ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЕВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

Трубникова Наталья Валерьевна1, Минасян София Призантовна2, Мещерякова Марина Александровна3
1Ведущий исследовательский Томский политехнический университет, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории и регионоведения
2Ведущий исследовательский Томский политехнический университет, студентка группы 11З21
3Ведущий исследовательский Томский политехнический университет, студентка группы 11З21

Аннотация
Данная статья посвящена обзору этапов и содержания развития современного южнокорейского россиеведения. Проведенное исследование позволяет выявить диапазон исследовательских интересов в рамках указанной тематической области, определить ее институциональную принадлежность, характерные особенности исторической эволюции, идейные и методологические ориентации.

Ключевые слова: историография, история России, Республика Корея, россиеведение


PRACTICE AND PROSPECTS OF RUSSIAN STUDIES DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KOREA

Trubnikova Nataliya Valerievna1, Minasyan Sofia Prizantovna2, Meshcheriakova Marina Alexandrovna3
1Leading Research Tomsk Polytechnic University, Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of History and Area Studies
2Leading Research Tomsk Polytechnic University, Student group 11Z21
3Leading Research Tomsk Polytechnic University, Student group 11Z21

Abstract
This article provides an overview of the stages development and maintenance of the modern South Korean Russian studies. The study defines the range of research interests within this thematic area, determines its institutional identity, the characteristic features of historical evolution, ideological and methodological orientation.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Трубникова Н.В., Минасян С.П., Мещерякова М.А. Практика и перспективы развития россиеведения в Республике Корея // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7978 (дата обращения: 22.02.2024).

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект  № 12-06-33018 (мол_а_вед)

Становление  исследовательских практик россиеведения, развивающегося в Южной Корее, прошло несколько этапов в своем развитии.  Его зарождение связано с процессом установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея в 1960-1970-х гг. [1].  По мере возрастания значимости  контактов между двумя странами усиливался интерес корейских исследователей к истории России. В значительной степени этот интерес подпитывался исследованиями корейских ученых, уехавших в США и занявшихся там изысканиями в русле американской советологии. Поначалу корейские ученые настороженно относились к России и практически не занимались ее исследованиями, так как в Южной Корее сохранялся отрицательный имидж нашей страны [2]. Настроения русофобии начали формироваться в Корее еще в период японского колониального режима и достиг своего пика в годы «холодной войны». С конца 1970-х гг., как следствие политики разрядки международной напряженности, россиеведение в Корее вступает в фазу расцвета: формируются Институт российских и восточноевропейских исследований при Сеульском национальном университете, Научно-исследовательский институт по проблемам Советского Союза и Восточной Европы при Университете иностранных исследований Хангук, Институт советских исследований при Университете Ханьян; усиливается публикационная активность исследователей-россиеведов, разрабатывались учебный программы при финансовой поддержке южнокорейского государства.  В 1985 году была создана Корейская Ассоциация славяноведов, которая по сей день издает  научный журнал «Славянский вестник» («Сыллабы хакбо»), большая часть которого посвящена проблемам русской истории, языка и литературы.  Значительная часть южнокорейских россиеведов получают образование на Западе, приобщаясь к концепциям и методам западной историографии.

Второй этап 1990-х гг. характеризуется уже устойчивым интересом корейских русистов, получившим возможность заниматься исследованиями непосредственно в России на основе возрастающей государственной поддержки, в первую очередь, – Корейского фонда исследований.  Россиеведческие программы стали развиваться в Университете Пэдже, Университете Халлим (Институт российских исследований), Университете Кукмин параллельно процессу усиления  политических, культурных и экономических взаимосвязей между Республикой Корея и Россией.

В конце 1990-х годов «третье поколение» корейских россиеведов, имеющих не только ученые степени «PhD», но также уверенное знание русского языка, связи с российскими учеными и опыт использования российских архивов. Рассматриваемая тематическая область обрела «второе дыхание», появились принципиально новые направления исследований, охватывающие самые различные аспекты бытования России в прошлом и настоящем [3].

Устойчивый интерес у корейских исследователей вызывают темы социально-экономических реформ в постсоветской России и их восприятия населением 21, характер и результаты процесса приватизации. Ряд ученых усматривает отношения преемственности в длительных процессах эволюции Российского государства, механизмы функционирования которого, как и прежде, построены на распределении власти и ресурсов между взаимозависимыми элитарными группами, образующими собственную иерархию [4; 5].

Также корейских исследователей интересуют факторы, влияющие на политический выбор российского электората; специфика деятельности российских профсоюзов [6; 7].

Нередко акцент в статьях делается на проблемах федерализма и регионализма в России. Так, С. Ким в статье «Динамика федеральных отношений в путинской России» приходит к выводу, что реформы В.В. Путина, направленные на укрепление центральной власти, могут быть совмещены с процессами демократизации общества. Объектом внимания корейских ученых являются  российские регионы [8], в первую очередь, – Сибирь и Дальний Восток [9; 10].

«Азиатский» экономический кризис конца 1990-х гг. породил вопросы о соотношении политических сил, выступающих в пользу «рынка» или, напротив, – «сильного государства» в России, что определит характер будущей экономической стратегии в стране [11; 12].

Наконец, аналитика корейских россиеведов отличается большой широтой в исследованиях социальной жизни современного российского общества: от процессов новой социальной  стратификации  и социо-культурной трансформации до демографических и экологических проблем современной России [13-15].

Корейский ученые изучают российское общество посредством культурно-антропологического подхода, рассуждая о характере новой политической и гражданской культуры, которая переживает в России процесс своего становления [16]; о религиозных языческих культах малых народов Сибири, о характерных особенностях образа жизни большинства российского народа [17-19].

Специалист по корейской историографии в области россиеведения Чан Док Чжун  полагает, что исследуемая область, несмотря на продолжающееся развитие, отмечена определенными трудностями [20].

Во-первых, корейское россиеведение не обрело подлинной научной идентичности: оно некритически движется в русле западных концепций.

Во-вторых, большинство ученых данного профиля работает на «мелкотемье»: они не вовлекаются в фундаментальные долговременные изыскания и международные дискуссии (и вообще уровень международного сотрудничества корейских россиеведов пока не развивается на систематической основе), ограничиваясь незначительными и не претендующими на глубокие обобщения темами. Во многом это связано со стремлением развивать актуальные для текущих корейско-российских отношений темы.

Кроме того, целенаправленная финансовая поддержка россиеведения в Республике Корея, по сравнению с аналогичными инвестициями США и Японии, на взгляд автора, незначительна.

В целом, можно констатировать, что россиеведение в Республике Корея динамично развивается, демонстрируя широкую исследовательскую палитру интересов и перспективы для интеграции в международное научное сообщество.


Библиографический список
  1. Курбанов С.О. Россия и Корея: Ключевые моменты в истории российско-корейских отношений середины XIX – начала XX столетий – М.: Ориент, 2000.
  2. Михалева И.В. Особенности трансформационных процессов в РФ и Республике Корея //  Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3.
  3. Мун С.Н. Россиеведение в Корее: настоящая ситуация и перспективы развития на основе анализа статей в «Чжунсо енгу» // Чжунсо енгу. 2003/2004. N 4.
  4. Ли Ю.Х. Понимание природы российского государства. Сеул: М Эд, 2001.
  5. Ким Ч.Ч. Государственность имперской России и ее наследие // Кукче чонгчхи нончхон. 2003. N 2.
  6. Чон Х.Ч. Социально-экономические факторы в российской политике: на примере групп поддержки партий на парламентских выборах 1993 и 1995 гг. // Кукче чонгчхи нончхон. 1988. N 1.
  7. Кан Х. Сравнение российских профсоюзов: на примере Горьковского автомобильного завода и Георгиевского масложирокомбината // Кукче чонгчхи нончхон. 1998. N 1.
  8. Ким С.Ч. Глобализация, суверенитет и федеральные отношения: значения российских экологических проблем // Хангук чонгчхи хакхвебо. 2004. N 3.
  9. Ли Е.К. Изменения и развитие региональных партий в Российской Федерации: на примере Свердловской области // Кукче чонгчхи нончхон. 2004. N 1.
  10. Ким У Ч. Новый политический порядок в Сибири: отношения между Москвой, Сибирью и российским Дальним Востоком // Кукче чонгчхи нончхон. 2000. N 3.
  11. Ким Т.В. Политическая экономия сопротивления рынка при финансовой реформе России: “двойное движение” между рыночными и антирыночными силами // Кукче чонгчхи нончхон. 2003. N 1.
  12. Хан Б.Ч. Динамика государственной реформы власти и рынка в России // Хан-гук чонгчхи хакхвебо. 2005. N 2.
  13. Чой У И. Изменения в социальных классах и социальная стратификация в современной России // Слабы хакп. 2000. N 1.
  14. Ким У С. Изменения в социальной структуре России: преемственность и изменения // Слабы хакп. 1996. N 2
  15. Чой Т.Г. Доверие и недоверие в российском обществе // Слабы хакп. 2003. N 1.
  16. Син Б.С. Политическая культура в России во время переходного периода // Слабы хакпо. 2003. N 2.
  17. Кан Ч.В. Костюм Шамана: культурные изменения у якутов и российское колониальное правление  // Росия енгу. 2003. N 1.
  18. Кан Ч.В. Национальная идентичность якутов и российская национальная политика // Пиге мунхва енгу. 2004. N 1.
  19. Ким С.Х. Анализ структуры менталитета русских с помощью культурного подхода // Ноономунхак енгу. 1995
  20. Чан Д.Ч. Россиеведение в Республике Корея (на примере общественных наук)// Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 1.


Все статьи автора «Natalia Trubnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: