К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ЛИТВА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ)

Рудов Денис Николаевич
Белгородский юридический институт МВД России
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовой регламентацией мер безопасности применяемых к участникам уголовного судопроизводства в республике Литве. Проводятся ряд аналогий с законодательством Российской Федерации в данном направлении.

Ключевые слова: государственная защита, защищаемое лицо, меры безопасности, меры государственной защиты, специальные средства, субъекты оперативной деятельности полиции, участники уголовного судопроизводства, физическая охрана


TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE PROTECTION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS UNDER THE LAWS OF THE REPUBLIC OF LITHUANIA (COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN LAW)

Rudov Denis Nikolaevich
Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
teacher of the Criminal Procedure, PhD in Law

Abstract
The article considers the questions connected with the legal regulation of security measures applied to the participants in the criminal proceedings in the Republic of Lithuania. Are a number of similarities with the legislation of the Russian Federation in this direction.

Keywords: entities of operational activities of the police, measures of state protection, participants in the criminal proceedings, physical protection, protected person, security measures, special means, the state protection to the protected person


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Рудов Д.Н. К вопросу о правовой регламентации деятельность по осуществлению государственной защиты участников уголовного судопроизводства по законодательству республики Литва (сравнительный анализ с Российским законодательством) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6621 (дата обращения: 22.02.2024).

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность государственных органов по защите  участников уголовного судопроизводства в Литовской республики является Закон Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния,  основания и порядок их назначения. Данный нормативный правовой акт принят в Вильнюсе 15 мая2008 г.

Однако данный закон не охватывает мер защиты от преступного воздействия и оперативных действий, предусмотренных Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом,  Законами судов и прокуратуры, также Законом об оперативной деятельности.

Кроме этого правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по защите участников уголовного судопроизводства в Литовской республике составляют ряд международных нормативных правовых актов и в частности акт Европола № 340004, основные принципы ЕС по сотрудничеству в сфере защиты свидетелей и модельном соглашении по защите свидетелей, которые являются частью международного сотрудничества между балтийскими странами в рамках борьбы с оргпреступностью (Конференция в г. Висбю, Швеция), а также рекомендации первого Европейского семинара по защите свидетелей, проходившего в г. Риме в сентябре1999 г.

При этом ряд позиций Литовского законодательства в целом сходны с законодательством Российской Федерации о защите участников уголовного судопроизводства регламентированных Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Однако существует ряд существенных отличий.

В частности в Законе Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния,  основания и порядок их назначения указаны основные понятия, используемые при осуществлении защиты свидетелей. К таким понятиям в частности относятся: защищаемое лицо, места лишения свободы, психическое принуждение, особая сила, специальные средства, специальные средства, субъекты оперативной деятельности полиции.

Данная позиция по нашему мнению весьма полезна для определения спорных аспектов в деятельности сотрудников правоохранительных органов при осуществлении деятельности по государственной защите участников уловного судопроизводства.

В частности весьма удачно дается определение защищаемого лица. Так защищаемое лицо, определено, как лицо, в отношении которого применяются предусмотренные данным законом меры защиты от преступного воздействия. В Российском законодательстве данного понятия не дается, что по нашему мнению является пробелом Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Ряд других определений используемых в Законе Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния,  основания и порядок их назначения в отечественном законодательстве не профильном нормативном акте, а нормативных актах регулирующих деятельность соответствующих правоохранительных органов вовлеченных в орбиту правоотношений в сфере обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. В частности ФЗ «О полиции» и УИК РФ.

Весьма интересно в Литовском законодательстве звучит формулировка о психическом принуждении. Психическое принуждение определено, как  предупреждение о намерении применения особой силы, огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. К психическому принуждению приравнивается показ огнестрельного оружия и предупредительные выстрелы.  Данная формулировка весьма интересна. Более того, соответствующие изменения по нашему мнению необходимо внести и ФЗ «О полиции», в частности в отечественном законодательстве вообще отсутствует четкое определение  психического принуждения. Зачастую именно психическое принуждение применяют сотрудники государственных органов в сфере осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Кроме этого именно вопрос о применении психического принуждения вообще не урегулирован в отечественном законодательстве. В частности по нашему мнению весьма удачно звучит формулировка, используемая в законодательстве Литвы, характеризующая психическое принуждение. Так под психическим принуждением понимают – предупреждение о намерении применения особой силы, огнестрельного оружия или взрывчатых веществ (данная позиция отчасти сходна с положениями главы 5 ФЗ «О полиции»). Под особой силой в данном случае понимается физическая сила любого характера. Данная формулировка по нашему мнению весьма удачна и может быть использована при совершенствовании отечественного законодательства.

Однако в отличие от ряда положительных черт Литовского законодательства, есть в нем и ряд по нашему мнению позиций нуждающихся в совершенствовании. В частности весьма «скупо» расписана цель мер защиты от преступного воздействия (защита жизни, здоровья, имущества лиц, участников уголовного судопроизводства, а также обеспечение исчерпывающего и беспристрастного расследования обстоятельств уголовного дела).  При этом в формулировке целей нет указания на судебное разбирательство, что по нашему мнению является, безусловно, пробелом. Однако данный пробел существенно не влияет на общую конструкцию Литовского законодательства в области обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Отдельно стоит затронуть вопрос о перечне лиц подлежащих государственной защите. Так в соответствии со ст. 4 Закона Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния,  основания и порядок их назначения меры защиты от преступного воздействия могут быть применены:

  1. к лицам, участвующим в уголовном процессе: свидетелям, потерпевшим,  экспертам, специалистам и защитникам (представителям), законным представителям, подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным,  к лицам, в отношении которых дело (досудебное расследование) прекращено;
  2. к должностным лицам институций правосудия и правоохраны: судьям, прокурорам, сотрудникам досудебного расследования, организующим и осуществляющим мероприятия по защите должностных лиц от преступного воздействия;
  3. к скрытым участникам оперативной деятельности;
  4. к родителям (приемным родителям), детям (приемным детям), братьям, сестрам, дедам, внукам, супругам и сожителям лиц, указанных выше.

В отечественном законодательстве список лиц подлежащих государственной защите выглядит несколько иначе, однако это связано прежде с особенностями Российского уголовного судопроизводства.

В заключении хотелось бы отметить, что ряд позиций рассмотренных выше в законодательстве Литовской республики, безусловно, заслуживают внимания отечественных юристов и по нашему мнению могут быть внедрены ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, что в целом положительно скажется на уголовном судопроизводстве России.



Все статьи автора «Рудов Денис Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: