УДК 398.4

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ШВЕДСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Сафрон Елена Александровна
ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры скандинавской филологии

Аннотация
В статье даётся краткая характеристика отрицательных персонажей шведского фольклора: мар, виттр, колдунов и ведьм. Выявляются ключевые особенности данных персонажей, генезис, а также выполняемые ими функции. Выясняется, являются ли анализируемые фигуры оригинальной составляющей исключительно шведского фольклора или элементами общемировой культурной традиции. Исследуется уровень опасности, возникающий при встрече человека с персонажами анализируемого типа.

Ключевые слова: ведьма, виттра, колдун, мара, отрицательные персонажи, шведский фольклор


NEGATIVE CHARACTERS OF THE SWEDISH FOLKLORE

Safron Elena Alexandrovna
Petrozavodsk State University
PhD in Philology, Senior Lecturer of the Scandinavian Philology Department

Abstract
The article provides a brief description of the negative characters of the Swedish folklore: maras, vittras, wizards and witches. The author wants to identify the main specifications of these figures, the genesis and the functions they perform. It turns out if the analyzed figures are the exclusive Swedish folk elements or the elements of the global cultural tradition. Another task is to investigate the level of danger that occurs when a person meets the characters of the analyzed type.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Сафрон Е.А. Отрицательные персонажи шведского фольклора // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7567 (дата обращения: 26.03.2019).

Работа выполнена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012 – 2016 гг. по подпроекту «SCANDICA: культурные конвергенции».

Со времён глубокой древности человек видел в окружающей среде источник угрозы, поэтому жизнь представлялась ему   беспрерывной борьбой за существование. Исчерпывающая характеристика такого мировоззрения была предложена самим народом в лице шведского крестьянина Й. Ёстлунда: «В старину люди испытывали страх перед виттрами и прочими злыми духами. Они постоянно старались вести себя таким образом, чтобы не вызвать их гнев. С большим подозрением они относились к  собственным соседям, а особенно к незнакомцам. И Бога, и троллей они боялись с одинаковой силой» [1].

Народные страхи находили своё отражение в фольклоре, воплощаясь в отрицательные персонажи, которые согласно легендам, преданиям, быличкам постоянно стремились причинить человеку вред.

Данных персонажей условно можно поделить  на две категории: к первой отнести существа из потустороннего мира (мары, виттры, тролли [2]), а ко второй – представителей мира людей (колдуны и ведьмы). Особо подчеркнём, что речь в статье пойдёт только о тех фигурах, которые всегда враждебны к человеку безотносительно к ситуации, поэтому в круг внимания не попадают такие персонажи как хульдры, водяные, эльфы, лесные хозяева и проч.

Традиционным отрицательным персонажем шведского фольклора является мара. Мара – злой дух, олицетворение ночных кошмаров (отсюда французское cauchemar) [3, c.110].  Согласно убеждениям шведов, некоторые злые люди либо сами превращались в мар, одержимых жаждой душить спящих [4], либо каким-либо образом насылали кошмарные видения: тогда человеку начинало сниться, что ему угрожает опасность, но не было сил позвать на помощь.

Данное существо имеет одноимённого аналога в славянской традиции. Так, по замечанию А.Н. Афанасьева, у славян так называли злого духа или призрака. Это слово было этимологически связано со словами морок, мрак [5, c.39]. Также у немцев в Средние века бытовала вера в то, что мара могла оседлать спящего человека и скакать на нём до тех пор, пока несчастный совсем не выбьется из сил: «Der mar rîtet dich». В фольклоре Британии это существо получило имя night-mare, в фольклоре голландцев  naeht-maer [5, c.74]. По другим сведениям мара – это душа человека, которая направляется на совершение дурных дел, пока его тело спит [4]. Таким образом, становится очевидным, почему влиянием мар в Швеции объяснялось и явление сомнамбулизма. Об этом рассказывает  хуторянин Нильс-Олоф Хёглунд: «Как-то раз башмачник сидел за работой. Внезапно он увидел, как спящая служанка подошла к двери и сказала: «Ух, холоден и долог путь до Калькебю». Башмачник бросил в неё колодку, и служанка тот час проснулась» [6].

Причиной возникновения мары мог быть не только злой умысел, но страстная влюблённость или сексуальное влечение: мара приходила ночью к тому, к кому её невольный создатель испытывал привязанность, ложилась спящему на грудь и начинала с силой давить на неё. К примеру, арендатор И.Й. Сёдерхольм из деревни Вик рассказывал, что его отец знал человека, которого постоянно преследовала мара. Однажды тот придумал положить на ночь себе на грудь гребень зубьями вверх. Когда дух увидел гребень, он перевернул его, и спящий тотчас же проснулся [7]. Таким образом, находчивый мужчина не пострадал.

Шведы верили, что мара, рождавшаяся вследствие любовного недуга, внешне напоминала сотворившего её человека: «В Торпе жила девушка, которую преследовала мара. Несколько раз она была на грани между жизнью и смертью. Обратились за помощью к мудрому старику, который был в состоянии выяснить, кто виновен. Они увидели призрак обнаженного молодого человека, который лежал поперёк тела несчастной. Его узнали. Мара точь-в-точь напоминала парня, который был влюблён в эту девушку. Он так много думал о ней, что создал мару, которая душила по ночам предмет его страсти [8]. Обратим внимание на то, что в мифологии средневековой Европы существовали похожие персонажи мужского пола, называемые инкубы (incubus,  от латинского incubare, «ложиться на»), и женского – суккубы (succubus, от латинского succubare, «ложиться под»). Эти демоны принимали человеческий облик и по ночам соблазняли спящих, особенно часто преследовали монахинь и святых отшельников [9, c.545].

Мары были опасны не только для людей, но и для скота. Для защиты от них прибегали обычно к следующим средствам: башмаки на ночь ставились носками по направлению к двери [6], над кроватью крепились сосновые ветки [10], а под неё клали какой-либо предмет из стали [11]. Аналогично в Шотландии на порог дома или под оконный карниз помещали кусок железа, чтобы феи не могли подменить новорожденного [12, c.135]. Также особенно раскидистые и пышные ветви отрубали и оставляли в конюшне, т.к. верили, что они не позволят марам мучить лошадей [7].

Шведские крестьяне также верили, что по ночам мары могут ездить на коровах. Чтобы помешать этому, перед входом в хлев клали две перекрещённых косы лезвиями вверх. Считалось, что когда мара наступит на лезвия, то порежется не она, а наславший её человек [6].

Ещё один способ борьбы с марой – обращение к богу: молитва и крестное знамение заставляли демона отступать [13].

К категории представителей потустороннего мира, несущих угрозу человеку, относилась также виттра. Народ виттра, виттерфольк (vitterfolk) в фольклоре Северной Швеции – подземные жители, родственные троллям, альвам (эльфам). Виттры   не только походили на людей внешне, но и носили такую же одежду,  как и жители той местности, где они обитали. Часто они исполняли те же песни, что и крестьяне [14]. Жили под амбарами или постройками на летних пастбищах [15].  О происхождении виттр рассказывает следующая легенда, записанная в 1925 г. от  Й. Блумдаля из деревни Гуликсберг: «Дьявол и его приспешники, осуждавшие Бога и лелеявшие планы, как бы его уничтожить, были низвергнуты в преисподнюю. Те ангелы, которые словом или помыслами согрешили перед Богом <…> понесли более мягкое наказание. Они были отлучены от лика Господа и приговорены до судного дня жить среди людей. Так появились виттры. Так же, как и смертные, они должны были работать, радоваться и страдать.

Господь ответил на молитвы виттр и существенно укоротил их жизнь. Смерть стала для них искуплением греха, средством освобождения и основной целью их существования» [16].

Существует ещё одна христианская легенда о происхождении виттр: «у Адама перед Евой была ещё одна жена, которую он впоследствии отверг. От неё и пошли виттры» [17].

Сельские жители были убеждены, что домашние животные могли видеть виттр, тогда как для людей они оставались невидимыми. Согласно традиционным воззрениям шведского народа, невидимость – это качество, присущее всем представителям потустороннего мира, т.е. «родственникам Люцифера» [18]. Представления такого рода являются говорящим образцом мифологического мышления: там, где человеческий разум оказывается бессильным, на помощь всегда приходит некое «чудесное» объяснение. Сверхъестественное объяснение мы встречаем и в следующем шведском поверье: если вечером, лёжа в постели, слышали, как где-то в доме скрипели стулья, считали, что виттра сидела на них [19].

В случае, когда человек наступал на невидимую виттру, либо случайно каким-либо образом обижал её, она насылала на виновника болезнь, с которой могли справиться только колдуны или знахарки [20]. В свою очередь, те, кто отправлялся в лес, должны были плевать или справлять нужду только в том месте, где сами же сидели, иначе виттра могла причинить им вред [21]. По-видимому, это убеждение возникло на основе анимистических представлений о том, что всё окружающее пространство наполнено духами, поэтому любое неосторожное действие могло вызвать их недовольство.

Перед виттрами особенно были уязвимы маленькие дети. Новоиспечённый отец должен был обязательно взять на руки младенца и прочитать над ним молитву, иначе «виттра могла его забрать» [22]. Также виттра могла наслать болезнь на ребёнка, если воду, в которой его купали перед сном, не оставляли в доме до рассвета, а сразу выливали во двор [23]. В свою очередь, по свидетельству крестьянки Э. Бильстрём, вода, вылитая после захода солнца, могла навредить и самой виттре [20]. Очевидно, что уязвимость виттры перед водой подчёркивает её связь с демоническим миром, т.к. согласно утверждению А.Н. Афанасьева, «вода смывает и топит всякие напасти злых духов» [5, c.176].

Именно по этой же причине виттра как выходец с «того» света, чьё время наступает после заката, могла навести порчу на воду, использованную для купания детей.

Виттры не только заманивали, но и похищали людей с помощью колдовства: внезапно человек  подхватывался  неведомой силой и оказывался в прекрасно обставленной комнате. Его приглашали сесть за стол, где в качестве угощения подавали ящериц, змей и лягушек. Также за обещание остаться в мире виттр предлагались богатые дары либо золотые монеты. Тот, кто пробовал пищу, либо принимал предлагаемый подарок, становился их добычей. Если же человек отказывался, то его без всякого вреда возвращали обратно [15]. Очевидно, что в данной ситуации поедание пищи из потустороннего мира делает и самого вкушающего сопричастным к миру нечистой силы.

Тем не менее, к людям были враждебно настроены не только представители потусторонних сил, но и некоторые выходцы из рядов самих смертных. Речь идёт о колдунах и ведьмах. Народная ненависть к этим фигурам в фольклоре отражала реальную ситуацию, сложившуюся в Скандинавии в эпоху Средневековья: 1500 – 1700-е гг. стали периодом беспрерывных войн и экономической нестабильности, поэтому, как замечает шведская исследовательница П. Эрикссон, люди хотели найти объяснение сложившейся ситуации, следовательно, старались найти козлов отпущения, в роли которых выступили ведьмы и колдуны. За это время в Европе было казнено более 60 000 женщин [24].

Людям данной профессии приписывали различные преступления: питье крови из человеческого черепа, воровство останков с кладбища и т.п. [25]. Имело место убеждение, что перед смертью колдуны и ведьмы должны были передать кому-то своё искусство, иначе их кончина будет мучительной, а душа попадёт в ад [26]. Впрочем, подобные верования и сейчас бытуют во многих Европейских странах [3, c.380].

В Швеции взаимоотношения колдуна и  церкви носили неоднозначный характер. Маг часто обвинялся в связи с дьяволом, т.к. любая попытка наделить себя функциями Творца, т.е. управлять  людьми и природой, воспринималась как греховная [27, c.59]. Однако не всегда ситуация складывалась именно так.  Дело в том, что шведский колдун, также как и исландский, мог обращаться к помощи священного писания. К примеру, по сообщению крестьянина Пера Монссона, «в Библии были описаны способа колдовства, но потом их убрали, и теперь их нет» [28].

Священник также отнюдь не всегда выходил победителем из битвы с колдуном. Об этом рассказывает следующая легенда: «В заливе в Торпе жил Бим-Свен. Он был настоящим колдуном и дурным человеком во всех отношениях. Дома он вёл себя как настоящий дьявол: таскал за волосы и бил жену. Дошло это до ушей пастора Шенберга: он пересёк озеро по льду, пришёл в дом к Бим-Свену и стал увещевать его. На обратном пути лошадь священника стала посреди озера и никакие крики и удары не могли заставить её сдвинуться с места. Пришлось пастору вернуться обратно и помириться с Бим-Свеном» [29]. По мнению Дж. Дж. Фрезера, такое противоборство возникло только на поздних этапах развития религии, т.к. первоначально функции жреца и мага совпадали: «Человек добивался благосклонности богов и духов с помощью молитв и жертвоприношений и одновременно с этим прибегал к чарам и заклинаниям» [27, c.59].

Часто принадлежность к колдунам определялась по национальному признаку. Так, шведам было свойственно приписывать умение наводить чары финнам и лопарям. Данная склонность может быть во многом мотивирована враждебностью и подозрительностью ко всем «чужакам», а в особенности к представителям других национальностей. В этом отношении показательны легенды  и предания о финских колдунах, в которых магические умения приписывались не одному человеку, а целому народу. К примеру, шведские крестьяне рассказывали, что жители двух финских поселений в Нэстаншё ненавидели друг друга, поэтому с помощью колдовства  принуждали медведя  убивать скотину то в одной, то в другой деревне [30]. Ещё один фактор, заставляющий видеть в финнах и саамов колдунов, – религиозное противостояние. Дело в том, что эти народы были христианизированы достаточно поздно, а многие саамы и сегодня являются убеждёнными язычниками.

Вспомним ещё одну легенду 19 века, в которой изображается изобретательная мстительность  саамской колдуньи: «В  приходе часто слонялась старая лопарка, которую местные прозвали «Лопарка-Анке». Она умерла в 1850-е или 60-е годы. Старики говорили, что эта «Лопарка-Анке» была настоящей ведьмой. Однажды она пришла в одну усадьбу и попросила какую-нибудь старую юбку, пусть хоть совсем рваную. Хозяйка была крайне скупа, поэтому только бросила злобный взгляд в сторону саамки, но ничего не дала.

В это самое время дочь хозяйки должна была выйти замуж, поэтому отправилась в церковь на венчание. Внезапно везущая её лошадь понеслась бегом, невеста упала и изорвала свадебное платье. Пришлось ей возвращаться домой. Когда лопарке рассказали о случившемся, она сказала: «Наверное, лошадь испугалась какой-нибудь старой юбки». Тогда все сразу поняли, в чём было дело» [31]. Отметим, что аналогичные поверья существовали и у славян: колдун мог бросить под ноги лошадям, везущим невесту, горох или зерно, и кони тот час же вставали как вкопанные. Такая остановка предвещала несчастье в семейной жизни [3, c.390], поэтому колдуна или ведьму старались задобрить заранее.

Итак, в результате проделанной работы мы можем говорить о том, что встреча в фольклоре человека с отрицательными  персонажами обычно не приводит его к гибели: чаще всего речь идёт либо о незначительном вреде, либо о гипотетической угрозе.

Будучи носителями демонического начала, отрицательные персонажи, тем не менее, наследуют и многие человеческие черты. Так мары выступают в качестве alter ego своих создателей, которые с помощью злых духов удовлетворяют свои низменные инстинкты. Подобно им и виттры воплощают собой грешников, в наказание за свои проступки сосланных на землю, т.е. служат напоминанием человеку о грядущем наказании за неблаговидные дела. В свою очередь, колдуны это те же смертные, только наделённые сверхъестественными способностями.

Таким образом, несмотря на то, что человек всегда противопоставлял себя миру нечистой силы, а, следовательно, и отрицательным фольклорным персонажам, он был связан с ним теснее, чем ему бы хотелось.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Den stora fruktan [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:VIII_1917. Uppteckningsnr: 2562. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=4135 (дата обращения: 30.07.2014)
  2. Сафрон Е.А. Образ тролля в скандинавской фольклорной волшебной сказке // STUDIUM JUVENIS: Международный сборник трудов молодых учёных / Науч. ред. О.Н. Кондратьева, отв. ред. Н.Н. Кошкарова. Выпуск 5. Челябинск: Уральская Академия, 2012. С.206 – 210.
  3. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  4. Maran [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:V_1916-1917. Uppteckningsnr: 1166. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=217 (дата обращения: 16.07.2014)
  5. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян в 3 т. Т. 3. М.: Эксмо; СПб.: TERRA FANTASTICA, 2002.
  6. Maran [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte: IX_1918. Uppteckningsnr: 3195. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=220 (дата обращения: 17.07.2014)
  7. Maran [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: EU1486. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=7998 (дата обращения: 17.07.2014).
  8. Det var en flicka i Torp, som… [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: HA1579. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=10494 (дата обращения: 25.07.2014).
  9. Инкубы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. Энциклопедия, 1997. Т.1. А-К. С. 545.
  10. Medel mot “maran.” [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:II_1915. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=211 (дата обращения: 25.07.2014).
  11. Mot maran [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. År: 1917. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=2 (дата обращения: 25.07.2014).
  12. Железо // Энциклопедия суеверий / Сост. Э. Рэдфорд, Е. Миненок, М.: Локид-Миф, 1997  С. 135.
  13. Skyddsmedel mot maran: befalla mig i Guds hand [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: EU16066.   Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=7877 (дата обращения: 25.07.2014).
  14. Vittrefolk [Электронный ресурс] // Nordisk familjebok. Режим доступа: http://runeberg.org/nfcl/0475.html (дата обращения: 24.03.2014).
  15. Om vittror, gengångare, sjörå etc. [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv.  Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=532 (дата обращения: 24.03.2014).
  16. Adam första hustru [Электронный ресурс] Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:V_1916-1917. Uppteckningsnr: 1334. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=2733 (дата обращения: 30.04.2014)
  17. Vittror. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ungafakta.se/kunskapsbanken/svenska-oknytt/material/Svenska%20oknytt,%20Vittror.pdf (дата обращения: 19.03.2014).
  18. De är av Lucifers släkte, de där vittra …[Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: EU29687.  Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=9384 (дата обращения: 30.03.2014).
  19. Vittra sitter på stolarna [Электронный ресурс] // Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:V_1916-1917. Uppteckningsnr: 1072. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=2769  (дата: обращения 19.04.2014).
  20. Billström E. Vittra // Ålsta [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: NM1549. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=11625 (дата обращения: 12.04.2014).
  21. Spotta för sig [Электронный ресурс] // Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:V_1916-1917. Uppteckningsnr: 980. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=4014 (дата обращения: 12.04.2014).
  22. Då barnet är fött. [Электронный ресурс] Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:I_1915. Uppteckningsnr: 243.
    Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=1985 (дата обращения: 25.03. 2014).
  23. Barns badvatten [Электронный ресурс] Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:II_1915. Uppteckningsnr: 619. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=2153 (дата обращения: 30.03.2014).
  24. Eriksson P. Häxor I Sverige [Электронный ресурс] // Mimersbrunn.  Режим доступа:  http: //www.mimersbrunn.se/Haexor_i_Sveriges_historia_8856.htm (дата обращения: 12.10.2013).
  25. Glögg i dödskalle. [Электронный ресурс] Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:IV_1915. Uppteckningsnr: 1077. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=1828 (дата обращения: 25.07.2014).
  26. “Flint-Brita” var ett sockenhjon… [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: HA1690. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=10604 (дата обращения: 25.07.2014).
  27. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М. АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.
  28. “Det säges, att det i bibeln… [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: HA556. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=6583 (дата обращения: 25.07.2014).
  29. “Bim-Sven” bodde i Viken i Torp. … [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: HA1318. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=7777 (дата обращения: 25.07.2014).
  30. Trollfinnar [Электронный ресурс] Ur Nordiska museets arkiv. Uppteckningsnr: HA556. Режим доступа:  http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=1899 (дата обращения: 25.07.2014).
  31. “Lapp-Anke.” [Электронный ресурс] Ur Länsmuseet Västernorrlands arkiv. Bok/Häfte:II_1915. Uppteckningsnr: 536. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=1911 (дата обращения: 25.07.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сафрон Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация