УДК 159.922

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИ ПОДРОСТКОВ

Сборцева Татьяна Васильевна1, Кудака Марина Александровна1
1Череповецкий государственный университет, к.пс.н., доцент

Аннотация
В статье обосновывается актуальность раннего выявления аддиктивного поведения и предлагается теоретическая модель прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения подростков.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, девиантное поведение, педагогически организованная среда, подросток, прогнозирование рисков


ON THE QUESTION OF WORKING OUT OF A MODEL OF FORECASTING OF POSSIBLE RISKS ADDICTIVE BEHAVIOR OFTEENAGERS

Sbortceva Tatiana Vasilievna1, Kudaka Marina Aleksandrovna1
1Cherepovets State University, PhD in Psychology, docent psychology

Abstract
Article is devoted to urgency of early revealing addictivebehavior and there is the theoretical model of forecasting of possible risks addictive behavior of teenagers.

Keywords: adaptable potential, addiction, addictive behavior, deviant behavior, forecasting, self-relation


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Сборцева Т.В., Кудака М.А. К вопросу о реализации модели прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведени подростков // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7413 (дата обращения: 28.09.2017).

Развитие современного российского общества характеризуется через такую особенность как противоречивость: прогрессивный, по своей сущности, процесс изменений большинства сфер жизни человека определяет нестабильность социальных и экономических процессов в последние годы и десятилетия. Изменяющиеся экономические явления содержат в себе различного вида опасности – угрозы из вне жизни и здоровью человека, его  социально-психологическому развитию; психологической безопасности личности, обуславливают угрозы внутри личности (безалаберное восприятие своего физического здоровья; присутствие отрицательных привычек и зависимостей, приобретение различного вида аддикций; повышенную конфликтность, неумение выстраивать отношения с окружающими; определение жизнедеятельности в соответствии с ложными целями и т.п.) предопределяют угрозы для личности человека, впрямую  не зависящие от окружающей среды.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, 2000 г, указывается необходимость организации безопасного развития личности человека в социальной среде, которое является необходимым условием позитивного становления российского общества и решает задачи обеспечения на территории России личной безопасности человека и гражданина, его прав и свобод, определенных Конституцией РФ; развитие гармоничных отношений между различными межнациональными группами населения, обеспечение  правопорядка и поддержание социальной и политической стабильности общества.

Изучению проблем девиантного поведения молодежи и подростков посвящено достаточное количество исследований (Я. Гилинский, И. Гурвич, В.Д. Менделевич, М. Русакова, Р.Г. Садыкова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин и др) [2], [9]. А.Г. Данилин, И.М. Данилина [3], [4], Д.В. Колесов [5], А.Г. Макеева, И.В. Лысенко [7], О.Л. Романова [11], В.Л. Юлдашев [12] выделяют в рамках девиантного поведения понятие аддиктивного поведения.

Ц.П. Короленко в качестве аддиктивного  поведения рассматривает поведение, проявляющееся в стремлении к уходу от объективной реальности, через изменение своего психического состояния путем приема психоактивных веществ или постоянной и длительной  сосредоточенности внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается формировапнием интуитивных эмоций [6].

В контексте нашего исследования под аддиктивным поведением понимается злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние (алкоголь, психоактивные, наркотические средства и т.п.).

Данный  страх, в большей степени присутствует у людей с низкими адаптационными возможностями. Подросток выступает наименее защищенным субъектом воздействия в созданных условиях, в силу психологических  и социальных особенностей возраста он не обладает опытом противостояния психотравмирующим факторам воздействия внешней среды. Такая возрастная категория как подростковый возраст особенно подвержена влиянию различных аддиктивных факторов, таких как различные фармакологические, наркотические зависимости, зависимости от компьютерных игр, в которых преобладает стремление к уходу от реальности. Пятницкая И. Н., рассматривает проблему аддиктивного поведения преимущественно с биомедицинских позиций [10]. Современные исследователи проблемы формирования и развития аддиктивного поведения в процессе развития личности выделяют два отличающихся друг от друга подхода к решению данного вопроса. Один из них выделяет аддиктивное поведение как психологический феномен преимущественно обусловленный социальной  природой, второй расставляет приоритеты на интернальных факторах аддиктивного поведения, взаимосвязанных со спецификой химико – биологической организации человека, а индивидуально-психологические  и социальные составляющие проблемы и риски возникновения аддиктивного поведения разрабатываются не достаточно детально. Таким образом, риски имеют многофакторную природу  [8].

Микросреда жизнедеятельности подростка определяется кризисными явлениями во многих сферах социальной жизни. Появляется реальная угроза формирования неуверенности и страха перед действительностью, что обуславливает стремление уйти от реальности. Уход от реальности затрагивает деятельность и общение подростков в педагогически организованной среде. Проблемы во взаимодействии со сверстниками, невнимательное отношение педагогов к возрастным и психологическим особенностям подростков провоцируют развитие и формирование различных форм и видов отклоняющегося поведения.

В современных условиях наблюдается стремительное увеличение  школьников подросткового возраста склонных к различным формам и видам аддикции. Появление аддиктивного поведения у подростков возможно лишь при наличии значимой (референтной) среды [1]. Но психологические механизмы формирования, развития, проявлений этой среды и прогнозы ее возникновения практически не исследованы. Запускающими механизмами возникновения рисков в педагогически организованной среде могут выступать следующие компоненты: школьный детский коллектив, специфика образовательного учреждения, взаимодействие семьи и школы и др., которые могут самостоятельно выступать микросредами для формирования аддиктивного поведения.

Таким образом, присутствует противоречие между справедливой необходимостью обеспечения безопасного социально-психологического развития подростка и отсутствием модели прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

 Для решения этого противоречия авторами предпринимается попытка теоретической разработки и последующей реализации модели, позволяющей достоверно и объективно прогнозировать и оценивать риски развития аддиктивного поведения подростков в различных сферах жизнедеятельности (семья, школа, сверстники и т.п.).

Теоретическая модель прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения подростков с нашей точки зрения может состоять из четырех блоков: биологического (генетическая предрасположенность к различного рода аддикциям), психологического (характеристики самоотношения, а именно самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение, отраженное саоотношение и др.), социального (влияние семьи, сверстников и др.), экономического (уровень безработицы региона, нестабильность экономической ситуации региона и т.п.).

Данная модель прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения подростков может быть осуществлена в разработке комплекса мероприятий для профилактического воздействия и коррекции аддиктивного поведения подростков в рамках каждого блока отдельно и всей модели в целом.

Названный комплекс мероприятий, по нашему мнению, может состоять из: ранней диагностики и выявления рисков аддиктивного поведения подростков,  своевременной профилактической работе с подростками и их родителями, коррекции возникающего и предполагаемого отклоняющегося поведения, организации психологического просвещения педагогов по проблемам возникновения различных форм аддикции у подростков.

В результате проработки мероприятий в рамках каждого блока  возможно  увеличение прилагаемых усилий, применяемых различными профессионалами, работающими с данной категорией детей, государственными структурами, общественными организациями для обеспечения безопасного социального развития ребенка. Во время осуществленная правильная оценка возможных  рисков возникновения аддиктивного поведения подростков будет способствовать своевременному принятию оптимальных решений о минимизации или возможной нейтрализации угроз, и обеспечит проектирование условий безопасного социального развития ребенка в педагогически организованной среде.


Библиографический список
  1. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э. Е. Бехтель. – М.,  1986. – 180 с.
  2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. – СПб.: Медицинская пресса. 2001. – 200 с.
  3. Данилин А. Г., Данилина И. М. Как спасти детей от наркотиков / А. Г. Данилин, И. М. Данилина. – М., 2001. – 350 с.
  4. Данилин А. Г., Данилина И. М. Наркомания /А. Г. Данилин, А. М. Данилина. – М., 2001. – 300 с.
  5. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д. В. Колесов. – М., Педагогика. 2000. – 270 с.
  6. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. / Ц. П. Короленко. – 1991. – № 1. – с.8-15.
  7. Макеева А. Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников / А. Г. Макеева, И. В. Лысенко. –СПб., 1999. – 244 с.
  8. Кудака М.А., Каракина Т.Г. Проблемы возникновения рисков аддиктивного поведения подростков в процессе обеспечения безопасного социального развития/ Материалы IV Международной научно-практической конференции «Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании / под ред. И.А. Лагорева. – Брянск: БГТУ, 2012. – 368 с.
  9. Менделевич В.Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов.–Казань, РЦПНН при КМРТ, 2002.–240 с.
  10. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма / И. Н. Пятницкая. – М., 1988. – 225 с.
  11. Романова О. Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: зарубежный обзор //Вопросы наркологии. / О. Л. Романова. – 1996. – №3. – С. 97 – 107.
  12. Юлдашев В. Л. Социально-психологические и биологические факторы аддиктивного поведения подростков: автореф. дис. на соискание уч. степ.д. м. н. / В. Л. Юлдашев. – М., 1997.


Все статьи автора «Кудака Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: