УДК 37.04

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В КОНКУРСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Киселева Ольга Михайловна
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Информатизация общества требует новых подходов в образовательному процессу. Сегодня уменьшается возраст учащихся с которого они начинают интересоваться информационными технологиями и понимать их неотъемлемость от современной жизни. Показать учащимся начальных классов практическую сторону информационных технологий можно вовлекая их в различную конкурсную деятельность в данной области.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, образовательный процесс


INITIATION OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOLS TO INFORMATION TECHNOLOGY THROUGH THEIR INVOLVEMENT IN COMPETITIVE ACTIVITIES

Kiseleva Olga Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
Informatization of society requires new approaches in the educational process. Today reduced the age of the students with whom they are becoming interested in information technology and to realize their inalienable from modern life. Show students of primary classes of the practical side of information technology can engaging them in a variety of competitive activities in this area.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М. Приобщение учащихся начальной школы к информационным технологиям посредством вовлечения их в конкурсную деятельность // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6482 (дата обращения: 16.09.2020).

Современное образование и тенденции развития общества требуют новых подходов к образовательному процессу. Для соответствия требованиям времени и достижения успеха сейчас недостаточно только академических знаний и умения критически мыслить, нужно определенная техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить умения и навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру в будущем. Применение информационных технологий может сделать процесс обучения более интересным и современным. Повышение мотивации учащихся является одним из достоинств применения компьютерной техники в образовательном процессе. Новизна работы с компьютером, появление новых методов и форм организации урока, способствуют повышению интереса к учебе, а также возможность варьировать предъявляемые учебные задачи по уровню сложности позитивно сказываются на мотивации учащихся. Одним из источников мотивации является занимательность и здесь возможности информационных технологий исключительно широки.[1]

Компьютерная техника может стать полезным инструментом, с чьей помощью возможно увеличивать популярность научных знаний, экспериментальных подходов к исследованию интересных, трудных или еще не решенных в общем виде задач. Используя информационные и коммуникационные технологии учащиеся могут решать задачи, проявляя изобретательность и смекалку, чтобы получить оптимальное решение, то есть лучшее по заданному критерию.[2]

Реализовать подобные подходы во время урока не всегда возможно поэтому, сегодня появляется все большее и большее число возможностей раскрыть учащимся свой потенциал в области информационных технологий во внеурочной деятельности. Различные учебные организации предлагают школьникам викторины, конкурсы и олимпиады по информатике и применению информационных технологий для различных возрастов и степени подготовки.

В качестве примера такого конкурса можно рассматривать задачи, представляемые в рамках ежегодного Международного Конкурса по применению информационных и коммуникационных технологий в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО), организуемого Российской Академией Образования, Институтом продуктивного обучения и журналом «Компьютерные инструменты в образовании».

Главными целями конкурса являются:

- популяризация научных знаний;

- формирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, знакомство с практическим применением информационных и коммуникационных технологий в различных научных областях;

- внедрение новых форм и методов обучения естественным наукам, математике, информатике и другим предметам на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Международный Конкурс по применению информационных и коммуникационных технологий в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО) проходит, начиная с 2004 года. Первоначально он предусматривал две возрастные категорий:

-  уровень I от 5 до 7 класса включительно,

- уровень II – для всех остальных участников.[3]

Однако популярность направлений представленных на конкурс и высокий интерес со стороны учащихся побудили организаторов в 2012 году добавить в категории учащихся начальный уровень, предназначенный для учеников 1 – 4 классов.

На наш взгляд, важным является не только приобщение учащихся к готовым научным знаниям, но и возможность самостоятельного решения различных научных проблем средствами информационных технологий. Для иллюстрации приведем одну из задач, предложенных участникам начального уровня в 2012 году (рис. 1).

«Человек-невидимка»

Многие из вас, наверное, знакомы с фантастическим романом Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Первый фильм по этому роману снимался, когда не было ещё ни видеокамер, ни компьютерных эффектов. Зрители того давнего времени были потрясены, когда артист, исполнявший роль человека-невидимки, снимал с себя бинты, и под ними оказывалась … пустота. Многим было невдомек, как можно было снять такой эпизод! Секрет заключался в том, что артист был одет в черный бархатный костюм, а съемки происходили на черном фоне. Поскольку черный цвет поглощает свет, то черный костюм сливался с черным фоном. Потом на отснятый фильм доснимали фон, который занимал место черного цвета, в результате артист казался невидимым, и через него были видны предметы фона.

В предлагаемом сюжете вы сможете стать соавтором этого трюка – фокусником, который заставит человека исчезнуть. Для этого с помощью изменения яркости трех прожекторов (красного, зеленого и синего) вам нужно подобрать цвет, который будет в точности соответствовать цвету костюма человека-невидимки, и он тогда пропадет. Рекордом является степень невидимости, которую вы сможете обеспечить. [3]

Рис. 1. Задача «Человек-невидимка»

Три года в конкурсе КИО существует начальный уровень и ежегодно около двух тысяч младших школьников по всей стране принимают участие в конкурсе и показывают хорошие результаты. Так довольно рискованная идея предложить учащимся начальных классов, пусть в упрощенном виде, но все-таки реально существующие научные вопросы, облеченные в форму решенных или не решенных на сегодняшний момент практических задач, сейчас по прошествии трех лет можно назвать удачной.

На наш взгляд стабильный интерес к конкурсу у этой возрастной группы можно объяснить формой представления заданий – это компьютерные модели-лабораторий с игровыми элементами. Каждая задача это игровой сюжет, но за ним стоит серьёзная и возможно ещё не решённая в общем виде задача. Подобные задачи вызывают в детях чувство сопричастности к серьезной науке, дают возможность попробовать себя в решении научных проблем и демонстрируют прикладной характер информационных технологий.

Таким образом, популяризацию научных знаний, развитие интереса школьников к научно-исследовательской деятельности, знакомство с профессиональным использованием информационных и коммуникационных технологий в различных областях знания можно выделить в качестве целей использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, и при соответствующей подаче без ограничения по возрасту. [4]


Библиографический список
  1. Советов Б.Я. Информационные технологии (учеб. для вузов): / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Изд-во: Высшая школа,2006. С. 263.
  2.  Тимофеева Т.И. Применение компьютерных моделей в естественных науках и технологиях / Т.И Тимофеева, А.В. Тарадонова // «Проба пера» Естественные и математические науки» — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — С. 67-71.
  3. http://ipo.spb.ru/kio/index.php?dir=main&page=main – материалы девятого Международного Конкурса КИО – «Конструируй, исследуй, оптимизируй»
  4. Киселева О.М. Применение ИКТ в естественных науках / О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева// Materiały Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. 28.09.2012 – 30.09.2012». – Katowice, 2012. – S. 52-54


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация