УДК 159.947.5:811:004

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Перунова Анна Викторовна
Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения иностранных языков при помощи интерактивной доски. Использование интерактивной доски способствует повышению мотивации и более эффективному изучению иностранных языков.

Ключевые слова: внешний и внутренний мотив, иностранный язык, интерактивная доска, Ключевые слова: мотивация


INTERACTIVE BOARD AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION IN STUDYING FOREIGN LANGUAGES

Perunova Anna Viktorovna
Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

Abstract
The article is dedicated to the problem of studying foreign languages with the help of the interactive board. The use of the interactive board leads to increasing of motivation and more effective study of foreign languages.

Keywords: external and internal motive, foreign language, interactive board, Keywords: motivation


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Перунова А.В. Интерактивная доска как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8040 (дата обращения: 29.09.2017).

Психологи рассматривают мотивацию как источник активности. Исходя из этого, важнейшим источником активности является потребность, желание, интерес. То есть, всякое отношение у учащегося строится на потребностях. Часто встречается отрицательное отношение у учащихся к изучению иностранных языков, и они объясняют это сложностью изучения или тем, что изучаемый язык не является практической необходимостью. Низкая мотивация в обучении – одна из главных проблем стоящих перед преподавателями.

При изучении иностранных языков у одного учащегося в качестве потребности могут выступить иноязычные знания, а у другого – возможность сдать сессию без “хвостов”. Итак, в первом случае мотив является побуждающим ученика к деятельности, внутренний по отношению к личности и к учебной деятельности, во втором случае мотив по отношению к учебной деятельности является внешним. Таким образом, в зависимости от связи мотивов с разного вида деятельностью различаются внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы на занятиях по иностранному языку в первую очередь исходят от преподавателей. Впоследствии принимающих форму, например, подсказок, требований, указаний, и в некоторых случаях принуждений. Они действуют на учащегося, но их действие оказывает негативное последствие, выражающиеся в спаде или полном отсутствии заинтересованности личности учащего в изучении предмета. Поэтому внешние мотивы недостаточно эффективны в процессе изучения иностранного языка.

Под внутренними мотивами понимается осознанная познавательная потребность, которую можно удовлетворить, погружаясь в учебную деятельность. Познавательный мотив приобретает в деятельности личностный смысл, благодаря которому изучение иностранных языков приобретает для учащегося самостоятельную ценность. И именно при такой мотивации учащийся с большей легкостью может справиться с трудностями, появляющимися на пути усвоения. Иными словами сам учащийся должен захотеть что-то сделать. Мощный источник мотивации учащегося находится в нем самом [1].

По мнению многих преподавателей, информационные технологии являются мощным средством обучения, целью которых является создать и повысить мотивацию учащегося. Если учащийся от мотива “внешнего” придет к “внутреннему” мотиву, то это значительно повысит продуктивность и качество изучения иностранного языка. Использование в процессе изучения интерактивной доски способствует решению этой задачи и несет в себе огромный мотивационный материал.

Интерактивная доска предоставляет обширные возможности для работы преподавателя и учащегося. Доска позволяет работать с текстами, аудио- и видео материалами, схемами и таблицами, а также делать различные записи и пометки от руки с функцией сохранения материалов.

Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ позволяющих решать задачи стоящие перед преподавателем. Например, интерактивные доски помогают уйти от презентационной формы подачи материала, которая эффективна не на всех этапах работы.

Использование интерактивной доски позволяет экономить время отведенное на проведение занятия избегая традиционного конспектирования. Если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп проведения занятия. После окончания занятия учащиеся могут получить файл с данными по пройденной теме, которым можно будет воспользоваться дома при необходимости.

Интерактивная доска повышает эффективность подачи материала по заданной теме. Оформление занятия, которое включает в себя комбинирование фона, фигур аудио- и видео ряда в единое целое, играет важную роль. Известно, что у каждого обучаемого свои склонности, свой стиль в изучении иностранных языков. Психологи также отмечают, чем больше разнообразие нейросистем, вовлеченных в процесс обучения, тем лучше полученная информация воспроизводится впоследствии. Такое комплексное сочетание оказывает большое воздействие на учащегося, формируя ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала. Ведь ассоциации — это естественный попутчик наших мыслей. Мозг человека устроен так, что информация автоматически увязываются воедино.

Интерактивная доска позволяет подготовить и провести занятие по иностранному языку на качественно новом уровне, что способствует формированию положительного отношения к учебе, активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает мотивацию в обучении.

Использование интерактивной доски на занятиях по иностранному языку на сегодняшний день может конкурировать с электронными учебно-методическими комплексами, печатными изданиями, во многом превосходя по разнообразию дидактических средств представления языкового материала и по уровню мотивированности учащихся.

С использованием интерактивной доски занятия становятся интереснее и увлекательнее. Учащиеся, которые с неохотой занимались изучением иностранного языка, постепенно вовлекаются в учебный процесс. Это объясняется тем, что многие хорошо ориентируются в интернет пространстве и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства. Зная, что многим интересно работать с различными техническими устройствами, и учитывая подобные интересы и увлечения учащихся, можно построить такое занятие, где будет совмещено “приятное и полезное”. Так почему же это не использовать?

Но не следует забывать, что интерактивная доска не способна сам ничему научить, так как это всего лишь технический инструмент в руках педагога и учащихся. И результаты работы зависят от того как умело она будет “играть” в процессе обучения.


Библиографический список
  1. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // PSYLIB [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа:http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/index.htm. – Дата доступа : 19.10. 2014.
  2. Перунова А.В. Значение мотивации при изучении иностранного языка / А.В. Перунова // Актуальные вопросы права, образования и психологии : сб. науч. трудов / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев: Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 200 с.
  3. Балабанов В.Б., Перунова А.В. О некоторых особенностях использования электронных учебно-методических комплексов при обучении иностранным языкам / В.Б.Балабанов, А.В.Перунова // аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / под.ред: Н. Л. Шамне; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр.гос. ун-т», Ин-т филологии и межкультур. коммуникации, Каф. ром.-герм. филологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. – 709 с., С.571-575


Все статьи автора «Перунова Анна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: