УДК 373

ВАЖНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЛЕСГАФТА В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ И ОСАНКУ

Марков Дмитрий Леонидович1, Ухов Владислав Андреевич2, Априамашвили Георгий Гурамович3, Цымбалов Михаил Юрьевич4
1Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, преподаватель кафедры
2Московский городской педагогический университет, факультет изобразительных искусств, студент
3Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, преподаватель кафедры
4Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, преподаватель кафедры

Аннотация
В настоящее время Правительство РФ уделяет много внимания вопросам здоровья. Создание Центров здоровья (их только в г.Москва 50), где любой гражданин России может бесплатно получить рекомендации по поводу здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, подобрать диету, узнать, как правильно двигаться или бросить курить. Высококвалифицированные специалисты отвечают на вопросы посетителей, проводят тестирование и дают рекомендации. Правительство России также поддерживает и социальные проекты: создание Клубов здоровья, Школ здоровья и оказывает поддержку Некоммерческим Организациям (НКО), деятельность которых посвящена различным аспектам здоровья и здорового образа жизни. В предыдущие годы больше внимание уделялось лечению заболеваний, были попытки создания системы профилактических осмотров, но постепенно интерес к ним пропадал.
Отрадно отметить, что основа здоровья лежит именно в предотвращении заболеваний, в проведении профилактических мероприятий, которые сохраняют здоровье.

Ключевые слова: воспитание, двигательная активность, Лесгафт, НКО, нормальный ночной сон., образование, основа здоровья, профилактика., рациональное питание, режим дня, экология, эмоции


THE IMPOTANCE OF PEDAGOGICAL IDEAS OF LESGAFT IN EDUCATION FOR PHYSICAL AND MIND DEVELOPMENT OF CHILDREN. THE INFLUENCE OF LIFESTYLE ON THE HEALTH AND THE POSTURE

Markov Dmitry Leonidovich1, Ukhov Vladislav Andreevich2, Apriamashvily Georgy Guramovich3, Tsimbalov Mikhail Yurievich4
1Russian University of Peoples Friendship, Department of Clinical Physyology and Non-medicamental Methods of Therapy of Medic’s Retraining Faculty, Lecturer of Department
2Moscow City Teacher Traning University, Faculty of Fine Arts, Student
3Russian University of Peoples Friendship, Department of Clinical Physyology and Non-medicamental Methods of Therapy of Medic’s Retraining Faculty, Lecturer of Department
4Russian University of Peoples Friendship, Department of Clinical Physyology and Non-medicamental Methods of Therapy of Medic’s Retraining Faculty, Lecturer of Department

Abstract
Currently, the Government of the Russian Federation pays much attention to health issues. The creation of Health Centers (in Moscow 50 Centers only), where any citizen of Russia can get free recommendations about healthy lifestyles and the rejection of bad habits, pick up a diet, learn how to stop smoking. Highly qualified specialists answer the questions of the visitors, conducting tests and give recommendations. The Russian Government also supports of social projects creating Health Clubs, Health Schools, and support for the work of Non-Profit Organizations (NPOs), which are dedicated to various aspects of health and healthy lifestyle. In previous years, more attention was paid to the treatment of diseases, were the attempts to create a system of preventive examinations, but gradually the interest was gone.
It is gratifying to note that the basis of health is in the prevention of diseases, the preventive measures that preserve health.

Keywords: daily routine, ecology, education, emotions, NGOs, normal night's sleep, physical activity, prevention., rational nutrition, the basis of health, upbringing


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Марков Д.Л., Ухов В.А., Априамашвили Г.Г., Цымбалов М.Ю. Важность педагогических идей Лесгафта в образовании для физического и интеллектуального развития детей. Влияние образа жизни на здоровье и осанку // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7122 (дата обращения: 03.10.2017).

Вопросам профилактики заболеваний отводится самое важное место вот уже пять тысяч лет в традиционной медицине Китая. В Древнем Китае считался лучшим врач, пациент которого был здоров, а врач был уважаем за свой профессионализм. В настоящее время и в нашей стране имеется интерес к традиционной китайской медицине, особенно к вопросам сохранения здоровья с помощью ее методов [1]. Мы говорим об использовании лечебной физической культуры, массажа, рационального питания, применения системно-пищевых и лекарственных растений и, что очень важно, двигательной активности, сохранения экологии жилища, соблюдения режима дня и сохранения положительного эмоционального настроя, что является крайне необходимым  для любого человека, а особенно для растущего организма, для его полноценного развития как физического, так и интеллектуального.

Целью нашей работы является оценка особенностей развития опорно-двигательной системы, ее возрастных особенности в зависимости от двигательной активности, сохранения положительных эмоций, режима дня и рационального питания, а также влияние экологии жилища на здоровье.

Задачи, которые должны решить педагоги и медицинские работники для сохранения здоровья и для правильного развития опорно-двигательной системы в детском и подростковом возрасте, состоят в важности активного образа жизни, обучения занятиям спортом, воспитания волевых качеств характера, чередования труда и отдыха, соблюдения режима дня и использования рационального питания, пребывания на свежем воздухе, сохранения положительных эмоций.

Более ста лет назад еще в 19 веке об этом писал наиболее крупный ученый после Н.И.Пирогова – анатом дореволюционной России – Петр Францевич Лесгафт (1837-1909), основоположник функциональной  анатомии и теории физического воспитания. Он был основоположником научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. Педагог, анатом, врач Пётр Францевич Лесгафт, будучи профессором Санкт-Петербургского государственного университета - преподавателем анатомии человека, он понимал важность физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. он участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Профессор понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребёнка П.Ф.Лесгафт отводил воспитанию. П.Ф.Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. В учении Лесгафта рассматривалось единство физического и духовного развития личности, что весьма актуально и в наше время.

Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения… Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается»,— писал он. Иными словами, «движение – жизнь» [2,3].

Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы. Утверждал, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования.

Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности человека. “Большинство воспитателей,— писал он,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на “прирождённую испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Обыкновенно спешат допустить существование врождённых дурных наклонностей, красноречиво толкуют о “неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребёнок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остаётся в тени; и верить не хотят, что «испорченность ребёнка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник» [2,3].

Малоподвижный образ жизни, неправильный режим дня и неполноценное питание, плохая экология жилища и неблагоприятная экологическая среда приводят к ослаблению организма и слабости мышечного корсета, нарушениям функций позвоночного столба, а также к снижению волевых качеств, снижению интересов.

В целом функции позвоночного столба зависят от слаженной работы всей опорно-двигательной системы [4]. При слабости мышц осанка сидящего и стоящего человека отличается от нормальной осанки. В свою очередь неправильная нагрузка на мышцы туловища в положении сидя и стоя приводят к нарушениям осанки.

В последние годы в интернете можно найти сайты клиник, кабинетов, которые занимаются вопросами коррекции осанки методами массажа или мануальной терапии. Этот вопрос привлекает внимание многих специалистов в медицине и дает возможность пациентам получить квалифицированную помощь. Мы ознакомились со мнением специалистов и приводим выдержки из сайтов. “Дефектом осанки считается увеличенный грудной кифоз, приводящий к сутулости, либо увеличенный поясничный лордоз, проявляющийся выпячиванием таза кзади, а живота кпереди. У детей с дефектами осанки голова часто наклонена вперед, а плечевые суставы приведены так, что грудная клетка кажется запавшей за счет напряжения больших грудных мышц. Такая осанка характерна для подростков в период полового созревания. Девочки часто стыдятся происходящих в их организме изменений и сутулятся, стараясь спрятать растущую грудь. Мальчики, как правило, вообще не заботятся о своей осанке и, быстро прибавляя в росте, превращаются в долговязых, худощавых, а то и вовсе тощих подростков с поникшей головой, сутулой спиной и непомерно длинными руками” [5].

В данной статье мы рассмотрели возрастные особенности развития опорно-двигательной системы и важность педагогического воспитания. Для развития опорно-двигательной системы в детском и подростковом возрасте очень важен активный образ жизни, занятие спортом, чередование труда и отдыха, режим дня и рациональное питание, пребывание на свежем воздухе, положительные эмоции. Чтобы организм был крепким с хорошей опорно-двигательной системой и хорошим иммунитетом ребенку нужна не только помощь медицинских работников, но и целенаправленная помощь семьи и школы. Физическая активность не только способствует развитию тела, но и укрепляет волю,  целеустремленность, дисциплинирует и  развивает лидерские качества.

Заключение

В течение 17 лет на своей кафедре мы готовим специалистов по медицинскому массажу, по мануальной терапии и многим другим специальностям. Наши выпускники работают как в Москве, так и в регионах Российской федерации, а также в зарубежных странах. И надо отметить, что только комплексный подход может помочь в решении поставленных нами задач, он более эффективен, чем отдельно взятые методы. Мы сотрудничаем с педагогами, спортсменами, их тренерами вот уже многие годы и видим, что вопросы здоровья физического и интеллектуального надо решать сообща, пока дети еще не перешли в категорию “пациент”. А уроки физической культуры должны быть такими же важными, как математика, литература или кибернетика. Нужно разъяснять родителям и педагогам, что сутками сидящий за компьютером или у телевизора школьник приобретет зависимость и потеряет физическое здоровье, а иногда и интеллект. Интернет все больше входит в нашу жизнь: много удобств, все быстро, но у родителей и школы должна быть большая ответственность за физическое и психическое здоровье детей, которые пользуются благами цивилизации в ущерб своему здоровью.


Библиографический список
  1. Энциклопедия китайской медицины. Под редакцией доктора Дуо Гао. Секреты здоровья и долголетия. Издательская группа «Контэнт», отпечатано в Венгрии. 2010 год, 208 стр.
  2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. — М.: Физкультура и спорт, 1951—1956. Т. 1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч.1. — 1951. — 441, [3] с. : ил. Ссылка на электронный ресурс. http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t1_rukovodstvo_1951/go,446;fs,0/
  3. Педагогическая антропология П. Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия: Монография / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 210 с.
  4. Позвоночник в целом. http://vertebralis.jimdo.com/физиология/позвоночник-в-целом/  Ссылка на электронный ресурс.
  5. Нарушения осанки у детей и подростков/ Ссылка на электронный ресурс. http://www.pozvonochnik.org/?view=carriage

 



Все статьи автора «Галина Татаринцева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: