УДК 82 – 1/-9

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСКУССТВА ТАТУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)

Куделина Анастасия Сергеевна
Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Аннотация
В данной статье рассказывается об функционировании искусства татуировки, а также об интерпретации татуировки в современном массовом кинематографе.

Ключевые слова: искусство тату, татуировка


OPERATION TATTOO ART IN CONTEMPORARY SOCIETY (MASS VISUAL CULTURE)

Kudelina Anastasiya Sergeevna
Far Easten State University of Humanities

Abstract
This article describes the operation of tattoo art, as well as on the interpretation of tattoos in modern mass cinema.

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Куделина А.С. Функционирование искусства тату в современном обществе (на примере массовой визуальной культуры) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6723 (дата обращения: 15.09.2020).

В конце XX -  начале XXI века произведение искусства  как таковое не является больше самоцелью. Оно рассматривается только как средство достижения определенного внутреннего опыта, как инструмент для создания особой атмосферы. Раскрашивание своего тела стало неотъемлемой частью современной массовой культуры. Мода татуирования стала прежде всего инструментом вторжения искусства в социальную реальность, внедрения новой эстетики в массы.

Массовое искусство тату как культурное направление раскрашивания тела отличается повышенным интересом молодого поколения, вследствие чего искусство татуирования проникает в самые массовые визуальные виды искусства: кино и рекламу.

Кинематограф в XXI веке играет одну их значимых ролей в мировой массовой культуре. Ориентация на киногероев прослеживается в подражательности многих людей. Искусство татуировки – не исключение, основное большинство молодых людей, сделавших татуировку, ориентировались либо на мнение друзей, либо на кинематограф, как а абсолютный определитель моды.

Цель нашей работы – интерпретация древнего магического искусства татуировки в современной культуре, выявление новых семантических принципов, реализованных в культуре.

М. Б. Медникова в своей работе « Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник» поднимает вопрос о смысле и месте  татуировки в различных культурах, а также о том, какое место занимает татуировка в современности [1]. В своей работе мы будем поддерживаться ее взгляда на данный вопрос.

Татуирование, отмечает М.Б. Медникова, как своеобразное манипулирование с телом в древности – неотъемлемый атрибут человеческой культуры. Причины возникновения обычая тату, возможно, кроются в естественных повреждениях кожи: шрамах, рубцах, появлявшихся в сражениях, на охоте у храбрых воинов, им хотели подражать, происходило это в конце Ледникового периода. Белокожие народы Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании практиковали татуировку, а чернокожие отдавали предпочтение рубцеванию, от рождения до смерти татуировка сопровождала индейские племена Полинезии и Индонезии. Чаще всего процедуры внешнего воздействия применялись при прохождении так называемых ритуалов перехода (при посвящении подростков, принятии в мужской союз, вступлении в брак, в знак траура), то есть процесса инициации.

Так, у австралийских аборигенов в качестве инициализации выступали опрыскивание кровью и татуировка. Боль при татуировке считалась необходимым жизненным испытанием. Девочка, не перетерпевшая боль при нанесении татуировки, став женщиной, не будет способна к деторождению, которое тоже сопровождается болью. Аналогично, мальчик не сможет быть хорошим воином. Таким образом, татуировка становится пропуском к нормальной жизни, а человек без татуировки не воспринимается в качестве полноценного человека.

В этом заключено одно из важнейших различий между человеком архаической культуры и современным человеком – неспособность последнего проживать свою органическую жизнь как таинство.

В традиционных культурах переход из одной возрастной и социальной категории в другую всегда сопровождался ритуалом, как правило, болезненным, и отождествлялся с подобием смерти и последующим возрождением в новом качестве (инициация подростков, вступление в брак). Точку перехода (испытания) можно, по-видимому, соотнести в иных терминах с точкой бифуркации, с моментом раздвоения сценариев жизни и смерти. И тот, кто  благополучно преодолел подобный  ритуал  получал новое имя и «новую жизнь».

Это свидетельствует об ином восприятии смерти, точнее, о семантическом равенстве смерти настоящей и ритуальной. Смерть при посвящении означала одновременно конец детства, неведения и самого состояния непосвященности. Эта мистическая кончина не содержала отрицательного эмоционального заряда, наоборот, она несла мифологическую идею тотального возрождения Космоса и племени.

У народов Центральной Африки рубцы в виде крокодильей кожи наносились на тела юношей во время инициации и были своеобразным испытанием на чувствительность к боли. Иногда изображения выполняли функцию талисмана, оберега; чаще всего это были изображения тотема племени. Тотем является священным животным, которое племя почитает своим предком.

С распадом общинно-родового строя и появлением социального неравенства татуировка стала означать общественное положение своего носителя. Особо обильная и качественно выполненная татуировка стала уделом вождей и жрецов [2]. Свое социальное значение татуировка не утратила и в наши дни. Но понимание татуировки как социального явления большое распространение получило в  криминальном мире, который не является объектом нашего изучения.

Как отмечалось выше, возникновение татуировок в основном связано с магией или ритуалами, касающимися достижения юношами и девушками половой зрелости. И только по истечении достаточно значительного периода времени эти традиции стали проявляться менее четко, и сама татуировка стала более декоративной.

В отличие от других европейская татуировка никогда не была связана с магическими, ритуальными или медицинскими традициями. В Европе игнорировалось утилитарное использование татуировки, как это имело место у племен, населявших острова Южных морей. Белый человек ограничился только изучением метода, который открыли и которым пользовались островитяне, и заменил ритуальные символы абстрактными или реалистическими рисунками, которые в модернизированном виде используются по сей день.

Вопрос о классификации татуировок весьма сложен. В настоящее время общепринятой классификации не существует, ее приходится создавать. А. Г. Бронников, например, отмечает, что попытки классифицировать татуировки преимущественно по тематике и содержанию рисунков были сделаны в 20-е годы И.Я. Якимовым, М.Н. Гернетом, Я.Н. Коганом. Из – за чрезвычайного многообразия рисунков и тематики, сложности подсчета и расположения татуировок на различных частях тела Я.М. Коган отказался от своего замысла, ограничившись перечислением и описанием знаков, символики и рисунков. Исследователь классифицирует  татуировки по следующим основаниям [3]:

•          форме выражения и смысловому значению, содержанию (тематической направленности), т.е. функциональной значимости;

•          месту расположения на поверхности тела;

•          способам нанесения;

•          способам удаления;

•          степени устойчивости;

•          размерам;

•          количеству на поверхности тела;

•          степени воздействия на субъекты восприятия и др.

Эта классификация, на наш взгляд, сложна для того, чтобы применять ее на практике, хотя является наиболее полной. Мы предлагаем классифицировать татуировки, использованные в современном кинематографе по символическому значению [2]. Таким образом, мы можем выделить следующие виды татуировок:

1.         Оберегающие

Рисункам на коже придаётся мистическое значение. Со времён первобытных людей тату, несущие подобную функцию, наносились на тело в надежде обезопасить, защитить себя от всевозможных бед. Сюда же относятся и изображения тотемов. Этот вид и поныне пользуется большой популярностью. Данная функция тату была реализована в американском сериале «Сверхъестественное» (тату у главных героев).

2.         Тату на память

Татуировки на память мало распространены в России. Но в Западной Европе и Америке тату с подобной функцией очень популярна.  На коже отображают памятные события и даты, имена любимых, портреты близких людей, номера телефонов и банковских счетов. Данная функция реализована в следующих фильмах:  «Хитман», «Помни».

3.         Коммерчерские тату

Коммерческие тату – особый вид татуировки. Они встречаются в основном на Западе. В средние века люди действительно зарабатывали деньги, демонстрируя зататуированное тело на ярмарках и в цирке. Сейчас встречаются татуировки-логотипы, но деньги за это платят совсем немногие компании и далеко не всем. Этот вид татуировок был отражен в фильма  «Тату».

4.         Эротические тату

Эротические тату наносятся с целью подчеркнуть чувственность или придать сексуальности своему телу. Цель ясна и прозрачна: привлечь партнёра. Считается, что татуировки эротического характера поднимают самооценку её обладателю.)

5.         Клановые тату

К клановым относятся все татуировки отображающие принадлежность к определённой социальной группе. Сюда можно отнести армейские, профессиональные, патриотические, татуировки заключённых. Истинно клановыми они были в Японии и Китае как знак причастности к кланам. В них заключена определённая информация, которую может расшифровать «посвящённый».)  В фильме «Разборки в маленьком Токио» – герой носил татуировку одного из влиятельных японских преступных кланов.

6.         Религиозные

Религиозные подразумевают нанесение на кожу рисунков с религиозной символикой. Часто встречаются изображения ликов Богов, кресты, распятия, цитаты из Корана, Библии, изречения святых. В фильме «Святые из Бундока» татуировка играет не только эстетическую роль при украшении главных героев, но и несет в себе философскую концепцию «может ли человек стать добровольным оружием Бога в борьбе с грешниками?».

7.         Декоративные (хрустальные)

Наиболее распространены декоративные татуировки. Это рисунки и орнаменты, при помощи которых просто украшают своё тело. В них не вкладывается никакого иного смысла, они не должны сообщать о чём-то. В этот раздел можно отнести также временные татуировки, то есть тату, которые наносятся на тело на определенный срок. К данному виду татуировок мы можем отнести все татуировки, которые были показаны в кинофильмах, поскольку тату создавались конкретно для данного героя,  а не актера.

Однако, стоит заметить, что подобный вид татуировок наиболее популярен среди людей, которые не хотят кардинально менять свой имидж. К временным татуировкам можно отнести и такой вид росписи по телу как менди. Этот вид татуировки пришел в Европу из Индии, и заключается в том, что при создании рисунка используется натуральный красящий пигмент – хна, а технология нанесения также отличается от традиционной татуировки тем, что рисунок наносится на кожу, а не под нее, что и вызывает только временный эффект.

8.         Татуировки – наказания

Татуировки-наказания уже не применяются. Хотя в Средние века они были широко распространены в Европе и России, а на Востоке применялись ещё дольше. Такая татуировка наносилась на лицо или руки и служила предупреждением для окружающих, что перед ними находится преступник. во Франции во времена Людовика IV знаками на теле клеймили падших женщин, жриц продажной любви, преступниц. Наиболее известным знаком была лилия на левом плече. Однако не всегда цветок был вытатуирован, нередко его наносили каленым железом.

В Древнем Риме, Китае и Греции татуировкой клеймили рабов и пленных. Это значительно упрощало поиск тех, кому удавалось бежать.

Весьма широкое распространение татуировки-наказания получили в Японии. Существуют сведения, что уже в VIII веке в стране восходящего солнца использовался данный вид тату. Одному из заговорщиков, решивших свергнуть существующую власть, нанесли татуировку прямо возле глаз, чтобы все знали, какое страшное преступление он задумал. Татуировки такого вида особо популярны были во времена II мировой войны, когда клеймили и дезертиров, и предателей и пленных.

Ярким примером подобной татуировки в современном кинематографе может служить тату из шведского фильма «Девушка с татуировкой дракона», а также в фильме, вышедший в прокат в 2011 году в России имел название «Страшно красив», где тату несло в себе и мистическую роль.

9.         Традиционные

Подобные татуировки стали привычными в культуре в период, когда татуировки были привилегией моряков, военных, криминальных элементов. Это чаще всего контурные рисунки с простыми сюжетами, без теней и небольшим количеством цветов. Подобный тип татуировки встречается в комедии «Большой куш».

10.       Устрашающие

Их родиной считается Полинезия, где аборигены покрывали лицо и тело узорами, сочетание которых казалось страшной маской. Сегодня этот вид татуировки встречается крайне редко и предназначен не для устрашения противника, но, скорее, для демонстрации себя, своего внутреннего мира и отношения к окружающему.

11.       Ритуальные

Ритуальные татуировки не предназначены для посторонних глаз. Это тайные знаки причастности человека. Крайне важно правильное расположение, размер, чёткое выполнение ритуалов нанесения знака. Сейчас ритуальные тату пользуются большой популярностью, но люди, нанося их, очень часто не знают истинного смысла изображения. К подобному виду татуировки мы можем отнести татуировки, которые несут в себе смысловую роль в одной из серий британского сериала «Плохие».

В своей работе мы раскроем не все виды татуировок из этой классификации, так как татуировки имеют помимо общего  значения, имеют свою индивидуальную символику, которая в современном кинематографе несет дополнительную информацию о герое, его привычках, жизни, предыстории.  Современное массовое кино традиционно относят к такому виду киноискусства как игровое кино. Игровой фильм — произведение, имеющее в основе сюжет, воплощённый в сценарии и интерпретируемый режиссёром, который создаётся с помощью актёрской игры, операторского и прочих искусств [4]. Одной из важных черт кинематографа заключается в том, что кино, показанное зрителям – это только часть жизни героя. Киногерой зачастую имеет предысторию, и историю после титров. Следовательно, сценаристам необходимо готовить зрителя ко встрече с героем, а потом – дать зрителю глубже понять психологию и поведение героя. В этом помогают художественные детали, одной из которых является татуировка, которая может дать зрителю основные факты из жизни героя.

Во многих кинокартинах роль татуировки не ограничивается ролью художественной детали, иногда татуировка является движимой силой сюжета.

В фильме «Тату»  [5], который вышел в мировой прокат в  2002 года, режиссер Роберт Швентке, показывает зрителю историю, разворачивающуюся вокруг расследования полицией зверских убийств, совершенных на улицах одного города. Неизвестный серийный убийца снимает татуированную кожу со своих жертв и за большие суммы продает ее любителям запретной экзотики.

В XVIII века подобные ситуации случались, татуировку ценили именно за ее эстетическую красоту, поэтому многие коллекционеры покупали ее у носителей, после смерти которых, татуировка срезалась с тела, хранить ее было очень неудобно, но это был единственный способ сохранить это культурное достояние. В данном кино – примере татуировка несла в себе сюжетообразующую функцию, однако зачастую татуировка дополняет авторский замысел, несет в себе определенную символику, разгадав которую зритель более полно и точно может понять киногероя.

Очень часто татуировка в кино может рассказать о социальном статусе героя, его интересах или профессии, она является дополнительной характеристикой героя, даже если на нее не ставится акцент она играет значимую роль для создания полного образа.

В сериале «Сверхъестественное» [6] два главных героя, братья Винчестеры, носят на ключице татуировку звезды, вписанной в солнце.

По роду своей деятельности, братья охотятся на сверхъестественных существ (оборотней, вампиров, призраков, демонов и др.) и данная татуировка защищает их от воздействия этих существ на их сознание.

Их татуировка защитная по своей функции. Герои сериала набивают пентаграмму, пятиконечную звезду, которая является древним символом, известный человечеству более трёх тысяч лет как символ охраны и безопасности.

Пентаграмму использовали в своих тотемах и ритуальных рисунках первобытные люди и представители самых ранних цивилизаций на территориях современной Греции, Ирана, Ирака и Турции. Пентакль был почитаемой эмблемой в Японии и у американских индейцев. Многие тысячелетия пентаграмма является символом добра и света. Солнце с древних пор символизирует  вечную жизнь, свет [7].

Таким образом, можно отметить, что ношение  этих символов на теле, всегда защищает обладателей от воздействия злых сил.

Татуировки, которые играют движимую силу в сюжете фильма, можно обнаружить на примере фильма  «Святые из Бундока» [8], вышедшего в 1999 г., режиссером которого был Трой Даффи.

Два обычных ирландских парня, братья Коннор и Мерфи, живут и работают в г. Бостоне, но однажды на них нисходит озарение, что это сам Бог послал их на землю с особой миссией, наделив святой силой, чтобы очистить мир от зла. И братья берутся за дело со всей серьезностью. Вскоре местную мафию охватывает настоящая паника — ведь методы «святых» не отличаются особой гуманностью. Братья своими методами уничтожают мафию, которая заполонила весь город и с которой не может справиться полиция. На их руках вытатуированы слова на латыни —  «Veritas» («Правда») на одной руке и «Aequitas» («Правосудие») на другой. Это их жизненные принципы — единственные законы, которым они подчиняются. Они добровольно становятся вершителями человеческих судеб на земле, творя свои дела во имя Бога. Татуировки на их руках, а также образ Мадонны на шеях – символизирует по идее фильма:

•          То, что они говорят – слова Бога, идущие с их уст

•          Руки их – орудие Бога, и совершая убийства, они восстанавливают справедливость.

Режиссер в данном фильме также пытается поднять вопрос о том, «может ли быть насилие во благо?» и сюжет фильма может привести к противоречивым выводам. Всю его сложность доказывают и реплики, данные людьми на улицах США и Канады, которые звучат во время титров.

Иногда татуировка, как клеймо, ставится отрицательным героям кинокартины. Татуировку нельзя скрыть, спрятать, уничтожить, она становится показателем твоих помыслов. Практика клеймения появилась в древнейшие времена как самый верный способ отличать преступника от порядочного гражданина, в Европе вплоть до конца XVIII века существовала такая традиция.

Именно татуировку – наказание получил один из второстепенных героев фильма «Девушка, с татуировкой дракона» [9], 2009 г., режиссер – Нильс Оплев.

Надпись «я садистская свинья, подонок и насильник»  набивает на его груди и животе, после очередного изнасилования своей воспитанницы, Лисбет Саландер. Она, в свое очередь, устраивает ему наказания, клеймя и вызывая полицию, которые обнаружат на постели улики против преступника.

Данный фильм, собственно, повествует о непростой судьбе одинокой и несчастной девушки, которая несмотря ни на что, оптимистична, смела и независима, которая надеется на счастливое будущее. И дракон, который украшает ее спину говорит нам об этом.

Дракон является классической татуировкой. Изображение дракона на тату показывает глубокое влияние, которое японская и китайская культуры оказывали на западные татуировки на протяжении почти двух столетий. На Востоке дракон символизирует четыре стихии – Земля, Ветер, Огонь и Вода – и четыре стороны света – Восток, Запад, Север и Юг. Татуировка дракон символизирует благородство, магию, силу преобразования и воображения, упорство, верность, силу и способность выходить за пределы обычного.

Тату дракон часто используется как символ силы и власти. Драконы также являются символом духовных и магических качеств. Они является одними из самых известных мифологических существ во всем мире [7].

Восточных драконов, который изображен на спине героини символизирует различные стихии. Не будучи ни добром, ни злом, они зачастую представляют собой силы природы, которые могут быть как добрыми, так и жестокими.

Такой является и героиня кинофильма. Эта татуировка очень многое рассказывает нам о характере героине, и дает нам право думать о том, что в будущем ее жизнь сложится прекрасно.

Во многих современных боевиках татуировка является отражением внутренней сущности героя. А зачастую она становится его единственным именем.

Так происходит и с героем кинофильма «Хитмен» [10], в 2007 г. фильм вышел в прокат, режиссер кинокартины  – Ксавьер Генс.

Хитмэн был обучен, как высоко профессиональный убийца, чье самое мощное оружие — это хладнокровие и безмерная гордость за свою работу. 47 — это две последние цифры на штрихкоде, вытатуированном на его затылке, а также его единственное имя. Он обучен только выполнять задания и указания. Хитман  – идеальный биоробот, который не способен на размышления и на проявление чувств. Воспитание, которое получил Хитман, полностью обезличило его, лишив не только индивидуальности, но и имени.

Но иногда, создатели фильмов и сериалов, пытаются отразить первобытную магическую силу тату, так, мы это увидели в одном из современном американском фильме в жанре романтической сказки «Страшно красив» [11], вышедшем в прокат в  2011 году, снятом по мотивам одноименного романа Алекс Флинн, являющегося пересказом классической французской сказки о красавице и чудовище, действие которой перенесено в современный Нью-Йорк.

Действие разворачивается в современном Манхеттене. Молодой студент Кайл Кингсон очень красив внешне, но уродлив внутри. Ему обижает волшебницу Кендру которая накладывает на него проклятье – юноша превращается в урода. Чтобы его снять, он должен найти свою любовь в течении одного года. Татуировка в виде дерева на его руке, показывает сколько времени осталось до завершения этого года.

На протяжении фильма дерево на руке меняется в зависимости от времени года, и в зависимости от того, в какую сторону молодой человек изменился.

Татуировка   «Дерево» означает динамический природный рост, циклическую смерть и регенерацию. В разных культурах деревья считаются магическими, волшебными.Так же считается, что дерево связывает небо и землю, мир живых и мир потусторонний. Древо Жизни – начало всех начал, родитель жизни [7].

И чем сильнее герой хочет изменить свою жизнь, тем красивей становится дерево, покрываясь цветами и зелеными листами.

Иногда татуировка показывает национальную принадлежность киногероя к тому или иному народу и/или клану.

Примерами таких татуировок можно считать татуировки, использованные в фильме «Разборки в маленьком Токио» [12].

В американском боевике, вышедшем в 1991 году, «Разборки в маленьком Токио», один из героев обладает татуировкой, которая показывает его принадлежность к японской клановой преступной организации. Эта татуировка огненного дракона.

Дракон на груди — это классический персонаж традиционных японских татуировок. Это стремительный, яростный, но всегда одинокий древний образ. Чаще всего японцы набивают себе либо огненных, либо водяных драконов. У Тогавы (один из героев боевика) на груди набит огненный, который на Востоке принято считать символом благородства.

Его тело полностью покрыто японской традиционной татуировкой, что говорит о его принадлежности к клану якудза. Японская татуировка появилась около двенадцати тысяч лет назад, и несла духовное значение. Драконы являются одними из самых известных магических существ, поэтому их популярность как изображений для татуировок неумолимо растет. Дракон является символом мощи, поэтому тату с ним – это знак власти и силы. Такие татуировки символизируют магию и воображение, храбрость и верность, упорство и благородство [7].

Чуть позже они стали символом преступного мира — человек с наколками автоматически стал считаться преступником. Табу живет до сих пор, во многих спортазалах Японии висит табличка с перечеркнутым татуированным человеком — «Татуированным вход запрещен» .

Подобным образом завершается и образ цыгана Микки из британско – американской комедии Гая Ричи «Большой куш» [13].

Микки становится обладателем нескольких татуировок, которые дополняют и, возможно, комментируют стиль поведение и его поступки, совершаемые им на протяжении кинокартины.

Татуировка Бульдога — символ Соединенного королевства, ассоциирующийся не только с английским характером, но и персоналией — Уинстоном Черчиллем. Собственно татуировки с изображением собак символизируют дружбу, верность, преданность, заботу и счастье. Розы — символ чистой любви [7].

Герой представляется нам заботливым и любящим сыном, который впрочем не против обмануть проезжих американцев, но в то же время, он не может простить гибель матери, и потому наказывает виновных в этой трагедии.

Таким образом, мы можем прийти в выводам, что роль татуировки в кино высока. Массовое кино отражает те процессы, которые происходят в обществе на определенном этапе своего развития, и, конечно, в свою очередь влияет на развитие культуры в массах.

В ходе анализа мы пришли к выводу, что татуировка может нести в себе сюжетно – смысловую функцию, стать основной деталью кинофильма, или ее ключевым элементом, или же выполнять роль дополняющей характеристики для героя носящего ее.

Роль кинематографа в плане распространения велика. Молодое поколение ориентируется в основе своем на ту культуру, которая окружает с экранов телевизоров или мониторов, поэтому зачастую татуировка становится не осознанным выбором человека, а просто следованием за полюбившимся героем кинокартины.


Библиографический список
  1. Медникова, М.Д. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник / [интернет - ресурс]: http://www.modernlib.ru/books/mariya_mednikova/neizgladimie_znaki_tatuirovka_kak_istoricheskiy_istochnik/read_1/ // код доступа свободный, от 19.12.2012 г.
  2. Бедненко, Г. Символический смысл татуировки / [интернет - ресурс]: http://pryahi.indeep.ru/mythology/research/tattoo.html // код доступа свободный, от 20.11. 2012 г.
  3. Культурный статус татуировки / [интернет - ресурс]: kompost.runt_kul_turnyi_status_tatuirovki.html / код доступа свободный, от 23. 11. 2012 г.
  4.  Игровое кино / [интернет - ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%F0%EE%E2%EE%E5_%EA%E8%ED%EE // код доступа свободный, 0т 12.12. 2012 г.
  5. Фильм «Тату»/ [интернет - ресурс]: kinobanda.netfilm/11867/ // код доступа свободный, от 01.09.2012 г.
  6. Сериал «Сверхъестественное» / [интернет - ресурс]: the-cinema.ruhorror/1801…3-sezon.html // код доступа свободный, от 12. 12.2012 г.
  7.  Значение татуировок / [интернет - ресурс]: fermer1.ruznacheniya-tatuirovok-«tolkovanie-tatu» //  код доступа свободный, от 10 .10 2012 г.
  8. Фильм «Святые из Бундока»/ [интернет - ресурс]: kinobanda.netfilm/950// код доступа свободный, от 01.09.2012 г
  9. Фильм «Девушка с татуировкой дракона»/ [интернет - ресурс]: my-hit.rufilm/5557/online // код доступа свободный, от 01.09.2012 г
  10. Фильм «Хитман»/ [интернет - ресурс]: kinobanda.netHitman // код доступа свободный, от 01.09.2012 г
  11. Фильм «Страшно красив» /  [интернет - ресурс]: gidonline.ruСтрашно красив // код доступа свободный, от 01.09.2012 г
  12. Фильм «Разборки в маленьком Токио»/ [интернет - ресурс]: my-hit.rufilm/7942/online // код доступа свободный, от 20.12. 2012 г
  13. Фильм «Большой куш» / [интернет - ресурс]: my-hit.ruБольшой кушОнлайн // код доступа свободный, от 01.09.2012 г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анастасия Куделина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация