УДК 37.014.54

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Удалова Елена Михайловна
Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования Академия труда и социальных отношений (Нижегородский филиал)
преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье указывается на необходимость реформирования существующей образовательной системы, которая обусловлена потребностями современной экономики.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, эффективность


IMPROVEMENT OF THE EXISTING EDUCATIONAL SYSTEM: GENERAL PROVISIONS

Udalova Elena Mikhailovna
Academy of Labor and Social Relations (Branch in Nizhny Novgorod)
Lecturer, Department of Economics and Management

Abstract
The article points to the need to reform the existing education system, which is due to the needs of a modern economy.

Keywords: education, efficiency, human capital.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Удалова Е.М. Совершенствование существующей образовательной системы: общие положения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6585 (дата обращения: 30.09.2017).

Современные тенденции развития мировых экономических отношений свидетельствуют о всё более возрастающей роли человеческого капитала. Именно этот фактор в ближайшем будущем будет во многом определять эффективность функционирования как отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и государства в целом. В частности, как было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности [1]. В этой связи становится очевидно, что необходимо пересмотреть подходы к подготовке кадров для профессиональной деятельности, так как нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется:

-        невостребованностью большого числа специалистов с высшим профессиональным образованием и нехваткой – со средним и начальным профессиональным;

-        несоответствием содержания подготовки квалифицированных кадров требованиям современного производства;

-        недостаточностью практического опыта персонала и др. [2, с.11].

Подобная ситуация, безусловно, негативно влияет на возможность дальнейшего активного развития экономики. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть принципы обучения с целью достижения большей эффективности всей образовательной системы.

Полагаем, что целями реформирования существующей системы подготовки кадров должны стать практическая направленность обучения и более тесное взаимодействие работодателей и учебных заведений.

Данная проблема  вызывает озабоченность как на уровне органов государственной власти, так и в среде ученых-исследователей. Так, согласно положениям федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предполагается проведение ряда мероприятий по разработке и внедрению программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, в результате которых будет осуществлено:

-        достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

-        обеспечение разработки региональной программы при участии объединений работодателей;

-        разработка, апробация и введение в действие новых программ профессионального образования;

-        создание условий для дальнейшей занятости работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;

-        и др. [3].

В свою очередь ученые-исследователи обращают внимание на необходимость согласования потребностей производства и возможностей образования в подготовке квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства [4, с.12]. При этом в качестве компонентов выделяются следующие:

-        прогнозирование спроса на специалистов различных уровней подготовки и квалификации;

-        определение требований работодателей к подготовке персонала через разработку и аккредитацию образовательных программ;

-        участие работодателей в процессе подготовки кадров через совместную реализацию научно-исследовательских проектов, систему стажировок и производственных  практик;

-        содействие трудоустройству выпускников.

В настоящее время учебные программы строятся на основе компетентностного подхода, однако одна данная мера не может быть признана достаточной. Помимо обучения слушателей теоретическим аспектам какого-либо предмета, необходимо дать им возможность реализовать. В настоящее время это может быть осуществлено в рамках так называемых практик, однако в современных условиях это не приносит должного результата. Представляется целесообразным построить образовательный процесс таким образом, чтобы реализация теоретических знаний на практике осуществлялась на постоянной основе, например, посредством закрепления за студентом куратора-практика, с которым он будет работать на протяжении всего процесса получения образования. В этой связи интересным представляется опыт зарубежных стран, который мог бы быть использован при модернизации существующей образовательной системы [5, с.12-16].

По нашему мнению, для построения действительно эффективной системы образования, позволяющей готовить конкурентоспособные кадры, следует, во-первых, ориентировать ее на нужды бизнеса и производства, а во-вторых, придать ей большую практическую направленность. В этом случае ее результативность достигнет желаемых показателей.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года// СПС «Консультант Плюс»//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1
  2. Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы//Официальный сайт Министерства образования и науки РФ// http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2010
  4. Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
  5. Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19


Все статьи автора «Удалова Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: