ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Павлюк Роман Александрович
Киевский университет имени Бориса Гринченко
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической и социально-гуманитарной работе Института человека, доцент кафедры иностранных языков и методик их преподавания

Аннотация
В статье рассмотрен генезис понятия «информационная компетентность». На основе теоретического анализа разработки понятия, обозначены его структурные составляющие, взаимозависимость и взаимообусловленность информационной компетентности и общей информационной культуры личности, неразрывная связь информационного поведения и информационной этики с информационной компетентностью специалиста разных отраслей знаний.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура, информационная этика, информационное поведение, профессиональное развитие


«INFORMATIONAL COMPETENCE» TERM’S GENESIS IN THE CONTEXT OF LIFE-LONG EDUCATION

Pavliuk Roman Aleksandrovich
Borys Grinchenko Kyiv University
Ph.D. in education, deputy director for Research and Educational and Socio-Humanitarian work of Institute of Human Sciences, docent of Foreign Language and Teaching Methodology Department

Abstract
The genesis of the term of «information competence» is viewed in the article. On the basis of theoretical analysis of concept of «information competence» the structural components, interdependence of information competence and general personal information culture, unbreakable connection of information behavior and information ethics with information competence of various specialists are defined.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Павлюк Р.А. Генезис понятия «информационная компетентность» в контексте непрерывного педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/01/5529 (дата обращения: 05.03.2024).

Процессы трансформации, структурной перестройки украинской системы образования обусловливают необходимость разработки и внедрения инновационных форм и методов обучения, которые бы адекватно отражали информационно-коммуникативную специфику современного общества. При условиях новой технологической парадигмы, информатизации общества, развития глобального информационного пространства и доминирования информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности современного человека, актуальным является исследование вопросов о генезисе понятий информационной и информатической компетенций, их роли и значения в процессе формирования будущего специалиста.

В этом контексте важной составляющей новой парадигмы образования является идея непрерывного обучения, реализация которого направлена на преодоление главного противоречия современного образования – стремительные темпы роста объемов информации в мире и ограничения возможностей их усвоения человеком. Это противоречие побуждает высшие и общеобразовательные учебные заведения формировать у студентов и учащихся умения учиться, находить информацию, критически ее оценивать и творчески использовать, т.е. формировать у них информационную компетентность, которая в будущем обеспечит им возможность успешно учиться в течение всей жизни; подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, жить и работать в информационном обществе, в условиях экономики [1].

Вопрос компетентности является дискуссионным и открытым даже на уровне терминологического аппарата. Его изучением занимаются украинские и зарубежные ученые А. Хуторской, Дж. Равен, Э. Зеер, А. Гончарова, И. Зимняя, Л. Петухова, Н. Степаненко, С. Тришина, А. Трофименко и др. Исследователи предлагают разделять понятия «компетентность» и «компетенция», определяя последнее как заранее заданною социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере [2], отдельные внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые проявляются в компетентности человека [3].

Различные аспекты проблематики формирования информационной компетентности исследуются в трудах украинских и зарубежных ученых, в частности: вопросы повышения качества высшего образования (А. Алексюк, В. Андрущенко, Я. Болюбаш, В. Кремень); психологически педагогические, организационные, технические, теоретические и практические аспекты использования информационных технологий (М. Жалдак, В. Кухаренко, М. Моисеева, Н. Морзе, Е. Полат, В. Солдаткин, С. Ющик); вопросы профессиональной подготовки (В. Бобров, Ф. Веселков, Ю. Голубев, В. Дюков, С. Комар, Н. Кулебякина, А. Соловьенко, В. Стасюк, И. Шаповал); проблемы формирования информационной культуры и компетентности специалистов (Н. Баловсяк, А. Барановская, В. Быков , М. Головань, Ю. Туранов).

К основным публикациям, в которых отражены некоторые аспекты трактовки понятия «информационная компетентность» и его генезис, можно отнести Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы», в котором, в частности, дана оценка нынешнего состояния информатизации образования Украины и определены основные направления ее развития; точку зрения В. Кременя по основным направлениям реформирования образования Украины и формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного осуществления практической профессиональной деятельности специалиста различных отраслей знаний.

Однако публикации, в которых освещался бы вопрос важности информационной компетентности как основы эффективного использования сетевых технологий открытой системы образования и основы успешной профессиональной деятельности – предложенны недостаточно. На сегодня не выделено единого подхода к трактовке понятия «информационная компетентность», не исследовано целостно его генезис и не осуществлен системный подход к определению его составляющих.

Целью нашего научно-педагогического исследования является теоретический анализ изученности вопроса о генезисе понятия информационной компетентности, его составных частей и точек зрения ученых на необходимость ее формирования для эффективного функционирования специалиста в современном глобализированном обществе.

Понятие информационной компетентности возникло в связи с бурным развитием ИКТ и их вхожденим во все аспекты деятельности общества. Возникновение этого понятия относят к началу 2000-х гг. Результаты одного из первых исследований информационной компетентности представлены в отчете кафедры информационной грамотности Государственного университета Калифорнии «Информационная компетентность в университете штата Калифорния» за 2001 год [4].

В нем информационная компетентность представлена как компетентность работы с библиотечными ресурсами – компетентность, связанная с поиском и обработкой различных сообщений.

По результатам этого исследования определены составляющие информационной компетентности:

  • определять тему исследования и информационную потребность (определять проблему, формулировать терминологию и ключевые слова, определять виды материалов, необходимых для исследования, использовать электронные средства поиска нужных сведений;
  • определять и осуществлять поиск соответствующих материалов, определять различные типы источников для различных задач, правильно использовать цитаты;
  • классифицировать найденные сведения и использовать их в исследовании;
  • оценивать найденные сведения (проверить их точность, своевременность, целесообразность);
  • организовать найденые материалы: сгруппировать в соответствии с разделами исследования, использовать цитаты, составить библиографию [4].

В итоговом исследовании кафедры информационной грамотности Государственного университета Калифорнии понятие информационной компетентности определено как:

  • способность определять информационные требования к вопросу исследования для формулирования стратегии поиска сведений;
  • способность определять формы представления необходимых сведений;
  • умение организовывать сведения в наиболее благоприятный для анализа, синтеза и понимания способом;
  • осознавать этические, юридические и политические проблемы использования информационных ресурсов [4].

Определяя многоаспектность понятия информационной компетентности, исследователи связывают ее с феноменом информационного общества, с технологической революцией, с появлением и распространением электронных информационно-коммуникативных технологий. Необходимо отметить, что в современном научном дискурсе сосуществуют родственные термины, а именно: «медиакомпетентнисть», «медиаграмотность», «информационно-технологическая компетентность», «компьютерная грамотность» «информационная культура специалиста», содержание которых во многих случаях отождествляется [5, с.7].

Так, понятие информационной компетентности и его производные неразрывно связаны с общей информационной культурой личности.

Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активизации внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информационных ресурсов в социокультурных процессах в середине – второй половине XX в. [6].

Тесную связь информационной культуры с информационной компетентностью отмечают ряд современных исследователей (С. Балакирова, П. Климушин, А. Матвиенко и др.). Результаты их исследований убеждают в том, что информационная культура личности является незаменимым компонентом развития общей культуры личности и формирование информационной компетентности в частности. Понятие информационной культуры включает в себя такие важные компоненты как «информационное поведение» и «информационная этика» [7; 8].

Информационное поведение отражает активность личности как субъекта в процессе познания, его умение ориентироваться в информационном пространстве. Оно в значительной мере зависит от степени доступности и комфортности использования информационных ресурсов, доступности информационных каналов и средств для их использования. Информационное поведение – это способ действий, совокупность усилий, применяемых для получения, обработки и усвоения имеющейся информации.

Информационную этику связывают с вопросом доступа к информации, интеллектуальной собственности, вопросам невмешательства в частную жизнь граждан [7, с.3].

По мнению Мироновой О. информационная компетентность определяется как способность эффективно выполнять информационную деятельность (при решении профессиональных задач, обучении, в повседневной жизни) с использованием ИКТ, что предполагает владение информационной компетенцией и сложившейся готовностью (содержащий и личностные качества) к решению соответствующих задач с учетом приобретенного опыта, с возможностью самостоятельной организации собственной деятельности, с осуществлением самоконтроля и осознанием личной роли при их реализации и возможных последствий осуществления [9, с.169].

По мнению исследовательницы, формирование информационной компетентности предполагает развитие таких способностей:

  • знание понятий, связанных с информацией, особенностей соответствующих процессов, основой которых она предстает и информационно-коммуникационных средств ее обработки;
  • применять ИКТ при реализации учебной, профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • выбирать оптимальные пути решения задач (и их непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;
  • владеть методами и способами, которые позволят осуществлять поиск, сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение, распространение информации и повышение качества реализации этих действий за счет приобретенного опыта;
  • самостоятельно организовывать собственную информационную деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;
  • оценить важность информации на современном этапе развития общества и личного взноса при осуществлении информационной деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать [9, с.170].

Формирование таких способностей (по мнению Мироновой О.) не может происходить фрагментарно, нужна постоянная систематическая работа, направленная на развитие общей информационной культуры личности и информационной компетентности в частности.

По нашему мнению, это возможно осуществить в процессе непрерывного образования на протяжении жизни, вопросы исследования которого являются сейчас актуальными. Система непрерывного образования предоставляет широкие возможности для развития личностных потенций индивидов путем постоянного самообразования, самосовершенствования и саморазвития.

Несмотря на широкую изученость вопроса о развитии и формировании информационной компетентности специалиста, сейчас не существует единой структуры составляющих вышеупомянутого образования. Подходы ученых к определению структурных компонентов основываются на различных точках зрения и превалировании различных аспектных составляющих.

А. Хуторской в структуру компонентов информационной компетентности включает объективный (профессионально-информационный) и субъективный (личностный) компоненты. Объективный компонент включает требования, предъявляемые социумом к профессиональной деятельности специалиста. Субъективный компонент дополняет его информационную компетентность личностными качествами, показывающие способность специалиста к успешному выполнению профессиональной деятельности [10].

Н. Баловсяк в состав информационной компетентности личности включает три составляющие [11, с.227-256]: 1) информационная составляющая, которая определяет способность эффективной работы с информацией в различных формах ее представления; 2) компьютерная (компьютерно-технологическая) составляющая, определяет умения и навыки по работе с современной компьютерной техникой и программным обеспечением; 3) процессуально-деятельностная составляющая, определяющая способность применять современные средства информационно-компьютерных технологий для работы с информационными ресурсами и решением различных задач .

А. Бойцова информационную компетентность представляет в виде двух компонентов – личностного и профессионально-информационного. Второй, в свою очередь, состоит из информационной, компьютерной и процессуально-деятельностной составляющей. Информационная и компьютерная составляющая определяет общие компетенции будущего специалиста. Процессуально-деятельностная составляющая содержит общие и специальные компетенции. Последние определяются содержанием и направлением профессиональной деятельности специалиста и касаются решения профессионально-ориентированных задач современными средствами компьютерной техники [12].

Тщательное исследование вопроса компонентного состава информационной компетентности сделано И. Кислой. Ею выделены такой компонентный состав информационной компетентности специалиста и раскрыта объективная значимость каждого компонента как для организации, так и личности в целом (см. табл. 1) [13, с.111-112].

Таблица 1. Компонентный состав информационной компетентности (И. Кислая)

Компонентный состав информационной компетентности

Объекты реальной действительности

Социальная значимость компетентности (для организации)

Личностная значимость компетентности

1. Информационно-поисковая компетенция Справочники, энциклопедии, Интернет Составление постановлений, распоряжений, приказов, нормативных документов Получение новых знаний
2. Информационно-аналитическая компетенция Литература, СМИ, Интернет Анализ работы предприятия: оформление помещений, размещение и обновление рекламы Умение анализировать любые поступки, ситуации
3. Информационно-коммуникационная компетенция Телефон, мобильный телефон, компьютер (электронная почта, Интернет) Консультация посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг, предотвращение и ликвидация конфликтных ситуаций; рассмотрение претензий, связанных с неудовлетворительным обслуживанием посетителей Общение с людьми
4. Информационно-оценочная (рефлексивная) компетенция Тесты, опросы Проведение необходимых организационно-технических мероприятий, тестирований и опросов Применение полученных или имеющихся знаний в жизненных ситуациях
5. Информационно-экологическая компетенция СМИ, Интернет Обеспечивает чистоту и порядок в помещении, контролирует соблюдение подчиненными производственной санитарии и гигиены Соблюдение чистоты окружающей среды
6. Информационная компетенция самосовершенствования и саморазвития Литература, СМИ, Интернет Повышение квалификации Самосовершенствование и саморазвитие
7. Информационно-операционная компетенция Телефон, мобильный телефон, Интернет, инструкции Работа на ПК Владение ПК
8. Информационно-этическая и информационно-правовая компетенция Общество, юридические справочники Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда Право на собственное мнение, безопасность частной собственности
9. Информационная компетенция сохранения (информационная безопасность) информации Хранение информации на сервере под паролем, сейфы Обеспечение безопасности секретным документам Средства и методы защиты информации

Такой компонентный состав, по нашему мнению, в полной мере отражает сущность информационной компетентности и значимость ее формирования и развития для каждой личности в частности и общества в целом.

Проведенный анализ результатов научно-педагогических исследований современных ученых позволил нам определить генезис понятия «информационная компетентность» и состояние его разработанности на нынешнем этапе развития общества. Определено, что понятие информационной компетентности является производным от общей информационной культуры личности и связанное с такими важными понятиями как информационная поведение и информационная этика.

На основе анализа подходов ученых к систематизации составляющих информационной компетентности личности мы пришли к выводу, что наиболее удачной системой является структура, предложенная И. Кислой, которая включает в себя информационно-поисковую, информационно-аналитическую, информационно-коммуникационную, информационно-оценочную (рефлексивную), информационно-экологическую компетенции, информационную компетенцию самосовершенствования и саморазвития, информационно-операционную, информационно-этическую и информационно-правовую компетенцию, информационную компетенцию хранения информации.

Перспективы дальнейших исследований в области развития понятия информационной компетентности видим в детальном исследовании составляющих вышеупомянутого образования, разработке методики и технологии формирования информационной компетенции у специалистов согласно отраслей знаний и исследование дальнейшего развития ключевых жизненноважны компетентностей личности в связи с бурным развитием информационного общества и глобализационными воздействиями.


Библиографический список
  1. Богачик М. Формування інформаційної компетентності старшокласників загальноосвітніх навчальних закладів URL: archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npd/2009_4/Bogachik.pdf.
  2. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: // http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  4. Information Literacy Competency Standards for Higher Education / URL://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm.
  5. Балакірова С. Ю., Павленко В. В. Інформаційна компетентність управлінця в контексті «культури реальної віртуальності» / Вісник НТУУ «КПІ». Філософія. Психологія. Педагогіка. 2012. Вип. 1
  6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб. : Университетская книга, 1998.
  7. Клімушин П. С. Кваліфікаційні вимоги інформаційної компетентності державних службовців / Теорія та практика державного управління. 2011. Вип. 2 (33).
  8. Матвієнко О. В. Основи менеджменту інформаційних систем : навч. посіб. / [вид. 2-ге, перероб. та доп.]. К. : Центр навч. літ., 2005. 176 с.
  9. Миронова О. І. Формування інформаційної компетентності студентів як умова ефективного здійснення інформаційної діяльності / Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. 2010. № 17 (204).
  10. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. Хуторский // Народное образование. 2003. № 2.
  11. Баловсяк Н. В. Формування інформаційної компетентності майбутнього економіста в процесі професійної підготовки : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Баловсяк Надія Василівна ; Інститут педагогіки і психології професійної освіти АПН України. К., 2006. 334 с.
  12. Бойцова О. М. Структура інформаційної компетентності та її аналіз для процесу професійної підготовки / URL://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Npdntu_pps/2011_9/boytsova.pdf.
  13. Кисла І. Г. Підходи до формування інформаційної компетентності вчителя загальноосвітнього навчального закладу / Інформаційні технології в освіті. 2008. № 2.


Все статьи автора «Роман Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: