодаря которым осуществляется социальная работа: биографический метод, посредством которого на основе изучения личных документов (дневников, автобиографий, мемуаров) или же с помощью интервьюирования изучаются субъективные стороны вынужденного переселения. В ситуации вынужденной миграции человека интервьюирование позволяют социальному работнику выбрать самые подходящие способы получения нужной информации о клиенте, а также о социальной помощи, в которой нуждается беженец.

Важным представляется сочетание индивидуальной, групповой, семейной, общественной социальной работы. В индивидуальной работе применяется весь арсенал методов социального работника и социального педагога: психотерапевтических, психоаналитических, психологических, возрастной психологии, социометрических, консультационно-правовых, медико-социальных. В групповой работе более продуктивны методики «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, «группы самостоятельного опыта», поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания беженцев).

Важным аспектом решения проблемы обеспечения адаптации беженцев является также работа с детьми-беженцами, а именно формирование у них коммуникативной межкультурной компетентности.

В процессе формирования межкультурной коммуникации детей-беженцев и детей-россиян очень важно использовать эмпатический подход, учитывая специфику данной проблемы, то есть мысленное, эмоциональное и интеллектуальное проникновение во внутренний мир человека напротив с опорой на слова: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». В психологии этот метод носит имя метода подстройки. Он заключается в том, что одному человеку нужно подстроиться к другому (партнеру) через подражание его поведению (проникнуть в обычаи, быт). Опыт, который приобретается с помощью эмпатии, – это включение в другую культуру, позволяющее глубже и лучше понять ее этнические стереотипы.

Сегодня разрабатываются и осуществляются дополнительные меры, направленные на обеспечение надлежащих условий для успешного процесса социальной адаптации беженцев.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 25.11.2013) «О вынужденных переселенцах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 10.11.2014 г.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд. – М.: Дрофа, 2008 – 495 с.
  3. Защита беженцев и роль УВКБ ООН. М., 2009. – 34 с. Web-сайт http://www.unhcr.ru/files/zb_2009.pdf


Все статьи автора «Селезнева Светлана Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: