УДК 378

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье рассматриваются условия функционирования регионального образовательного комплекса, в частности – предметная подготовка будущих специалистов. Приводится подтверждение теоретических положений результатами опытно-экспериментальной работы. Дается вывод об эффективности формирования профессиональной мотивации обучающихся в условиях регионального образовательного комплекса.

Ключевые слова: предметная подготовка, профессиональная мотивация, региональный образовательный комплекс, Университетский учебный комплекс, условия функционирования


FUNCTIONING CONDITIONS OF A REGIONAL EDUCATIONAL COMPLEX

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article functioning conditions of a regional educational complex, in particular – subject training of future specialists are considered. Confirmation of theoretical provisions by results of skilled and experimental work is given. The conclusion about efficiency of professional motivation formation of students in the conditions of a regional educational complex is given.

Keywords: functioning conditions, professional motivation, regional educational complex, subject training, University educational complex


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Условия функционирования регионального образовательного комплекса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7118 (дата обращения: 31.05.2017).

Одним из условий функционирования регионального образовательного комплекса является предметная подготовка будущих специалистов. Традиционная система образования оторвана от предметной ориентации обучающихся на будущую профессиональную деятельность, что выражается в частности в обучении иностранному языку. В большинстве учебных заведений общего образования возможности иностранного языка как предмета, способствующего профессиональному самоопределению обучающихся, не используются в должной мере. Обучающиеся не видят перспектив практического применения иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности, что приводит к низкой мотивации изучения иностранного языка, а следовательно – к низкому уровню знаний. Изучение иностранного языка в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства способствует реализации принципа непрерывности и последовательности образования и формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.

Отличием в обучении иностранному языку в учебных учреждениях Университетского учебного комплекса является его практическая ориентация на будущую профессиональную деятельность. Работа с иноязычной информацией, грамотно подобранной членами Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные языковые знания в сфере профессиональной деятельности. В частности, профильное деление в старших классах учреждений общего образования комплекса позволяет средствами иностранного языка уделять особое внимание выбранному профилю будущей профессии.

Формирование профессиональной мотивации у обучающихся Ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется на всех этапах обучения: дошкольное, общее, профессиональное образование средствами всех учебных дисциплин. Преемственность и последовательность в обучении в учреждениях Университетского комплекса позволяют сформировать устойчивую профессиональную мотивацию. Мотивация к будущей профессиональной деятельности реализуется через создание условий для выбора профессии, для целенаправленного овладения основами профессиональных знаний.

За основу нами принимается следующее определение профессиональной мотивации: «Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [1, с. 386].  Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом.

Данное определение будет дополнено нами с учетом особенностей формирования профессиональной мотивации в образовательных условиях Ассоциации «Университетский учебный комплекс»:

Под процессом формирования профессиональной мотивации будущего специалиста следует понимать действия члена Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (учителя, воспитателя, преподавателя), побуждающие обучающегося образовательного комплекса:

1) к обоснованному объективными условиями выбору будущим специалистом будущей профессии и связанный с этим выбором выбор конкретного вуза;

2) стимулирующие будущего (в пролонгированном действии состоявшегося) специалиста к самостоятельному творческому и научному профессиональному росту и развитию.

В первой части положения нами подчеркивается объективность условий выбора будущим специалистом будущей профессии и соответствующего данному выбору вуза. К объективным условием мы относим действия членов Ассоциации УУК по профессиональному консультированию, профессиональному определению обучающихся комплекса в отличие от субъективных условий формирования профессиональной мотивации у обучающихся традиционных учебных заведений (близость расположения вуза, престиж выбранной профессии, совет друзей и т. д.)

Работа по формированию профессиональной мотивации будущего специалиста в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс» включает в себя несколько блоков, внутри которых ведется целенаправленная работа с конкретной сферой мотивации: целеполагание, теоретические и практические знания, умения, навыки обучающихся, психологические и возрастные особенности, эмоциональная сфера.

Внешние мотивы, стимулирующие к учебной деятельности в Ассоциации «Университетский учебный комплекс», действуют опосредованно, через внутреннее отношение обучающихся к созданным условиям обучения. Все составляющие учебной деятельности в учебном комплексе нацелены на формирование устойчивого положительного внутреннего отношения обучающихся к обучению и приобретению элементарных навыков будущей профессиональной деятельности.

Теоретические положения нашли подтверждение в опытно-экспериментальной работе, проведенной среди абитуриентов, выпускников и молодых специалистов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, разделенных на контрольные и экспериментальные группы.

Результаты анкетирования показали, что мотивы поступления в вуз у студентов экспериментальной группы (Ассоциация «Университетский учебный комплекс» при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства) истинные и осознанные. Выбор специальности будущих студентов экспериментальной группы был сформирован при целенаправленном и последовательном воздействии специалистов университетского учебного комплекса. Именно в учреждениях Ассоциации обучающиеся были сориентированы в выборе профессии, получили первые сведения об интересующей их специальности и узнали о путях дальнейшего образования, что подтвердили анкетные данные опрашиваемых и эссе на тему «Моя будущая профессия».

Результаты аналогичных исследований, проведенных в контрольной группе (традиционные дошкольные и учебные заведения), позволили сделать вывод о ложности мотивов выбора конкретной специальности опрашиваемыми. При выборе обучения в вузе решающим оказался факт престижности высшего образования в целом и настоятельные советы родителей и друзей без учета способностей и интересов абитуриентов. возможности конкретного использования полученной специальности в профессиональной жизни. В складывающей ситуации ложного мотивирования выбора высшего образования, вуза и определенной специальности, полученное образование не принесет пользы ни самому выпускнику вуза, ни экономике страны.

В ходе исследования было определено, насколько у будущих специалистов контрольной и экспериментальной групп сформированы: профессиональная потребность, профессиональная активность, профессиональная направленность, профессиональные умения, самостоятельность мышлений и поступков, что в целом дало представление об эффективности формирования профессиональной мотивации в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и в традиционном учебном заведении.

Показатели по тестовым методикам, полученные у опрашиваемых экспериментальной группы, в большинстве случаев значительно превосходят аналогичные показатели в контрольной группе.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации у обучающихся учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс», доказывают, что:

1) УУК способствует формированию профессиональной потребности будущих специалистов;

2) Педагогический процесс УУК побуждает обучающихся комплекса к проявлению активности в освоении профессиональных знаний, умений, навыков и в приобретении профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;

3) В процессе занятий в учебных заведениях УУК у обучающихся формируется профессиональная направленность;

4) УУК способствует формированию профессиональных умений;

5) УУК развивает у обучающихся самостоятельность мышления и поступков.

Следовательно, обучение в учебных заведениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствуют более эффективному формированию профессиональной мотивации обучающихся, чем обучение в традиционном учебном заведении.


Библиографический список
  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д. Балин, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крыловой, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: