УДК 336.38

КАТЕГОРИЯ КРУПНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Бачин Дмитрий Александрович
Санкт- Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и управления

Аннотация
В статье проведен анализ и систематизация различных методов оценки величины предприятий, на основе обобщения различных источников, с целью формирования единых критериев группировки, определяющих понятие крупного предприятия.

Ключевые слова: классификация предприятий, крупные предприятия, оценка величины предприятия, персонал, экономическая теория


CATEGORY LARGE ENTERPRISE IN THE RUSSIAN ECONOMY FOR THE ORGANIZATION OF PERSONNEL MANAGEMENT.

Bachin Dmitriy Aleksandrovich
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
Article contains the analysis and systematization of various methods for assessing size of companies, based on the aggregation of different sources to form a unified criteria defining the concept of a large enterprise.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бачин Д.А. Категория крупное предприятие в российской экономике для организации управления персоналом // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7961 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной экономической науке не существует однозначных, общепринятых критериев определения величины предприятий.

В представленной статье будет проведен анализ и систематизация различных методов оценки величины предприятий, на основе обобщения различных источников, с целью формирования единых критериев группировки, определяющих понятие крупного предприятия.

В новом экономическом словаре под редакцией Б.А. Райзенберга, крупное предприятие трактуется как фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемая как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов. Действует отраслевая, территориальная и государственная специфика при отнесении предприятия к разряду крупных. Например, в машиностроении определяющими факторами считаются объемы выпуска продукции, стоимость основных средств, численность занятых. А в агропромышленном комплексе достаточно принять в расчет площадь угодий или поголовье скота в животноводстве. Естественно, в больших и малых странах по-разному оценивают предприятия по объемным показателям[3].

А.В. Шубин рассматривает крупное предприятие как фирму, производящую значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли, либо характеризуемую по объемным показателям -  численности, занятых, объему продаж, размеру активов[6].

Г.В. Шаров указывает, что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо-, бюджетообразующие, наряду с отраслевыми комплексами, а также отдельные предприятия, годовой оборот превышает 5млрд. руб., размер активов не менее 7 млрд. руб., численность персонала не менее 1000 человек. Главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, и, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой – подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску[5].

Критерии определения крупных предприятий, в трактовке российских рейтинговых агентств, выглядят следующим образом:

  • Компания «Финанс»[12]: выручка, операционная прибыль, собственный капитал;
  • РБК рейтинг[13]: выручка, чистая прибыль, активы;
  • РА-Эксперт[14]: объем реализации продукции, рыночная стоимость;
  • Журнал «Коммерсант»[15]: рыночная стоимость;
  • Консалтинговая компания «Энтер-Сервис»[16]: показатели объема реализации и прибыль компании.

Федеральная служба государственной статистики[17] составляет списки предприятий по годовому обороту.

На основе нормативно-регулирующего критерия классификации по размеру, в России установлены критерии оценки малых предприятий, что закреплено федеральным законом от 24 июля2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[2].

В частности, установлены следующие критерии отнесения предприятия к субъектам среднего и малого предпринимательства:

  • Средняя численность работников за предыдущий календарный год: микропредприятия – численность занятых до 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек;
  • Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами МНС не должна превышать 25%;
  • Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних – 1 млн. рублей.

Определим, что законодатель относит к крупным предприятиям всех прочих субъектов, численность занятых на которых выше 250 человек, а выручка от реализации товаров (услуг) выше 1 млрд. рублей.

Другим законодательным документом, затрагивающим интересующую нас область, является приказ МНС РФ от 16 апреля2004 г. № САЭ-3-30/290 «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях[1]». В нем указаны подробные критерии отнесения предприятий к категории крупнейших, в целях постановки на налоговый учет в специализированных межрегиональных инспекциях МНС России.

К критериям определения крупнейших налогоплательщиков (предприятий) являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
  • Отношения взаимосвязи между организациями.

Количественные показатели разделены в зависимости от федерального или регионального уровня налогового администрирования крупнейшего предприятия (табл. 1).

Таблица 1. Критерии отбора крупнейших налогоплательщиков

Уровень предприятия

Суммарный объем начисления федеральных налогов

Суммарный объем выручки и прочих операционных доходов, млрд. руб.

Объем активов, млрд. руб.

Региональный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг

От 75 млн. до 1 млрд. Руб.

От 1 до 10

От 1 до 10

Сфера услуг связи

-

Сфера транспортных услуг

От 30 млн. руб.

Федеральный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг

1 млрд. руб.

От 10

От 10

Сфера услуг связи

300 млн. руб.

Сфера транспортных услуг

50 млн. руб.

Законодатель применяет единый, общий для всех отраслей критерий – объем начисленных федеральных налогов. К нему добавляются, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта, различные финансовые показатели, такие как: объем доходов, величина активов, объем производства и производственные мощности.

В работе Н.А. Сафронова [7] указаны такие критерии выделения крупных предприятий как:

  • численность работников занятых на предприятии;
  • объем хозяйственного оборота предприятия (выручка за период);
  • стоимость капитала предприятия.

А.Ю. Юданов указывает дополнительный критерий, который оценивает величину собственного капитала[10]. Используя его, автор классифицирует предприятия на малые, большие, средние и крупные. Юданов аргументирует выделение данного критерия тем, что размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления.

Е.С. Юдникова, рассматривая вопросы конкуренции среди предприятий различных групп, указывает, что среди иностранных специалистов стало традиционным для разделения предприятий на малые, средние и крупные, использовать в качестве критериев добавленную стоимость, стоимость активов, объем ежегодных продаж, численность персонала. Так, в 2001 году, Еврокомиссия распространила документ[9], устанавливающий единое определение для малых, средних и крупных организаций. Данный документ носит рекомендательный характер, но, требует рассмотрения в связи с темой нашей работы (Табл.2).

Таблица 2. Оценка размеров предпринимательства, предложенная Европейской комиссией

Критерий Численность работников, чел. Годовой оборот, млн. евро Валюта баланса, млн. евро Независимость
Микро предприятие До 9 Незначительна Незначительна Незначительна
Малое предприятие До 49 До 7 До 5 Не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит другим компаниям
Среднее предприятие До 249 До 40 До 27
Крупное предприятие От 250 От 40 От 27

Юдникова также указывает количественные и качественные критерии, используемые зарубежными экономистами при классификации предприятий.

Количественные критерии:

  • Численность персонала;
  • Годовой оборот;
  • Валюта баланса;
  • Добавленная стоимость.

Качественные критерии:

  • Доля рынка;
  • Степень влияния на рыночные цены;
  • Независимость в принятии управленческих решений;
  • Участие в руководстве владельцев фирмы.

Подробно рассматривается вопрос точной идентификации субъектов предпринимательства в работе Н.Шагай[4]. Автор исследует классификацию сельскохозяйственных предприятий, рассматривая такие показатели и критерии отбора, как численность работников и размер выручки(Табл. 3).

Таблица 3. Критерии идентификации субъектов предпринимательства

Субъект предпринимательства Численность работников, чел. Объем выручки, млн. руб.
Микропредприятие До 15 До 60
Малое предприятие До 100 До 400
Среднее предприятие До 250 До 1000
Крупное предприятие Свыше 250 Свыше 1000

Используя данные подходы к классификации, автор указывает, что фактически, разделение организаций по масштабу может быть осуществлено по критерию численности, так как по критерию объемам валовой продукции они не соответствуют уровню крупных предприятий. Н. Шагай отмечает, что: «Если бы разделение на группы осуществлялось по размеру выручки без учета численности, то можно было говорить, что 99% всех организаций в сельском хозяйстве – малые предприятия, из ни 89% – микропредприятия». Тем самым автор показывает, что определяющим критерием отбора остается численность персонала. Однако продолжал оставаться нерешенным вопрос отбора предприятий в данную группу.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в российской практике, для определения масштаба предприятий, используются как количественные, так и качественные показатели. Но, содержание этих показателей может разниться в зависимости от выбора метода оценки.

Составим сравнительную таблицу, в которой сведем используемые показатели отбора крупных предприятий. На ее основе сформулируем общий подход к определению крупного предприятия (табл. 4).

Таблица 4. Сравнение показателей и критериев отбора крупных предприятий

Методика Показатель Критерий
Новый экономический словарь Доля общего объема продукции отрасли, либо: количество занятых, объем продаж, размер активов Критерии не определены
Шубин А.В. Долю общего объема продукции отрасли, либо: численности занятых, объем продаж, размеру активов Критерии не определены
Шаров Г.В. Годовой оборот размер активов

Численность персонала

От 5млрд. руб.

От 7 млрд. руб.

От 1000 человек

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Средняя численность работников

Выручка от реализации товаров (услуг)

Более 250 чел.;

 

Более 1 млрд. руб.

Приказ МНС «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» Суммарный объем начисленных федеральных налогов

Суммарный объем выручки и прочих операционных доходов

Объем активов

От 75млн. руб.

 

 

От 1 млрд. руб.

 

 

От 1 млрд. руб.

Компания «Финанс» Выручка

Операционная прибыль

Собственный капитал

Критерии не определены
РБК-Рейтинг Выручка

Чистая прибыль

Активы

Критерии не определены
«РА-ЭКСПЕРТ» Выручка

Рыночная стоимость

Критерии не определены
Журнал «Коммерсант» Рыночная стоимость Критерии не определены
«Энтер-Сервис» Объем реализации;

Прибыль компании

Критерии не определены
Федеральная служба государственной статистики Годовой оборот Критерии не определены
Сафонов Н.А. Численность работников

Денежные поступления (суммарные доходы)

Стоимость капитала предприятия

Критерии не определены
Юданов А.Ю. Величина собственного капитала Критерии не определены
Юдникова Е.С. Численность работников

Годовой оборот

Валюта баланса

Добавленная стоимость

Доля рынка

Степень влияния на рыночные цены

От 250 человек

Более 1.5 млрд. руб.

Более 1 млрд. руб.

Критерии не определены

Критерии не определены

Критерии не определены

Шагай Н. Численность работающих

Выручка

Свыше 250 чел.;

Свыше 1 млрд. руб.

Из данных представленных в таблице следует, что ранжирование на малые, средние и крупные предприятия может зависеть от таких факторов, как:  количество производимой продукции, размеров активов, объема продаж и количества занятых. Также при причислении предприятия к крупному объекту производства учитывается государственная и отраслевая спецификация, доля производства компании в общем объеме производства отрасли. Используем рассмотренные признаки для формулировки определения крупного предприятия, осуществляющего деятельность в национальной экономике.

Под крупным предприятием будем понимать юридическое лицо, характеризуемое соответствующими крупному предприятию объемным показателям: количеству занятых (от 250 человек), объему продаж (от 1млрд. руб./год), размеру активов (от 1млрд. руб./год), либо предприятие, производящее значительную долю общего объема продукции отрасли. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.


Библиографический список
  1. Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях / приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  4. Шагай Н. Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве России: проблемы идентификации. М., 2011
  5. Шаров Г.В. Регулирование финансовой деятельности крупных предприятий.  К.Э.Н. М., 2009.
  6. Шлафман А.И.Бачин Д.А. Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала//Мир экономики и права. 2014. № 1-2. С. 40-45.Шубин А.В. Взаимодействие малых и крупных предприятий. Автореф. Дисс. К.Э.Н. М., 2008.
  7. Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях//Экономические науки. -2013. -№ 105. -С. 26-28.
  8. Экономика предприятия / под ред. Н.А. Сафонова. М.: Юрист, 1998.
  9. Юданов А.Ю.,  Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики //  Мировая экономика и международные отношения, №7, 2001
  10. Юдникова Е.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2008, №1 (25)
  11. Finansmag.ru/96286
  12. Rating.rbc.ru
  13. Raexpert.ru/ratings/expert400/2009
  14. Kommersant.ru/doc/639856
  15. Enter-s.spb.ru/c_fo.html
  16. Gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/oborot.htm


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: