УДК 316.77; 070

РОЛЬ МАС МЕДИА В ДОСТИЖЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Маркина Юлия Валерьевна
Ростовский государственный экономический университет
кандидат филологических наук; доцент кафедры журналистики факультета Лингвистики и Журналистики

Аннотация
Признавая за СМИ статус немаловажного политического института, следует проанализировать формы взаимодействия политических и финансовых институтов и системы средств массовой информации, что и явилось целью данной статьи. Сегодня медиаконгломератов становятся все меньше, но они, в свою очередь, контролируют все большее число СМИ.

Ключевые слова: геополитика, качественные и деловые издания США., масс-медиа, транснациональные корпорации


THE ROLE OF MASS MEDIA IN ACHIEVING OF GEOPOLITICAL INTENTS

Markina Yulia Valerievna
Rostov State Economic University
Candidate of philological Sciences, associate professor of the Journalism department, the faculty of Linguistics and Journalism

Abstract
The purpose of this article is the analysis of the forms of political and financial interaction with mass madia. Today the mediacorporations become less, but they, in turn, control the increasing number of media.

Keywords: geopolitics, quality and business publications USA, transnational corporations


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Маркина Ю.В. Роль мас медиа в достижении геополитических целей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7127 (дата обращения: 26.05.2017).

Средства массовой коммуникации в современных условиях  являются системой распространения информации, которые способны формировать духовные ценности общества и активного воздействуют на представления, оценки, мнения, поведения людей.  Кроме того, можно утверждать, что СМИ выступают важнейшим ресурсом социального управления и необходимым условием функционирования современного общества.

Признавая за СМИ статус немаловажного политического института, следует проанализировать формы взаимодействия политических и финансовых  институтов и системы СМИ, что и явилось целью данной статьи.

Еще с появления первой французской газеты «La Gazzette» в 1631 году печать использовалась для воздействия на людей, на их сознание и поведение.  В дальнейшем главной  целью изданий, функционирующих в рамках авторитарной теории печати являлась   поддержка и проведение политики действующего правительства. СМИ считаются источником  социальных преобразований, когда они соответствуют концепции свободы печати или либертарианcкой теории, основанной на свободе воли и  отвергающей зависимость печати от государства. Основоположниками данной теории считают английский философов XVII века Джона Мильтона, Джона Локка.

В современных условиях мы становимся свидетелями усиления роли печати, радио и  телевидения в лоббировании интересов различных политических и финансовых групп и объединений. Масс-медиа на сегодня являются одним из основных институтов социализации современного человека и формирования его культурных и идеологических установок, то есть СМИ непосредственно задействованы в процессе становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

В 1964 году в Бостоне был опубликован один из самых известных трудов немецко-американского философа Герберта Маркузе «Одномерный человек». В  своей книге автор анализирует классовые различия в рамках целостной системы, «никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. При этом  одной из главных ролей в этом играют непосредственно средства массовой  коммуникации в целом, и телевидение, в частности. Они деформируют опыт и порабощают воображение, поэтому человек определяется не столько  классовой принадлежностью, сколько вовлеченностью в систему потребления. Исследователь Г.Маркузе рассматривает «потребление как ситуацию детерминации ложными потребностями, а не как удовлетворение потребностей» [1].

Многие исследователи (М. Маклюэн, Дж. Гербер, Б. Багдикян, И.Н. Панарин, С.Г. Кара-Мурза, И.М. Дзялошинский и другие) в разное время признавали значительную роль масс-медиа в формировании общественного сознания и в протекании политических процессов. Кроме того, уже посвящено немало работ изучению СМИ как инструмента целенаправленного использования для достижения политических целей, информационного обеспечения внутренней и внешней политики. В силу этого средства массовой коммуникации постоянно становятся ареной столкновения разнонаправленных политических интересов и позиций, а контроль над информационными потоками является важной ставкой в политической борьбе. В XXI веке все больше и больше побед одерживается не с помощью оружия, а при участии газет, журналов, телеканалов и интернет-сайтов.

«Информационная открытость современного мира становится тем мостом, по которому осуществляются самые различные контакты, в том числе и в геополитической сфере. Информационное пространство становится, с одной стороны, ареной ожесточенной геополитической конкуренции, с другой – одной из важнейших сфер жизнедеятельности современного сообщества, с третьей  – важнейшим инструментом воздействия на мировое общественное мнение» [2, с. 12].

Следует отметить, что СМК играют далеко не последнюю роль в достижении геополитических целей. Геополитика  как научная дисциплина зародилась в конце XIX века. Постепенно в спектр изучения геополитики входят новые аспекты жизнедеятельности государств, поднимая ее до уровня системной науки.  Советский словарь иностранных слов даёт следующую трактовку термина геополитика: «Реакционная лженаучная теория, возникшая и получившая развитие в эпоху империализма, , которая утверждает, что развитие государства, социальные и экономические отношения определяются исключительно географическими, физическими и т.п. условиями. Империалистические государства и стоящие за ними капиталистические монополии обосновывают геополитикой свою империалистческую захватническую политику. Опираясь на геополитику германский фашизм выводил теорию «жизненного пространства». Направленную на завоевание чужих стран и порабощение других народов.  Американские империалисты пытаются с помощью геополитики обосновать свои притязания на мировое господство» [3, с. 153].  В современных же  исследованиях геополитика интерпретируется более многопланово, например, как наука  о взаимодействии  и связях  политики и пространства. «Геополитика – это наука, рассматривающая зависимость поведения государства от совокупности материальных факторов, которые позволяют этому государству осуществлять контроль над пространством, в том числе и своим собственным» [4].

Учёные считают  геополитику областью знаний, которая изучает в комплексе географические, демографические, экономические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие значительное влияние на стратегический потенциал государства. Такая трактовка геополитики, в частности, представлена в работах таких отечественных авторов, как Э. А. Поздняков,  К.С. Гаджиев, Ю.В. Тихонравов и др. Среди зарубежных  исследователей геополитики  выделяются труды И. Лакоста, Ж. Леви, А. Т. Мэхэна, К. Риттера, Р. Челлена, К. Шмитта и других. Геополитика, по мнению Э.А. Позднякова, основной акцент делает на «раскрытии возможностей активного использования факторов физической среды и воздействия на неё в интересах экономической, военно-политической и экологической безопасности государства» [5, с.24].

Вступив в эпоху глобализации, СМИ  неравноправно обеспечивают информацией мировое сообщество. «Немалое значение приобрела в этой связи и  движение антиглобалистов, которое определяет в свою очередь собственные подходы идеям глобализма и к глобализации» [6, с.14]. Следовательно, принятие адекватных геополитических подходов в  процессах глобализации с помощью журналистского участия может способствовать формированию наиболее справедливого и гуманного мирового сообщества.

Благодаря высокому экономическому развитию США, Европа и Япония стали естественными лидерами глобализации. В связи с этим, можно рассматривать глобализацию  как наращивание монопольной позиции экономически развитых стран на мировом рынке, а также  как экспансию национального капитала.   Вместе с тем, как писал в своей диссертации в 2008 г. М.Луна, «монополизм –  это побочный эффект глобализации, который может быть значительно ослаблен. Однако глобализация – не только итог, она еще и механизм становления мировой экономики. Как таковая она характеризуется не только масштабами и глубиной интеграционных процессов, но еще и приоритетом финансовой интеграции» [7, с.10].

Стало возможным использование геополитики в качестве средства идеологической мотивации внешней политики и обоснования приоритетов в данной области. В XXI веке все ярче проявляются геополитические цели  отдельных держав, которые  стали формироваться  после окончания II мировой войны. В 1940-е годы «политологи США стали разрабатывать новую американскую глобальной внешнеполитическую стратегию. Они пришли к выводу, что главной выигравшей стороной в ходе  Второй мировой войны явились Соединенные Штаты, поскольку потери СССР и Германии, геополитических противников США, колоссальны.  Благодаря этой войне американская экономика вышла из многолетнего экономического кризиса. Экономический  и политический успех, достигнутый в ходе  второй мировой войны, было необходимо закрепить. Для американских теоретиков отправной точкой служило  утверждение об особой миссии  США в мире» [8, с.15].

Современная геополитика, получившая распространение в США и некоторых  других странах, является претензией крупных  западных держав на мировое господство. Использование СМИ в геополитических интересах приводит к крайним проявлениям этнической, национальной и религиозной нетерпимости. Пример бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия, распавшейся на множество мелких государств; распад Чехии и Словакии… – все это говорит о тех трудностях и перегибах, которые возможны на пути конституирования новых политических систем» [9, с.43]. В 2014 г. подтверждением деструктивной геополитики США являются события в Украине. Как заявил в апреле 2014 г. на глобальном университетском форуме  Министр Иностранных Дел С.Лавров, «США пытается использовать Украину как пешку в своей геополитической игре».

В круг исследуемых геополитикой  вопросов с конца ХХ века  вводятся проблемы медиакратии, как геополитического фактора. Один из первых теоретиков медиакратии Маршалл Герберт Маклюэн полагал, что СМИ выполняют ту же функцию, что и фольклор, потому что объединяют людей и порождают коллективизм. Медиакратия трактуется как «власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем масс медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений. Некоторые аналитики полагают, что понятие медиакратии утопично, так как основано на абсолютизации роли СМИ, по мнению этой группы исследователей, само понятие внедрено в понятийный аппарат коммуникативистики для того, чтобы способствовать распространению концепций, стимулирующих фетишизацию масс медиа и их манипулятивную деятельность, направленную на создание мнимых представлений о реальности и будущем».

По мнению известного отечественного политолога И.Н.Панарина, в 1945 году стала формироваться Новая Британская империя  с управляющими центрами в Лондоне и Нью-Йорке. Транснациональный американо-британский капитал постепенно создал медиакратию, с помощью которой осуществляется  навязывание определенных стереотипов всему населению планеты.

Крупнейшие мировые СМИ, контролируемые НОВОЙ Британской империей:

- Телеканалы СNN, ABC,CBS, NBC, BBC;

- газеты “Wall-Street Journal”;”New York Times”, “Washington Post”

- журналы “Newsweek”, “Time”, “US News & World Report”;

- медиаконцерны “Walt Disney”, “News Corporation”, “Time Warner”,

В 1990-е годы стали  образовываться громадные транснациональные корпорации (ТНК) – новые субъекты геополитики, которые в значительной мере освободились от контроля конкретного государства. «Появился специфический тип глобализма – финансово-экономический глобализм транснациональных элит, нацеленный на сохранение и упрочение мировой власти новых субъектов геополитики (ТНК) путем доминирования Новой Британской империи (НБИ)» [10].

Конец ХХ века был ознаменован также образованием очень крупных собственников  в сфере масс медиа, часть которых росла в международных масштабах. На сегодняшний день среди крупнейших транснациональных медиакорпораций, можно выделить  «News Corporation» (США – Великобритания) Руперта Мэрдока, “Bertelsmann”(ФРГ), “Time Warner” (США), “Walt Disney Company” (США), “Viacom” (США). Ведущие медиаконцерны достигают своих целей не только путем накопления капитала и ориентации на клиентов (читателей, зрителей, слушателей, потребителей). Транснациональные медиакорпорации способны также оказывать давление на политику именно благодаря тому, что продуктом их деятельности является публицистика и непосредственное влияние на многочисленные умы. При этом медиакорпорации стараются учитывать и объединять развитие технологий с классическими механизмами управления общественностью. Благодаря умелой политике и использованию новейших коммуникационных технологий медиамагнаты – Руперт Мердок (News Corp.), Самнер Редстоун (Viacom) – достигли не только колоссальных капиталов, но и смогли занять ведущие позиции на международном рынке производства и распространения медиапродукции.  В последние годы транснациональные информационные корпорации, дающие возможность поистине всемирного охвата стран и континентов, привлекают пристальное внимание не только зарубежных, но и отечественных исследователей [11].

Можно с уверенностью заявлять, что ведущие  печатные СМИ США выступают как часть корпоративной системы, входящей в состав американского истеблишмента. СМИ такого уровня, как  «New York Times», «Washington Post», «Wall-Street Journal», «Forbes», «Fortune» активно участвуют во всех этапах политических процессов как внутри страны, так и за рубежом.

Качественная пресса США функционирует как один из наиболее проверенных способов влияния на общественное мнение в интересах могущественных в экономическом и политическом отношении представителей американского истеблишмента. Близость к центрам политической и экономической власти – вот причины столь высокого мирового влияния американских деловых и качественных изданий. Читатели  газет «New York Times «Wall-Street Journal»,», журналов «Forbes» и «Fortune» не без основания могут полагать, что знакомы с мнением людей, решающих судьбы мира. «Они являются представителями суперклана, сформированного из космополитической элиты без гражданства, где американский политико-экономический истеблишмент выступает первичным компонентом. Организующим элементом этого суперклана выступает НБИ. Аналитические и «мозговые тресты» НБИ оказывают огромное влияние на политику США [12, с. 20].

Многие крупные медиапредприятия, владеющие коммуникационными сетями, стремятся получить контроль над сознанием и умами миллионов читателей, слушателей, зрителей. Причем в XXI веке их позиции усиливаются. Так, по мнению некоторых экспертов, расцвет интернета должен был привести к демонополизации информационного пространства и возродить честную доступную конкуренцию. Однако реальность оказалась прямо противоположной: бесконечная «многовариантность», очевидно характеризующая всемирную сеть, вовсе не служит препятствием к монополизации и этого информационного пространства. Медиагиганты уже практически завоевали «мировую паутину», утверждая он-лайн присутствие, и занимая все большее пространство в мире информации и в сознании своих потребителей. На данный момент в США базируется значительная часть крупнейших мировых медиакорпораций, которые оказывают  влияние  как на функционирование национального американского медиарынка, так и и на развитие многих процессов во всем мире. В качестве примера можно привести News Corporation – диверсифицированую транснациональную коммуникационную корпорацию, состоящей из значительных владений в Австралии, нескольких крупнейших газет и книжных издательств в Великобритании, США, Азии и Латинской Америке. News Corp. занимается разработкой цифровых систем телерадиовещания, производством и распространением телевизионных программ, кинопродукции, изданием журналов, газет, книг и прочее. News Corp. принадлежат киностудия «20th Century Fox», телевещательная сетья Fox, National Geographic Channel, кабельный канал Fox News. «В том числе в её медиа активы входят 25 журналов (включая «TV Guide» и «The Weekly Standard»), 132 газеты (американская «New York Post» и всемирно известные британские «The Times» и «The Sun»), а также книжное издательство «HarperCollins». Владелец «News Corporation» Руперт Мэрдок, оказавшись перед необходимостью выбора стратегии развития в момент кризиса «новой экономики», пошел своим собственным региональным» путем – его империя BskyB активизировалась на азиатских рынках, особенно в Китае. Однако при этом осторожный мистер Мэрдок не забыл о своих интересах в других частях света» [13].

В начале 2000-х годов практически все лидеры информационно-коммуникационных отраслей США искали оптимальные корпоративные стратегии, которые бы  улучшили их финансовые показатели и  оптимизировали операционную деятельность. Так, в частности, американская корпорация Viacom равномерно распространяла свой контент по интернету, телевидению, радиоэфиру и  печати, по «старинке» докупая к одним СМИ другие. Viacom признан мировым лидером в создании и реализации  информационно-развлекательной продукции, включая музыку и спортивные программы. Эта корпорация кроме этого занимается издательством и развитием веб-страниц,  концентрирует телевизионные спутниковые  станции, парки развлечений и отдыха, производство и распространение театрализованных шоу, оперирует в сфере продаж музыкальных дисков и видеофильмов. История данной транснациональной корпорации началась 4 июня 1971 года, когда Viacom International окончательно отделилась от материнской компании CBS Incorporation и стала самостоятельной общественной компанией. «1987 год становится переломным  для корпорации, так как в этом году на медиасцену выходит Самнер Редстоун, который выкупает 83%  компании Viacom, после чего она стремительно набирает обороты. Именно С.Редстоун активно скупает новые активы, что в результате выводит корпорацию Viacom на один уровень с такими медиагигантам как  Time Warner, News Corporation, Bertelsmann, Walt Disney Co, Vivendi» [14]. Со временем Редстоун убеждается  в том, что производства содержания, то есть контента – намного более важный и прибыльный компонент, чем механизмы дистрибуции. И именно поэтому он инвестирует в такие компании как  Columbia Pictures, Twentieth Century Fox, Orion Pictures и  Paramount Pictures, что  впоследствии приносит огромную прибыль.

Решающую роль в судьбе Viacom стало приобретения контрольного пакета акций над MTV. Владелец С. Редстоун  уже владел к тому времени огромной сетью кинотеатров в США и понимал молодежную культуру, что стало важным фактором в дальнейшем развитии MTV. Когда 1 августа 1987 г. в эфир впервые  вышел канал MTV Europe, то началась длительная эволюция и продвижение MTV от «американского продукта» в мировой универсальный брэнд. Таким образом, в области СМИ тенденция к глобализации выразилась в небывалом расширении рынка телепродукции.

Что касается воздействия телевидения на культурные ценности, на духовную жизнь, на эстетический внутренний  мир современной российской молодежи, то можно выделить следующее: резко снизилось количество образовательных программ. На многих молодежных каналах (Муз ТВ, MTV) интервьюеры нередко демонстрируют невежливость и разнузданность, намеренное употребление жаргонной лексики, фамильярность ради популярности у аудитории.

Опираясь на вышеизложенные принципы и подходы, следует отметить, что сегодня  развитые державы располагают широкими и разнообразными возможностями для достижения своих геополитических целей и защиты государственных интересов посредством информационно-идеологического влияния через транснациональные медиакорпорации (ТНК)  на мировое общественное сознание. В политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы, поскольку интеллектуальное влияние остается важнейшим аспектом политического регулирования.  «Информация и коммуникации стали более важной составляющей, так как понятия «информация» и «мощь» все более и более переплетаются и становятся неразрывно связанными между собой [15, c.46].

Можно с уверенностью говорить о том, что на сегодня глобальные транснациональные корпорации экономически развитых стран являются главными игроками на мировой арене. Именно ТНК являются ведущей силой развития и повышения эффективности экономики большинства стран, их основным структурным элементом, Значительных масштабов данные  процессы приобрели в последние  три десятилетия. В целом транснациональные медиакорпорации — это сложный, постоянно развивающийся феномен в системе современного информационного пространства, который требует постоянного внимания, дальнейшего изучения и международного контроля.


Библиографический список
  1. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: изд-во REFL – book. -1994.
  2. Фролов Д.Б.. Информационное противоборство в сфере геополитических отношений : дис. … д-ра полит. наук : 10.01.10. – М.,  2006.
  3. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова.  – М.: госуд. изд-во иностранных и национальных словарей. – 1949. – 803 с.
  4. Дугин А. Основы геополитики. – М., 1999. URL: http://polbu.ru/dugin_geopolitics  (дата обращения: 20.02.2014).
  5. Поздняков Э. А.  Геополитика. – М., 1995.
  6. Гаджиев К. С.  Введение в геополитику. Изд. 2-е. – М., 2000.- 415 с.
  7. Луна М. Х. Геополитические учения и геополитический дискурс в журналистике:  на материале публикаций в газетах “Время новостей”, “Коммерсантъ”, “Нью-Йорк Таймс” и “Эль Паис”: автореферат диссерт. … канд. филол. наук : 10.01.10 .-  М., 2008.- 26 с.
  8. Р.Н.Евстигнеев, Л.П.Евстигнеева.  Россия и экономическая глобализация // Общественные науки и современность.- М., 2000. – № 2. С.5-17.
  9. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. – СПб. – 2002. С. 43- 44.
  10. Панарин И.Н. От Единой России к Евразийской Руси. М.- 2007. URL: http://panarin.ucoz.com/Stranitsi/konsteptsia12.html  (дата обращения: 5.02.2014).
  11. Мовсеян А.Г, Огнивцев С.Б. Транснациональный капитал и национальные государства  // Мировая экономика и международные отношения.-  2005 – № 6. – С. 45-57  / Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. – М.: МГУ, 1991 / Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003 / Качкаева А.Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации СМИ в России. – М., 1999
  12. Озерова Е.Г. Деловая пресса и истеблишмент США: стратегии взаимодействия и контроля // Автореферат диссертации на… канд. полит. наук. Специальность 10.01.10 – Журналистика. СПб., 2008.  – с. 11-23
  13. Руперт Мердок – Американский медиамагнат, глава News Corporation  / URL: http://www.release-me.ru/history/merdok.php(дата обращения: 5.02.2014).
  14. Транснациональные корпорации в интернет-энциклопедии «Кругосвет» URL:  http://www.krugosvet.ru/articles (дата обращения: 14.01.2014).
  15. Байчик А.В.  Политические стратегии транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства. Диссертация…канд. полит. наук. -  СПб.,  2005. -  С. 46


Все статьи автора «gregor»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: