АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной потребности обучающихся Университетского комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: анализ результатов исследования, профессиональная потребность, профессиональный интерес, университетский комплекс, формирование профессиональной мотивации


THE ANALYSIS OF RESEARCH RESULTS OF PROFESSIONAL REQUIREMENT OF UNIVERSITY COMPLEX STUDENTS

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The analysis of research results of professional requirement of University complex students is presented in article. Research was conducted in control (traditional educational institutions) and experimental groups (educational institutions of the University complex) entrants, students of various courses, young specialists.

Keywords: analysis of research results, formation of professional motivation, professional interest, professional requirement, university complex


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Анализ результатов исследования профессиональной потребности обучающихся Университетского комплекса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6660 (дата обращения: 25.02.2024).

Первоначально необходимо выявить, испытывает ли обучающийся потребность в получении данной профессии, имеет ли он желание получить профессиональное образование.

Для исследования профессиональной потребности студентов была использована методика «Опросник для оценки потребности достижения успехов» [1, с. 469] и Анкета интересов [2, с. 380].

Опросник для оценки потребности достижения успехов предназначен для дифференцированной оценки двух взаимосвязанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудач. Определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение.

Опрашиваемым в каждой группе был предложен ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Испытуемые выражали степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись шкалой от +3 (полностью согласен) до –3 (полностью не согласен).

В зависимости от набранной суммы баллов, определяется, какая мотивация доминирует у испытуемого:

– от 165 до 210 – в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

– от 76 до 164 – доминирование стремления избегать неудачи.

– от 30 до 75 – определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Средний балл 169,6 в экспериментальной группе начинающих обучение в ПГУАС показывает, что в данной группе испытуемых преобладает стремление к успеху, хотя и в низкой степени (верхняя граница – 210 баллов). Стремление к успеху в данной группе ассоциируется со стремлением быть успешным в области профессиональной деятельности. Получая образование в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс», обучающиеся реализуют это стремление. Стремление к успеху способствует формированию положительной профессиональной мотивации, что, в свою очередь, повышает интерес к получаемым знаниям, умениям, навыкам. Интерес, постоянно подкрепляемый в учебном комплексе положительными стимулами (практическая направленность, профессиональная ориентация и т.д.), на более высоком этапе – обучение в вузе Ассоциации и, наконец, реальная профессиональная деятельность, становится привычкой, постоянной потребностью в профессиональном развитии. Даже незначительный успех в профессиональной сфере увеличивает стремление к успеху в целом. Эту закономерность можно выразить следующим образом: стремление к успеху→положительная профессиональная мотивация→профессиональный интерес →профессиональная привычка→профессиональная потребность

Среднеарифметический результат в 157,5 баллов в контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС позволяет сделать вывод о том, что в данной выборке доминирует стремление избегать неудачи. Стремление избежать неудачи проявилось и в выборе высшего учебного заведения и, соответственно, в выборе будущей профессии. Стремясь избежать порицания и недовольства родителей, абитуриенты выбирают профессию и вуз, понравившийся родителям (см. результаты анкетирования), стремясь избежать провала на вступительных экзаменах, обучающиеся поступали на специальность с меньшим конкурсом.  Выбрав профессию таким образом, выпускники и в будущем будут ориентироваться на максимальное избежание неудач, что не может обеспечить профессионального роста, развития профессионального мастерства.

Во второй группе – выпускники (4-5 курс) Пензенского государственного университета архитектуры и строительства – в экспериментальной и контрольной группах наблюдаются схожие тенденции, но с некоторыми количественными изменениями:

– в экспериментальной группе – 188,7 баллов, что свидетельствует о преобладании стремления к успеху;

– в контрольной группе – 161,6 балла, что говорит о доминировании стремления к избежанию неудач.

Если в экспериментальной группе у начинающих обучение в вузе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» сумма баллов была практически на границе стремление к успеху – стремление избежать неудачи, то в данной возрастной группе сумма баллов возросла до 188,7 баллов, что свидетельствует о повышении стремления к успеху у выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Это является доказательством того, что профессиональные намерения обучающихся нашли свое выражение в вузе Ассоциации УУК. Полученные на данный момент (4-5 курсы) профессиональные знания, умения, навыки удовлетворяют профессиональные стремления студентов и являются значимым профессиональном мотивом для становления будущих специалистов.

Положительные тенденции наблюдаются также и в контрольной группе тестируемых выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Сумма баллов, как и в первой возрастной группе (поступающие в ПГУАС), соответствует критерию «стремление избегать неудачи», однако количественно приблизилась к границе «стремление избегать неудачи – стремление к успеху». Можно говорить о том, что преподавателям вуза удалось, хоть и незначительно на данном этапе, изменить отрицательную мотивацию студентов. Большинство студентов, пришедших в ПГУАС случайно, по ложным мотивам, увлеклось специальностью и хотели бы в будущем работать по этой специальности (75% студентов 3-4 курса в контрольной группе).

Аналогичное тестирование было проведено и с выпускниками ПГУАС, проработавшими по специальности 3-5 лет. Положительные тенденции с незначительными количественными изменениями сохранились как в экспериментальной, так и в контрольной группах:

– в экспериментальной группе – 195,1 балла;

– в контрольной группе – 164 балла.

Как показывают данные результаты, выпускники ПГУАС, поступившие в вуз из учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (экспериментальная группа) сохранили стремление к успеху. Цель на достижение успеха нашла свое выражение в вузе, возглавляющем Ассоциацию УУК. Молодые специалисты удовлетворены выбранной профессией. Полученные в ПГУАС знания, умения, навыки достаточны для высококлассной работы. Возросшее стремление к успеху является важным стимулом для дальнейшего развития профессионального мастерства.

В контрольной группе сумма баллов достигла границы «стремление избежать неудачи – стремление достигнуть успеха», но не перешагнула ее (164 балла). Производство получило грамотных специалистов. Однако можно говорить о некоторой пассивности. Можно предположить, что они являются дисциплинированными работниками, выполняющими все требования руководства, не нарушающими дисциплину. Но стремление избежать неудачи не позволяет им использовать все имеющиеся «ресурсы» творчества, мастерства, что оставляет этих молодых специалистов в тени. Боязнь неудачи, «неуспеха» останется тем барьером, который лишил экономику, хозяйство нашей страны многих инновационных предложений и разработок.

Интересы являются важной составной частью профессиональной направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей.

А.А. Крылова, С.А. Маничев понимают под профессиональным интересом избирательную направленность личности на профессию как социально-психологическую роль. [3, с. 379] Они подчеркивают необходимость разграничения заинтересованности и устойчивого профессионального интереса. Критерий их различия – информационный: устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность – на существенной, но ограниченной. Авторы характеризуют профессиональный интерес направленностью на сущностные стороны профессии: предмет труда и его условия, профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в профессиональной консультации и в выборе профессии. Для этого используются «Карты интересов» различных модификаций, включающие в себя разное количество вопросов.

Анкета интересов, разработанная А.Е. Голомштоком и в адаптированном варианте предложенная О.П. Елисеевым, позволяет определить доминирующие интересы в структуре личности тестируемого.

В выборке контрольной группы начинающих обучение в ПГУАС доминирует следующие интересы:

1. Право (20,1 балла из 24 возможных). Максимально оценены такие высказывания как: «Работа милиции», «Знакомиться с работой юриста», «Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших» и т. п.

2. Общественная деятельность (17,4 балла из 24 возможных). Высокая оценка у следующих фраз: «Общественная работа (организовывать, сплачивать на какое-нибудь дело)», «Организовывать общественные мероприятия в школе», «Выступать в классе с сообщениями о международном положении», «Изучать и сравнивать политический строй различных стран», «Узнавать о жизни политических деятелей» и т. п.

3. Математика (15,6 балла из 24 возможных). Максимальный балл у высказываний: «Читать научно-популярную литературу (или более специальную) по математике», «Решать сложные математические задачи», «Заниматься в кружке математики», «Участвовать в математических олимпиадах», «Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул» и т. д.

4. Техника (15,1 балла из 24 возможных). Предпочтение отдано таким выражениям как: «Достижения техники», «Знакомится с новыми достижениями современной техники, слушать и смотреть специальные радио- и телепередачи, посещать технические выставки», «Собирать и ремонтировать различные механизмы», «Делать модели самолетов, планеров, кораблей», «Разбираться в технических чертежах и схемах», «Выполнять сложные чертежи, проектировать» и т. д.

5. Сфера обслуживания (13,1 балла из 24 возможных). Интерес проявлен к таким фразам как: «Заботится о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете», «Организовывать питание во время походов», «Оказывать людям различные бытовые услуги», «Постоянно общаться со многими людьми» и т. п.

Результаты тестирования показывают, что на первых позициях у опрашиваемых контрольной группы, поступающих в ПГУАС преобладают дисциплины гуманитарного цикла: право, общественная деятельность, что не вполне приемлемо для абитуриентов технического вуза. Выбор дисциплины права можно объяснить престижностью в настоящее время юридических специальностей, а также реальным желанием молодежи хорошо знать свои права. Математика, играющая в преподавании технических дисциплин важнейшую роль, занимает лишь третье место.  Еще меньшее значение придается технике. Проанализировав подобную иерархию интересов, можно сделать вывод о том, что у поступающих в вуз обучающихся традиционных учебных заведений нет твердой направленности на специальности технического вуза в целом и на определенную специальность конкретно.

В экспериментальной группе начинающих обучение в ПГУАС преобладают такие интересы, как:

1. Математика (19,1 балла из 24 возможных)

2. Транспорт (17,2 балла из 24 возможных)

3. Физика (13,5 балла из 24 возможных)

4. Право (13,1 балла из 24 возможных)

5. Общественная деятельность (11,4 балла из 24 возможных)

Первую позицию интересов в экспериментальной группе занимает математика, что является важным условием обучения в техническом вузе. Наличие интереса в данной области предполагает наличие достаточных знаний точных наук.

На втором месте в иерархии интересов стоит транспорт, что является положительным моментом для будущего обучения в вузе на автомобильно-дорожном факультете. Опрашиваемыми максимально оценены такие высказывания, как: «Работа на железнодорожном транспорте», «Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль», «Читать книги о средствах передвижения».

13,5 баллов из 24 возможных было отдано физике, относящейся к области точных наук. Набольший интерес вызвали фразы: «Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике», «Делать опыты по физике», Заниматься в кружке физики», «Участвовать в олимпиадах по физике». Физика как самостоятельный предмет занимает важное место в расписании начальных курсов. На старших курсах вуза элементы физики играют неотъемлемую роль в преподавании технических профессиональных дисциплин. Испытывая интерес к физике и имея глубокие знания по данному предмету, студенты закладывают основу для глубоких профессиональных знаний, умений и навыков.

Как и в контрольной группе, приоритеты отданы также праву и общественной деятельности. Эту тенденцию можно объяснить стремлением молодых людей быть юридически грамотными гражданами своей страны. Однако эти сферы занимают лишь 4 и 5 места соответственно в списке интересов, что естественно для обучающихся, целенаправленно и осознанно выбравших техническую специальность. Право и общественная деятельность так и останутся лишь интересами студентов, которые, конечно же, могут оказать реальную помощь в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Сопоставив иерархию интересов в контрольной и экспериментальной группе начинающих обучение в ПГУАС, можно сделать вывод о том, что у обучающихся из экспериментальной группы сформирована начальная профессиональная направленность на технический вуз (ПГУАС) в целом – интерес к математике и физике,  и на автомобильно-дорожные специальности конкретно (тестирование проводилось среди абитуриентов Автомобильно-дорожного института ПГУАС) – 2-е место отдано области «Транспорт».

В контрольной группе выпускников (4-5 курсы) ПГУАС тестирование с использованием «Анкеты интересов» дало следующие результаты:

1. Транспорт (18,3 балла из 24 возможных)

2. Математика (17,1 балла из 24 возможных)

3. Физика (15,1 балла из 24 возможных)

4. Рабочие специальности (10,4 балла из 24 возможных)

5. Техника (10,2 балла из 24 возможных)

Тестирование в экспериментальной группе позволило выявить следующую последовательность интересов:

1. Транспорт (22 балла из 24 возможных)

2. Техника (17,8 балла из 24 возможных)

3. Физика (16,9 балла из 24 возможных)

4. Математика (13,3 балла из 24 возможных)

5. Рабочие специальности (12,4 балла из 24 возможных)

В иерархии интересов контрольной группе заметны значительные позитивные изменения. На первое место вышла область интересов к транспорту. Можно сделать вывод о том, что преподавателям Автомобильно-дорожного института ПГУАС удалось увлечь своих студентов будущей специальностью. В список впервые включена физика и возросли позиции математики. Студенты контрольной группы также проявили интерес к рабочим специальностям и технике. Выбраны такие высказывания, относящиеся к рабочим специальностям, как: «Знакомится с устройством и работой станков», «Знакомится с различными инструментами для ручного труда», «Мастерить различные детали и предметы», «Уроки труда», «Бывать на заводах», «Рассматривать новые машины».

В экспериментальной группе первое место в списке ведущих интересов студентов занимает транспорт. Ранняя профессиональная направленность, полученная в учреждениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс», получила развитие в вузе Ассоциации – Пензенском государственном университете архитектуры и строительства и приобрела ведущий и устойчивый характер. Устойчивые и ведущие позиции сохранили интересы к физике и математики. Однако математика уступила первое место в иерархии интересов транспорту. Это можно объяснить усилением профессиональной мотивации. Студенты Автомобильно-дорожного института ПГУАС естественным образом на выпускных курсах уделяют большее внимание сфере своей будущей профессиональной деятельности – транспорту, а математика, хотя и занимает ведущие позиции, становится лишь элементом профессии, областью знаний, оказывающей помощь в практической деятельности.

В списке интересов вновь появились сферы «Техника» и «Рабочие специальности». Это связано с необходимостью хорошо ориентироваться в технических чертежах и схемах, выполнять чертежи и проектировать, собирать и ремонтировать различные механизмы. Подобные потребности находят практическое выражение как в лекционных аудиториях, так и в мастерских и цехах заводов и предприятий, где студенты проходят практику.

Тестирование с помощью «Анкеты интересов» с некоторой адаптацией для данной возрастной группы было предложено молодым специалистам, проработавшим по специальности 3-5 лет.

В контрольной группе данной категории опрашиваемых были получены следующие результаты:

1. Транспорт (21 балл из 24 возможных)

2. Техника (19,1 балл из 24 возможных)

3. Физика (17,9 балла из 24 возможных)

4. Математика (15 баллов из 24 возможных)

5. Рабочие специальности (13,5 балла из 24 возможных)

Схожие результаты были получены и в экспериментальной группе:

1. Техника (22,4 балла из 24 возможных)

2. Транспорт (20,1 балл из 24 возможных)

3. Физика (18,6 балла из 24 возможных)

4. Математика (17,8 балла из 24 возможных)

5. Рабочие специальности (14,4 балла из 24 возможных)

В контрольной группе молодых специалистов, работающих по специальности 3-5 лет, прослеживается такая же иерархия, как в контрольной группе выпускников (4-5 курсы) ПГУАС, что свидетельствует об устойчивой профессиональной мотивации, которая, однако, была сформирована лишь в стенах высшего учебного заведения, возглавляющего Ассоциацию «Университетский учебный комплекс», а не привнесена из традиционного учебного заведения, из которого пришел абитуриент.

В экспериментальной группе молодых специалистов произошли некоторые изменения: на первое место в иерархии интересов вышла сфера деятельности «Техника», сместив на второе место сферу «Транспорта», что логично для выпускника технического вуза и что можно объяснить спецификой непосредственной практической деятельности молодых инженеров.

Проанализировав результаты тестирования с помощью «Анкеты интересов», можно сделать вывод, что цель профессионального обучения – формирование профессиональной мотивации – была достигнута в обоих случаях: и в контрольной и в экспериментальной группах. Но в контрольной группе для этого было затрачено больше усилий, как со стороны преподавателей ПГУАС, так и приложено много старания со стороны самих студентов. Поступая в вуз с интересами, совершенно не отвечающими специфики технического высшего учебного заведения, преподавателям ПГУАС удалось сформировать и развить у студентов профессиональную направленность, соответственно профилю специальности. Подобный положительный результат в контрольной группе был достигнут лишь к выпускным курсам.

Следует отметить, что подобный сдвиг в области профессиональной мотивации явился результатом целенаправленной работы сотрудников Ассоциации «Университетский учебный комплекс», хорошо знакомых с уровнем и качеством профессиональной ориентации в традиционных учебных заведениях в сравнении с учебными заведениями УУК. В традиционном высшем учебном заведении, не входящем в состав учебного комплекса, такое развитие в структуре интересов и в формировании профессиональной мотивации возможны далеко не всегда [4].


Библиографический список
  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн.- 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496 с.
  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д. Балин, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крыловой, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
  4. Каргина Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации “Университетский учебный комплекс”). – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –  Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. – Пенза, 2004.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: