О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛЕСНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Ушницкий Александр Алексеевич1, Григорьев Михаил Федосеевич2, Григорьева Александра Ивановна3
1ФГБОУ ВПО Якутская государственная сельскохозяйственная академия, доцент кафедры «Природообустройство» Инженерного факультета
2ФГБОУ ВПО Якутская государственная сельскохозяйственная академия, ведущий инженер кафедры «Природообустройство» Инженерного факультета
3ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, старший преподаватель кафедры высшей математики, Институт математики и информатики

Аннотация
Одними из приоритетных направлений в развитии высшей профессиональной школы на современном этапе являются профессионально-ориентированное обучение, применение и использование в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: вероятность., деловая игра, игровой процесс, обучение, таксация лесосечного фонда


ON SOME PECULIARITIES OF THE APPLICATION AND EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS GAME FOR TEACHING FOREST DESTINATIONS STUDENTS IN THE AGRICULTURAL ACADEMY

Ushnitsky Alexandr Alekseevich1, Grigoriev Mikhail Fedoseevich2, Grigorieva Alexandra Ivanovna3
1Yakutsk State Agricultural Academy, PhD, associate professor of «Environmental Engineering» Faculty of Engineering
2Yakutsk State Agricultural Academy, Leading Engineer of the Department «Environmental Engineering» Faculty of Engineering
3North-Eastern Federal University, senior lecturer of the Department of high mathematics, Institute of Mathematics and Informatics

Abstract
At present stage one of the priorities in the development of higher vocational school are professionally-oriented training, application and using of active and interactive learning methods in the educational process.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ушницкий А.А., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И. О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 26.02.2024).

Деловая игра (ДИ) – это средство имитации рабочего процесса, имитационного моделирования условий и процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения, решения поставленных и возникших проблем. Цель проведения ДИ – закрепить теоретический материал, дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. Обязательные признаки деловой игры: наличие общих целей и проблем всего игрового коллектива, связанных с управлением социально-экономической системой; различные роли, вытекающие интересы и конфликты; неопределенность в обстановке, фактор времени, реального или условного, учет вероятностного характера многих факторов, присутствие имитационной игровой модели рассматриваемого процесса; изменения и зависимость обстановки от решений участников игры, то есть наличие «цепочки решений» и альтернативности решений игроков; система мотивации участников, дающая оценку вклада участника игры в достижение цели, общего результата деятельности коллектива, системы оценки результатов игры [2, 3, 5].
Для достоверности эффективности использования активных и интерактивных методов в обучении студентов лесного направления по дисциплине «Таксация леса», ниже рассмотрим тему практического занятия: Приобретение права пользования арендуемым участком лесного фонда. Цель ДИ: подбор оптимального сочетания участков арендуемого лесосечного фонда.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
анализ таксационных показателей аукционных лотов;
построение зависимости суммарной платы от шага аукциона;
определение суммарного выхода деловой древесины.

Порядок проведения занятия:

Характеристика игровой модели

Введение в игру: этот этап помогает игрокам понять цель и характеристику игры, и основные правила.

В настоящее время для заготовки древесины необходимо приобретение права пользования лесным участком в аренду. Для того чтобы стать арендатором, необходимо выиграть конкурс-аукцион. Узнать о его проведении можно из Internet или печатных СМИ. Чтобы принять участие, необходимо направить организатору заявку на участие, содержащую сведения о заявителе, с приложением к ней документов, подтверждающих внесение задатка. В документах также должны быть указаны местоположение лесного участка и предполагаемые размеры, объемы и виды лесопользования (цели), а также вид права аренды, без ведения или с ведением лесного хозяйства. На основании выше указанных документов организатор регистрирует заявителя в качестве участника. Предложения о ставке заявляются участниками открыто в ходе проведения конкурса. Размер ставки арендной платы, установленный по результатам конкурса, не может быть меньше начальной ставки. Конкурс выигрывает тот, кто предложил наиболее высокую ставку арендной платы, а в случае равенства предложений по размеру ставки, при закрытой форме подачи предложений – выигрывает участник, подавший заявку раньше других [6, 7, 8].
Разделение на группы: оптимальный размер группы – 4-6 человек. Желательно, чтобы игроки группы были равны по интеллектуальному развитию, социальному статусу, а также психологически совместимы [1].
Наличие и специфика необходимого демонстрационного материала: для проведения данной деловой игры необходимо следующее техническое оснащение:
Проектор
Экран
Ноутбук
Персональные компьютеры, подключенные к сети Internet
Протоколы работы групп и ведения аукциона.
Изучение ситуации: для изучения участники групп получают необходимую информацию от ведущего игры, а также обеспечиваются добавочной информацией.
Предоставляемая информация:
1) название сайта о проведении аукциона: http://www.sakha.gov.ru – официальный информационный портал РС(Я);
2) на портале последовательно переходим по следующим вкладкам: исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) /Комитеты, департаменты и управления / Департамент по лесным отношениям / Деятельность / Лесные аукционы / Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Обсуждение ситуации игры: в процессе данного этапа основная задача ведущего игры – регулировать и управлять работой групп, помогая отстающим участникам, консультируя возникающим у них в процессе обсуждения вопросов. Значительным моментом является фактор времени, необходимо чтобы в каждой группе был ответственный за хронометраж. Расчетное время обсуждения – 25-30 мин. [4].
В процессе обсуждений выявляется лидер и разрабатывается групповая структура:
- назначается «директор» предприятия;
- назначаются заместители, бухгалтер, и.т.п.
Игровой процесс (анализ задач, ситуации, прием решения, оформление): после изучения поставленных задач и ситуации начинается процесс игры, заключающийся в вырабатывании возможных совокупностей вариантов приобретаемых лотов.

Таблица 1 – Фрагмент карточки аукционных лотов

Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)

проводит аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд

Форма торгов: устный аукцион
Предмет аукциона: право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд  или муниципальных нужд
Адрес: 677027, г.Якутск, ул. Орджоникидзе 44/1, каб.4
Контактный телефон: 8-4112-428419
Факс: 8-4112-428414
Адрес электронной почты: les.arenda@mail.ru
Дата аукциона: “17″ февраля 2014года
Дата начала подачи заявок на участие в аукцион: “30″ января 2014 года
Срок окончания приема заявок: “13″ февраля 2014 года
Характеристика выставляемых на аукцион лесных насаждений:

№ лота

Лесничество

№ квартала

№ делянки

Участковое лесничество

Состав насаждения

Площадь (га)

Объем древесины, подлежащей заготовке, м3

Начальная цена, руб.

всего

в т.ч. деловой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

571

Мегино-Кангаласское

19,выд.17

1

Бестяхское

10С

5,3

214

201

16465

370

Горное

939,выд.4

1

Бердигестяхское

10Л

0,8

56

32

1226

692

Нюрбинское

148,выд.59

43

Нюрбинское

10Л

2

100

73

5141

700

Мегино-Кангаласское

162,выд.24

1

Тюнгюлюнское

10Л

2,4

90

70

4463

715

Олекминское

24

30

Токкинское

10С

3,9

702

507

43622

738

Усть-Майское

1332, выд.4

1

Усть-Майское

10Л

1,2

104

90

4156

744

Нюрбинское

148, выд.103

56

Нюрбинское

10Л

1,2

70

51

3606

745

Нюрбинское

74, выд.24

62

Мархинское

10Л

1,8

100

72

4831

1. Вначале необходимо выбрать оптимальные варианты совокупности лотов, для чего определить лоты с максимальным удельным весом деловой древесины. Для этого находим процентное содержание деловой древесины (колонка 9, далее номера колонок приведены в скобках без слова «колонка») от объема древесины подлежащего заготовке (10):

2. Определяем лоты с коммерчески более ценными преобладающими породами. Принимаем следующий порядок убывания коммерческой ценности древесных пород: лиственница, сосна, ель, береза, осина.
3. Формируем последовательность лотов в порядке убывания процентного содержания деловой древесины и коммерчески ценных пород.
4. Исходя из ограниченного бюджета денежных средств участвуем в аукционе, стремясь приобрести как можно больше выгодных лотов по меньшей стоимости.
Информация, отражающая деятельность участников, по надобности заносится в специальные протоколы, эти протоколы после ДИ обрабатываются и анализируются ведущим. Анализируются стратегии взаимодействий и эффективность производительности взаимодействия, количество выдвинутых решений, со сравнительной степени реалистичности решений и т.д.
Подведение итогов: этот этап представляет анализ деятельности групп и оценки принятых решений. Оценивается эффективность каждого участника коллектива. Группы сравнивают стратегии, наблюдают эффективность различных стратегий принятия решений.
Выбор оптимального варианта: после анализа работы групп важным является вынесение правильного, наиболее эффективного решения ситуации, сравнение его с приближенными к реальным обстоятельствам, обоснование принятия данного решения.
Пленарная дискуссия: целью является зафиксировать принятые решения, а также сосредоточение внимания игроков на прелиминарии, взаимодействия в решении ряда проблем [9].

Обсуждение проведения ДИ:
При прохождении деловой игры – «Приобретение права пользования арендуемым участком лесного фонда», студенты знакомятся со структурой лесного аукциона, учатся составлять документацию и работать в коллективе, что поможет им в их будущей профессиональной деятельности. ДИ по узким направлениям охватывают важнейшие виды деятельности специальности, развивают профессиональные умения и компетенции. На основе ДИ студенты учатся использовать теоретические знания в приближенных условиях ситуации, дискуссировать, узнают о новых технологиях в отрасли своей специальности.
В результате применения указанной ДИ достигаются следующие цели:
подбор наиболее выгодного участка арендуемого лесосечного фонда;
расчет максимально возможной арендной платы в структуре себестоимости затрат лесозаготовительного производства.
Достижение указанных целей сопряжено с формированием и совершенствованием следующих компетенций: владение культурой мышления, обобщение и восприятие анализа информации, постановка проблемы и решение задач, умение логически верно строить речь, умение кооперироваться и работать в коллективе, способность находить пути решения в нестандартных ситуациях и устранять недостатки.
Таким образом, согласно ФГОС ВПО нового поколения, целью обучения дисциплин специализации и профессионального цикла лесного направления в сельскохозяйственном вузе является достижение достаточного уровня для использования практических навыков в будущей профессиональной деятельности. Для реализации данной цели необходимо осуществлять модульный подход к обучению, переходить на активные методы обучения с использованием электронных ресурсов, совершенствовать контроль знаний, перестраивать самостоятельную работу студентов, а также развивать взаимосвязь и сотрудничество с преподавателями обеспечивающих кафедр. Все это позволит подготовить более качественного специалиста, способного вести профессиональную и научную деятельность в современной среде.


Библиографический список
  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры – Рига: АВОТС, 1989 – 304 с.
  2. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. – Орел, 2005. – 61 с.
  3. Активные методы обучения: рекомендации по разработкеи применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  4. Зарукина Е.В. Деловые игры: методические рекомендации по разработке и оформлению / Е.В.Зарукина. – СПб: СПб ГИЭУ, 2011. – 17 с.
  5. Санникова Н.П. Роль деловых игр в создании компетентностно-ориентированной образовательной среды в социально-педагогическом колледже. Режим доступа:  http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1081
  6. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Принят Государственной Думой 8  ноября 2006  г.] (в  ред.  федер.  законов,  с  изм.,  внесенными  Федер.  законом  от 24.07.2009 № 209-ФЗ). – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/popular/newwood/.
  7. Федеральное агентство лесного хозяйства. Постановление №324 от 28 мая 2007 г.««О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»» Электронный доступ: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/enactions/10
  8. Голден Т. Как купить или арендовать лес. Электронный доступ: http://realty-gold.livejournal.com/6591.html?thread=4543
  9. Березина С.В., Лисецкого К.С. Технология формирования социальных навыков. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 224 с.


Все статьи автора «Михаил Федосеевич Григорьев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: