УДК 37.061

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ЕЕ ПРОТЕКАНИЯ

Аниденкова Мария Михайловна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы, уровни адаптации ребенка в школе. Индивидуальная работа с первоклассником.

Ключевые слова: индивидуальная работа, личностный подход, принципы индивидуальной работы, этапы адаптации, этапы индивидуальной работы


PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FIRST-GRADER AT THE SCHOOL, AS ONE OF THE EFFECTIVE CONDITIONS OF ITS OCCURRENCE

Anidenkova Maria Mihailovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
The article describes the main problems, the levels of the child's adaptation to school. Individual work with the first-grader.

Keywords: individual work, individual work steps, personal approach, principles of individual work, stages of adaptation


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Аниденкова М.М. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника в школе, как одно из эффективных условий ее протекания // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6275 (дата обращения: 05.10.2017).

Сегодня на данном этапе развития образования, важную роль играет социально-педагогическое и социально- психологическое сопровождение первоклассника в процессе школьной деятельности. Однако сама проблема адаптации ребенка к школе имеет проблемы, как в педагогики, так и в психологии. Ведь на сколько успешнее пройдет его адаптированный процесс в первый и во второй месяц, на столько и будет его успешность не только в образовательном процессе, но и в личностном, психическом и социальном развитии.

Очевидно, что социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение играет значительную роль в развитии ребенка. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид поддержки и помощи первоклассника, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса [1].

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности[3].

- первый этап, определяется как ориентировочный, то есть, характеризуется бурной реакцией и напряжением всех систем организма. В основном длительность этого этапа 1-3 недели

- второй этап, определяется как неустойчивое приспособление (когда организм ребенка ищет либо находит оптимальные варианты реакций на такие воздействия). Здесь затраты снижаются, реакция начинает затихать.

- третий этап характеризуется тем, что определяется период устойчивого приспособления, то есть, когда организм первоклассника находит подходящие варианты реагирования на нагрузку.

Таким образом, основой благоприятной адаптации первоклассника является:

- установление контакта с учителем и с одноклассниками;

- умение овладевать своими навыками в учебной деятельности;

- сохранение психического, социального, физического здоровья ребенка;

- формирование хорошего поведения.

При исследовании данного вопроса в городе Владимир, можно определить, что психолого-педагогическая адаптация детей первого класса проходит по-разному. В основном 56% детей в школе адаптируются в течении двух месяцев (это может составлять от 6 до 8 недель), другая группа детей 31% имеют наиболее длительный период в процессе адаптации, и есть категория детей (15%), у которых адаптация связана с различными школьными трудностями.

Следовательно, для сопровождения ребенка в первом классе, значительную роль должны играть как учителя, так и другие специалисты (социальный педагог, психолог и логопед) [2]. Каждый специалист в школе должен разрабатывать на весь год индивидуальный план своей работы с детьми. Это в свою очередь поможет тщательно скоординировать свою деятельность, и найти правильный подход к каждому ребенку.

Под индивидуальной работой можно понимать деятельность «один на один», то есть взаимодействие специалиста в школе с конкретным ребенком. В данной работе необходимо применять личностный подход (это принцип педагогической науки, который предусматривает учет индивидуальности личности и воспитания ребенка). Этот подход определяет особое положение первоклассника в воспитательном процессе, и означает становление субъективных отношений. В ее основе, определяется то, что ребенок в школьной среде является не только учеником, но и учеником – личности со своим внутренним миром. Это главный момент при работе специалиста с ребенком. Он должен знать и уметь применять определенные приемы, при которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание специалиста лично к нему, он уважаем, и никто его не может оскорбить.

Следовательно, индивидуальный подход к ребенку в процессе воспитания может предполагать организацию воздействия со стороны педагогов с учетом уровня воспитания и особенностей ребенка. При осуществлении данного подхода, необходимо чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно и целенаправленно.

Таким образом, индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, которая осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она в основном выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

При работе с детьми используя индивидуальный подход, педагоги и специалисты школ должны руководствоваться следующими принципами:

- уважать самооценку личности каждого ребенка;

- вовлекать ученика во все виды деятельности на базе школ, и вне школы;

- развивать и устанавливать деловые межличностные контакты на уровне «ученик – ученик, учитель-ученик»;

- создавать на базе психологической почвы и стимулирования в самовоспитании, которое является эффективным средством реализации программы воспитания.

При индивидуальной работе специалист должен придерживаться несколько этапов:

  1. На первом этапе, необходимо изучить основы научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания. Тут необходимо установить дружеские контакты с первоклассниками, организовать совместную коллективную деятельность и провести диагностирование личности каждого ребенка.
  2. На втором этапе, необходимо продолжать наблюдение за учащимися в разнообразных видов их деятельности: трудовой, творческой, учебно-познавательной, спортивной и других.
  3. На третьем этапе, специалист подходит к проектной деятельности, то есть, он проектирует развитие личностных свойств, качеств школьника и ценностных ориентаций ребенка.
  4. На данном этапе, происходит дальнейшее изучение учащегося, то есть, специалист продолжает изучать поведение и отношение первоклассника в различных ситуациях, позволяет определить систему воспитательных воздействий с учетом особенностей характера, содержания личностных отношений. Тут необходимо использовать определенные методы при работе с конкретным ребенком.
  5. Пятый этап является заключительным. На данном этапе специалист корректирует воспитательные, коллективные и групповые программы при работе с детьми.

    Таким образом, индивидуальная работа с ребенком, является главным принципом в воспитании учащихся. Любой специалист пользуясь таким подходом, достигает положительные результаты при диагностики адаптированности ребенка.


Библиографический список
  1. Аниденкова М.М., Рабинович О.Т. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях образовательного учреждения// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2012». – Выпуск 4. Том 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – ЦИТ: 412-0240. – С.56-58.
  2. М.М. Аниденкова Социальная адаптация детей в первом классе. Научный потенциал молодежи – будущее России. V Всероссийские научные Зворыкинские чтения: сб. тез. докл. Всероссийской межвузовской научной конференции. Муром, 12 апр. 2013 г.– Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2013.–791 с.
  3. Безруких ММ., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. – М: Академия, 1998.


Все статьи автора «Логина Мария»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: