ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УКРАИНЦЕВ В УСЛОВИЯХ МНОЖЕСТВЕННОСТИ АЛЬТЕРНАТИВ

Данилюк Елена Ярославовна
Житомирский государственный университет имени Ивана Франко
аспирантка кафедры философии, ведущий методист Житомирского областного культурно-информационного центра

Аннотация
Исследуется влияние религиозно-духовных факторов на выбор духовных ориентиров украинского народа. Рассматриваются основные проявления особенностей украинской духовности в условиях поликонфессионального общества современной Украины. Акцентируется внимание на уникальном характере интеграции восточных и западных духовных традиций в украинском обществе.

Ключевые слова: духовность, Интеграция, общество, поликонфессиональность, религиозные организации, самоопределение


THE PROBLEM OF SPIRITUAL SELF-DETERMINATION OF UKRAINIANS IN A MULTIPLICITY OF ALTERNATIVES

Danyliuk Elena Yaroslavovna
Zhytomyr State University named after Ivan Franko
graduate student of the department of philosophy, leading methodologist Zhytomyr regional cultural and information center

Abstract
The article deals with the impact of religious and spiritual factors on the choice of the Ukrainian people spiritual guidance. It deals with the basic features of the manifestation of Ukrainian spirituality confessional society in terms of modern Ukraine. The attention is focused on the unique nature of the integration of Eastern and Western spiritual traditions in the Ukrainian society.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Данилюк Е.Я. Проблема духовного самоопределения украинцев в условиях множественности альтернатив // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6399 (дата обращения: 25.02.2024).

Современная Украина является одним из самых ярких образцов процесса поисков собственной идентичности в разных ее измерениях, что обусловлено отсутствием постоянной исторической традиции государственности, проблемой формирования собственной национально-культурной общности (украинской нации) на принципах гражданского национализма и срединным геополитическим, социокультурным, конфессиональным положением Украины как государства и, как результат, пересечением политических, культурных, этнических, религиозных влияний [1, с. 55]. Это ставит перед украинским народом проблему способности украинской культуры усваивать образцы и социальные институты, спродуцированные народами других стран.

Человек по своей сути является поликультурной личностью, а следовательно открыт не только формам культуры своего общества, но и человечества в целом. Как духовная личность он свободен и имеет право выбирать содержание и направленность своей духовной жизни со всего культурного достояния человечества. Человек может совершать поступки и определять свой жизненный путь не только адаптируясь к имеющимся условиям, нормам и традициям, но и опираясь на чужой опыт. Речь идет о intermonde , где одно связано с другим и каждое суть то, что оно есть, только будучи связанным с другим [2, с. 77-94]. Встреча культур является лучшим основанием диалога между людьми в поисках нового гуманизма для нашего времени, за пределами того, что их разделяет.

Долгий период трансформации религиозно-церковных самоидентификационных стереотипов украинцев, духовной взаемоидентификации украинского и соседних народов берут свое начало с события эпохального мировоззренческого преобразования – христианизации Киевской Руси. Христианский выбор украинцев происходил в условиях существования двух его основных интерпретаций – восточного и западного христианства. Постоянные контакты с Апостольской Столицей свидетельствуют о том, что в первый век христианизации Украина была более тесно связана с Западом, чем с Византией. Кроме византийского и римского влияния, в процессах распространения христианства на Руси сыграли определенную роль болгарское духовенство и просветители. Таким образом за христианством Киевской Руси в научном обороте, по крайней мере среди украинских исследователей, закрепилось название Киевское христианство, основными чертами которого были оптимизм, демократизм, проявлявшиеся в ответственности каждого человека перед Богом, заботах о государственных делах, разграничении государства и Церкви, признании равноценности и равноправия всех народов, открытости для Востока и Запада [3, с. 52-53]. Это обусловило необходимость самоопределения украинского народа, адаптируя Христову науку к своему предыдущему духовному наследию, своих культурных традиций и общественных нравов.

Прослеживая историографию проблемы украинской религиозности констатируем наличие богатого исторического, философского и культурологического наследия в этой сфере. Осмысление данной проблемы произведено в трудах известных украинских мыслителей Сковороды Г., Юркевича П. Д. На проблеме особенностей религиозной духовности украинского народа сосредоточились православный церковный деятель Ярмусь С., основатель и первый президент Украинской христианского движения Янив В. М., Мирчук І., который в свое время был директором Украинского научного института (Берлин) и ректором Украинского Свободного Университета (Мюнхен). Среди общественных и культурно-образовательных деятелей украинской диаспоры целесообразно отметить научную работу Кульчицького О. Ю.  [4, с. 708-718]. Исследование данной проблемы является одним из ведущих направлений в работе современных украинских религиоведов. Ее изучение в академических центрах возможно как наиболее конфессионально незаангажированно. Среди исследователей этой тематики особое место занимают Колодный А. М., Филипович Л. О., Яроцкий П. Л., Саух П. Ю., Климов В. В., Недавня О. В. и др. В условиях расширения информационного пространства и получения религиозной свободы, актуализация проблемы религиозного духовного самоопределения стала кардинальной проблемой современности, которая требует тщательного изучения.

Среди общих особенностей религиозной духовности украинцев ученые выделяют следующие. В первую очередь это своеобразный пантеизм, который обусловлен большой привязанностью украинского народа к земле и выражается в обожествлении ее через разграничение покровительственных функций между различными святыми, гипертрофированном олицетворении природы в целом и отдельных ее явлений и процессов, а также в особом почитании определенных местностей, деревьев, птиц, растений, животных и др. Наличие своей Троицы (Иисус Христос, Богородица и св. Николай) обусловлено определенным утилитарно-избирательным подходом: это надежда на покровительство и компенсацию за земные проблемы (в этом – миссия Иисуса Христа), освящение семейного очага и места женщины в нем, доминирование женщины в семье (в этом – покровительство Марии-Богоматери), поиск силы для жизненной, в частности хозяйственной, деятельности (в этом – пример жизни святого Николая). Следующей особенностью является соблюдение «натуральных форм» в описании и восприятии Божиих ипостасей, святых, «приписывание» христианству своих поклонений небу и земле, воде и огню, определенным деревьям и животным. Двоеверие проявляется в почитании христианских святых и одновременно в поклонении олицетворенным силам природы, в синкретизме обрядовой практики. Украинская духовность выражается в подходе к семье как Богом санкционированной святости, что подтверждает праздничный сноп Дидух, которого ставят на почетном месте как символ первого предка Рода, и Прадеда всего народа, и Творца, и Господина мира, при этом солярная привязанность обряда внесении снопа в дом в период зимнего солнцестояния делает его проявлением рождения, омоложения, ожидания доброго и святого. Среди особенностей, присущей украинской духовности, принадлежит также свобода религиозного мышления, неприятие ортодоксии религии, почитание Библии как святыни часто при незнании ее содержания, обрядоверие, что выражается в соблюдении обрядов, участии в календарных праздниках, которые осознавались украинским народом как выражение национального культурного созидания, причастности к своему этносу, уважение к священству сочетается с пренебрежением к проповедуемому христианством аскетизму и т.д.

Религиозная духовность украинцев прежде всего проявляется в подсознательной уверенности в существование сверхъестественного, абсолютного, в Божием присутствии. По определению известного украинского философа Юркевича П. Д. украинская духовность является кордоцентрической, поскольку связана прежде всего с эмоционально-чувственным восприятием мира и выступает как форма эмоционального отношения человека к действительности и божеству. Основа религиозного сознания человеческого рода лежит в сердце человека, а сама религия не есть нечто постороннее для его духовной природы. Это означает, что в жизни человека, в его мировоззрении главную роль – мотивационную и движущую – играют не умственно-рациональные силы, а скорее силы его эмоций, чувств, образно говоря, сила человеческого сердца. Кордоцентрическая религиозность является простой и не требует создания каких-либо затеоретизированных богословских систем, она проявляется прежде всего в чувственно-религиозном отношении к жизни, в религиозной окраске поисков жизненной правды [5, с. 69-103].

Как интроверсную нацию украинцев характеризует перенос религиозности в сферу индивидуальной, внутренней набожности, что сочетается с высоким уровнем суеверия (англ. superstitiousness). Украинцы никогда и никому силой не навязывали своих верований, не были фанатиками относительно формы религиозности, но произвольно ее изменяли согласно своим реальным жизненным потребностям. Некоторое равнодушие к конфессиональным различиям прослеживается в возможности удовлетворять свои религиозные потребности в культовых сооружениях любой другой конфессии или в домашних условиях, а также не учитывая как препятствие для образования семьи конфессиональные различия. Украинская религия, – отмечает Григорьев Н. Я. – существовала не только для неба, но и для земли, и дела Божьи отличала от человеческих [6, с. 42]. Наряду с этим атеизм понимается как такой, что не противоречит свободному выбору человека в своей деятельности и заключается не в освобождении сознания людей от религиозных представлений, а в утверждении человека в таком бытии, которое исключает необходимость обращения его за помощью к сверхъестественным силам тогда и там, где он действует сам. То есть не надеясь на постоянную помощь и содействие Бога, поскольку человек наделен им свободой воли [7, с. 22-24].

После провозглашения независимости Украины в 1991 г. сеть религиозных организаций умеренными, однако постоянными темпами, растет. Понятие «религиозные организации» охватывает религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций [8, ст. 7]. По данным отчета Министерства культуры Украины на 1 января 2014 г. религиозная сеть в Украине представлена 57 вероисповедными направлениям, в рамках которых действует 37209 религиозных организаций, в том числе 89 центров и 297 управлений (епархий, диецезий и т.д.), 35646 религиозных общин (делами церкви занимается 32456 священнослужителей, из которых 761 – иностранцы), 519 монастырей (монашеское послушание несут 6917 монахов), 369 миссий, 83 братства, 206 духовных учебных заведения (учится 18229 слушателей), 13104 воскресных школ. Освещением религиозной жизни занимаются 380 церковных печатных средств массовой информации. Для проведения богослужений религиозные организации используют 29807 культовых и приспособленных под молитвенные зданий.

Анализ количественных показателей распространения и распределения религиозных ячеек по территории государства демонстрирует более высокую концентрацию их численности на западе с тенденцией к уменьшению на восток и юг: в восьми областях Западного региона (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая) сконцентрировано 39 процентов религиозной сети государства, в девяти областях Северо-Центрального региона (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области и г. Киев) – 31 процент, в десяти областях Юго-Восточного региона (Автономная Республика Крым, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Харьковская, Херсонская области и г. Севастополь) – 30 процентов. Динамика изменений религиозной сети за последние п’ять лет, демонстрируя увеличение количества религиозных организаций в абсолютных показателях, свидетельствует о незначительном (до 1 процента) перераспределение их концентрации по стране в относительных показателях. Это означает, что созданная в последние годы институциональная сеть религиозных организаций сохраняет на территории государства постоянную конфигурацию, и, учитывая стабильный прирост религиозных ячеек, соответствует религиозным потребностям верующих.

Долгое время население Украины находясь под влиянием навязанных ранее негативных стереотипов с недоверием относилось к религиозным институтам. Но сегодня, как свидетельствуют конкретно-социологические исследования, большая часть ураинцев рассматривает знания о функционировании религии и принципы организации ее институционализированных форм как общественно значимые и необходимые для человека. Институт религиозной свободы, ссылаясь на результаты социологического опроса Центра Разумкова, обнародованные 11 февраля 2013 г. во время пресс-конференции, сообщает, что наибольшим доверием в Украине пользуется церковь, которую поддержали 66,5 процентов респондентов.

Распределение религиозных организаций по вероисповедным направлениям свидетельствует о преобладающей численности в Украине представителей христианских деноминаций [9, с. 20]. Православные, католические и протестантские религиозные организации составляют около 94 процентов религиозной сети государства. По конфессиональному признаку распределение религиозных организаций свидетельствует о доминировании в Украине православия, в состав которого на начало 2014 г. вошло 19357 религиозных организаций. Наиболее многочисленной среди православных церквей Украины является Украинская православная церковь (УПЦ), которая за пять последних лет расширила свою сеть с 11539 ячеек в 2009 г. до 13053 в январе 2014 г. (1514 организаций или 11,6 процентов прироста).

Протестантизм в Украине представлен 10507 религиозными общинами, католицизм – 5079, среди которых 3949 религиозных общин действуют в пределах Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а 1130 – Римско-католической церкви (РКЦ). Следует отметить, что наибольшую часть этноконфессиональных образований в Украине составляют приверженцы ислама, численность которых составляет 1237 религиозных общин, осуществляют религиозную деятельность 310 иудейских общин. Религиозные общины одной из мировых религий – буддизма – насчитывают 62 религиозные организации. Также в Украине действует 51 религиозная организация Общества Сознания Кришны, 52 религиозные организации ориенталистского направлении, 72 религиозные организации Родной украинской национальной веры и 71 религиозная организация язычников, 13 религиозных организаций караимов, 30 – Армянской апостольской церкви, а также 354 других отдельных независимых религиозных организаций, 12 межконфессиональных и 2 зарубежные религиозные организации [10]. Исходя из официальной статистики, ежегодно наблюдается устойчивый рост количества церковно-религиозных институтов в Украине примерно на 2 процента. Динамика роста институциональной сети свидетельствует об исчерпаемости экстенсивного развития религиозной среды в Украине.

Изменение духовной ситуации на переломе эпох способствовало возникновению так называемой постмодернистской религиозной чувственности, когда на первом плане стоит не логически оформленное, рационализированное вероучение, а глубоко прочувствованная реакция человека на окружающий его мир. В таких условиях сегодня можно говорить о процессе постмодернизации христианства. Христианский постмодерн – это не изменение христианского мировоззрения, а своеобразная реакция на длительный, практически безрезультатный эксперимент традиционной теологии по рациональному познанию Бога и его места в жизни человека. Поэтому постмодерн касается не столько вопросов вероучения, логично оформленных богословских учений, а религиозного мироощущения, духовного состояния верующего в его глубоко эмоциональном отношении к Богу, его харизмы.

Индивидуальному сознанию современного верующего, который хоть и существует в какой-то конфессиональной системе, но фактически функционирует в определенной степени выделенным из нее, присущи постмодернистские черты, а именно: размывание самой идеи Бога; произвольный выборочный подход верующего к системе вероучения своей конфессии; амбивалентное состояние религиозности; потеря единоистинности своего конфессионального выбора; потеря религиозностью состояния родовой традиции; несоблюдение традиционно определенных конфессиональных обрядовых форм; религия теряет роль морального императива (замещение этики этикетом религии); подход к конфессиональной обрядовой практике как к одной из возможных культурно-религиозных традиций, выгодных для потребительского мышления, которое предлагает каждому религию на его вкус; инклюзивность западноевропейской, «римской» традиции, способной не только развивать свое, но и впитывать то чужое, что оказывается для нее близким и ценным и способствует тому, что на Западе в религиозную жизнь католиков, англикан, различных протестантов все больше входит православие. Таким образом, человек постмодерна – это человек скепсиса и растерянности [11].

В такой ситуации существует угроза внедрения новых религиозных идей, которые несут в себе не только благо. В последнее время участились попытки легитимизации деструктивных культов, повышается опасность распространения оккультно-магических учений, в том числе в системе образования, использование религиозных чувств и политизация конфессиональной жизни. Угрозу представляет распространение псевдорелигиозных духовных практик «коммерческих культов», построенных по принципу многоуровневого маркетинга (англ. multilevel marketing, MLM). В нынешнюю эпоху тотальной имитации человек только сохраняет иллюзию свободы и перестает осознавать, что ее добровольный выбор ей действительно навязано. В Украине, как и во всем мире, сегодня имеет место религиозная безграмотность. Интерпретация веры лишь как религиозного чувства не учитывает понимания веры, как добродетели, которая всегда имеет рациональный элемент. В условиях религиозной безграмотности человек почти не способен сделать правильный выбор, тогда как вера – это акт разума, поэтому она должна быть сознательной. Необходимо также учитывать, что уважение религиозных чувств других не означает отказ от собственной веры, ведь настоящий диалог между религиями и отдельными конфессиями возможен только отталкиваясь от истины о самой себе.

Построив для себя чрезвычайно сложный мир мы тем самым лишаем себя возможности правильно в нем ориентироваться и, как результат, не всегда отдаем предпочтение хорошо обдуманным решениям. Быстрый темп современной жизни часто не позволяет нам тщательно анализировать. В таких условиях особое значение приобретает правильная интерпретация, умение расставить акценты, используя накопленный опыт на основе базовых духовных принципов [12, с. 2-8]. Становление украинской государственности и развитие религиозных общин, которые оказались в новых для себя социально-политических и социокультурных условиях, все еще продолжается. Религиозные организации не являются преследуемыми, но и не ощущается их поддержка со стороны государства. Часто имеет место политизация религии, использование религиозных организаций для удовлетворения идеологических концепций и политических теорий, удовлетворения своих собственных амбиций представителями власти страны, что в значительной мере влияет на уровень доверия со стороны общества и отвлекает от большего сосредоточения на социальном служении. В этом контексте проблема религиозного духовного самоопределения украинцев остается актуальной.

Перед Украиной сегодня стоит много целей и задач, достижение которых еще только впереди. В условиях исторически поликонфессиональной, а ныне секуляризованной Украины тенденция духовного самоопределения требует очистки от остатков фобий и предвзятости, активной осведомленности о реальных исторических фактах влияния отдельных религиозных течений. Такой подход поможет преодолеть деструктивное наследие и повысит способность принимать правильные решения. Положительным моментом в данной ситуации является открытость украинского общества в условиях свободного духовного выбора.


Библиографический список
  1. Саух П. Ю. Україна на межі тисячоліть: трансформація духу і випробування національним буттям. Рівне: ППФ «Волинські обереги», 2001. 219 с.
  2. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // Логос. М.: Гнозис, 1994. № 6.
  3. Колодний А. М., Филипович Л. О. Релігійна духовність українців: вияви, постаті, стан. Львів: Логос, 1996. 182 с.
  4. Кульчицький О. Ю. Риси характерології українського народу // Енциклопедія українознавства. К.: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України, 1995. Т. 2.
  5. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. 420 с.
  6. Григоріїв Н. Я. Українська національна вдача. Винніпег; Манітоба: Укр. вид. спілка в Канаді, 1941. 60 с.
  7. Франко І. Я. Зібрання творів у 50-и томах. К.: Наукова думка, 1976. Т. 1. 502 с.
  8. Закон України «Про свободу совісті та релігійні організації» // Офіційний сайт Верховної Ради України. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/987-12 (дата обращения: 31.03.2014).
  9. Недавня О.В. До питання християнського вибору Русі-України // Християнство в контексті історії і культури України: зб. матеріалів міжнародної наукової конференції. К., 1997.
  10. Звіт про мережу церков і релігійних організацій в Україні станом на 1 січня 2014 р. Наказ Міністерства культури України від 19.03.2014 р. № 167. // Офіційний сайт Міністерства культури України. URL: http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/354806 (дата обращения: 31.03.2014).
  11. Колодний А. М. Конфесійний плюралізм етапу постмодерну // Релігія в Україні. URL: http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/44945 (дата обращения: 31.03.2014).
  12. Яроцький П. Л. Релігійний фактор у сучасній Україні // Людина і світ. К.: Преса України, 2004. №4.


Все статьи автора «Елена Ярославовна Данилюк»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: